Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 курс / Психология / Mak_Vilyams_N_Psikhoanaliticheskaya_diagnostika_Biblioteka_psikhologii.pdf
Скачиваний:
20
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
50.24 Mб
Скачать

сивными и компульсивными людьми в глаза бросается их фиксация на обеих сторонах конфликта между сотрудничеством и бунтом, инициативой и праздностью, опрятностью и разгильдяйством, по­ рядком и беспорядком, бережливостью и расточительностью и так далее. Похоже, у каждого компульсивно организованного человека по крайней в одном выдвижном ящике царит бардак. Образец до­ бродетели может иметь парадоксальный остров порока: Пол Тиллич, знаменитый теолог, имел обширную коллекцию порнографии; Мартин Лютер Кинг-младший был женолюбом. Вероятно, люди, серьёзно озабоченные собственной правильностью и ответственно­ стью, сражаются с более сильными искушениями к попуститель­ ству, чем большинство из нас; если это так, нас не должно удивлять, когда они лишь частично способны противодействовать своим тём­ ным импульсам.

Паттерны отношений при обсессивной и компульсивной психологии

Один из путей появления людей с обсессивным и компульсив­ ным типом психологии включает наличие родительских фигур, которые устанавливают завышенные стандарты поведения и ожи­ дают их раннего соблюдения. Такие родители склонны постоян­ но и последовательно вознаграждать за хорошее поведение и на­ казывать за проступки. Когда они в основе своей любящие, у них вырастают эмоционально благополучные дети, чьи защиты ве­ дут их в направлениях, которые поддерживают щепетильные при­ верженности родителей. Традиционный стиль воспитания детей, описанный в классических исследованиях достижения мотива­ ции Мак-Клелланда (McClelland, 1961), склонен производить об­ сессивных и компульсивных людей, которые ожидают многого от себя и имеют хороший послужной список реализации своих целей.

Когда родители неразумно взыскательны, или преждевремен­ но требовательны, или порицают не только неприемлемое поведе­ ние, но также сопутствующие ему чувства, мысли и фантазии, об­ сессивные и компульсивные адаптации их детей могут вызывать больше проблем. Мужчина, с которым я работала, вырос на Среднем Западе в строгой протестантской семье, имеющей глубокие религи­ озные убеждения, но поверхностные эмоциональные способности.

Обсессивные и компульсивные личности

409

Его родители надеялись, что он станет священником, и с раннего времени начали работать над тем, чтобы он отказывался от искуше­ ний и изгонял все греховные помыслы. Это послание не представ­ ляло для него проблемы — на самом деле ему оказалось легко это вообразить, учитывая морально возвышенную роль, в которой они так страстно желали его видеть, — до того момента, когда он достиг полового созревания и обнаружил, что сексуальное искушение да­ леко от той абстрактной опасности, какой оно ранее казалось. С тех пор он был полон самокритики, бесконечных рационалистических рассуждений по поводу сексуальной морали и предпринимал геро­ ические усилия, чтобы противодействовать эротическим чувствам, которыми любой мальчик с удовольствием научился бы овладевать

иполучать от них удовольствие.

Спозиции объектных отношений существует примечатель­ ная особенность, общая для обсессивных и компульсивных лю­ дей, — а именно ключевая роль проблем контроля в их родных се­ мьях. В то время как Фрейд (1908) описывал анальную фазу как порождающую прототипическую войну интересов, сторонники те­ ории объектных отношений подчёркивают, что родитель, который был несоразмерно контролирующим в связи с приучением к туа­ лету, вероятно, был столь же контролирующим в вопросах ораль­ ной и эдиповой фаз (и последующих, коли на то пошло). Мать, которая устанавливала законы в ванной комнате, скорее всего, кормила ребёнка по расписанию, требовала, чтобы дневной сон происходил в установленное время, затормаживала спонтанную моторную активность, запрещала мастурбацию, настаивала на об­ щепринятом сексуально-ролевом поведении, наказывала за разго­ воры не по делу и так далее. Отец, который запрещал достаточно, чтобы спровоцировать регресс с эдиповой фазы к анальным про­ блемам, вероятно, также был сдержанным в отношении своего ре­ бёнка в младенческом возрасте, строгим в преддошкольном воз­ расте, авторитарным в его школьные годы.

Мирс (Meares, 2001), цитируя исследования о распространён­ ности страха контаминации у обсессивных людей в диспарантных культурах (таких, как Индия, Япония, Египет), относит его к тре­ воге сепарации, которая возникает из-за родительской чрезмерной вовлечённости и гиперопеки. Обосновывая свои наблюдения теоре­ тической и эмпирической литературой о когнитивном развитии, он высказывает мнение, что гиперопекающие родители встают на пути

410

Глава 13

ребёнка, не давая ему брать на себя небольшие риски, которые необ­ ходимы для развития чувства границы Я, и в контексте недостаточ­ ности этой границы говорит о всемогущем, магическом мышлении, которое находят у обсессивных и компульсивных людей.

Существует более интроективная, ориентированная на «Я-определение» версия обсессивной и компульсивной личности

иболее анаклитическая, или ориентированная на «Я-в-отношениях» (Blatt, 2008). Фрейдистская обсессивно-компульсивная личность (Фрейд, 1913) определённо относится к первому варианту. Когда

яобращаюсь к «традиционной» или «старомодной» обсессивной

икомпульсивной динамике, я обращаюсь к психологии, в которой доминирует вина, а эта психология была распространена во време­ на Фрейда и в его культуре. Сейчас её можно найти во многих со­ временных культурах и субкультурах, но теперь она, кажется, реже встречается в центральных североамериканских сообществах. У тех, о ком я говорю более кратко, мы обычно видим обсессивное пове­ дение, основанное в большей степени на стыде, сфокусированное скорее на том, чтобы выглядеть совершенным перед окружающими,

ане реагировать на собственный, внутренний морально перфекцио­ нистский гироскоп. В первом издании этой книги я следовала фор­ мулировке Кернберга (Kernberg, 1984) что второй тип относится к подмножеству нарциссических личностей, но иной способ концеп­ туализировать менее склонных к вине обсессивно-компульсивных людей подталкивает к тому, чтобы ввести анаклитический вариант обсессивной психологии.

Встаромодных обсессивно-компульсивных семьях контроль может выражаться в морализаторских, вызывающих вину фразах, например: «А ты достаточно ответственный, чтобы кормить свою собаку вовремя?»; или: «Ты уже большая и могла бы быть посерьёз­ нее и больше помогать по дому»; или: «Тебе бы понравилось, если бы с тобой так обращались?» Морализация активно моделирует­ ся. Родители объясняют свои собственные действия на основе того, что правильно («Я не получаю удовольствие от того, что наказы­ ваю тебя, но это ради твоего же блага»). Продуктивное поведение ассоциируется с достоинством, как в теологии кальвинистов «спа­ сение через труд». Идеализируются самоконтроль и отсрочка воз­ награждения.

Всё ещё существует большое количество семей, которые функ­ ционируют таким образом, но в западных индустриальных культурах

Обсессивные и компульсивные личности

411

поп-фрейдистские идеи о тормозящих эффектах слишком морали­ стического воспитания в сочетании с опасностями и катаклизма­ ми XX века, которые выдвигают на первый план принцип «танцуй, пока молодой», а не отсроченное вознаграждение, изменили прак­ тику воспитания детей. Мы видим меньше обсессивных и компуль­ сивных людей, озабоченных моралью, чем во времена Фрейда. Мно­ гие современные семьи, которые упирают на контроль, взращивают компульсивные паттерны через пристыжение, а не взывание к чув­ ству вины. Сообщения вроде: «Что подумают люди, если у тебя бу­ дет лишний вес?»; или: «Другие дети не захотят играть с тобой, если ты будешь себя так вести»; или: «Ты ни за что не попадёшь в кол­ ледж Лиги Плюща121, если не будешь стараться лучше» — стали, согласно многим социальным и клиническим наблюдениям, более распространёнными посланиями на Западе, чем сообщения, под­ чёркивающие главенство индивидуального сознания и моральных смыслов поведения.

Если вы работаете с более современными обсессивными и ком­ пульсивными психопатологиями, это изменение важно понимать (не то чтобы нервная анорексия и булимия были неизвестны в на­ чале века, но практически наверняка они были менее распростра­ нены). Фрейдистского понимания компульсии недостаточно для понимания анорексической или булимической компульсивности; постфрейдистские авторы, исходившие из теории объектных от­ ношений и из исследований привязанности, зависимостей и диссо­ циации, предоставили более клинически полезные формулировки (напр. Bromberg, 2001; Pearlman, 2005; Sands, 2003; Tibon & Roth­ schild, 2009; Yarok, 1993).

С обсессивным и компульсивным типом личности связан ещё один вариант семейной истории, и, что характерно для психоанали­ тических наблюдений, это полярная противоположность атмосфе­ ре чрезмерного контроля и морализма. Некоторые люди ощущают себя лишёнными ясных семейных стандартов, лишёнными повсе­ дневного внимания и присмотра со стороны взрослых, и для того, чтобы подтолкнуть себя к росту, они устанавливают для себя не­ кий идеал поведения и живут с ощущением, будто принадлежат бо­ лее высокой культурной среде. Эти стандарты, поскольку они аб­ страктны и не моделируются людьми, которых ребёнок знает лично,

121 Общее название для нескольких престижных учебных заведений США.

412

Глава 13