Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Обеспечение безопасности образовательного учреж...doc
Скачиваний:
72
Добавлен:
08.11.2019
Размер:
1.7 Mб
Скачать

Глава III. Проблема обеспечения безопасности учащихся

Рассмотрев в предыдущей главе основные виды чрезвычайных ситуаций, которые возможны в образовательных учреждениях, необходимо остановиться на опасностях, которые практически постоянно подавляют учащегося, травмируют его психику. Подрывают здоровье, а, зачастую, ставят под угрозу саму жизнь. К этим опасностям относятся:

- подростковая девиантность;

- безнадзорность, бродяжничество и детская групповая преступность;

- педагогические и психологические ошибки, допускаемые взрослыми в школе и в семье;

- подростковая девиантность.

Основной причиной девиантности (и негативной, и позитивной) является фундаментальное противоречие между относительно равномерно распределенными потребностями людей и существенно неравными возможностями их удовлетворения, определяемыми, прежде всего, местом индивидов и социальных групп в структуре общества, эволюции. Социальная неустроенность и неудовлетворенность на уровне индивидуального поведения толкает людей как на преступления и «уход» - в алкоголь, наркотики или вообще из жиз­ни, так и на творчество - научное, техническое, художественное.

Чрезмерный разрыв между теми, кто имеет все возможности, и теми, кто не имеет никаких возможностей удов­летворения физических, социальных, духовных потребностей, неизбежно при­водит к опасному росту негативных, разрушительных девиаций.

Социально-экономическое неравенство приобретает глобальный злокачественный характер. Происходит разделение стран и социальных групп на «включенных» (inclusive) и «исключенных» (exclusive).

Понятие «исключение» появилось во французской социологии в середи­не 1960-х гг. как характеристика лиц, оказавшихся на обочине экономичес­кого прогресса. Отмечался увеличивающийся разрыв между растущим бла­госостоянием одних (для Франции 1960-х гг. - большинства) и «никому не нужными» другими. Работа Рене Ленуара (1974) показала, что феномен «исключения» приобретает характер не индивидуальной «неудачи», неприспособленности некоторых индивидов («исключенных»), асоциально­го феномена, истоки которого лежат в принципах функционирования совре­менного общества, затрагивая все большее количество людей (Lenoir, 1974). Исключение происходит постепенно, путем накопления трудностей, разры­ва социальных связей, дисквалификации, кризиса идентичности. Появле­ние «новой бедности» обусловлено тем, что «рост благосостояния не элиминирует униженное положение некоторых социальных статусов и возросшую зависимость семей с низким доходом от служб соци­альной помощи. Чувство потери места в обществе может, в конечном счете породить такую же, если не большую неудовлетворенность, что и традици­онные формы бедности».

Я.Глинский, И.Гурвич, М Русакова, Ю.Симпура и Р. Хлопушин в исследовании «Девиантность подростков» в 2001 году делают важные выводы о том, что социально-экономическое неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различным группам (стратам), своеобразно проявляется применительно к подросткам и молодежи.

Во-первых, во всех обществах понятия «старший» и «младший» означают не только возрастные, но и статусные различия. «Понятие «старшинства» име­ет не только описательное, но и ценностное, социально-статусное значение, обозначая некоторое неравенство или, по меньшей мере, ассиметрию прав и обязанностей. Во всех языках понятие « младший » указывает не только на воз­раст, но и на зависимый, подчиненный статус». Различия воз­растные оборачиваются социальным неравенством. Это, судя по высказыва­нию Н. Кристи, взятому в качестве эпиграфа к этому параграфу, характерно для всех стран. И в российском обществе дети, подростки, молодежь страдают не только от непонятости, заброшенности, репрессивных мер «воспитания», но и от нера­венства положения, неравенства шансов - по сравнению с взрослыми - полу­чить жилье, работу, вознаграждение за нее, защитить свои интересы. Подрос­тки отличаются не только повышенной девиантностью, но и повышенной виктимностью (способностью стать жертвой). Так, только в 1998 г. в России были выявлены 103360 несовершеннолетних, потерпевших от преступных посяга­тельств. В результате погибли 3670 подростков, тяжкий вред здоровью причи­нен 6626 несовершеннолетним. 19586 подростков были вовлечены взрослыми в совершение преступлений, зарегистрировано 44164 факта доведения их до алкогольного опьянения, 1653 случая развратных действий, 349 фактов поло­вого сношения и иных действий сексуального характера с детьми. И это - при очень высокой латентности таких деяний по отношению к подросткам.

Во-вторых, противоречия между наличными (и постоянно растущими) потребностями людей и неравными возможностями их удовлетворения при­обретают особенно острый характер применительно к подросткам и молоде­жи. Бурное развитие их физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, желание самоутвердиться в мире взрослых вступают в противоречие с недостаточной социальной зрелостью, отсутствием профессионального и жиз­ненного опыта, невысокой квалификацией (или отсутствием таковой), а, сле­довательно, и невысоким (неопределенным, маргинальным) статусом. Мно­гочисленными социологическими исследованиями выявлена неудовлетворен­ность подростков и молодежи условиями обучения и труда, жилищными ус­ловиями, возможностями проявить себя в творческой деятельности. Эта не­удовлетворенность объясняется объективными обстоятельствами, а не «капризами» молодых.

В-третьих, применительно к подросткам остро стоит проблема «канализирования» энергии, социальной активности в общественно одобряемом или хотя бы допустимом направлении, ибо молодость особенно нуждается в со­циальном признании, самоутверждении опять же при недостаточных возможностях.

Неудовлетворенная потребность в самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя не только в творчестве (что достаточно сложно), но и в негативных формах активности («комплекс Герострата») - насилии, преступлениях (что «проще») или же приводит к ретритизму («уходу», «бегству» - в алкоголь, наркотики, из жизни).

Фундаментальное противоречие между потребностями и возможностями, названное выше, может быть конкретизировано применительно к несовершеннолетним в современном российском обществе, как, например, это делает Г. Забрянский:

• противоречие между целями, к которым общество призывает стре­миться подростков, и теми легальными возможностями, которые оно им предоставляет для их достижения;

• противоречие между расширением возможностей выбора в различных сферах жизнедеятельности и сужением легальных средств реализации этих возможностей;

  • противоречие между расширением потребностей в квалифицирован­ном, престижном и высокооплачиваемом труде и ограниченными возможно­стями их удовлетворения;

  • противоречие между стремлением к богатству и ощущением невоз­можности его достижения легальными способами;

• противоречие между необходимостью усиления социальной и право­вой защиты несовершеннолетних и ограниченными материальными возмож­ностями общества.

Методология изучения девиантности подростков включает все известные методы теоретического и эмпирического анализа, начиная от общенаучных (системный и организационный подходы, синергетика, исторический и срав­нительный, или компаративистский, методы и др.) логических (анализ, синтез и т.п.) до социологических методов сбора первичной информации (наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент, фокус-группа) и психологических тестов.