Скачиваний:
60
Добавлен:
06.06.2023
Размер:
709.09 Кб
Скачать

53. Правовые последствия Тридцатилетней войны и значение Вестфальской системы международных отношений

Тридцатилетняя война явилась первой войной общеевропейского масштаба. В ней участвовало множество государств, прямо или косвенно.

Многолетняя война стала ведущим фактором в определении внешнеполитических интересов и приоритетов практически всех европейских государств. Военные успехи прогабсбургского или антигабсбургского блока, собственное социально-политическое и экономическое положение определяли стратегию и тактику каждого ее участника, тем более что военные действия велись в основном наемными армиями, что позволяло использовать возможности казны для решения государственных задач, в том числе вдали от собственных границ.

В Тридцатилетней войне столкнулись две линии политического развития Европы. Средневековая политическая традиция, воплощенная в стремлении к созданию единой общеевропейской христианской монархии, где понятия «государство» и «интересы нации» никак не совмещались, была связана с политикой австрийских и испанских Габсбургов. Они же возглавляли католическую реакцию в масштабах Европы. Другой принцип политического развития был присущ Англии, Франции, Голландии и Швеции. Он предполагал создание сильных государств на национальной основе. В названных централизованных государствах, кроме Франции, преобладало протестантское вероисповедание. По-разному протекало экономическое развитие противоположных блоков. В антигабсбургский блок входили страны, где ширился капиталистический уклад.

54. Испанская Империя: становление, период расцвета и причины упадка

Становление:

В XV веке начался период внешней экспансии испанского государства. Используя технологии мореплавания, основанные на арабском, итальянском, португальском опыте, Испания совершила прорыв, организовав экспедицию X. Колумба. В 1492 году был открыт Новый Свет. Американские колонии были разделены на вице-королевства — Перу, Новая Испания, Новая Гранада, Ла-Плата. Испания устремилась и на африканский континент. В 1522 году Ф. Магеллан совершил первое в истории кругосветное путешествие. В Европе, в том числе в результате матримониальной политики испанских монархов, под контролем Испании оказались Сардиния, Сицилия, Неаполитанское королевство, а затем и нынешние Нидерланды, Бельгия и Австрия после восшествия в 1519 году на престол Священной Римской империи Карла V из дома Габсбургов.

В период начального этапа освоения Америки между Испанией и Португалией с благословения Папы Александра VI был заключён в 1494 году договор в Тордесильясе.

Экспансия испанского государства имела противоречивые последствия. Первоначальные экономические успехи, обусловленные притоком драгоценных металлов и других ресурсов в страну, достаточно быстро сменились спадом в экономике и резким ростом цен «революция цен»). Государственные финансы не выдержали погони за мировой гегемонией, правительство вводило всё новые налоги, но население оказывалось не в состоянии их платить. С одной стороны, приток рабочей силы в города в результате обезземеливания крестьянства и рост числа ремесленников создавал условия для экономического подъёма, с другой — эмиграция за океан активных молодых мужчин, сокращение сельского населения и растущая нищета становились причинами демографического спада. Имперский дух и увлечение идеями морских странствий обернулись безразличием дворянства к проблемам внутренней политики. В стремлении к абсолютной монархии испанские короли исключительно редко созывали кортесы.

В 1556 году Карл V отрёкся от престола и разделил империю между сыном Филиппом и братом — эрцгерцогом Австрии Фердинандом I. Новый испанский монарх Филипп II в 1557 году был вынужден объявить о банкротстве казны, однако не пожелал отказываться от идеи великой империи, которой грозили две опасности — восстание в Нидерландах и рост влияния Англии.

В ходе буржуазной революции в Нидерландах (1566–1609 годы) Испания утратила контроль над Северными Нидерландами (Южные Нидерланды — современные Бельгия и Люксембург — оставались под властью испанских Габсбургов до 1713 года). В 1580 году на условиях определённой автономии в составе Испании оказалась Португалия, потерявшая в ходе африканской военной экспедиции молодого короля, который не был женат и не оставил потомства. Однако уже в 1640 году после всеобщего восстания Португалия вернула себе независимость. Испания неоднократно пыталась военным путём восстановить прежнее положение и признала независимость Португалии лишь в 1668 году.

Период рассвета:

Окончание Реконкисты и начало завоевания Америки позволили Испании ненадолго стать сильнейшей в политическом отношении державой Европы. Амбиции многочисленного испанского дворянства (идальго) и воодушевление от успеха многовековой «священной войны» под знаменами католической веры сделали испанскую армию одной из сильнейших в мире и требовали новых военных побед.

Уже в войнах за Италию в 1504 году Испанией был завоеван Неаполь. Наследницей Фердинанда и Изабеллы была их старшая дочь Хуана, вышедшая замуж за Филиппа I, сына императора Максимилиана I Габсбурга. Когда Филипп в 1506 году умер молодым, а Хуана сошла с ума, опекуном её сына Карла кастильскими сословиями назначен был Фердинанд, в 1509 году завоевавший Оран и в 1512 году присоединивший к Испании Наварру. После смерти Фердинанда (1516) кардинал Химéнес принял регентство до прибытия молодого короля Карла I, который в 1517 году стал управлять лично. Карл из дома Габсбургов в 1519 году становится под именем Карла V также императором Священной Римской империи.

Когда Карл в 1519 году выбран был германским императором (как Карл V) и поэтому снова оставил Испанию (1520 год), возникло возмущение комунéрос — протест против абсолютизма Карла и его нидерландских советников во имя национальных учреждений Иберии. Движение комунерос приняло совершенно демократический характер, но победой дворянского ополчения при Вильяларе (21 апреля 1521 года) и казнью Падильи восстание было усмирено.

Карл V издал полную амнистию, но воспользовался страхом, который движение нагнало на дворянство, для того, чтобы сузить старые льготы и вольности. Кóртесы оказались неспособными к противодействию правительству, дворянство стало смотреть на лояльность как на главную свою обязанность, а народ терпеливо подчинился королевской власти и её завоевательным планам. Кортесы беспрекословно стали снабжать Карла V деньгами для войны с Францией, предприятий против мавров в Африке, подавления Шмалькальденского союза в Германии. За Габсбургов и за распространение римско-католической веры испанские войска бились на берегах По и Эльбы, в Мексике и Перу.

Между тем в самой стране трудолюбивые мориски притеснялись и изгонялись, тысячи испанцев посылались инквизицией на костры, каждое поползновение к свободе подавлялось; промышленность, торговля и земледелие гибли от произвольной системы налогов. Не только дворянство, но и крестьяне и горожане стремились на войну и на государственную службу; на прочие городские и сельские занятия смотрели с презрением. Церковь владела большими пространствами земли, поступавшими к ней в ущерб прямым наследникам; земли эти пустели или обращались в пастбища, и количество возделанной земли все более и более уменьшалось. Торговля перешла в руки иностранцев, извлекавших выгоды, как и из Испании, так и из колоний её.

Причины падения:

1. В немалой степени Испанию погубило отсутствие государственного единства. Целью великих европейских держав было объединение разрозненных средневековых провинций в централизованное государство с единой властью, законами и системой управления. Путь Испании к объединению был сложен и долог. Первые короли объединённой Испании — Фердинанд и Изабелла — на самом деле оставались правителями отдельных королевств — Кастилии и Арагона.

2. 2. Зависимость от иноземцев. Короли Испании не могли положиться на значительную часть собственных подданных. Это вынуждало правителей обращаться к иноземцам, которые не только требовали за свои услуги немалые суммы, но и занимали множество важных постов в системе управления государством, армии, финансах и торговле. Испания XVI–XVII веков — в это время в Европе уже формировались национальные государства — была удивительно космополитическим королевством. Здесь легко можно было встретить итальянца, немца, голландца, португальца. Испанцы копили недовольство и не без основания считали, что чужаки захватывают принадлежащие им по праву места. И это совсем не способствовало национальному единству. Более того, среди испанцев — и прежде всего кастильцев — сложился стереотип: единственное, чем стоит заниматься, — это воевать, служить богу или королю.

Развитие промышленности и торговли оказалось полностью в руках иноземцев. Постепенно складывалась ситуация, когда отдалённые провинции — Фландрия, Нидерланды и Италия — становились богаче, чем главная опора трона — Кастилия. Кастильцы беднели и массово покидали родину, надеясь на лучшую долю в колониях.

3. Научное отставание. В основе процветания любого европейского государства, начиная с эпохи Возрождения, лежала наука. Именно научные открытия позволили бедной ресурсами и малонаселённой Европе обойти богатые и могущественные восточные державы — от воинственных османов до гигантского Китая и богатейшей Индии. Благодаря прогрессу европейские армии стали непобедимыми, европейские корабли плавали по океанам, достигая самых отдалённых уголков планеты, а общественные институты Европы распространились по всеми миру и стали образцом для подражания.

4. Бедность. Слабый технический прогресс, необходимость заимствовать чужие достижения, а также господство в экономической жизни страны иноземцев не делали Испанию богаче. Огромные деньги, поступавшие из колоний, немедленно тратились на сохранение единства государства, подкуп врагов, оплату наёмников или закупку иностранных товаров.

Сердце государства — Кастилия, — бывшая в начале XV века относительно небогатой землёй, оставалась такой и два столетия спустя, после настоящего золотого дождя, пролившегося над империей. В то время как фламандцы или итальянские города сказочно обогащались, работая на Испанию, её коренные территории оставались столь же бедными, какими были к моменту завершения Реконкисты. Собственное производство находилось в очень плохом состоянии, большинство товаров закупалась за рубежом.

5. Отсутствие национального единства. Ещё одной проблемой империи стало отсутствие единой испанской нации. В эпоху, когда национальные государства уже зарождались, а первые абсолютистские монархии провозглашали свой национальный характер, Испания продолжала оставаться конгломератом различных народов.

6. Мессианство. Последнее, что добило испанскую империю, — мессианская идеология. Испанцы, создавшие сильнейшее государство Европы, считали, что именно их образ жизни является самым правильным. Они были уверены в своём превосходстве и праве заставлять другие народы жить по приказам, приходящим из Мадрида. К тому же испанцы были фанатичными католиками. Поэтому начавшаяся в Европе Реформация привела их в лагерь самых яростных противников протестантизма. Испанские короли и знать сделали вывод: только Испания способна защитить истинную веру от посягательств еретиков.