Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
РОМАНТИЗМ КАК МИРОПОНИМАНИЕ И ПОЭЗИЯ МЕЧТЫ (кни...doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
21.08.2019
Размер:
1.74 Mб
Скачать

Заключение

Поэт – величина неизменная. Могут устаревать его язык, его приемы; но сущность его не устаревает.

А. Блок

Романтизм Александра Грина интересен и в плане общеевропейских тенденций в искусстве, и с точки зрения развития русской литературы ХХ века. Творчество писателя подтверждает суждение исследователей (от Ф. Новалиса до А. Блока, Б. Рассела и А. Карельского) о том, что романтизм как тип художественного сознания не исчерпан искусством ХIХ века и не поглощен последующим развитием реализма. Его концепция жизни опережает возможности одной эпохи, отражает извечную потребность человека в духовном порыве объять бесконечность окружающего мира, утвердить значение мечты.

Романтизм может появиться там и тогда, где созревает потребность в подобном способе самовыражения. Его пафос особенно активен в периоды крупных общественных сдвигов, когда обостряется восприятие жизни, возникают благоприятные условия для идеальных устремлений и воплощения их не только в объективных формах, но и в субъективных. Романтическая традиция может предстать как дополняющее явление в других методах (романтическое стилевое течение, романтика), как новое качество художественных движений XX века (субъективизм, свобода воображения, условность) в процессе духовного самоутверждения личности.

На этой основе в России начала XX века возникло романтическое «томление духа», которое сопутствовало развитию художественной культуры. В литературе оно проявилось в исканиях символизма, неоромантизма, в творчестве В. Короленко, М. Горького, А. Куприна, А. Грина, Ю. Яновского, Э. Багрицкого, К. Паустовского и других.

Творчество А. Грина подтверждает жизнеспособность романтизма и возможность его существования в иную эпоху. Оно позволяет осмыслить общеевропейские тенденции в литературе с привлечением самобытной русской прозы, вбирающей в себя разные исторические культуры (от фольклора до современной цивилизации) и национальные традиции.

А. Грин – явление особое в русской литературе XX века; он – единственный писатель, который был верен романтизму до конца. В отличие от большинства художников, отдавших дань романтическим увлечениям и вернувшихся к реализму, Грин прошел эволюцию от реалистического творчества к романтизму. Это свидетельствует о его неудовлетворенности существующими способами отражения и потребности утвердить свои идеалы в более открытой форме и в ином культурном ракурсе.

Романтическая концепция жизни у Грина диалектична и современна. Она включает взаимодействие духовного и материального, внутреннего и внешнего, сознательного и иррационального. Чувство движения, изменчивости бытия развито у Грина с необычайной остротой и совершенством; оно подчёркивается всеми средствами искусства: динамичным сюжетом с острыми конфликтами и интригами, сменой мотивов, пространственными и временными ощущениями, пластикой изображения. Обилие романтической атрибутики (двойники, загадочные ситуации, таинственные голоса, превращения и т. д.) призваны оттенить неуловимость и текучесть жизни.

Проза Грина впитала в себя характерные компоненты романтизма (особенный герой в необычной обстановке, конфликт духовности и косности, сказочность ситуаций, панпоэтизм и др.). Одновременно она значительна творческой индивидуальностью художника: поэзия мечты и воображения, принцип случайности, аффектация, чудесные превращения, аналитический психологизм, ассоциативность.

В раскрытии психологии человека Грин преодолевал рационалистический подход и нормативность, утверждал неповторимость психических свойств личности. Аналитический метод, использованный им, выявлял психику в ее контрастах, необычных сочетаниях и переходах. Результатом этого явилось предпочтение случайного характерному, исключительного типическому, условного реальному. Писатель открывал тонкие стороны душевного мира человека, проникал в область подсознательного и интуитивного. Он стремился понять причудливые законы мышления и психики, обогатить представление о внутренней жизни человека.

Проза Грина таит в себе подлинную поэзию, покоряет чистотой и свежестью слова. Искусство писателя привлекает не только романтической сущностью и достоинствами, которые неизбежно присутствуют в произведениях данного типа. Грин неповторим как художник XX века, вбирающий в себя остроту, напряженность и драматизм взгляда на мир, интеллектуальность мышления, лаконизм и оригинальность поэтических средств. Его произведения овеяны поэзией юношества, наполнены жаждой необыкновенного, чуткостью к красоте. И одновременно – это поэзия мужества, воли, высоких представлений о том, как надлежит вести себя человеку в трудных испытаниях. Героев Грина отличает внутренняя цельность, твердость нравственных позиций, бескорыстие поступков. Наряду с этим искусство Грина – открытие тайн жизни, готовность испытать то, что скрыто за гранью очевидного, довериться зову неизведанного. Его проза возвращает читателю ощущение праздника жизни, несводимости ее к любым версиям и представлениям, претендующим на несомненность.

По сути жизненного поведения Грин – мужественный стоик. Он сознавал, что его время жестоко и непредсказуемо, но считал своим долгом защитить тех, кто несмотря ни на что таил мечту о более гуманных и совершенных отношениях. Писатель надеялся, что рано или поздно люди осознают значимость отпущенной им жизни, воспримут истинность духовных ценностей, которые он отстаивал. Эта надежда, подтвержденная судьбами его героев, передается как завещание художника и поддерживает нас в нынешних испытаниях.