Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Karassyova_RELIGIOVEDENIE_Konspekt.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
1.08 Mб
Скачать

12.2. Миф как развернутый символический образ

Религиозный символ (как и любой другой), как уже указано, имеет двойственный характер: в нем сопряжены 1) манифестация абсолютного содержания и 2) реакция на это содержание воспринимающей личности. В этом смысле символ есть также момент развертывания внутреннего содержания личности, причем личность здесь может быть понята и как индивидуальная, и как коллективная (целостность семьи, рода, любого другого человеческого сообщества). Символ как сложный, развернутый личностный образ, т.е. как сюжетно (в цепи моментов) развернутый личностный смысл есть миф148.

Миф – это сложный символический образ, который упорядочивает (трактует) опыт непосредственно-целостного восприятия реальности. В мифе отражается первичное самоопределение человека, который впервые распознает и называет (означивает) реальность, делает возможным свое общение с ней, свое присутствие в ней.

В религиозном же опыте символические образы абсолютного делают возможным присутствие человека в горизонте абсолютного. В усложнении вырабатываемых человеком образов абсолютного отражается процесс самораскрытия человеческой личности. В двойственном процессе означивания абсолютного и самоопределения в отношении его религиозной личности заключается религиозная функция мифа.

Динамика религий и усложнение религиозного символизма (мифологии)

Развитие149 религий может рассматриваться, во-первых, как процесс прояснения и углубления религиозной интуиции (или интуиции абсолютного, лежащей в глубине человеческого существа), и, во-вторых, как процесс прояснения и обретения человеком полноты собственной индивидуальности (вплоть до осознания и осуществления себя (в том или ином символическом образе) как духовной, или религиозной личности). Оба процесса находятся в отношении прямого соответствия, а именно: развитие религий показывает, что образы абсолютного всегда были настолько сложны и глубоки, насколько сложна и глубока была формирующая их человеческая личность. Поэтому динамику религий можно представить как историю самосознания и самоопределения религиозной личности, данную в сложных символических системах (системах мифов)150. (Под личностью здесь можно понимать как индивида, так и коллектив, осознающий себя по тем или иным признакам единой общностью, например: семья, род, племя, этнос, нация; клан, община, сословие; группа, секта, движение; т.д.). Действительно, самая общая историческая классификация мифологий показывает, что человек (более или менее последовательно) осознавал себя: как природное существо – в природных (ландшафтных, тотемных, астральных) мифах периода первобытных религий; как коллективное существо – в политеистических (о семейных иерархиях богов) мифах ранних архаических религий; как нравственное (теономное или автономное) существо – в исторических и эсхатологических мифах зрелых архаических религий (иудаизм, зороастризм); как свободное (самодеятельное, духовное) существо – в мифах спасения мировых исторических религий. Однако углубление и усложнение религиозного самосознания – процесс не линейный, и эволюционные линии в нем можно выделить лишь в качестве самых общих тенденций, только при сопоставлении религиозных традиций всей человеческой цивилизации (причем не только в хронологическом, но и в морфологическом сравнении).