Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
эпидемиология / ВОЕННАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ С ЭПИДЕМИОЛОГИЕЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (1).docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.04.2024
Размер:
291.84 Кб
Скачать
  1. Влияние района расположения войск на инфекционную заболеваемость личного состава

В войсках, как и в прочих коллективах, интенсивность эпидемического процесса обусловливается комплексом внешних и внутренних факторов.

Среди внешних факторов значительное влияние на распространение инфекционных болезней имеет район дислокации с его климато-географическими и социальными особенностями. Кроме этого, этот район может быть на территории природного очага какой-либо инфекции.

Внутренние факторы развития эпидемического процесса в войсках

Соответственно теории саморегуляции паразитарных систем, формированию эпидемического варианта возбудителей антропонозных инфекций содействуют: 1) факторы, активизирующие механизм передачи; 2) разнообразные формы «перемешивания» людей; 3) факторы, повышающие восприимчивость организма к инфекциям, снижая его резистентность. Это - внутренние факторы развития эпидемического процесса в войсках.

Существенно активизирует механизм передачи такой фактор, как казарменное размещение личного состава. Так, заражение инфекциями дыхательных путей (ОРВИ, менингококковая инфекция, корь, краснуха, ангина и пр.) происходит чаще в спальных помещениях казарм, где в особенности значительная скученность людей. В случае полевого расположения войск инфекции с капельным механизмом передачи распространяются значительно хуже.

Весомой эпидемиологической предпосылкой распространения кишечных инфекций является коллективное питание (инфицирование происходит преимущественно в столовой или через полевую кухню), что приводит к заражению больших групп людей. Кроме целого ряда неблагоприятных в эпидемиологическом плане предпосылок (санитарно-коммунальная неустроенность, недостаточный санитарно-гигиенический уровень, в особенности в полевых и военных условиях, сохранение продуктов питания в неприспособленных для этого помещениях, вынужденное употребление термически необработанной пищи и тому подобное), является еще и то, что в армии традиционно заведен сменный наряд на воинских кухнях и столовых, а следовательно - возможный доступ к пищевым продуктам носителей или даже больных кишечными инфекциями.

Одним из самых важных факторов, влияющих на заболеваемость личного состава многими инфекционными болезнями, является периодическое его «перемешивание», связанное прежде всего с беспрерывным приемом пополнения, доукомплектованием и переукомплектовыванием частей, прикомандированием специалистов и пр. Ведь среди новоприбывших могут быть лица, зараженные теми или иными инфекционными болезнями. Реальность этого пути определяется степенью распространения инфекции среди населения, а также полнотой проведения противоэпидемических мероприятий на призывных и сборных пунктах. Эпидемиологические последствия этого бывают различными в зависимости от того, резервационный (не вирулентный) или эпидемический вариант возбудителя занесен в часть.

В гетерогенной популяции людей всегда есть слой носителей резервационных вариантов возбудителя. Эта доля при различных инфекционных болезнях колеблется от долей процента до 10 % и больше. Следовательно, при формировании больших воинских коллективов всегда заносятся резервационные варианты возбудителя не ликвидированных антропонозов. Заболеваемость будет возникать в случае прибытия неиммунных лиц («горючего материала») в замкнутый иммунный коллектив с бессимптомными формами инфекции. Например, описаны заболевания рекрутов дифтерией, непривитых от этой инфекции, которое связывались с попаданием в иммунный солдатский коллектив, в котором были здоровые носители коринебактерий. Характерна высокая заболеваемость молодого пополнения менингококковой, аденовирусной инфекцией и ангиной. Такие заболевания даже получили название «болезней рекрутов».

Среди факторов, которые повышают восприимчивость организма к инфекциям, снижая его резистентность, необходимо выделить длительное физическое и нервно-психическое напряжение во время боя, а также возможное применение противником ядерной оружия.

Сроки «перемешивания» личного состава влияют на годовую динамику заболеваемости. Специальные наблюдения показывают, что заражение военнослужащих инфекциями дыхательных путей происходит чаще в спальных помещениях казарм. Установлено, что на интенсивность развития эпидемического процесса при таких инфекциях влияет площадь и объем спального помещения на один человека. Влияние этого фактора (замкнутое пространство) закономерно снижается в условиях полевого расположения, когда личный состав на протяжении непродолжительного времени размещается небольшими группами.

Эпидемиологически значащим для кишечных инфекций фактором является общественное питание (заражение кишечными инфекциями происходит преимущественно в столовой). Если создаются условия для такой передачи, питание в одной кухне приводит к риску инфицирования больших групп людей. Условия полевого питания личного состава характеризуются определенной децентрализацией. Опасность развития больших пищевых эпидемий при таком варианте питания уменьшается. Тем не менее по суммарным эпидемиологическим последствиям децентрализованное питание более неблагоприятно, поскольку возможности санитарно-гигиенического контроля за таким питанием уменьшаются. В определенной мере это касается и водоснабжение.

При конечной оценке условий, которые влияют на распространение кишечных инфекций, надлежит учитывать и влияние особенностей фекального загрязнения территории при полевом и казарменном расположении войск. Маневровый характер боевых действий приводит к частой передислокации войск. Фекальное загрязнение территорий не успевает накапливаться до критических уровней, достаточных для активизации механизма передачи возбудителя. Тем не менее эти условия создаются при продолжительном расположении войск в полевых условиях. Об этом свидетельствуют исторические данные, когда шигеллез называли болезнью стрельбищ. Наряду с этим опыт боевых действий американских войск в районе Тихого океана свидетельствует о том, что заражение некоторыми природно-очаговыми инфекциями (цуцугамуши) происходило в самый раз в ходе боевых действий (бой, патрулирование территории и пр.). Как раз поэтому годовая динамика заболеваемости лихорадкой цуцугамуши в американских войсках целиком зависела от активности боевых действий.

Первые три места в общей структуре заболеваемости личного состава срочной службы и офицеров принадлежит инфекционным и паразитарным болезням, болезням кожи и подкожной клетчатки, а также болезням органов дыхания. Это требует проведения широкомасштабных целенаправленных исследований. Значительную роль в этом, по-видимому, играют омоложение офицерского состава и ухудшение бытовых условий военнослужащих.

Миграция призывников от местожительств к местам дислокации учебных частей, в которых не всегда бытовые условия отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, обусловливает повышение уровня инфекционной заболеваемости дважды в год. По истечении обучения солдаты распределяются в войска по всем регионам Украины, что приводит к занесению отдельных заболеваний в местности, где они не регистрируются среди коренных жителей.

Путем эпидемиологического анализа установлено, что на формирование структуры инфекционной заболеваемости в Вооруженных силах РФ и Украины повлияли: недостаточное обеспечение личного состава доброкачественной питьевой водой, санитарные нарушения во время эксплуатации систем и сооружений водоснабжения воинских городков, недостатки в технологии приготовления пищи, недостаточный медицинский контроль за состоянием здоровья работников пищеблоков и суточным нарядом солдатских столовых, неблагоприятная тенденция заболеваемости дифтерией гражданского населения.

Общими недостатками для всех войск РФ и Украины является несоответствие питьевой воды стандартам качества по бактериологическим показателям, прорывы труб водопроводной сети, недостаточное количество горюче-смазочных материалов для подвоза воды, отсутствие производственного лабораторного контроля квартирно-эксплуатационной службы за качеством воды, подтопление обзорных водопроводных колодцев канализационными водами, а также постоянный дефицит препаратов для обеззараживания воды. Примитивное техническое решение этого вопроса ведет к недостаточному содержанию остаточного хлора в конечных точках водопотребления и т.д.