Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Социология фаворитизма

..pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
6.43 Mб
Скачать

Данными 2012 года подтвердилось, что высокая оплата труда коррелирует со средним образованием, а низкая и средняя оплата труда с высшим образованием (обслуживающий труд в бытовой сфере и торговле выше, чем исполнительский и творческий в сфере труда и науки в промышленности). Идет снижение качества общества: продвижение осуществляется не по способностям, а по фаворитным качествам. Высокий личностный потенциал оказался задвинутым в тень. Настал час посредственностей, которые выходят сухими из воды, тщательно «вписываются в ситуацию». Исследование показало, что фаворит – «второй человек» в коллективе.

В символическом мире он сторонник общественной собственности. Возможность выхода к свободе видит в факторе созревания гражданского самосознания. Эта позиция отличается от взглядов лидера на свободу. Лидер в символическом мире настолько грамотен и разделяет позицию большинства, что считает «абсолютной свободы не существует», а в ритуальных формах поведения в повседневной реальности – «свобода – возможность выбора». Фаворит же как субъект актуальной истории в текущей социальной ситуации стремится к символическим и организационным ресурсам самосохранения, вместе с тем он осуждает человеческие массы, не желающие ничего менять. Он видит, что после всех переломов внутренней политики народ удовлетворен ситуацией бесперебойного обеспечения собственных потребностей существования.

В истории предков семей фаворитов старшего поколения Алтайского края выделены три фактора: Великая Отечественная война, гражданская война и раскулачивание, т.е. городские и сельские предки дали крепкие и гибкие ростки для будущего. Война рассматривается фаворитом в ее противоречивости, как фактор, испытывающей народ и государство, война несет «гибель людей и прогресс техники».

Определяя историческое место России, фаворит в обоих исследованиях, основном и повторном, отмечает, что Россия

271

находится в вечном переходном состоянии. Среднее поколение фаворитов в Алтайском крае критически смотрит на сегодняшнюю ситуацию в стране, но в такой же мере 50/50 одни со скепсисом, другие с оптимизмом смотрят на будущее России.

Конформист в старшем поколении сельскохозяйственных районов РФ, в частности Алтайского края, это нередко – участник свершающихся событий. В социально-экономических и политических ориентациях эта часть конформистов, директоров и работников библиотек, служащих в сфере управления определенно и решительно на стороне собственности трудящихся. Исходной жизненной ценностью для конформистов в 2002 и в 2012 году была и остается оплата по труду. В качестве справедливого жизненного порядка они считают исходное равенство возможностей. Исходя из этого, фаворитизм должен на местах контролироваться государством. Хотя конформисты адаптируются к любой определенной ситуации, но есть такие пограничные ситуации, когда они не удовлетворены большой политикой и считают, что поведение фаворита при «выходящих из берегов» норм должно контролироваться государством (законом). Если в симбиозе лидера и фаворита превалирует неравноправие, это уже не симбиоз, а, возможно, жесткое подчинение. Теперь уже человек-масса наблюдает за действиями симбиоза «лидер – фаворит». В утверждении, что фаворитизм – плотное кольцо властолюбцев, конформист солидарен с маргиналом163.

163 Петербургские авторы отмечают, что «основополагающим в сфере таких конфликтов является дифференциация человеческого поведения на добро и зло. …добро есть поступок, соответствующий некоторому интерсубъективному идеалу, а зло – несовместимо с этим идеалом. ... Мораль – это система правил поведения, диктуемая определенным интерсубъективным идеалом. Поэтому первичным понятием является здесь не система моральных норм, а идеал, определяющий эту систему. Колебания самоорганизующейся системы между добром и злом приводят в долгосрочной перспективе к ее балансированию между тоталитаризмом (культом порядка и ответственности) и анархизмом (культом хаоса и свободы). Обратим внимание, что возникновение в обществе тяги к тоталитаризму или анархизму отнюдь не случайное явление и не плод некоего иррационального злого умысла: тоталитаризм есть закономерная

272

Устойчивых конформистов среди женщин-гуманитариев вдвое больше, чем среди мужчин-инженеров технического комплекса. Соответственно с этикой пола среди женщин вдвое больше лиц сдвинуто в статус аутсайдеров в своих коллективах

сизменением большой социетальной системой.

Вцелом значение событий для конформиста вырастает из тех способов, которыми другие люди действуют в отношении него самого. Они живут в мирах объектов и руководствуются значением этих объектов при ориентации и действии. Конформистам приходится определенным образом приспосабливать свою линию деятельности к действиям других. Тем не менее при явной дифференциации по ролям конформист выразил общее весомое отношение к типу собственности, к месту фаворита в обществе.

Большинство конформистов старшего возраста в 2002 году склонялись к мнению о том, что фаворит – это любимец высокопоставленного лица, влияющий на него и обретающий славу, почести, богатство, т.е. имели традиционное представление. Тогда как в 2012 году конформист считает, что фаворит – любимец, влияющий на власть и толпу, здесь контекстом идет речь о большой политике (о внешней системе), на которую снизу влияния нет. Как и весь народ, больше трети предков семей конформистов коснулась Великая Отечественная война (36,0 %), каждого десятого – события государства (гражданские «разборки»): раскулачивания, чеченские войны, и каждый десятый из предков и родственников отмечен наградами.

Впоследнем двадцатилетии почти у каждой десятой семьи

оказались отрезанными от близких родственники, живущие в республиках СНГ, за пределами России. Никто из предков данной политической индифферентной группы не подвергался

защитная реакция самоорганизующейся системы от анархизма, а последний от тоталитаризма». Бранский В.П., Микайлова И.Г., Зобова М.Р. Проблема «смысла жизни»: общефилософское и общенаучное значение. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. – С. 44.

273

выселениям, миграциям. Семей конформистов не коснулись репрессии, переселение по указу, доносу.

Маргинал – личность всегда в борьбе с самой собой, выявляет неудовлетворенность противоречиями современной социальной ситуацией, сложившейся в современном российском обществе.

Большая часть маргиналов «переливается» в группу аутсайдеров и отверженных. Шаткое положение бюджетников рождает несогласие со складывающейся ситуацией. Безнадежность сельских администраторов сферы культуры относительно возможности положительных перемен ведет к падению жизненного тонуса, это порождает скрытый протест в настроениях общества.

Аутсайдер считает, что страна отстранена от влияния на мировое сообщество. Беспокоит «утечка мозгов» из России. Аутсайдер на стороне строя, где действует распределительное право, а не состязательное. Следует признать, что наше самосознание отличается от навязываемого западного164.

По мнению аутсайдера, фаворит – это всего лишь любимец, его главная способность, ориентируясь в ситуации, не упустить свой шанс. «Совершенствование смены поколений создает эффективную материальную базу для смены социальных идеалов. Выход из круговоротов к “золотому сечению”,

164 Критикуя Запад изнутри, швейцарский журналист и политический деятель, глава «Швейцарского клуба прессы» Ги Меттан на большом историческом материале дал сжатую характеристику западной русофобии: «Россия для Запада по-разному в зависимости от исторического периода – но всегда и во всем – была “слишком”: слишком реакционная и самодержавная по сравнению с конституционными монархиями и республиками XIX века: слишком коммунистическая по сравнению с социал-демократией века XX; слишком “по-путински” консервативная по сравнению с либеральными течениями; слишком ортодоксальная по сравнению с католицизмом и протестантизмом; слишком коллективистская по сравнению с западным культом индивидуализма, слишком большая для одной страны». Меттан Г. Запад – Россия: тысячелетняя война / пер. М. Аннинская, С. Булгакова. – М.: Паулсен, 2016. – 464 с.

274

к “золотой спирали” в законе самоорганизации интерсубъективных идеалов»165.

В исследовании 2012 года в регионах РФ о том, что война – катастрофа для народа, высказались лидеры – 49,5 %, конформисты – 59,7 %, аутсайдеры – полностью. Аутсайдер больше других групп имел «травму» потерь от исторических катаклизмов, войн и социальных пертурбаций. «В человеческой ассоциации, текучем и развивающемся взаимодействия, в котором акт каждого индивида организуется, преломляется, перенаправляется и выстраивается ввиду того, как он учитывает других», – замечание Г. Блумера166. Каждый индивид обретает логику своего символического и ритуального мира, аутсайдер, противостоя лидеру и фавориту, проявляет себя как социализированная и сильная личность.

Если в 2003 году аутсайдер видел во взаимодействии лидера и фаворита «круговую поруку», то в 2012 году полагал, что их стала объединять рациональность. Аутсайдер противопоставил «круговой поруке» собственное понимание свободы как внутренней раскрепощенности личности.

Отверженный (изгой) – личность по тем или иным причинам нередко нарушающая функции нормативно одобряемого образа поведения, ожидаемого от каждого. Отверженный, имея свое мнение, нередко высказывается, не подозревая об иной коллективной спайке ценностей, совсем не по принципу справедливости, моральности, скрываемой сущности, а по неформальному установлению симбиоза «лидер – фаворит».

В группе отверженных студентов Алтайского края 2/3 составили девушки и 1/3 юноши. Отверженными в группах старше

165Бранский В.П., Микайлова И.Г., Зобова М.Р. Проблема «смысла жизни»: общефилософское и общенаучное значение. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. – С. 47–58.

166Блумер Г. Символический интеракционизм: перспектива и метод / пер. с англ. А.М. Корбута; предисл. Р. Пруса. – М.: Элементарные формы, 2017. – С. 185.

275

30 лет обозначилась подавляющая часть служащих. Как ни странно, изгоями ощущает себя треть менеджеров, поскольку призывы к предпринимательству сдерживаются высокими процентами банков под кредит. Совершенно очевидно, что треть рабочих, опущенных на дно социальной структуры, также, безусловно, ощущают себя изгоями. Отверженностью представлено по 15,0 % руководителей, 15,0 % гуманитарной интеллигенции, 15,0 % инженеров. Возрос слой отверженных в Алтайском крае и на Урале среди студенческой молодежи.

Группа «Вера-в-себя» – это, слой людей убежденных в том, что у них все получится. «Вера-в-себя» – стартовая составляющая любого большого успеха в молодежном сознании. Группа, вобравшая в себя индивидов, компенсирующих современное неудовлетворительное состояние окружающего сообщества верой в лучшее собственное будущее.

Интернализованная роль группы «Вера-в-себя» – это внутреннее определение индивидом своего социального положения и отношение к этому положению с вытекающими символическими и ритуальными формами поведения. Здесь сказываются как социально-психологические особенности личности, так и усвоенные ею социальные установки и ценностные ориентации.

Группа «Вера-в-себя» включала в равной мере следующие группы: творческую интеллигенцию, служащих, рабочих, пенсионеров. Среди студентов – это самая большая группа, вместе с тем в целом от 2002 к 2013 году группа уменьшилась в три раза. В старших возрастных группах Алтайского края она сократилась, стала вдвое меньше.

В 2002 году в символическом мире группы «Вера-в-себя» преобладало представление о фаворите как о корыстолюбивом типе, и мотивы его активности – деньги, влияние, почести.

Итак, функционирование символов и ритуалов, применимых к широкому диапазону групп групповых процессов, позволяет сформулировать противоречие кардинальных вопросов

276

жизни общества в сочетании с предложенными обществу ценностями и ограничивающими инициативу сверху практическими шагами улучшения ситуации. Российское общество усиливает одни позиции, снижая другие, главная из них – снижение уровня и качества жизни народа.

Социально ориентированные практические руководители, сами проводящие решения через институты общества, территориальные и региональные общности могут учитывать и принимать во внимание ролевые характеристики групп, исходя из их собственных стратегий. Исследование реального социальнополитического, социально-психологического состояния общества, изменение групповой динамики поколения через десять лет позволяет увидеть самораскрытие роли. Возможность межличностных сравнений позволяет фиксировать различия позиций и схождение мнений на общих полюсах оценки социальной реальности в оценке роли фаворита. Это позволяет перейти к программам, учитывающим моральный потенциал общества. Как в одном из исследований 1980-х годов в Перми на Мотовилихинских заводах рабочий сказал: «С нашим народом можно горы свернуть, но только без обмана». Это – формула отношения народа и власти.

277

ГЛАВА IV. ОТНОШЕНИЕ К ФАВОРИТИЗМУ ГРУПП, РАЗЛИЧНЫХ ПО ТИПУ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

4.1.Типы морального сознания

Вданном разделе речь идет о способах и методах изложения и интерпретации, соответствующих требованиям научного анализа социально-этических реалий.

Коммюнотарность – тип социальной коммуникации, основанный на индивидуальной либо коллективистской основе. Сплоченность на индивидуальной основе наблюдалась на американском Западе (коллективность завоевателей, объединявшихся перед угрозой нападения индейцев). Сплоченность на коллективистской основе имеет место на Востоке («консервативная современность»). Высшее благо для коммюнотариста – благо общества. К человеку и труду он относится как к цели, но никогда как к средству. Коммюнотарист сохраняет хрупкое равновесие между нормами, ориентированными на активное творчество, служение делу и людям, и фоновыми ожиданиями общества – ожиданиями личного жизненного успеха. Очевидно ожидание, с одной стороны, равенства всех перед законом, а с другой – сложившегося в реальности исходного неравенства возможностей. Коммюнотарист отвечает на вызов времени активной помощью другому. Коммюнотарный тип сознания и поведения характерен для большинства женщин. Коммюнотарист (всегда и в настоящем) по своей природе и принципам не совместим

сфаворитизмом. В далеком прошлом лидеры-коммюнотаристы среди мужчин – мудрецы, пророки, поэты. Это высший тип личности по социально-этическому (моральному) сознанию.

Состояния сознания переходного типа постоянно колеблются между двумя позициями «иметь» или «быть». Его деятель-

278

ность особенно широко проявляется на предприятиях в больших городах. В условиях изменения ценностей общества женщины совершили «духовную миграцию» из группы коммюнотаристов, «вливаясь» в группу переходного типа. Руководители нижнего звена производства являются носителями переходного типа морального сознания. В промышленных регионах это – мужчины. В период социальных перестроек переходный тип, являясь лидером в нижнем звене управления, принимает удары на себя, стремясь обеспечить доступными способами условия выживания в коллективе работникам с большими семьями, обеспечивая на предприятиях высокооплачиваемые операции в труде. Доли переходных типов и маргиналов близки к совпадению по объему. Переходный тип, безусловно, сильная личность.

Гедонист – носитель традиций. От Платона, Эпикура и до Рассела этот тип обретал самые разнообразные характеристики. Смысл жизни гедонистов – получать удовольствие от общения с людьми и от работы. Вера доминирует в его сознании. Гедонист тяготеет к ценностям семьи, узкому кругу друзей и комфортному существованию. Если гедонист меняет свою работу, то чаще всего он переходит в сферу обслуживания. Среди гедонистов преобладают в основном здоровые женщины и мужчины. Там, где существует благоприятный режим для мужчин из-за ограниченного приема на работу женщин, доля гедонистов-мужчин увеличивается и становится больше, чем по предприятию в целом. В периоды кризиса уровень гедонизма повышается. Люди уходят с площадей, спасаясь в семье. Когда ценности гедонизма провозглашаются высшим мерилом жизни, это приводит к гибели целые цивилизации. Доля этой ролевой группы в трудовых коллективах невелика. В настоящем в условиях глэм-капитализма гедонист ощущает себя в одних случаях в фаворе, любимцем в поддержании традиций празднеств-корпоративов, в других – отверженным, когда ужесточаются требования к профессиональным качествам в трудовом коллективе.

279

Прагматик является в основном носителем модели экономической рациональности. Прагматик считает, что принципом исторической справедливости является равенство всех перед законом. Кроме того, четыре компонента свободы формируют его дух: возможность делать все, что не запрещено законом; наличие внутренней свободы субъекта; невмешательство государства в частную жизнь человека, а также наличие денег, богатства, благополучия. Чем ближе к финансово-про- мышленным центрам страны расположено сообщество (коллектив), тем выше в нем уровень прагматизма. К прагматизму в основном тяготеют мужчины. Женщины составляют меньшую часть прагматиков. Прагматиками чаще всего становятся выходцы из низкооплачиваемых групп общества. Круг контактов прагматиков ограничивается «нужными людьми». Если лидеры среднего ранга и руководители нижнего звена управления тяготеют к коммюнотарности на коллективистской основе, то фавориты – к индивидуализму и утилитаризму. Лидеры-управленцы высокого ранга на предприятиях, в заводоуправлении, как правило, являются прагматиками167.

Осуществлена серия эмпирических исследований динамики морального сознания в трех регионах РФ методом анкетного опроса. Время проведения 1980–2012 годы, n = 11 110 (рис. 21, 22).

В соотношении ролей лидер выявил реальное оптимальное распределение в группах по типам морального сознания. Лидеров и должно быть в коллективах несколько большее число, чем фаворитов. Руководители высшего и среднего звена и в доперестроечный период были в основном прагматиками большого стиля,

167 Парамонова С.П. Динамика морального сознания. Введение в социо-

логию морали. – 3-е изд-е, перераб. и доп. – Deutschland, Saarbruken: LAP LAMBERT, Academic Publisching GmbH & Co. KG, 2012. – C. 180; 327 (Onlinе-проект № 32 466); Парамонова С.П. Динамика морального сознания: в 2 ч. / Пермь: Издво Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. – Ч. I. Теоретическая и эмпирическая валидизация типов морального сознания. – 217 с.; Ч. II. Эмпирический ма-

териал. – 2014. – 189 c.

280