Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Социология фаворитизма

..pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
6.43 Mб
Скачать

Историческая память лидеров в наибольшей мере удерживает перенесенную трагедию и победное шествие предков семей

вВеликой Отечественной войне. В соответствии с данными

вцелом по обоим массивам исследования и по группе лидеров треть предшествующих поколений семей отдали на фронты Великой Отечественной войны свою активную здоровую часть мужчин. Характер войны в 2002 году лидерами определялся как «катастрофа для народа», в 2012 году акценты в оценке войны

вжизни общества перенесены на суждение: «Война регулирует численность населения, война всегда уносит цвет общества».

Всоответствии с историей страны, спустя сто лет после Первой мировой войны, от 5,0 до 8,0 % помнят об участии вней предков. Каждый десятый из предков лидеров был участником гражданской войны. Каждый десятый в предыдущих поколениях родственников лидеров подвергался репрессиям, каждый десятый– раскулачиваниям, каждый десятый отмечен в Афганской идвух чеченскихвойнах. Каждыйдесятыйотмеченнаградамиправительства. Глубокойтравмой русского этноса оказались 25 миллионов соотечественниковзарубежомРФпослеразвалаСССР(рис. 19).

Прогноз состояний сознания показывает духовную ситуацию современного общества: во-первых, это озабоченность международной напряженностью; во-вторых, ростом безработицы; в-третьих, каждыйдесятыйвстревожен«утечкойумов» изРоссии; в-четвертых, предвидением экономических потрясений (что подтвердилось санкциями Запада); в-пятых, ростом инфляции; в-шестых, невозможностью обеспечить личную безопасность. Социально-экономическая ситуацияРФ– разбалансирована, кризисна154.

154 Речь идет о соединении общего и индивидуального интереса. П. Сорокин в 1970-е годы предложил концепцию конвергенции двух систем, гипотетически строй называл интегральным, свободным от антагонизмов капитализма и централизации социализма. С. Глазьев, используя термин П. Сорокина «интегральный строй», ставит вопрос «о централизованном стратегическом планировании и рыночной конкуренции. Наряду с КНР институты этого нового мирохозяйственного уклада осваивают Индия, страны Индокитая, элементы его мы видим в денежнопромышленной политике ЕС, частно-государственном партнерстве в Японии

251

Лидер в символическом мире настолько грамотен и разделяет позицию большинства, что считает «абсолютной свободы не существует», а в поведенческих (ритуальных) формах поведения в повседневной реальности: «свобода – возможность выбора».

Фаворит – приближенное лицо к лидеру, обладает особым расположением руководителя в обход официальных установлений, принятых законодательством или традицией. Фаворит не всегда выделяется выдающимися или наивысшими профессиональными качествами, но всегда ориентируется в социальной обстановке. Он берет на себя гуманитарно-антропологи- ческую сторону отношений в коллективе, определяя статус каждого в соответствии со своим определением «социального капитала» личности, влияя на лидера.

Фаворит – в символическом мире сторонник общественной собственности. Возможность выхода к свободе видит в факторе созревания гражданского самосознания. Эта позиция даже более прогрессивна и отличается от взглядов лидера на свободу. Фаворит же как субъект актуальной истории – текущей социальной ситуации – стремится к символическим и организационным ресурсам самосохранения. Институты затратны. Фавориту приходится тратить силы на согласование бихевиоральных паттернов на разработку правил принуждения и согласования.

По данному исследованию социально-демографический статус фаворитов в Алтайском крае – это студенты, служащие, гуманитарная интеллигенция. К фаворитизму тяготеют служащие и гуманитарная интеллигенция155. В 2002 году фаворитов по массиву в целом было вдвое больше, чем лидеров

июжной Корее». Глазьев С. Интегральный строй. Оближайшем будущем россий- ско-китайскихвзаимоотношений// Завтра. – 2018. – №30 (1286). – С.1.

155 Исследование «Социология фаворитизма» проведено в декабре 2011 – апреле 2012 г. в Алтайском крае. По инструменту С.П. Парамоновой опрос проведен на социологической практике студентами под руководством доц. кафедры МТСИ АГТУ Н.В. Цыганенко. Социально-демографические характеристики выборки отражают объект исследования – группу гуманитарной интеллигенции региона, n = 135.

252

в2012 году (14,0 к 7,0 %), в 2012 году соотношение сменилось (4,0 к 9,0 %). Динамика ролевой группы выявила следующую трансформацию: часть фаворитов перешла в группу конформистов, часть эволюционировала в группу лидеров. Вызвано это одобрительным отношением фаворитов политики правящей элиты РФ.

Вбиографиях предков семей фаворитов, связанных с историей страны социальной памятью, выделены три крупных события: Великая Отечественная война, гражданская война

ираскулачивание, т.е. городские и сельские предки дали крепкие и гибкие ростки для будущего. Война рассматривается фаворитом в ее противоречивости, как фактор, испытывающий народ и государство на прочность, война несет «гибель людей

ипрогресс техники».

В2002 году фаворитизм рассматривался данной группой как социальный ресурс продвижения, а именно фаворитизм – потенциал карьеры в политике. СМИ стали фаворитами общества, «переворачивающими массовое сознание в период их приватизации олигархами»; фаворитизм – идеи, проникающие

всознание элит, затем распространяющиеся в массовое сознание. В 2012 году фаворитизм стал рассматриваться не со стороны культуры и технологии, а со стороны морали: «фаворитизм – плотное кольцо честолюбцев вокруг лидера». В этом просматривается не только моральное осуждение феномена фаворитизма, но и скепсис относительно возможности изменить ситуацию.

Если в 2002 году ролевая группа фаворитов выявила главную способность: умение владеть ситуацией и устраивающее всех ее истолкование, то в 2012 году задача фаворита виделась

впоиске совместных с лидером разумных решений. Фаворит не только правая рука лидера, но и инициатор подаваемых идей. Если лидер – конструктор реальности в работе и жизни коллектива, то фаворит – аналитик, озабоченный принятием группой на веру решений сверху.

253

Конформист. Несет в себе функцию инерционной устойчивости общности, института, группы. Его ролевая специфика способствует самосохранению общества. Конформист медленно, но устойчиво поворачивается в сторону проводимой государством внутренней политики.

Устойчивых конформистов среди женщин-гуманитариев вдвое больше, чем среди мужчин-инженеров. В Алтайском государственном техническом университете маргиналы и конформисты составили половину опрошенных студентов.

Как и весь народ, больше трети предков семей конформистов коснулась Великая Отечественная война (36,0 %), каждого десятого события государства: раскулачивания, чеченские войны, и каждый десятый из предков и родственников отмечен наградами. В последнем двадцатилетии почти у каждой десятой семьи оказались отрезанными близкие родственники, живущие в республиках СНГ, за пределами России. Никто из предков данной политической индифферентной группы не подвергался выселениям, миграциям. Семей конформистов не коснулись репрессии, переселение по указу, доносу.

Конформист отмечает, разрушительную силу войн, «война – это противоборство сил», стоящих над народами. В войне конформист видит не движущие силы развития, как фаворит, а разрушительную мощь человеческого неразумия, приведенного в действие.

В гражданском самосознании конформист на стороне собственности трудящихся. Свобода символически выражается в двух позициях девушек-конформистов: возможности выбора и возможности выезда из страны.

Конформист более деликатен, чем маргинал, по отношению к РПЦ, хотя считает, что она не соответствует требованиям современных социальных реалий. Респонденты по всем ролевым группам отмечают недостаточность идей РПЦ для разрешения противоречия современного общества.

254

Отверженные считают, что РПЦ сводит счеты с советским строем, положившим в основу мировоззрения и идеологии атеизм. Тем самым, на наш взгляд, отверженный обозначает одну из причин своей отверженности в обществе. И лишь небольшая группа отверженных положительно оценивает роль РПЦ, как и роль олигархов в современном российском обществе. В целом в 2003 и 2012 годах ответы молодежи сходятся с суждениями старших групп по всем исследованным регионам в том, что современная РПЦ не может противостоять злу и агрессии, которые царят в современном мире. Конформисты утверждают, что церковь больше занимается бизнесом, чем традицией. В Алтайском крае старшие группы отметили, что церковь морализирует и отвлекает сознание от реальных социально-политических проблем.

Группа «Вера-в-себя» считает, что идеи современной РПЦ не отвечают требованиям современной жизни. При всей демонстрируемой церемониальной роскоши, речах, обличающих нравы общества, благословлении властей, допущения к духовному окормлению паствы и властвующая элита и институт церкви согласованно ведут бизнес-политику. Место церкви закреплено фаворитами политики, в фаворе власти, хотя РФ считается светским государством по Конституции, т.е. это не движение снизу, это движение сверху156.

156 Один из советников президента, академик РАН, чьи рекомендации не принимаются к практическому воплощению, превращаясь лишь в имитацию деятельности должностных лиц, С. Глазьев отмечает светские программы Китая и Индии (не исключающие опору на религиозную культуру), в Китае – «идеологию интегрального строя, сочетающую социалистическое целеполагание, свободу творческой самореализации личности в общественно полезной, созидательной деятельности и патриотизм». В Индии – «сочетающей социалистические идеи Ганди, ценности демократии и национальные интересы». В России – «носителями идейных смыслов в нашем обществе являются наука и религия. Более десятилетия назад мы обосновали идею прогрессивного соци- ально-консервативного синтеза и разработали программу социальной справедливости и экономического роста– сплав социализма, гуманизма, патриотизма». ГлазьевС. Интеграцияплюссолидарность. Какая идеология поднимет Россию? //

Завтра. – 2018. – № 1 (1257). – С. 4–5.

255

По данным исследования становится очевидным, что основная масса российского общества, в ее наиболее образованной части, сохранила идентификацию национального менталитета157: коммюнотаристы представлены в той же мере, что и до перестройки, и в г. Сарове, и в Алтайском крае, и на самых развитых предприятиях индустриального Пермского региона. В среде конформистов гедонисты обнаруживаются в той же устойчивой мере. И положительная роль в обережении живого, в разрядке снятия социально-психологической напряженности поддержанием обычаев, традиций, тяготением к свободному времяпрепровождению гедонистами. Переходный тип в среде конформистов составлял 24,0 % прежде, а сейчас – 20,0 %. Подтвердился процесс «перетекания» переходного типа в группу «прагматиков», прагматиков было 18,0 %, стало 20,0 %.

Хотя в гражданском самосознании конформист – на стороне собственности трудящихся, вместе с тем конформист медленно, но устойчиво поворачиваются в сторону проводимой государством внутренней политики. Девушки-конформисты Алтайского государственного технического университета, составившие половину вместе с маргиналами, отмечают, что не менее половины окружающих хотели бы быть обогретыми фаворным теплом руководителя. Они даже считают, что фаворит, скорее, играет роль буфера в сохранении статус-кво группы, но при этом, безусловно, «натягивает одеяло» на себя.

Маргинал – индивид вечно сомневающийся, несущий в себе противоположные ценностные миры. По определению одних – слабая, половинчатая личность, по мнению других, например Р.Э. Парка и А.В. Головнёва, это личность с большим потенциалом, прокладывающая мост между настоящим и будущим. Находясь всегда в борьбе с самим собой, маргинал не согласен мириться с противоречиями социальной реально-

157 Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. – М.: РОССПЭН, 2007. – 439 с.

256

сти. Установки маргинала обращены на самопроверку прочности своих установок, на личностную состоятельность, на поиск оптимума отношений в складывающейся жизненной ситуации.

В наибольшей мере маргинальными являются значительные по масштабам слои: треть гуманитарной интеллигенции, половина студентов Алтайского государственного технического университета. Среди маргиналов каждый десятый инженер, менеджер, индивид из числа творческой интеллигенции, квалифицированный рабочий. Хотя мужчины г. Сарова с техническим образованием быстрее меняют профиль деятельности, часть из них быстро переориентировалась на предпринимательство, предложенное государством, вместе с тем, в целом, маргиналов в Сарове и Москве в старших возрастных группах меньше всего. С экономической устойчивостью региона уменьшается доля маргинального типа в коллективах.

Большая часть маргиналов «переливается» в группу аутсайдеров и отверженных. Шаткое положение бюджетников рождает несогласие со складывающейся ситуацией. Маргинальность позиций, безнадежность сельских администраторов сферы культуры относительно возможности положительных перемен ведут к падению жизненного тонуса, но порождают скрытый протест в настроениях общества. Стихийность – худший тип управления.

Улучшение жизни связывается в символических формах с госсобственностью, которая должна принадлежать трудящимся. Поэтому здесь невелика социальная база поддержки «нового курса», предложенного России либералами-рефор- маторами.

Жестко осуждается институт церкви за ненадлежащие ей функции. РПЦ меньше уделяет внимания традициям и теории, но полностью перешла на бизнес-обслуживание, предъявляя прайс-лист за каждую гуманитарную процедуру. На этом фоне ориентации маргиналов направлены на социально ориентированное государство.

257

Особенное в позиции маргиналов-студентов Алтайского государственного технического университета: в понимании фаворитизма как явления реальности студенты-маргиналы не жалуют фаворитов, так как считают их людьми, случайно всплывшими на поверхность сообщества. Однако в большой политике фаворитизм стал мощным потенциалом карьеры. В 2002 году маргиналы ответили, что фаворит – это любимец высокопоставленного лица, влияющий на него и обретающий славу деньги, почести. Они видят вторичное значение фаворита при лидере. В ответах 2012 года в большей степени склоняются к тому, что фаворит – это любимец при ком-то, но не лидер. Маргинал, как и лидер, в 2002 году отмечает, что фаворитами становятся и продвигаются на основе личной преданности; в 2012 году их мнение о движущих мотивах продвижения и возвышения фаворитов не изменилось.

У маргиналов-инженеров Атомного центра отношение к войне связывается с прогрессом техники, у алтайской интеллигенции сферы культуры – с трагедией для народа, у студентов москвичей-маргиналов – с катастрофой (27,8 %) и наживой денег на трупах (22,2 %).

Соотношение участвовавших предков семей московских студентов-маргиналов в 2002 году в Великой Отечественной войне – 31,8 %, вынужденные миграции – 6,1 %, участие в Первой мировой войне – 4,6 %, гражданской войне – 6,1 %. По десятой части вырвано из привычного традиционного быта раскулачиванием (15,2 %). Участие родственников в чеченских войнах – коснулось 9,1 %. Отмечены награждениями 9,1 %. У каждого десятого (у 10,6 %) родственники после развала СССР остались за российскими рубежами в республиках СНГ.

Маргиналы-студенты Алтайского технического университета в своем значительном числе полностью разделяют позицию фаворитов, обозначенную в 2003 и 2012 годах: фаворитизм это – плотное кольцо властолюбцев вокруг лидера, т.е.

258

фаворитизм направлен на форматирование неформальной структуры коллектива.

Если в центральной России, ее развитых центрах доля маргинальности уменьшилась, то противоположная ситуация сложилась в Сибири в среде сельской и городской интеллигенции, в доле работников бюджетной сферы (инженеров, учителей, библиотекарей, лаборантов). В исследовании отразилась шаткость социально-экономического положения этого слоя. Материальное положение, кризисы в первую очередь бьют по работникам бюджетной сферы в виде лишения льгот, задержек заработной платы, поэтому в настроениях – скрытый протест, безнадежность относительно возможности изменить ситуацию, отсюда – маргинальность позиций, падение жизненного тонуса.

Маргиналы в значительной степени ориентированы на государственную собственность, но и к рынку как условию личной свободы предпринимательства и обогащения тяготеют в такой же мере. В целом улучшение жизни жители Алтайского края связывают не только с государственной собственностью, но и с тем, чтобы это было государство с собственностью, принадлежащей не олигархии, а трудящимся. Поэтому минимальна социальная база, поддерживающая «новый курс»: меньше всего проявлена склонность к частной собственности, и то лишь верхушкой – лидерами. По ответам маргиналов,

вэтой большой группе нет сторонников власти отечественного и иностранного капитала в России, минимален и выбор строя, где собственники – акционеры. Вместе с тем фавориты и маргиналы – большие сторонники рынка (табл. 13). Авторы теории конвергенции, выдвинутой П. Сорокиным, – интегрального строя, сочетания централизованного планирования с рыночной конкуренцией, государственной собственности в инфраструктурных и базовых отраслях с частным предпринимательством

востальной экономике, социалистической идеологии с возможностью личного обогащения, осуществляют сплав тради-

259

ционных и модернизированных ценностей: социализма, гуманизма, патриотизма158.

Таблица 1 3

Отношение ролевых групп к рынку во временной динамике

(2002, 2012 годы, n = 1063) *, %

Рынок, это

 

 

 

Роль

 

 

 

простордляини-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

циативыипред-

лидер

фаворит

маргинал

конфор-

аут-

изгой

«Вера

принимательства

мист

сайдер

всебя»

2003, n = 510

49,8

77,1

58,2

56,7

37,4

31,2

38,6

2012, n = 553

37,6

47,6

54,3

46,6

41,3

43,2

47,4

П р и м е ч а н и е : * – доля наибольших положительных оценок рынка (среди иных оценок) в соответствующих ролевых группах по годам.

В социальной памяти студентов-маргиналов московских вузов в 2002 году, непреходящей потерей общества проходят обескровливание семей предков Второй мировой войной, втрое ниже – раскулачивание, и то, что с распадом страны родственники остались за границей. Предков маргиналов не коснулись переселения по указу, доносу.

Доли ответов 2002 года студентов Алтайского государственного технического университета распределились следующим образом: память о предшествующих поколениях, участвовавших в Великой Отечественной войне, сохраняют 29,8 % студентов, о раскулачиваниях – 15,7 %, о награждениях – 11,9 %. Чеченские войны затронули десятую долю (9,7 %) семей родственников. В 2012 году жители Барнаула и Алтайского края отметили, что мужская часть (34,0 %) предков семей была отправлена на фронты Великой Отечественной войны. Одних события страны не коснулись (14,0 %), других в меньшей мере, предков

158 Глазьев С. Интеграция плюс солидарность. Какая идеология подни-

мет Россию? // Завтра. – 2018. – № 1 (1257). – С. 4–5.

260