Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Социология фаворитизма

..pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
6.43 Mб
Скачать

Многие ли стремятся стать фаворитами? Большая часть стремится быть в окружении сильных мира сего, считая престижным находиться в кругу людей, близких к лидеру, отмечает половина аутсайдеров. К ним присоединяется другая половина, которая считает, что хотела бы войти в число фаворитов.

Если выявить оценку противоположной позиции фаворитам, то в группе аутсайдеров 28,8 % отверженными считают «малозащищенных, не умеющих отстоять себя», 25,0 % определяют отверженных как «не способных к интригам, но упорно занимающихся своим делом». Аутсайдеры ощущают давление группы, 17,3 % из них считают, что «отверженные» – это люди, «смирившиеся с приписанным им комплексом неполноценности». Шестая часть (15,4 %) аутсайдеров преисполнены снисходительности к неразговорчивым отверженным. Лишь десятая часть аутсайдеров (13,5 %) видит скрытый протест отверженных, подчеркивает их внутреннее достоинство, определяя их, как людей, «наблюдающих возню за власть и не желающих участвовать в этой возне».

В Сарове предки семей аутсайдеров (треть) отправили своих мужчин на фронт. Каждого десятого «подгребла» гражданская война. Репрессиям (8,8 %) и миграциям (8,8 %) подверглись почти каждый десятый, меньше – раскулачиваниям (7,0 %). В Сарове в 2002 году аутсайдеры придерживались мнения: «в войне выживает сильнейший», а в 2012 году: «война – катастрофа для народа». Таким образом, от прагматической маскулинной оценки войны перешли к ее антропологическому смыслу, от частичной оценки – к целостной (рис. 11).

Что же в прошлом аутсайдеров, в социальной памяти, передаваемой предками? Самая большая группа 1/3 (32,1 %) помнят о тяготах и героизме предков во время войны. Значительная часть аутсайдеров (14,0 %) отстраненно заметила, что события страны предков не коснулись. На третьем месте, но с большим разрывом (9,0 %) помнят о раскулачиваниях предков, о репрессиях (6,4 %), переселенияхпоуказу, доносу (3,8 %). Современные

151

Рис. 11. События, которые коснулись предков и актуально живущих поколений (Саров, 2012 год, n = 168: а – аутсайдеры; б – отверженные)

152

семьи опалили чеченские103 и Афганская войны (6,4 и 3,8 %) и Первая мировая война (5,1 %). С развалом СССР родственники остались за границей у 6,4 %. Коснулась предков и гражданская война (3,8 %). Родственники среди предков имеют награды. Так, помнят об их героизме 3,8 % группы аутсайдеров.

Висторической памяти поколения студентов московских вузов в 2002 году проявилась следующая картина: участие в Великой Отечественной войне затронула 30,4 % предыдущих поколений семей. Вынужденные миграции в связи с войной и политической ситуацией страны затронула 21,7 % предков семей студентов. Среди ближних родственников награждения коснулись самых активных в труде и в боях (13,0 %). В равной мере по 8,6 % отметили участие в Первой мировой войне (империалистической), после гражданской войны попали под раскулачивание и репрессии по 8,6 %. Вдвое меньше респондентов московских вузов отметили переселение по доносу. Небольшая такая же доля, равная 4,3 %, отметила участие поколения близких родственников в чеченских войнах.

В2002 году третья часть (27,8 %) студентов АГТУ помнит

опредках, участвовавших в Великой Отечественной войне. Со второй по четвертую позицию в памяти студентов занимают

103 Участница Чеченской войны Е. Ноговицына в повести передает состояние воина в Грозном: «Этот город стал безумным. И безумные шакалы носились по нему, ища новую жратву для своего божества, кромсая, взламывая, уничтожая. Ибо только трупятинка, приправленная ужасом, была вкусна их идолу войны. Поэтому бандитам мало убить, им надо было покуражиться, порезвиться, утолить свою жажду садизма. Им было важно сломить, запугать, исковеркать. И это началось задолго до нашего прихода. Я не знаю, что случилось с этим народом, но что-то ведь с ним случилось, раз они стали стрелять, резать, насиловать, грабить своих соседей, людей, которые жили рядом с ними столетия, с которыми они вместе встречали праздники, беды и несчастья, вместе веселились и печалились. И вдруг вспомнили, что они русские, объявили их чужими и обрекли на смерть. Разбудили страшную Тварь, не знающую жалости и сострадания. Только одного не учли эти темные люди, что Тварь ненасытна, не разбирает, кто свой, кто чужой, жрет всех подряд, и имя у нее Война». Ноговицына Е. Несколько длинных, военных дней // Нижегородская провинция. Общественный литературно-художественный журнал. – 2013. – № 1(16). – С.33.

153

место: раскулачивание (11,9 %), так же, как участие родственников в Чеченских войнах (11,9 %) и награждения (11,9 %).

К примеру, в связи с юбилейными событиями итогов Великой Отечественной войны проведены социологические описания событий в стране, но они не ставили задачу прояснять на символах и ритуалах ролевых групп последствий эха войны. Казалось бы, отношение к фаворитам прошлого не напрямую связано с судьбами современников. Если группа аутсайдеров несравнимо больше, чем другие, указывает на репрессии в предыдущих поколениях, осуществляемых Н.Е. Ежовым, но связанных впоследствии в идеологии с именем Л.П. Берии, то в негативных оценках оказывается первый министр. В то же время с приходом Берии приостановлена карательная функция государства. Берия сыграл большую роль в создании атомного центра СССР/ России104. Однако в социальной памяти тянется негативный след из прошлого в настоящее о его роли в политике, хотя с его приходом

в1938 году остановлены аресты без суда и следствия. Напротив,

вколлективном сознании работников атомного центра г. Сарова, который курировал Л.П. Берия, была выявлена положительная оценка прогрессивной роли фаворита большой политики, еще до публикации, восстанавливающей его роль в научно-техническом развитии СССР/ России (см. рис. 10).

Особенное. Относительно жизненных приоритетов и правил нравственности можно отметить, что аутсайдеры придерживаются бойцовской жизненной позиции: следует жить в согласии с окружающими, но удерживать их от стадности. Аутсайдеры зависимы и особо чувствительны к качеству социальных отношений, это в какой-то мере определяется качеством социального окружения.

Итак, аутсайдеры прогрессивны, продолжают работу над собой, повышая образование. В микроскопических свойствах

104 Фефелов А. Беседа с историком Арсеном Мартиросяном: «Берия – отец отечества» // Завтра. – 2018. – № 15 (1271). – С. 1, 8.

154

систем они уже могут не сотрудничать с другими ролевыми группами, а конкурировать. Их взаимодействия описаны через параметры отношения с лидером и фаворитом: 1) аутсайдер выступает как смелый антисистемщик, он не мирится с всевластием и засилием фаворита; 2) от прагматической маскулинной оценки войны женщины-аутсайдеры перешли к пониманию ее антропологического смысла; 3) пропорции типов морального сознания мужчин-аутсайдеров сдвинуты в сторону индивидуализма; 4) сегодняшняя роль аутсайдера во многом обусловлена потерей в семьях предков мужчин во время войны 1941–1945 годов и других, последовавших событий страны, ослабив их семьи.

Отверженный (изгой) – это личность, по тем или иным причинам нарушающая функции нормативно одобренного образа поведения, ожидаемого от каждого. В настоящем времени

визменившихся условиях ощущают себя отверженными (изгоями) рабочие и группы менеджеров. По роду деятельности чаще отверженными чувствуют себя те, кто работают на государственных предприятиях, учатся в государственных вузах. Из всех исследованных групп (здесь больше всего студентов). Абсолютное большинство (≥ 60,0 %) не имеют семьи. Большая доля живущих в незарегистрированном браке выше, чем в других группах, именно среди отверженных.

Менеджеры из специалистов, вынужденных покинуть основное производство, получившие второе высшее экономическое или юридическое образование и в новых условиях не обрели процветания, просто «крутятся, чтобы выжить», в установках жить «по правилам» чувствуют себя отверженными. Несмотря на то что в группе отверженных небольшая часть обладает высшим образованием, по сравнению с другими в этой группе чаще, чем

вдругих, имеют среднее или среднее специальное образование.

Таким образом, наименее образованной явилась эта группа. По происхождению отверженными чаще становятся лица из семей служащих. Нередко лица, отнесенные к данной группе, живут сродителями или им приходится снимать жилье. Своим детям,

155

«становящимся на ноги», родители отверженных не могут помочь в приобретении жилья. Они считают, что подобно тому, как они сами заработали свое жилье, так и их дети должны самостоятельно его построить или приобрести себе. В такой же степени, как

вгруппах аутсайдеров-женщин, в группе отверженных большинство представлены матерями-одиночками. К группе отверженных чаще относят себя женщины, живущие в незарегистрированном браке. Однако если аутсайдеры самостоятельны и в образовательном и в экономическом статусе, то в группе отверженных иные, ослабленныежизненныеипрофессиональныепозиции.

Проявилась устойчивая корреляция, а именно точно так же, как ролевая группа аутсайдеров, доля отверженных уменьшилась

вМоскве и Сарове в среде занятых работников. Это картина, близкая и к динамике состава группы маргиналов (от 2002 к 2012 году). В экономически развитых, оживленных деятельностью благодаря госзаказам и состоятельных регионах число маргиналов, аутсайдеров и отверженных сокращается. В отдаленных от центров страны регионах, наоборот, доля этих групп в составе сообществ повышается. Безусловно, это не столько социально-психологи- ческая, сколько социально-экономическая и организационно-уп- равленческая проблема, влияющая на тонус личности.

Отверженными в исследовании обозначилась подавляющая часть служащих. Служащие составили в группе отверженных 2/3. Как ни странно, изгоями чувствует себя треть менеджеров. Совершенно очевидно, треть рабочих, опущенных на дно социальной структуры, ощущают себя изгоями. Отверженно-

стью представлены равные доли (≈15,0 %) руководителей, гуманитарной интеллигенции, инженеров. Возрос слой отверженных в Алтайском крае и на Урале, особенно среди студенческой молодежи. В группе отверженных студентов Алтайского края 2/3 составили девушки и 1/3 юноши.

Отверженный, имея свое мнение, нередко высказывается, не подозревая о скрытой коллективной спайке ценностей, совсем не на основании принципа справедливости, моральности, истин-

156

ной сущности проявления поведения, а по неформальному установлению. Когда все демонстрируют видимую коллективность, взамен истинной, изгой «не держит язык за зубами», а поэтому и «не вписывается» в группу, он, говоря на языке жаргона, «подставляется» (под удары официального порицания).

Нередко его «обходят стороной» в момент принятия группой решений. Он – вне предпочтений, установленных группой. Группа привлекает его к непрестижным занятиям, необходимым для выполнения функциям, но чаще взваливает на него обязанности, которые никто не хочет исполнять, внушая ему на коллективном бессознательном, на уровне артефактов, что кроме него этого некому поручить, ведь все равны (будто бы) в коллективе. Безотказность отверженного эксплуатируется. Нередко отверженный – некоренной житель, прибывший, «метек», не поддерживаемый материально родителями и родственниками, претендующий на равностатусное положение в группе, исходя из своих потенций, способностей. Он нередко критикует сложившиеся притертые связи и отношения в коллективе, что служит причиной остракизма, применяемого к нему по разным мотивам группой. Он – сосредоточие направленных против него интриг, сброса скопившегося напряжения внутри группы. И группа время от времени проводит разрядку психической энергии на его личности разборками, оскорбительными высказываниями утеснениями, отстранением от ответственных работ и другими санкциями. Выражать ему недоверие, презрение не возбраняется никому. Процесс психологически не управляем, стихиен. Социальнопсихологический климат приобретает негативный фон. И из этой роли отверженному не выбраться до поры до времени. Единственный путь поменять статус изгоя – сменить коллектив, уйти из него. Благодаря упорной работе над собой, он начинает превосходить фаворита по квалификации. Это создает еще большую ауру неприязни вокруг него, а в мотивациях группы даже положительные результаты обретают неприязненное обесценение. Установки – упрямый феномен, они – латентны и более

157

устойчивы, чем предписываемые официально порядки, нормы

иценности.

Ихотя единственный выход для изгоя – уйти, сменить группу. Решиться на такой шаг нелегко никому. Его связывает круг знакомых, обретенные навыки, привычный труд. При непритязательности ниши, которую ему определила группа, он находит сочувствие и солидарных с ним личностей.

Определяя сущность фаворита, отверженные в 2002 году отмечали его вторичность после лидера в коллективе, в 2012 году добавили к этой его характеристике «пронырливость». Если в 2002 году акцент при характеристике делался на симбиоз «лидер–фаворит», объединяющихся во взаимном расчете, то в 2012 году – на утилитаризме: «фаворитизм – потенциал карьеры в политике».

На взгляд отверженного, к фаворитам ближайшее окружение относится равнодушно при условии, что их привилегии не затрагивают интересов других (42,0 %). Фаворитов терпят со сдерживаемым гневом, но в узком кругу осуждают в наибольше мере (27,7 %). Здесь и проходит основное напряжение, ведь фаворит создает в глазах окружающих отрицательные личностные свойства изгоя, в отличие от бережного отношения к своему имени и авторитету. Большая доля опрошенных (27,7 %) осуждает фаворитизм, но проявляет терпение, к отверженному такой толерантности нет. В группе отверженных (изгоев) лишь меньше половины относятся к фаворитам равнодушно, хотя изгои чаще всего страдают от фаворитов, заправляющих всем в коллективах. Протестуют и вступают в конфликты с фаворитом лишь (2,7 %) отверженных. Группа молча принимает любые нападки на изгоя со стороны фаворита.

Пятая часть в слое отверженных, так называемых изгоев, особенной трагедии в наличии фаворитов в ходе истории, в сложившемся обществе и в своем коллективе не видит. В 2002 году студенты из группы отверженных Череповецкого государственного университета дали положительную оценку западным

158

протестантским преобразователям религии М. Лютеру и Ж. Кальвину, представителю европейской культуры в России И.И. Шувалову, политической, военной и дипломатической элите России, современнымдемократамС. Кириенко, И. Хакамаде, Б. Немцову.

В 2012 году студенты (отверженные) Алтайского государственного технического университета также дали положительную оценку персоналиям: в первую очередь российскому просветителю, транслятору европейской культуры И.И. Шувалову. Кроме того, оценивая фаворитов прошлого, проявивших себя в исторических событиях, отверженный положительно оценивает военных, политических и идеологических деятелей. Присоединившему Крым к России Г.А. Потемкину алтайцы дали высокую оценку, как и своему «земляку», фавориту царской семи, роль которого вновь переоценивается в истории – Г. Распутину. Здесь перевес народной памяти оказался основательнее, чем общепринятые идеологические трактовки истории. Из деятелей недавней истории страны отдали предпочтение министру иностранных дел СССР В.М. Молотову, министру внутренних дел Л.П. Берии, сегодняшнему патриарху Всея Руси – Кириллу. Алтайцы дали более низкую оценку современным реформаторам: Е. Гайдару, М. Ходорковскому, В. Алекперову, И. Хакамаде, Г. Грефу.

Изгой, сегодня отверженный в обществе, со сменой символов культуры и ритуалов поведения, бывший в другой политической системе государства СССР/ России уважаемым, повергнут вниз со всеми ценностями свободы, труда и равенства. Независимо от информации СМИ в 2002 и 2012 годах, он считал, что при «утечке умов» государство, лишившись развитой науки, не имеет противовеса внешним агрессивным стихийным силам в противостоянии им. У отверженного вызывают нешуточную тревогу предвидимые им социальные «накаты» международной напряженности, технических катастроф (рис. 12). Тревожное состояние духа за будущее российского общества в восемь раз превосходит ожидания других ролевых групп. В числе особо беспокоящих проблем: экономические потрясения, меж-

159

дународная напряженность и социально-политический взрыв. Беспокойство вопросами усиления миграции, роста долгов населению (инфляции) занимают серединное место в процессе флексибилизации105. Группа, которая верит, что будущее покажет ее правоту, вместе с тем лишь на треть уверена в перспективе своего роста. Меньше надежд остается у изгоя (даже в сравнении с аутсайдером) на укрепление законности, обеспечение личной безопасности, приход страны к стабильности.

Учитывая предыдущий опыт страны и исходя из предвидимых перспектив, изгои предпочитают строй, где средства производства находятся в руках тех, кто их создает. Серединную позицию в предпочтениях изгоев набрал строй, где собственность частная, корпоративная. Минимальное число ответов предпочтений о собственности в руках отечественного и иностранного капитала. В социально-экономических ориентациях группа отверженных выступает за собственность трудящихся, и лишь небольшая доля предпочитает частную собственность.

Когда речь идет о предполагаемом, проектируемом будущем, изгои и те, кто компенсируют нынешние неудачи «верой всебя», хотят надеяться, что в будущем они займут привилегированное место в обществе. «Первый тайм мы уже отыграли», надежда – на второй. Изгои дали противоположно разнонаправленные (разорванные) ответы на вопрос о перспективах роста: доля уверенныхи неуверенныхв своембудущемпочти одинакова – по1/3.

105 «Тему флексибильности рассмотрел Андраник Тангян, д-р физ.-мат. наук, работающий в профсоюзах Дюссельдорфа, речь идет о двойном согласии предпринимателя и работника в условиях найма, по которому при увольнении сотрудника фирмы, предприятия работодатель не обязан оплачивать время переподготовки, а работник обязан вести переподготовку во время текущей работы. По этим правилам ничто не удерживает владельца предприятия от увольнения работника, а развитие новых технологий и типа производства осуществляется не за счет вложения капитала, а за счет повышенной эксплуатации творческих способностей и рабочей силы наемного работника. В результате молодежь, женщины, мигранты в европейских странах сдвигаются на атипичную занятость». Парамонова С.П., Пестрикова А. Цена технического прогресса (по работе А. Тангяна «Флексикьюрити и философия политики») // Регионы в современном мире: материалы между- народнойнаучно-практическойконференции. – Березники, 2013. – С.109–110.

160