Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Социология фаворитизма

..pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
6.43 Mб
Скачать

В группе изгоев выявлен некий, не видимый ими, по условию исследования, зеркальный взгляд на свою группу. Здесь больше всего обозначены отверженными те, кого считают не умеющими отстоять себя (1/3). Как раз изгой подчеркивает положительные качества, наблюдаемых им отверженных. Группа (1/4) считает, что «отверженные» не способны к интригам

изанимаются своим делом, несмотря ни на что, даже на остракизм, которому они обычно подвержены ближайшим окружением. Значительная группа изгоев (1/5) допускает, что отверженные – это «малообразованные, малоразвитые, неразговорчивые» люди, (1/6) – что они не желают участвовать в борьбе за раздел

ипередел «общественного пирога», а гневно наблюдают передел общественных благ. Учитывая сложившуюся под эгидой фаворитов современной элиты РФ конъюнктуру, в группе отверженных считают, что изгоями является лишь каждый десятый, смирившийся с приписанным комплексом неполноценности. Все ролевые группы объединяет то, что в каждой из них большая часть респондентов относит к отверженным тех людей, которые сегодня не способны отстоять собственную позицию. В изменившейся социальной ситуации в России изгою нечего терять, кроме «цепей» прошлого, своего современного отторжения коллективом. Надежд на изменение ситуации ближайшего будущего нет, но он не намерен ломать свой внутренний настрой.

Не всегда очевидны механизмы формирования тех соци- ально-политических кругов, которые поднимаются в лифте новой стратификации, групп и индивидов, определяющих внутреннюю стратегию и внешнюю политику государства. Случайность (ситуативность) здесь играет не меньшую роль, чем повторяемость или закономерность, особенно в стихийных, возвратных процессах функционирования общества106. Методом дифференциации показан уровень социального взаимодействия индивидов между

106 Талеб Н.Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса / пер. с англ. Н. Караева. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2018.

161

собой107, сопряженность индивида и группы. Показана динамика смещения ролевых характеристик, в частности, нарастания группы отверженных от десятков до сотен.

Отверженный (изгой) в любой социальной группе (или в сообществе) подвергается осуждению, санкциям. Он отстранен от контактов и взаимодействий, приговорен фаворитом к остракизму. Изгой – по статусу находится на краю группы, еще дальше от ядра, чем аутсайдер.

Реалии «индивидуализированного общества» складываются таким образом, что в каждой группе молодежи, отучившейся в вузе, после поисков работы значительная часть не имеющих связей со статусными персонами, которые могли бы обеспечить рабочим местом, соскальзывает в группу отверженных. Таким образом, можно сказать, что среди молодых доминантной становится роль аутсайдера, а в дальнейшем среди молодых людей на пороге зрелости – вообще роль отверженного.

Основные жизненные ценности отверженных в символическом мире тяготеют к антропному принципу: чистой совести, стремлению наладить личную жизнь, поддержанию круга хороших друзей и обереганию душевного равновесия. По полученным данным, отверженнымисчитаютсебя1/5 частьреспондентов, этонеединицы

вколлективе, а 110 из 533 опрошенных в2012 году. Данную группу

вравной мере составили женщины и мужчины: коммюнотаристы

ииндивидуалистыпотипусоциальнозначимогосознания.

Слой гуманитарной интеллигенции разнороден. Он всегда был призван обслуживать властные структуры. Одни готовы быть

107 Н. Луман взялся представить анализ власти – столь же неуловимого феномена, как зависть, добавим, и фаворитизм. Эти явления существуют, но ни в какие сети законов и регулирования не попадают. Он приоткрывает «завесу» инфернальности над феноменом власти. «Власть – символически генерализированное средство коммуникации. Социальные системы образуются вообще исключительно благодаря коммуникации и возникают из необходимости селективного согласования. Если эволюция демонстрирует временной смысловой характер общественной системы, то дифференциация – ее предметный смысловой характер, а коммуникация артикулирует социальный смысловой характер». Луман Н. Власть. – М.: Праксис, 2001. – 250 с.

162

фаворитами «по призванию», другие, наоборот, всегда готовы самостоятельно и ответственно жить в коллективе и независимо оценивать ситуацию в стране. Более принципиальной в нашей выборке оказалась техническая интеллигенция и средний слой административного управления центральных регионов России.

Представители гуманитарной интеллигенции по исследованию данной ролевой структуры группы отнесли себя к фаворитам, но они не являются таковыми по реальному экономическому положению. Вероятно, духовное в сознании этого слоя остается высокоценным фактором принадлежности к своему кругу. В нашей выборке техническая интеллигенция и средний слой административного управления центральной России оказались отнюдь не фаворитизирующими новым устоям общества, но более принципиальными, несущими в нравственных символах и ритуалах потенциал морального подвига.

Несколько негативный социальный фон определяется тем, что отверженным стало ощущать себя в большей мере население по территориям в настоящем, чем в 2002 году, на Урале и в Алтайском крае. Отверженных, безусловно, больше, чем их антагонистов – избранников фаворитов.

Обращаясь к столетнему прошлому, до революции 1917 года можно видеть, как сложились судьбы творческой интеллигенции, кому из фавора пришлось нести бремя отверженных, обрести роль изгоя в своей стране. Жизнь, направленная на выживание, благодаря обучению своему искусству, образу жизни приобретает другое более высокое значение: распространение балетного искусства во Франции, Англии, Америке на более высокой ступени, чем оно прежде пришло в Россию. Психологическое напряжение личности, переходящее в эстетическое состояние катарсиса публики выражено в описании движущих мотивов творчества в воспоминаниях М. Кшесинской108.

108 Королева русского Имперского балета Матильда Кшесинская о точке психологического взаимодействия с публикой отмечает следующее: «Выходя на сцену, надо было уметь сделать вызов публике и дать ей понять, что ради нее я на сцене. Надо было жестом призвать ее к себе, привлечь ее внима-

163

Особенность. В Сарове 2003 году в группе отверженных сообщили, что их предки защищали страну в Великой Отечественной войне 35,6 %. При этом в данной группе героических предков, отмеченных наградами, больше всех (17,6 %). Гражданская война затронула каждого десятого в предыдущих семьях – 10,4 %, раскулачивания – 9,6 %. С распадом СССР родственники оказались за рубежом у 8,1 %. Первая мировая война коснулась 5,9 % семей предшественников. Несколько меньше события в родовых корнях семей отмечены репрессиями (5,2 %). Последнее понятно: на работу в атомный центр шел и ведется отбор прежде по происхождению, в настоящем по компетентности.

Роль случая не исключается в игре профессиональных сил. В деятельности отверженный висит на волоске от непризнания. Так начинающий сотрудник описал конфликт, выход из него и начало карьеры в науке109.

ние и увлечь за собою. Я считала очень важным захватить публику с первого момента своего появления на сцене, и публика отвечала на мой призыв громом аплодисментов, от этого зависел успех спектакля. Балетный критик А. Волынский отмечал, что настоящая артистка при появлении «своим блеском затемняет всех кругом», никого нельзя сравнить с Кшесинской, с ее блеском и торжествующим видом, «как будто вдруг засиял свет». Кшесинская М. Воспоминания. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2017. – С. 97.

109 «Мое участие в отдельных семинарах началось буквально через несколько недель моего трудового стажа. Незадолго до этого (в 1955 г.) была издана книга Дж. Блатта и В. Вайскопфа “Теоретическая ядерная физика”. Юрий Сергеевич Замятнин предложил изучить статью Крэнберга и Левина из журнала “Физикал ревью”. После выступления на семинаре моя участь была решена. Впоследствии после весьма подробного обсуждения моего предположения с Учителем, что при делении ядра осколки тоже могут быть поляризованы. В этом случае γ-кванты деления должны испускаться анизотропно относительно направления разлета осколков. Было решено, что идея плодотворна

изаслуживает экспериментальной проверки. Семинар по итогам работы Ли, Янга и Ву провел сам Яков Борисович Зельдович. Как обычно, самые сложные процессы он сумел объяснить буквально на пальцах, очень прозрачно

инаглядно. Юрий Сергеевич чуть ли не силой вытолкнул меня к трибуне. И вдруг услышал из зала: “Все это ерунда и бред!”. Я опешил и попытался более внятно изложить свою идею, но в ответ получил: “А садитесь на место, ничего Вы не понимаете!”. Как подбитая собака, я уже собрался уходить с трибуны, как из зала послышался возглас: “Сам ты, старый дурак, ничего не понимаешь, а молодой человек дело говорит!” Это был голос Якова Борисови-

164

Открытые приверженцы коллективов своих предприятий – те, кто отстаивает интересы свого производства, нередко переживают глубокий внутренний кризис. Они понимают, что живут внутризаводской отлаженной системой организационной культуры, получают модернизированное оборудование, но они находятся в рамках иной системы, где вся инициатива – наверху, и за каждую копейку они отчитываются перед работодателем. Если в прежней системе директор школы отправлялась к директору предприятия (шефам), они договаривались о ремонтах школы, о профильных занятиях по трудовому воспитанию. Старшеклассники катались по городу на собранной своими руками машине. Это рождало подъем: сделали сами. После 10 лет реформ ремонты школ не велись. Они подвергались лишению лицензирования110. Руководитель вынужден играть роль элемента иной системы111.

Подспудное желание стать фаворитом лишь у каждого пятого из группы отверженных, но барьером являются установки

ча. После поездки в Дубну с Учителем – Ю.С. Замятиным – к Георгию Николаевичу Флерову (там показали, если обычное стекло облучать осколками деления, а затем протравить плавиковой кислотой, то треки (следы) от осколков можно наблюдать в обычный микроскоп, при этом α-частицы треков не оставляют следов. Возвратившись, Э.Ф. Фомушкин повторил технологию, и, о радость, – отличные, четкие треки! Позвонил Юрию Сергеевичу. Мне кажется, он прибежал бегом, посмотрел в микроскоп, и мы вдвоем исполнили что-то вроде танца. И моя профессиональная судьба на ближайшие сорок лет была решена. Когда комиссия пришла к нам, ее ожидал микроскоп с образцами. Самую непосредственную реакцию проявил Юлий Борисович Харитон: “Ну прямо как звездочки!” (Действительно, похоже)». Фомушкин Э.Ф. Учитель // Нижегородская провинция. Общественный литературно-художествен-

ный журнал. – 2013. – № 1(16). – С. 58–59.

110 Современный город (Заметки по социологии города) / сост. С.П. Парамонова. – Пермь: Пресстайм, 2007. – С. 36–38.

111 Характер системы М.Г. Делягин определяет следующим образом: «Опора высшего политического руководства на стихийный патриотизм общества и его инстинкт самосохранения противоречит компрадорскому характеру элиты (офшорной аристократии) и стремлению сходящих с глобальной арены в небытие либералов вернуть себе всю полноту власти по образцу 90-х». Делягин М.Г. Человечествозапорогом// Завтра. – 2018. – №5 (1261). – С. 4.

165

окружающих. Об отверженных утверждают, что они не могут отстоять свои собственные интересы. При всей терпимости к фаворитам большинству отверженных фавориты не импонируют. О фаворите полагают, что он опытен и изворотлив, и «всегда на коне», но весь его «талант» направлен всего-то на тщеславное самоутверждение. Отверженные не скрывают, что мотив активности фаворита – стремление к власти, славе и материальным благам. Проявляя пассивность и даже избегая регулярного присутствия в группе, при любой удобной ситуации отверженные, как следствие, чувствуют свою несостоятельность в группе. И нередко отверженный (изгой) уходит в свой духовный ирреальный мир, откуда возвращение к общению затруднено.

Определяя историческое место России, отверженные придерживаются мнения о том, что Россия находится в вечном переходном состоянии.

Группа отверженных считает, что фаворитами становятся те, кто способен найти выход из любой ситуации, а также те, кто имеют определенные таланты к управленческой деятельности. К тому же отверженные видят, что требованием к такой личности лидера является желание ощущать поддержку окружающих, и эту роль выполняет в одних случаях сподвижник,

ав других – фаворит.

Вкачестве «технологии» выдвижения в фавориты в 2002 году данная группа отверженных отметила следующее: продвижение на основе общих рациональных решений лидера и фаворита и, безусловно, на преданности фаворита лидеру – лидера и фаворита объединяет негласная взаимная поддержка. В 2012 году данная группа определяла мотив объединения: «лидер и фаворит всегда означает круговую поруку». Это сопровождается дополнительной связью и «взаимной личной преданностью».

Отверженные (изгои) склонялись в 2002 году к тому, что фаворит это – любимец высокопоставленного лица, влияющий на него и обретающий славу деньги, почести (45,0 %), такой ответ дали больше всех отверженные. Все эти блага обходят его,

166

изгоя, стороной. Вместе с тем группа отверженных характеризует фаворита как пронырливого честолюбца, рвущегося к привилегиям, однако вторичного по значению в коллективе, лишь идущего за лидером. В 2012 году первичные качества фаворита остаются неизменными – погоня за богатством, почестями и славой (22,7 %). Однако чем же берет свои жизненные высоты фаворит? Конъюнктурно схватывает ситуацию и держится на плаву, по мнению отверженных (22,7 %); отмечаются склонности к интриге фаворита как царедворца, бег за привилегиями. Это уже суждения старшей возрастной групп (после 30 лет) жителей Алтайского края.

Отверженные (изгои) и в 2002 и в 2012 годах считали, что фаворитизм – это симбиоз лидера и фаворита, но к 2012 году усиленно отмечается, что «фаворитизм – это потенциал карьеры

вполитике». Речь идет о смене ценностей поколений, переходу от критичности к согласию на прагматической основе.

Главная и пока не разрешенная проблема исследования связана с тем, какой вес получают события отдаленного прошлого относительно событий недавнего прошлого. Студенты Алтайского технического университета от 2002 к 2012 году

втакой же мере показали большую долю предков, отправленных на фронты Великой отечественной войны (40,0 и 42,9 %). Гражданские события переустройства общества в прошлом: раскулачивания составили 13,3 и 14,3 % в группе отверженных; участие родственников в войне в Афганистане – 10,0 и 14,3 %, с распадом СССР родственники оказались за рубежом страны –

у 6,7 и 14,3 %. Награждения за совершенные подвиги –

3,3 и 14,3 %.

Удлинение цепочек зависимости прошлых событий и сегодняшнего осмысления, приобретающего социальный смысл, выявляет цикл смены оценок в политических настроениях даже в оценках войны. В 2002 году среди тех, кто считает, что война «концентрирует силы общества», изгои составили (5,8 %). Здесь за латентным фактором, который можно вы-

167

страивать как проекцию социально-психологических настроений и трактовать как возможность вырваться из сложившегося жизнеустройства к иному видится последствие прошлого в настоящем.

Рис. 12. Отверженные. События, которые коснулись предков и актуально живущих поколений (Алтайский край, 2012 год, n = 158)

Отверженные (изгои) в предчувствии военных событий отметили выше всего нарастание международной напряженности (14,0 %), что подтвердилось киевскими «майданными плясками на крови», донбасским военным противостоянием. В 2002 году – большинство респондентов ответило, что, несмотря на то что Россия находится в переходном состоянии, страна – с великим будущим. К 2012 году ситуация с состояниями морального сознания не изменилась. Дело в том, что оба этих периода приходятся на время перед выборами президента,

168

а конформисты наиболее легко поддаются внушениям, ведущимся в предвыборных кампаниях. Лидеры и фавориты в данной классификации наиболее полно проявляют признаки коллективизма, нежели другие представленные группы. «Изгои» в 2012 году, по сравнению с 2002 годом, перестали оценивать войну как «дорогостоящую прорву». В настоящем это корректируется осознанием необходимости разумных затрат на вооружение страны новыми видами оружия и перестройки во внутренней организации армии.

Изгои и аутсайдеры испытывают давление на свои права на жизнь и свободу деятельности. В их понимании свобода – это «делать все, что не запрещено законом». Они рассматривают государство как инструмент (институт), живущий для себя и по своим законам, отдаленным от забот личности по поводу выживания. Их отношение к политической системе общества с 2002 до 2012 года изменилось. За этот период положение России в мире не улучшилось. Они не утратили веру в лидера в 2012 году. Их мировоззрение зависит от подаваемой информации, пока это не касается вопросов жизни, как манипуляций с пенсионным обеспечением.

В целом отношение к олигархам в 2002 году было несравнимо более негативным, чем в 2012. Оно стало более «размытым» в оценках. По выражению одного из студентов, младореформаторы подарили народу: организованное бюро ритуальных услуг, превращение Русской православной церкви (РПЦ) в ОАО, снятие в паспорте графы о национальности для жителей РФ,

кроме народов национальных республик. РПЦ выставила стоимость услуг (в прайс-листе: стоимость крещения ребенка, освящение автомобиля, отпевание, освящение жилища, научного центра и т.д.). Это не соответствует претензиям клириков на функции «духовных пастырей народа». Благодаря гласности население информировано о РПЦ. С экранов телевидения зрителям предстает очевидная роскошь жизненных условий, услуг, используемых священнослужителями, разъезжающих на ино-

169

марках, нарушающих правила поведения на дорогах. Однако то, что дозволено «новому русскому», предосудительно для священнослужителя.

Итак, как стало видно по данным, отверженность коррелирует с выхватыванием историческими событиями страны активнейших предков по всем основным позициям. Отношение к историческому прошлому семьи отдает горечью смятенного социального настроения в настоящем: 1) смена ценностей общества повлияла на весь ход событий, складывающийся статус группы отверженных; 2) отверженные тяготеют к индивидализму как укрытию от остракизма группы; 3) оценка фаворитов идет от легитимации традиционности к нарастанию прагматизма и утилитаризма– «социальной модернизации» в стиле большойполитики.

Н. Талеб замечает, что феномен посттравматического роста противоположен синдрому посттравматического стресса. Он заключается в том, что тот, кто понес урон от неких событий, становится лучше себя прежнего112. Трудности закаляют характер.

Ролевая группа «Вера-в-себя». Внутри данной группы можно выделить три символические формы самосознания. Их можно обозначить как: а) «утопистов»; б) «несломленных индивидов, с личностным устойчивым стержнем»; 3) «неудачников», компенсирующих сложившуюся ситуацию «верой в себя». Большинство группы «Вера-в-себя» так же, как все, относится к фаворитам равнодушно, пока не затронуты интересы коллектива (38,9 %). Особой трагедии в наличии фаворитов не видит пятая часть группы (19,4 %). Осуждают, но проявляют терпение несколько более пятой части (22,2 %), однако есть и такие, кто вступает с фаворитами в конфликты (8,4 %), поскольку многим из данной группы часто терять нечего.

В противоположность отношения к отверженному как равному, в коллективе расцветает психологическое жертвоприноше-

112 Талеб Н.Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса? – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2018. – С. 72.

170