Скачиваний:
2
Добавлен:
23.12.2022
Размер:
562.21 Кб
Скачать

4.2. Российское право

Как упоминалось ранее, процессуальные кодексы республик СССР, так же как и большинство современных процессуальных кодексов постсоветских государств, устанавливают, что доказательства оцениваются судом по его внутреннему убеждению <78>. Тем не менее? как было показано на примере Гражданского процессуального кодекса Германии, это не означает невозможности применения менее строгого стандарта доказывания.

--------------------------------

<78> Решетникова И.В. Доказательственное право Англии и США. С. 32; Резник Г.М. Стандарты доказанности и межотраслевая преюдиция // Доклады и сообщения на Конференции "Уголовная юстиция: связь времен", 6 - 9 октября 2010 г., Санкт-Петербург (http://www.iuaj.net/node/625). См. также: ст. 14(1) ГПК РСФСР 1964 г., ст. 20(1) УПК РСФСР 1960 г., ст. 68(1) Правил рассмотрения споров государственными арбитражами (Постановление Совета Министров СССР от 05.06.1980 N 440) и др.

Российские суды, несмотря на то что законодательство не предусматривает пока явным образом менее строгого стандарта доказывания <79>, на практике все чаще признают, что в определенных условиях такой стандарт может использоваться. Причиной этому часто являются именно проблемы, связанные с доступностью доказательств и уменьшением роли суда в их получении.

--------------------------------

<79> Решетникова И.В. Состязательность гражданского судопроизводства через призму судебной практики // Закон. 2005. N 3. С. 80 - 82 (http://ekaterinburg.arbitr.ru/files/userfiles/CT/32.htm).

Во-первых, российские процессуалисты отмечают, что общая тенденция усиления состязательности процесса между хозяйствующими субъектами, понижения роли суда в процедуре доказывания постепенно должна приводить к отходу на практике от принципа установления объективной истины и использованию менее строгого стандарта доказывания <80>.

--------------------------------

<80> Там же.

Отказ суда от своей роли активного субъекта собирания доказательств подразумевает, что суд будет вынужден принимать решение по делу на основании тех доказательств, которые были поданы сторонами, а также презумпций, принятых судом, что не обязательно отразит в совокупности "объективную истину" <81>.

--------------------------------

<81> Решетникова И.В. Доказательственное право Англии и США... С. 42.

Во-вторых, Конституционный Суд РФ установил в известном деле Суринова, что стандарт доказывания в уголовных делах должен быть выше, чем в гражданских (хотя формально суд устанавливает истину в обоих случаях): "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает более строгие требования именно к доказыванию виновности лица, поскольку презумпция невиновности диктует признание судом всех фактов, свидетельствующих в пользу обвиняемого, - пока они не опровергнуты стороной обвинения в должной процессуальной форме" <82>.

--------------------------------

<82> Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2008 года N 193-О-П "По жалобе гражданина Суринова Татевоса Романовича на нарушение его конституционных прав статьей 90 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".

В-третьих, Постановление Президиума ВАС РФ N 12505/11 от 6 марта 2012 года также может свидетельствовать о намечающейся практике использования менее строгого стандарта доказывания в ситуации недостатка доказательств, сопряженного с недобросовестным поведением стороны.

В этом деле о взыскании убытков с недобросовестного руководителя акционерного общества истец (само акционерное общество) представил в суд "достаточно серьезные доказательства и привел убедительные аргументы" относительно недобросовестности сделки, заключенной ответчиком. Ответчик, в свою очередь, имел возможность представить оправдательные документы (имел доступ к таким документам), но не сделал этого, несмотря на запросы истца и судов.

В результате ВАС РФ постановил, что "нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент" и согласился с доводами истца в этом аспекте.

Как отмечают комментаторы, данный подход ВАС РФ существенно отличается от предыдущей практики, когда на истцов возлагалось бремя убедительного доказывания своего иска независимо от поведения ответчика <83>.

--------------------------------

<83> Гармаев А., Еременко Ю. Топ-5 прецедентных постановлений ВАС РФ за 2012 год. Новейшие тренды. Дело N 1 (http://www.vegaslex.ru/text/62987).

По мнению автора, это решение ВАС РФ следует понимать именно как случай использования менее строгого стандарта доказывания по следующим причинам:

1) суд мог бы просто принять решение об установлении факта на основании косвенных доказательств, которые суд посчитал достаточными (хотя, вообще-то, суд кассационной инстанции не может давать оценку достаточности доказательств). Однако суд не просто ссылался на "отсутствие доказательств", с другой стороны, он четко упомянул "нежелание представить доказательства" ответчиком как причину удовлетворения иска. Суд подчеркнул, что в данном случае обстоятельства были доказаны именно из-за нежелания ответчика их опровергнуть. Об этом также свидетельствует фраза из мотивировочной части "участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие [ответчик, не представивший доказательства], несет риск наступления последствий такого своего поведения";

2) суд мог говорить о переходе бремени доказывания в ситуации, когда ответчик уклоняется от представления доказательств. Однако, как было показано выше, сама по себе концепция перехода бремени доказывания достаточно спорна. В частности, о таком переходе не говорит ст. 65 АПК РФ, по которой даже если ответчик не представил опровержения, это не освобождает истца от доказывания своей позиции.

По мнению автора, следует признать, что в данном случае ВАС РФ использовал менее строгий стандарт доказывания для истца в связи с недобросовестным поведением ответчика, в результате чего доказательств, представленных истцом в определенном вопросе, стало достаточно для вынесения решения в его пользу.

Таким образом, использование менее строгого стандарта доказывания не противоречит основным принципам российского процессуального права, а потому вряд ли будет считаться основанием для отмены арбитражного решения, вынесенного в РФ, либо отказа в признании и исполнении такого решения.

Соседние файлы в папке Экзамен зачет учебный год 2023