Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебники 60217.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
2.67 Mб
Скачать

2. Важнейшие свойства знаков

Независимо от того, имеется ли в виду сфера специального, узкопрофессионального общения или же речь идет о передаче информации общедоступной, рассчитанной на самого широкого потребителя, знак, как мы видим, имеет преднамеренную, целенаправленную природу, он специально используется для передачи определенного смысла15.

  • Преднамеренность первое из свойств знака. И отсюда же вытекает второе его важнейшее свойство:

  • двусторонность.

В самом деле, у знака обязательно должны быть две стороны:

  • идеальная, внутренняя (то, что передается, – значение, смысл, или, еще по-другому, семантика) и

  • материальная, внешняя (то, чем передается, – форма).

Эти две стороны знака называют планом содержания и планом выражения.

Материальная сторона знака, его план выражения, может быть самой разной – лишь бы она воспринималась органами чувств: слухом, зрением, осязанием... Подавляющую часть информации о мире человек получает с помощью зрения. И не случайно те примеры знаковых ситуаций, что приводились выше, имели визуальную, зрительную природу.

Но если говорить о знаке языковом, о единицах человеческого языка, то его основная материя, конечно же, звук. Это важно подчеркнуть, так как сегодня, в эпоху поголовной грамотности, человек привыкает к письменной форме языка. Привыкает настолько, что зрительный образ слова теснит в нашем сознании образ слуховой. И все же не будем забывать о том, что основная материальная форма существования языка – это звук, колебания воздуха.

На протяжении сотен и сотен тысячелетий человеческий язык существовал исключительно в звуковой форме (еще ему, конечно, помогали жесты), и только в последние несколько тысячелетий этому способу передачи информации сопутствует письменность. Не забудем также о том, что еще совсем недавно целые народы пользовались языком исключительно в его устной, звуковой форме: письменности они просто не знали.

А должен ли знак быть похожим на то, что он обозначает? Или хотя бы напоминать? Нет, это не обязательно. Скорее наоборот: знаки, подобные тому, что они обозначают (их называют иконическими), – довольно редкий случай.

- Вот над булочной висит крендель.

- Над мастерской по ремонту обуви – сапог.

- Перед пешеходным переходом стоит треугольник с изображением шагающего человека. (Кстати, многие знаки дорожного движения – иконические).

Слово кукушка похоже на тот звук, который издает данная птица. И другие звукоподражательные или звуко-изобразительные слова – скрипеть, булькать, чавкать, гром, писк, шипение – тоже можно считать иконическими знаками. Но в целом это скорее исключение. А нормально для знака как раз обратное: условная связь между планом выражения и планом содержания. Цветок на окне означает: «сюда нельзя, явка провалена». Но если мы договоримся о другом содержании знака, он может обозначать, например: «заходи, я жду» […]. Одни и те же предметы в разных языках называются по-разному. Получается, что в основе названия лежит договоренность, соглашение, конвенция. Мы, то есть коллектив людей, как бы решили придать данной звуковой форме данное содержание; так появляется знак. Конвенциональность третье основное свойство знака.

Но знак никогда не существует изолированно, сам по себе. Он всегда входит в целую систему, действует на фоне своих «собратьев». Поэтому подписать конвенцию, договориться о содержании знака на практике означает разделить сферы влияния знаков: вот это обозначает то-то, а вот это – другое...

Знак обретает значение в противопоставленности другому знаку. Обусловленность составляет четвертое свойство знака.

Нетрудно показать это и на примере языковых единиц. Так, слова в целом образуют систему, и эта система складывается из множества частных подсистем. Одна из них – названия цветов солнечного спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый... Не будем сейчас говорить о стоящих за этими названиями понятиях – этому найдется другое место. Но вот что любопытно: во многих языках русским названиям голубой и синий соответствует одно слово. Например, для немца цвет чистого неба, василька и полоски леса на горизонте будет все blau. Der Blaufuchs – так по-немецки называется голубой песец (букв. ‘голубая лиса’), а die Blaubeere – черника (букв. ‘синяя ягода’): первая часть в этих немецких словах одинакова... Нет, конечно, при необходимости можно различить данные цветовые оттенки – скажем, при помощи определений himmelblau – ‘небесно-голубой’ и dunkelblau – ‘темно-синий’. Однако в огромном большинстве случаев немец скажет просто blau, без всяких уточнений. Не получается ли тем самым, что значение слова синий в немалой степени зависит от того, есть ли в данном языке слово голубой или нет? Если есть (как в русском), то объем его семантики сужается, если нет (как в немецком), то соответственно возрастает... Как писал Велимир Хлебников, «каждое слово опирается на молчание своего противника».

Михалев А. Б. (2005)16 отмечает другие свойства и функции языковых знаков. Так, он подчеркивает, что языковой знак обладает

  • Относительно условной связью с реальными вещами и со свойствами этих вещей. Звуковая сторона знака относительно условно связана со смысловой.

  • Способен вступать в линейные отношения в составе более сложного знака.

  • Способен вступать в линейные, пространственные и временные отношения в составе речевой цепи.

  • Связан с другими знаками отношениями одновременности в сознании носителя языка.

  • Обладает устойчивостью в силу традиции, необходимой обществу.

  • Изменчив во времени в силу изменения условий его применения. Звуковая и смысловая стороны языка в их изменении относительно — в пределах закономерности языковой системы — независимы друг от друга. Один знак языка обязательно связан или соотнесен с другими знаками.

  • Знаковая система языка сращена с системой сознания и через него связана и соотнесена с системой социальной жизни людей.

Языковые знаки функционируют и развиваются в пределах свойств своей системы и под давлением связей с системами сознания и социальной жизни людей (см. об этом: Михалев А.Б. Общее языкознание. История языкознания. Путеводитель по лингвистике. Конспект-справочник. М.: Изд-во "Флинта", изд-во "Наука", 2005, 55-58).

К функциям языковых знаков Михалев А.Б. относит:

  • различительную;

  • конструктивную;

  • классифицирующую.

По отношению к объектам и элементам сознания:

  • номинативную (название объекта);

  • дейктивную (указание на объект);

  • экспрессивную (выражение состояния сознания);

  • сигнификативную (обозначение понятия);

  • моделирующую (создание знакового аналога ситуации);

  • прагматическую (воздействие на человека)

(см. об этом: Михалев А.Б. Общее языкознание. История языкознания. Путеводитель по лингвистике. Конспект-справочник. М.: Изд-во "Флинта", изд-во "Наука", 2005, 55-58).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]