Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник 160.docx
Скачиваний:
20
Добавлен:
30.04.2022
Размер:
284.88 Кб
Скачать

§ 5. Лексемы, вербализующие концепт «святой»

В русском языке выделяются следующие значения лексемы святой: 1) совершенный, чистый, божественный; 2) праведный, непорочный; 3) в хрис-тианском культе – человек, проведший свою жизнь в защите интересов церкви и религии и после смерти признанный непререкаемым образцом христианской жизни и покровителем верующих; 4) наделенный божественной благодатью, являющийся источником божественной силы; 5) возвышенный, идеальный; 6) глубоко чтимый, дорогой, заветный, любимый; 7) истинный, великий, исключительно важный; 8) незыблемый, нерушимый (Словарь современного русского литературного языка 1962, т. 13, с. 275 – 276).

В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» выделяет следующие значения лексемы святой:

«Святой, духовно и нравственно непорочный, чистый, со­вершенный; все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения нашего, духовный, божественный, небесный. Святой Дух, третья ипостась, выра­жающая деятельность Божественную. || О человеке: непорочный и угодный Богу, первообраз человека» (Даль 2006, т. 4, с. 36).

В современной русской лексикографии у лексемы святой выделяются следующие значения:

«Святой (святый церк., устар.), святая, святое; свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях – обладающий абсолютным совершенством и чистотой, божественный (религ.). 2. В тех же представлениях – праведный, непорочный, отвечающий религиозному идеалу (религ.). 3. в знач. сущ. святой, святого, м., святая, святой, ж. В христианском культе – человек, проведший свою жизнь в защите интересов церкви и религии и после смерти признанный непререкаемым образцом христианской жизни и покровителем верующих (церк.). 4. В христианском культе – прил., по знач. связанное с таким человеком (церк.). 5. в знач. сущ. святые, святых, ед. святой, святого, м. Иконы с изображениями таких людей (простореч. устар.). 6. В христианском культе – наделенный божественной благодатью, являющийся источником божественной силы (церк.). 7. перен. Проникнутый чем-н. высоким, возвышенный, идеальный (поэт., устар.). || Глубоко чтимый, дорогой, заветный, любимый (книжн. торж.). || Истинный, великий, величественный по своим задачам, исключительный по важности (книжн. торж.). || Совершенно необходимый, очень важный (разг.). || Незыблемый, нерушимый (Ушаков 2007, с. 941; Ожегов, Шведова 2003, с. 705; Кузнецов 2007, с. 728).

Рассмотрим лексему святой и проанализируем ее употребление для объекти-вации концепта святой в индивидуально-авторской картине мира И.С. Шмелева.

Данная лексема заимствована из праславянского, где svętъ – святой, родственно лит. šveñtas, др.-прусск. swenta- в местн. нн., авест. spanah- "святость", укр. святий, блр. святы, др.-русск. святъ, ст.-слав. см. образ, болг. свет, света, свето, сербохорв. см. образ, свéта, см. образ, словен. см. образ, svéta, ж., чеш. svatý, слвц. svätý, польск. święty, в.-луж. swjaty, н.-луж. swěty, полаб. см. образ.» (Фасмер 2007, т. 3, с. 585).

Традиционно святыми принято называть людей, которые, живя на земле, угодили Богу своей праведной жизнью, подвигами христианской любви, распространением веры, страданиями и смертью, принятыми за веру.

После смерти святой ка­нонизируется: официально признается непререкаемым образцом христианской жизни и покровителем верующих; его почитание становится общецерковным. Пребывая на небе с Богом, святые молятся Ему о живущих на земле.

Рассмотрим когнитивные признаки концепта святой, актуализируемого лексемой святой и ее дериватами в произведении И.С. Шмелева.

Так, при помощи лексемы святой актуализируются следующие когнитивные признаки:

  • «значимый, великий»:

«Тихо на улице. Со двора поехала мохнатая телега – повезли в церковь можжевельник. Совсем темно. Вспугивает меня нежданный шепот:

- Ты чего это не спишь, бродишь?..

Это отец. Он только что вернулся.

Я не знаю, что мне сказать: нравится мне ходить в тишине по комнатам и смотреть и слушать, - другое все! – такое необыкновенное, святое» (Шмелев 2003, с. 69).

  • «наделенный Божественной благодатью»:

«Я несу от Евангелий страстную свечку, смотрю на мерцающий огонек: он святой. Тихая ночь, но я очень боюсь: погаснет! .. Старая кухарка рада, что я донес. Она вымывает руки, берет святой огонек, зажигает свою лампадку, и мы идем выжигать кресты» (Шмелев 2003, с. 65).

  • «прославленность за особые заслуги»:

«Едем под Кремлем, крепкой еще дорогой, зимней. Зубцы и щели … и выбоины стен говорят мне о давнем - давнем. Это не кирпичи, а древний камень, и на нем кровь, святая. От стен и посейчас пожаром пахнет» (Шмелев 2003, с. 48).

  • «человек, за определенные заслуги прославленный церковью и приближенный к Богу». «Вечером Егорьева дня мы сидим в мастерской, и скорняк рассказывает нам про Егория Победоносца. … написан на листе на белом коне, как по строгому канону пишется, Егорий – колет Змия копием в брюхо чешуйное. … Стали мы читать под картинкой старые слова, церковною печатью; Горкин очки надел, и строгий стал. Я ему внятно прочитал, вытягивал слова вразумительно, а он не верит, бородкой трясет. И скорняк прочитал, а он опять не верит: «Не может, - говорит, - быть такого … потому это надругательство над Святым!» - и заплевался. … Понял – нехорошо написано про Святого» (Шмелев 2003, с. 296).

  • «обладающий способностью к исцелению»:

«Я становлюсь на коленки, головой в пол. Потом прикладываемся к темным местечкам в серебряной накрышке, к мутным в них стеклышкам, где частицы мощей Целителя. Это ничего, что стеклышки: для Святого никакая преграда не мешает…» (Шмелев 2003, с. 344).

И.С. Шмелев использует ФС Святой Дух и его дериваты, актуализируя следующие когнитивные признаки исследуемого концепта:

  • «голубь как символ одной из ипостасей Святой Троицы»:

«Так, ладно… - говорит он с собой, прищурясь, несет в мастерскую дранки, свистит веселое – и вот, на моих глазах, выходит у него птичка с распростертыми крыльями – голубок? Трепещут лучинки-крылья – совсем живой! Его он вешают под подзором сени, крылышки золотятся и трепещут, и все дивятся – какие живые крылья, «как у Святого Духа!». Сквозные, они парят» (Шмелев 2003, с. 84);

«- Завтра с тобой и голубков, может, погоняем … первый им выгон сделаем. Завтра и голубиный праздничек, Дух - Свят в голубке сошел» (Шмелев 2003, с. 53);

«Горкин поправляет пасочницы. … Он ковыряет на дощечке, и появляется виноград! Потом вырезает «священный крест», иродово копье и лесенку – на небо! Потом удивительную птичку… Замирая от радости, я смотрю.

- Учись святому делу. Это голубок, Дух – Свят» (Шмелев 2003, с. 65).

Для объективации концепта святой автором используются следующие де-риваты лексемы святой: святить, свячёный, святыня, святынька, священный.

Святить. При помощи данной лексемы актуализируются следующие когнитивные признаки:

  • «придание святости»:

«…завтра у нас яблошный Спас… яблоки почему кропят? …Они тебя вспросют, а ты и не скажешь. …Как так – у тебя не сказано? А ты хорошенько погляди, должно быть.

- Да нету же ничего… - говорю я, совсем расстроенный, - написано только, что святят яблоки!» (Шмелев 2003, с. 98);

«На большом подносе – на нем я могу улечься – темнеют куличи, белеют пасхи. Розы на куличах и красные яйца кажутся черными. Входят на носках двое, высокие молодцы в поддевках, и бережно выносят обвязанный скатертью поднос. Им говорят тревожно: «Ради Бога, не опрокиньте как!» Они отвечают успокоительно: «Упаси Бог, поберегемся». Понесли святить в церковь» (Шмелев 2003, с. 70);

«Священники освящают воду. Потом старший … читает над нашими яблоками … молитву о плодах и винограде – необыкновенную, веселую молитву – и начинает окроплять яблоки» (Шмелев 2003, с. 104).

Свячёный. При помощи данной лексемы актуализируются следующие когнитивные признаки:

  • «то, над чем был произведен обряд освящения, придания святости»:

«В церкви, у левого крылоса, - наша верба, пушистая… я подхожу под вербу… Крестимся на нее. Раздавать не скоро, под конец всенощной, как стемнеет. Народу набирается все больше. … приходят и со своими вербами, но своя какая-то не такая, не настоящая. А наша настоящая, свячёная» (Шмелев 2003, с. 278).

  • «наделяемый чудотворной силой»:

«Повстречал стариков за Воронцовом, в овраге сидят и плачутся: оглоблю поломали и лошаденка упарилась… Вызволил их Антон, … лошадь свою припряг… - вот потому и запоздали… «Старуха уж и отходить готовилась, на вербу все молилась: «Свячёная вербушка, душеньку мою прими-осени!» - сказывал Михал Иванов, а какая она свячёная, с речки только!» (Шмелев 2003, с. 271).

  • «получивший определенную силу после проведения обряда освящения»:

«… и Марьюшка наша проводила со двора свячёной вербой нашу красавицу – корову» (Шмелев 2003, с. 292).

Святыня.

В религии святыня может представлять собой как осязаемый предмет, так и неосязаемый, т.е. представление о чем-либо, понятие.

Для каждого христианина святыней в первую очередь являются догматы Церкви, уче­ние Христово.

Из осязаемых предметов к христианским святыням преж­де всего относятся вещи, к которым прикасался Спаситель в Его земной жизни: терновый венец, Крест, плащаница, копье, которым воин пронзил Христа в ребра, и т. п. (Мовлева 2005, с. 422).

При помощи данной лексемы актуализируются следующие когнитивные признаки:

  • «предмет поклонения».

«Не шибко подъезжает карета, четверней гнеденьких, смирных, - старенькие, должно быть. Высаживаются два иеромонаха в малиновых епитрахилях в позолотце, один совсем старенький, усталый. … Горкин благословляется у старенького и принимает с Ондрейкой из кареты серебряный сундучок. Они берутся за медные ручки с бочков и проносят бережно к парадному. Все валятся под святыню. Она проходит над нами, невидимо осеняя» (Шмелев 2003, с. 344).

Святынька.

При помощи данной лексемы актуализируются следующие когнитивные признаки:

  • «предмет культа для верующего человека»:

«На полочке, где сухие просвирки, серенькие совсем, принесенные добрыми людьми, - иерусалимские, афонские, соловецкие, с дальних обителей, - на бархатной дощечке – самые главные святыньки: колючка терна ерусалимского, с горы Христовой, Полугариха – банщица принесла, ходила во Святую землю, - сухая оливошная ветка, от садов Ифсеманских взята, «пилат – камень», с какого-то священного – древнего порожка, … сухие цветки, священные … Святыньки эти он вынимает только по большим праздникам» (Шмелев 2003, с. 218);

«Вот погоди, косатик, … мы с тобой в Кремль поедем, покажу тебе все святыньки … и Гвоздь Господень, и все соборы наши издревнии, и Царя – Колокола покажу, и потрезвоним, поликуем тогда с тобой … - сколько раз обещался Горкин» (Шмелев 2003, с. 280).

Священный.

При помощи данной лексемы актуализируются следующие когнитивные признаки:

  • «наделяет человека особыми качествами»:

«… при Горшкове-то мы как у Христа за пазухой-с. Ногой топнет – весь берег задрожит … пьяные самые к лодкам и не подойдут-с. На их глотку-то каку надо! А Михал Панкратыч старый человек, священный … а сами знаете, с нашим народом как» (Шмелев 2003, с. 92).

  • «соответствующий религиозным традициям»:

«Я гуляю по комнатам. Везде у икон березки. И по углам березки, в передней даже, словно не дом, а в роще. … и на воротах наставлены березки, и на конюшне, где медный крест, и даже на колодце. Двор наш совсем другой, кажется мне священным» (Шмелев 2003, с. 95).

  • «исключительный по важности»:

«Окна розового дворца сияют. Белый собор сияет. Золотые кресты сияют – священным светом. Все - в золотистом воздухе, в дымно-голубоватом свете: будто кадят там ладаном» (Шмелев 2003, с. 47).

Итак, в русской национальной концептосфере по данным словарей выделяются следующие основные когнитивные признаки концепта святой: «совершенный, чистый, божественный»; «праведный, непорочный»; «в христианском культе – человек, проведший свою жизнь в защите интересов церкви и религии и после смерти признанный непререкаемым образцом христианской жизни и покровителем верующих»; «наделенный божественной благодатью, являющийся источником божественной силы»; «возвышенный, идеальный»; «глубоко чтимый, дорогой, заветный, любимый»; «истинный, великий, исключительно важный»; «незыблемый, нерушимый».

В анализируемом произведении концепт святой актуализирует следующие когнитивные признаки: «значимый, великий», «наделенный Божественной благодатью», «прославленность за особые заслуги», «человек, за определенные заслуги прославленный церковью и приближенный к Богу», «обладающий способностью к исцелению», «голубь как символ одной из ипостасей Святой Троицы», «придание святости», «то, над чем был произведен обряд освящения, придания святости», «наделяемый чудотворной силой», «получивший опреде-ленную силу после проведения обряда освящения», «предмет поклонения», «предмет культа для верующего человека», «наделяет человека особыми качествами», «соответствующий религиозным традициям», «исключительный по важности».

Индивидуально-авторскими когнитивными признаками концепта святой в языковой картине мира И.С. Шмелева являются следующие: «значимый, великий», «прославленность за особые заслуги», «обладающий способностью к исцелению», «голубь как символ одной из ипостасей Святой Троицы», «придание святости», «то, над чем был произведен обряд освящения, придания святости», «наделяемый чудотворной силой», «получивший определенную силу после проведения обряда освящения», «предмет поклонения», «предмет культа для верующего человека», «наделяет человека особыми качествами», «соответствующий религиозным традициям».

Данные когнитивные признаки представлены лексемами святой, святить, святыня, святынька, ФС Святой Дух и его дериватом Дух-Свят; свячёный, священный.

Производные от лексемы святой, представляющие когнитивные признаки рассматриваемого концепта, образуя единое пространство, более детально описывают мир, устанавливают связи между его составляющими, тем самым обозначая результаты концептуальной деятельности человека, что способствует реализации художественного замысла автора.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]