Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Uilyams_Ch_-_Kitayskaya_kultura_Mify_geroi_simvoly_-_2011

.pdf
Скачиваний:
13
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
12.29 Mб
Скачать

На верхней одежде:

1. Солнце с тремя лучами.

2. Луна с зайцем, толкущим снадобье бессмертия. 3. Звезды (см.). Похожие группы из трех звезд на-

ходим в созвездиях Орион, Муха и Дракон.

4. Горы, которые китайцы считали священными.

5. Изображения Дракона (см.).

6. Фазан (см.). На нательной одежде:

7. Два кубка с изображениями животного на каж-

 

дом.

8.

Отросток рдеста.

9.

Язык пламени (огня), один из Пяти элементов

 

(см.).

10.

Зерна риса (см. Рис).

11.

Топор (см.).

12.

Иероглиф Я ( ), состоящий из двух знаков чжи.

 

Вышивался на верхней одежде внутри квадрата

 

сзади и спереди.

В соответствии с книгой «Шуцзин» Двенадцать эмблем приписывают императору Шуню, они достаточно древние, поскольку с того времени прошло более 2 тысяч лет. «Я хотел бы, — заявлял император, — видеть на верхней одежде древние символы: луну, звезды, горы, дракона и разноцветного фазана, а на нательном одеянии — водяную траву, пламя, зерна риса, топор. Мне хотелось бы увидеть, что они все предстали в пяти цветах и вместе образовали официальные одежды. Вы же должны четко подогнать их».

Учитывая размеры ног и рук своих министров, особое внимание император уделял тому, чтобы исполнители его приказаний проявляли усердие. Напоминая им об их обязанностях, он указывал им на символы, расположенные на их государственных одеяниях. На некоторых были вышиты солнце, луна и звезды.

«Итак, — говорил император, — указывая на них, мы должны знать их, чтобы достойно править. Горы обозначают постоянство и твердость, в которых мы нуждаемся; дракон — что мы должны использовать все средства, чтобы побудить людей стать добродетельными. Красота и разно-

120

Двенадцать эмблем

образие цветов фазана напоминают нам о том, что мы должны подавать хороший пример, проявляя различные добродетели.

В верхней одежде отмечаем шесть разных видов вышивки, они указывают нам на те добродетели, что запечатлены внутри нас. Используемая нами ваза в зале предков является символом

чистоты и беспристрастности. Огонь — рвение и любовь к добродетели. Рис напоминает об изобилии, которое боги должны даровать людям. Топор является символом справедливости, используется для наказания порока. Иероглифы фо и фу символизируют проницательность, благодаря которой мы получаем представление о добре и зле.

Только император обладал правом носить на церемониальных одеждах все двенадцать перечисленных эмблем. Потомственной знати первого разряда не разрешалось носить изображения солнца, луны и звезд, следующим, относящимся ко второму разряду, не разрешалось использовать изображения гор и драконов. С помощью постоянно снижавшихся ограничений были изготовлены пять подборов официальных одежд, чтобы обозначить чин их владельцев.

Отмеченные нами архаические фигуры часто встречались на фарфоре и других произведениях искусства. Широко распространено двойное фу (), топор мог быть символом войны.

ДЕРЕВО

Дерево является вторым среди Пяти элементов (см.), соответствует первому и второму из Десяти небесных стволов (см.). Иероглиф для обозначения дерева, 75-й ключ, пиктограмма (), представляющая корни, ствол и раскинувшиеся ветви. Дерево играло особую роль в жизни китайцев, служило для строительства домов, повсеместно использовалось как топливо.

121

Нет особой разницы между элементами, использовавшимися для украшения резных вещей и в китайском декоративном искусстве. Бронза, вышивка и фарфоровые изделия отличаются сходными рисунками и узорами, выбиравшимися в соответствии с материалом. Использовавшийся мастерами по дереву рисунок отличается особым разнообразием. Редко встречается вульгарное повторение некрасивых форм.

Особого восхищения достойны рисунки на плоских поверхностях. Особое распространение получили иероглифы и символы, имеющие мистическое или религиозное значение. Возможно, именно в резьбе по дереву китайцы достигли особого мастерства. В бесконечном разнообразии, сложности повторяющихся мотивов, прямоугольного орнамента, волн и переплетений отразились безграничное терпение восточного человека, его особое мышление, где время теряет свое особое значение.

Дерево занимает большое место в китайской культуре, литературе и верованиях. Прежде всего это восхищение деревьями с обильным цветением и богатством листвы. Однако в связи с потребностью в большом количестве топлива и высокой стоимости деревьев как строительного материала постоянный процесс вырубки леса истощал лесные запасы страны.

Философ Мэн-цзы замечал: «Когда-то деревья Воловьей горы отличались красотой. Однако, располагаясь на границах огромного государства, они были вырублены топорами и секачами. Как же им было сохранить свою красоту?.. Теперь гора выглядит пустынной, и людям трудно представить, что когда-то здесь росли прекрасные деревья»

(

, ).

В Книге песен находим оду, относящуюся к периоду Вэнь Вана, в которой звучит призыв беречь деревья:

Не упади, сладчайшее персиковое дерево! Посмотрите, как распростерлись его ветви, Не уничтожайте его тень, Ведь сам глава народа Шао склонял

Перед ним свою уставшую голову. ()

122

Несмотря на подобные замечания, дерево исчезло, даже не сохранилось легенды о предполагаемом месте, где оно росло. Князь Шао выступал в защиту дерева, которое считалось священным некоторое время после его смерти.

Достаточно давно поняли, что повсеместная вырубка деревьев приводила к наводнениям и засухам, которыми природа отвечала на вторжение человека. Именно поэтому китайское правительство считало лесное хозяйство приоритетной отраслью и тщательно следило за размерами вырубки деревьев.

В древние времена поклонение деревьям было повсеместно распространено в Китае, что подтверждается запретами на вырубку деревьев, находившихся поблизости от храмов и надгробий. Известно также, что усыпальницы, посвященные местным божествам, часто размещались на корнях или в разветвлениях дерева, выделявшегося своей величиной и красотой.

Верили, что в дереве обитает душа бога, поэтому оно

исчиталось священным, если кто-то подкапывал его или вырубал, то вскоре сам должен был умереть. «В традиционном буддизме отмечается существование душ у деревьев, содержится предупреждение, что им нельзя причинять вред. Заявляя, что деревья не обладают ни разумом, ни чувствами, древние признавали, что некоторые божества или духи обитают в теле деревьев и разговаривают с ними» (Э.Б. Тэйлор. «Первобытная культура»).

Ежегодное украшение священных деревьев гирляндами

ифонариками считалось важной составной частью культа поклонения деревьям. Дерево считалось символом жизни

ифаллической эмблемой. В китайской литературе часто упоминаются кровоточащие деревья, издающие крики боли или негодования, когда их срубали.

Не только в Китае почитали деревья. В Англии старейшие деревья в дохристианские времена обычно считались священными и посвящались Пану, их запрещалось рубить, отчего они росли в самых неудобных местах. Сохранились

идругие формы поклонения деревьям.

Запрещалось вносить в дом тамариск, росший на южном побережье, заросли тамариска не вырубались. В дан-

123

ном случае встречаемся с отголоском древнего египетского верования, что тамариск рос на могиле Осириса.

Во многих частях Англии сохранилось весьма стойкое убеждение, что внесенный в дом цветущий боярышник привлечет смерть.

И в Китае определенным деревьям и растениям приписывались магические свойства. Листья дерева чжун-куй () (разновидности мальвы) славились силой отгонять демонов. Пучок артемисии (), пригоршня аира — Acorus calamm или пучок листьев ивы, повешенные на дверях домов, избавляли от дурного влияния в 5-й день 5-й луны, годовщину восстания Хуан Чао (), захватившего Чанъань в 880 г. и велевшего своим воинам вырезать всех жителей, за исключением тех, кто выставил пучок листьев у двери.

Полагают, что листья с восьми деревьев Цянь () или Яо Ван () (Царь-дерево), росших на Луне, дают бессмертие. Как отмечается в буддистских сутрах, похожее дерево, росшее в Гималаях, вылечивало от всех болезней.

По другой легенде, на Луне растет дерево кассия. Некий человек по имени У Ган () оскорбил богов и был сослан на Луну, где его осудили на бесконечную работу, он должен был срубать дерево. Однако, как только он наносил насечки своим топором, ствол снова становился прежним. Те же, кто ел кусочки дерева, становились бессмертными (см. Луна).

Китайцы верили, что если айлантус () вырастет слишком высоким, то это принесет несчастье живущим в доме. Шелковицу не следовало высаживать перед жилищем, равно как и сажать за домом иву, поскольку наименование шелковицы (сан — ) звучит как «печаль» (), а ива, считавшаяся символом раздоров, похоти и т. п., могла оказать нездоровое влияние на женщин, обычно занимавших задние комнаты.

Сирень (дин сян шу — ) не следовало высаживать в частных жилищах, потому что слово дин () обозначало также гвоздь, который воплощал семейные раздоры, разногласия, возникавшие между женской частью домочадцев.

124

Цы-мэй (), или дикая роза, благодаря своим шипам также находилась под запретом, поскольку могла внести раздор в семью. Если финиковую пальму не содержали в порядке, следовало наказание в виде порки. Если корни винограда прорастали под домом, то китайцы воспринимали случившееся как предзнаменование смерти.

Кактус сянь-жэнь-чжан () буквально означал «рука феи», отводил несчастье от женщин, собиравшихся завести ребенка. Чтобы уберечься от возможных козней злых духов, к дереву прикрепляли полоску красной ткани или кусок бумаги, цвет которой символизировал счастье и удачу.

Орнамент в виде ленты из листьев составлял одно из Восьми сокровищ (см.) и считался эмблемой счастья. Его использовали в качестве украшения на фарфоре. Проросшее семя признавали символом зарождающейся жизни. «Вся плоть — трава». Изображение травы в качестве декоративного мотива представляло людей.

Отдельные образцы деревьев рассмотрены в отдельных статьях, там же более подробно говорится об их символическом значении.

ДЕРЕВО БОДХИ

Фикус священный (Ficus religiosa).

Иначе обозначалось как дерево Бо (санскр. Бодхидрума) — Дерево мудрости, под которым индийский принц Будда Шакьямуни (см.) размышлял, как ему освободиться от печалей и страданий, избегая земных удовольствий. Тогда впервые к нему пришло Бодхи (просветление).

В течение семи лет под сенью этого дерева Шакьямуни нес покаяние, прежде чем стал Буддой. Поэтому дерево известно также как Дерево медитации (). Дерево росло около Гаи (Бодхгаи) в Бенгалии, оттуда взяли ветку и посадили в священном городе Амарапуре (Амаяпуе) в Бирме в 288 г. до н. э. Говорят, что оно растет там и поныне.

Когда будущий основатель буддизма сидел и размышлял под распростертыми над ним ветвями, покой снизошел на

125

него, он убедился, что человека раздирает жажда наживы и печаль оттого, что он обуреваем исключительно собственными интересами, хотя кроме них существует невероятное разнообразие вечной жизни. Жизнь никогда не прекращается, поскольку она сохраняется в сознании тех, кто воспринял правду и обрел истинную жизнь в гармонии со всем сущим.

Полагают, что буддизм пришел в Китай из Индии во времена правления императора Мин Ди () из Восточной (Поздней, Младшей) династии Хань в 58—76 гг. н. э. Обычно его считают религией, требующей обучения медитации, милосердия, деликатной речи, доброжелательности и всеобщей вере.

ДЕСЯТЬ НЕБЕСНЫХ СТВОЛОВ

Ши тянь гань — десять первичных знаков, которые использовались в сочетании с Двенадцатью земными ветвями Ши эр ди чжи (см.), формировали шестидесятеричный цикл (см.), образовывали мужское или первичное, не говоря о передней колонне цикла. Эта система возникла в древнейшем китайском государстве Шан-Инь (ок. 1520 — ок. 1030 до н. э., легендарные даты 1766—1122 до н. э.).

В приводимой ниже таблице приведены их названия, родство и соответствующие элементы (см. также Пять элементов):

 

Опоры Поднебесной

Сходство

Соответствующие элементы

1

 

Цзя

 

Деревья

Му

 

Дерево

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

И

 

Тесаный

Му

 

Дерево

 

 

 

 

лесоматериал

 

 

 

3

 

Бин

 

Молния

Хуо

 

Огонь

4

 

Дин

 

Дымящийся

Хуо

 

Огонь

 

 

 

 

фимиам

 

 

 

5

 

У

 

Горы

Ту

 

Земля

6

 

Цзи

 

Глиняная

Ту

 

Земля

 

 

 

 

посуда

 

 

 

7

 

Гэн

 

Металлосо-

Цзинь

 

Металл

 

 

 

 

держащая руда

 

 

 

126

Опоры Поднебесной

Сходство

Соответствующие элементы

8

Синь

 

Котелок

Цзинь

 

Металл

 

 

 

 

 

 

 

9

Жэнь

 

Морская вода

Шуй

 

Вода

10

Гуй

 

Пресная вода

Шуй

 

Вода

Первая из Двенадцати земных ветвей () соединяется с первым из Десяти небесных стволов и далее по порядку, пока не достигается последний или десятый из последнего, тогда начинается новый цикл. Одиннадцатая из Двенадцати ветвей становится следующей, прикрепленной к первому стволу ().

Такая система применялась к исчислению часов, дней, месяцев и годов (см. также Луна и Солнце). Использование методики применительно к удачным дням прослеживается вплоть до Да Нао (), то есть до XXVII в. до н. э. Точно такое количество наименований лет приписывается Ван Ману (), 33 (до н. э.), удалось обнаружить кое-где использование более ранних дат.

Циклические знаки играли огромную роль в китайских гаданиях благодаря их предполагаемой связи с элементами сущностей, которые якобы оказывали на них влияние в соответствии с порядком следования, представленным выше.

ДИЦЗАН

Бодхисатва Кситигарбха, правитель нижнего мира и защитник детей. Он открывает ворота чистилищ и спасает страдающие души. Как известно, он происходит из индийского буддизма, хотя его культ распространился по всей Центральной Азии, после чего началось поклонение ему в Китае.

Он является святым-покровителем горы Цзюйхуашань () в провинции Аньхой — одном из первых мест паломничества китайских буддистов.

Дицзан Ван, правитель преисподней

127

Его изображения находятся во втором главном зале буддийских монастырей, а последний день 7-й луны посвящен поклонению ему и подношениям.

ДРАКОН

Восточный дракон выглядит вовсе не как тот отвратительный монстр, что придуман средневековым гением, а является символом силы и великодушия. Он — дух перемен, то есть олицетворение самой жизни. Более того, китайский дракон является существом, совершающим добрые дела, его можно сравнить

Дракон с драконом счастья из геральдики и средневековой мифологии.

Спрятавшись в пещерах недоступных гор или свернувшись в глубине моря, он выжидает то время, когда сможет медленно пробудиться к деятельности. Он прячется в грозовых облаках, моет свой гребень во мраке кипящих водоворотов.

Его когти блестят в ответвлениях молнии, чешуйки поблескивают в коре омытых дождем сосновых деревьев, а голос слышится в завывании ветра, гоняющего сухие листья в лесу, ускоряя весну.

В словаре «Шо вэнь цзе цзы» () («Объяснение простых и анализ сложных знаков», 206 до н. э. — 220 н. э.) говорится о 369 типах чешуйчатых рептилий, таких как рыбы (так в оригинале. — Ред.), змеи и ящерицы. Из них дракон считается главным, он обладает способностью трансформироваться, даром делать себя видимым или невидимым по своему желанию. Весной он поднимается на небеса, осенью прячется в глубине вод.

Дракон покрывает себя грязью во время осеннего равноденствия и всплывает весной, таким образом объявляя своим пробуждением возвращение природной энергии. Естественно, что он стал символом производительной силы влаги, то есть весны, когда с помощью благодатных дождей и ветров вся природа обновляется.

128

Заметим попутно, что по аналогии с древнеегипетским культом крокодила выдвигалась теория, что китайский дракон просто представляет собой измененную форму аллигатора, которого иногда и сегодня встречают в реке Янцзы (китайский аллигатор Alligator sinensis, до 2,5 метра длиной,

внизовьях Янцзы. — Ред.). Ведь он появляется после зимней спячки с приходом весны, когда якобы и дракон способен оказать свое благотворное влияние.

Однако все же трудно провести аналогии между этим сказочным существом и любыми другими животными, живущими на нашей планете, ибо тело дракона явно напоминает змеиное, голова состоит из частей различных других животных, зубы принадлежат представителю млекопитающих семейства плотоядных, ноги и когти те же, что у птицы.

Ламаисты и китайские буддисты соотносят с драконом или мифологическими змеями (нагами) окаменелые останки ископаемых ящеров, которые время от времени находят

вразличных частях Северного Китая. Их называют костя-

ми дракона (), куски костей — драконовыми зубами (). Их измельчают, толкут в порошок и используют в медицинских целях для лечения различных недугов, таких как пляска святого Витта, истечение семени, кровоизлияние и лихорадка.

Выделяют три основные разновидности драконов (одни с рогами, другие без, некоторые имеют чешую, у одного

вида нет крыльев): Лун (), самый могущественный, обитающий в небе; Ли (), безрогий, живущий в океане, Владыка вод; Цзяо (), чешуйчатый, водящийся в болотах и в горных логовах. Настоящим и главным среди всех драконом считается только Лун ().

Приведем одно из его описаний.

Внем соединились черты девяти животных: голова верблюда, рога оленя, глаза кролика, уши коровы, шея змеи, живот лягушки, чешуя карпа, когти ястреба и лапы тигра.

Вдоль его спины идет ряд чешуй, всего их восемьдесят одна, чешуйки на горле повернуты к голове, те же, что на голове, располагаются как горный хребет. С каждой стороны рта растут усы, борода свисает с подбородка, там же

5 Ч. Уильямс

129