Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
6
Добавлен:
15.04.2023
Размер:
3.65 Mб
Скачать

151

Таблица 17 – Выбор статистических критериев (по О.Ю. Ребровой, 2006 г.) [109]

Задача

 

МЕТОДЫ

 

 

параметрические

Непараметрические

 

 

 

 

Условия при-

Количественные

Количественные признаки независимо от вида

менимости

нормально рас-

распределения, качественные признаки

 

пределенные

 

 

признаки

 

 

 

 

Описательная

Среднее значе-

Медиана, интерквартильный размах, пропорции

статистика

ние, стандартное

 

 

отклонение

 

 

 

 

Сравнение

t-критерий Сть-

Критерий Манна-Уитни, критерий χ2, точный кри-

двух незави-

юдента для не-

терий Фишера, критерий χ2 с поправкой Йетса, от-

симых групп

зависимых вы-

ношение шансов (ОШ) и его 95% ДИ

по одному

борок

 

признаку

 

 

 

 

 

Для статистического анализа применен пакет «STATISTICA 6.0.437.0» StatSoft, Inc., США). Проверка на нормальность распределения количественных данных проводилось при помощи W-теста Шапиро-Уилка. Описательная статистика количественных признаков в тексте и таблицах приведены в виде медианы и 25-75 процентилей «Me [Q1-Q3]». Ранее опубликованные данные приведены в виде среднего значения «М, [ДИ95%]», где доверительный интервал (ДИ) – интервал значений признака, с 95%-ной вероятностью включающий истинное значение данного параметра в генеральной совокупности. Интерпретация результатов: если P>0,05, то нулевая гипотеза об отсутствии различий групп не отклоняется; если P<0,05, то нулевая гипотеза об отсутствии различий групп отклоняется и принимается альтернативная гипотеза о существовании различий групп с вычисленным уровнем статистической значимости P, если 0,10>Р>0,05, то делается вывод о наличии статистической тенденции. Поправка на множественные сравнения не применялась [109].

Для анализа информативности диагностических и прогностических тестов использовались общепринятые термины: чувствительность, специфичность, положительная и отрицательная предсказательная ценность (табл. 18, 19) [11, 28].

152

Таблица 18 – Используемые результаты диагностических тестов

Результаты теста

Патологическое состояние

 

имеется

отсутствует

Положительные

a (истиннополо-

b (ложноположительные)

 

жительные)

 

Отрицательные

c (ложноотрицательные)

d (истинноотрицательные)

 

 

 

Таблица 19 – Термины, используемые в диагностических исследованиях

Название термина

Формула

Результат

подсчета

 

 

Чувствительность (sensi-

= а / (а+c)

= число больных с истинноположи-

tivity)

 

тельным результатом / общее число

 

 

больных с данным состоянием

Специфичность (specifici-

= d / (b+d)

= число больных с истинноотрица-

ty)

 

тельным результатом / число больных без

 

 

данного состояния

Положительная предска-

= а / (а+b)

= число больных с истинноположи-

зательная ценность (posi-

 

тельным результатом / число больных с

tive predictive value)

 

положительным результатом

Отрицательная предсказа-

= d / (c+d)

= число больных с истинноотрица-

тельная ценность (negative

 

тельным результатом / число больных с

predictive value)

 

отрицательным результатом

 

 

 

Общая точность (accura-

= (а+d) /

= число больных с истинноположи-

cy)

(а+b+c+d)

тельным или истинноотрицательным ре-

 

 

зультатом / число всех больных

 

 

 

Для наглядной демонстрации диагностической и прогностической ценности изучаемых методов был использован математический метод ROC-анализа

(Receiver-Operator characteristic Curve) [28], использовалась статистическая про-

грамма «MedCalc», версия 9.2.0.1 (MedCalc, Бельгия). ROC-кривая показывает зависимость между чувствительностью и специфичностью метода. Обязательным компонентом ROC-анализа являлось определение площади под ROC-кривой (Area Under Curve, AUC), которая свидетельствовала о прогностической силе оцениваемого параметра (модели). При AUC=0,90-1,0 качество модели признавалось от-

личным, при 0,80-0,89 – очень хорошим, при 0,70-0,79 – хорошим, 0,60-0,69 –

153

средним, 0,50-0,59 – неудовлетворительным [28]. Для количественного сравнения AUC ROC рассчитывался Z-критерий (J. Hanley, 1983). Z-критерий≥1,96 свидетельствует о том, что различия между площадями под характеристической кривой статистически значимы.

Выводы к главе 2

1.Исследование было проведено на большом количестве больных с тяжелым острым панкреатитом и инфицированным панкреонекрозом.

2.Для достижения поставленных задач были использованы современные клинико-лабораторные и инструментальные методы исследования.

3.Для оценки полученных данных применены современные критерии и шкалы тяжести острого панкреатита, полиорганной дисфункции, а также объективные математические методы анализа данных.

154

ГЛАВА 3 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПАНКРЕАТИЧЕСКОЙ ИНФЕКЦИИ

3.1 Возможности традиционных клинико-лабораторных методов исследования в прогнозировании инфекционных осложнений панкреонекроза

Анализ данных литературы позволяет признать, что при клинических симптомах некротического процесса в поджелудочной железе и парапанкреатической клетчатке нет четких критериев прогнозирования развития инфекционных осложнений. Однако инфицированный панкреонекроз является основным фактором высокой летальности при тяжелом остром панкреатите. Поэтому важно при поступлении пациента в стационар определить вероятность развития инфекционных осложнений ТОП с выделением больных группы риска по развитию инфицированного панкреонекроза.

На сегодня считается доказанным единственный фактор, с которым коррелирует частота инфекционных осложнений – степень (обширность, распростра-

ненность) панкреатического некроза [261, 289, 310]. H.G. Beger et al. (1986) доло-

жили о высокой частоте панкреатической инфекции у 71% больных, у которых по данным КТ поражено более 50% ткани поджелудочной железы [190]. В настоящее время считается, что при панкреонекрозе, охватывающем по данным КТ более чем на 50% ткани поджелудочной железы, наиболее вероятно развитие инфекционных осложнений [387]. Эти выводы согласуются с результатами исследования H.G. Ranson и F.C. Spencer (1977), которые выявили, что частота инфицирования при панкреонекрозе коррелирует с тяжестью острого панкреатита по критериям Ranson. У больных с острым панкреатитом и наличием одного положительного критерия по шкале Ranson панкреатическая инфекция выявлена в 5,3% случаев, тогда как при 5 баллах по Ranson – у 58,8% больных [359].

Однако известно, что определение степени тяжести острого панкреатита является недостаточным для прогнозирования вероятности развития инфекционных осложнений. В большинстве случаев развитие инфицированного панкреонекроза

155

зависит от большого числа других недостаточно изученных на сегодняшний день факторов или их сочетания. В данной главе описаны результаты оценки информативности традиционных клинико-лабораторных и инструментальных методов исследования в прогнозировании инфекционных осложнений панкреонекроза. На основании клинических наблюдений за больными с разными формами острого некротизирующего панкреатита и данных литературы было систематизировано все клиническое многообразие симптомов с целью выделения прогностических признаков инфицированного панкреонекроза. Были выделены две группы больных в соответствии с патоморфологической формой заболевания – стерильным панкреонекрозом и инфицированным панкреонекрозом. С целью разработки системы раннего прогнозирования инфицированного панкреонекроза были изучены результаты клинических, лабораторных и инструментальных методов исследования, полученные в течение первых суток от момента поступления пациента в стационар.

Полученные при ретроспективном анализе фактические материалы в виде качественных и количественных клинических и инструментальных признаков (85 показателей) составили электронные таблицы, объединенных в базу данных с помощью программы Database. NET, version 7.4.4686.24, Тайвань (база данных «Тяжелый острый панкреатит», регистрационное свидетельство о включении в Государственный регистр информационного ресурса № 5761001030) [44].

Дизайн исследования – ретроспективное, одноцентровое. Были сформированы две группы больных в зависимости от отсутствия/наличия ИПН в катамнезе (рис. 11): группа 1 – нет ИПН (n=185), группа 2 – есть ИПН в катамнезе (n=113). Длительность катамнестического наблюдения – 30 суток.

Задача – выявление возможности использования традиционных методов исследования для прогнозирования инфицированных форм панкреонекроза. Признак считали информативным, если во второй группе (инфицированный панкреонекроз) бинарный признак встречался статистически значимо чаще или, наоборот, реже, чем в первой группе (стерильный панкреонекроз) (P<0,05). В случае если те

156

или иные клинико-лабораторные параметры оценивались в течение первых суток многократно, у больных обеих групп выбирались экстремальные (по отношению к нормальным) значения лабораторных и клинических показателей.

Результаты сравнения результатов клинико-лабораторных и инструментальных исследований (УЗИ, ЭКГ) представлены в таблице 20.

Таблица 20 – Характеристика результатов основных клинико-лабораторных и инструментальных методов исследования при поступлении больных с тяжелым острым панкреатитом

Показатель

СПН,

ИПН,

 

 

n=185

n=113

P*

 

абс.

%

абс.

%

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

Боль в животе:

185

100

113

100

 

 

 

 

 

 

 

- умеренной интенсивности, опоясывающего характера

145

78,4

78

69,0

0,07

с и (или) иррадиацией в спину

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- выраженный болевой синдром (некупирующийся

40

21,6

35

30,1

0,07

ненаркотическими анальгетиками) и (или) разлитой

 

 

 

 

 

характер болей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время от начала заболевания до госпитализации в ста-

 

 

 

 

 

ционар:

 

 

 

 

 

- менее 12 часов;

22

11,9

13

11,5

0,92

- 12-24 часа;

45

24,3

21

18,6

0,25

- 25-48 часов;

42

22,7

20

17,7

0,30

- более 48 часов

76

41,1

59

52,2

0,06

 

 

 

 

 

 

«Ранние» операции в анамнезе у больных

15

8,1

15

13,3

0,15

 

 

 

 

 

 

Индекс массы тела более 25 кг/м2

70

37,8

55

48,7

0,07

 

 

 

 

 

 

Желтуха, иктеричность склер

37

20,0

28

24,8

0,33

 

 

 

 

 

 

Тошнота

138

74,6

90

79,6

0,32

 

 

 

 

 

 

Рвота

120

64,9

80

70,8

0,29

 

 

 

 

 

 

Вздутие живота (по клиническим данным)

88

47,6

65

57,5

0,10

Перитонеальный синдром

80

43,2

60

53,1

0,10

 

 

 

 

 

 

Энцефалопатия

15

8,1

15

13,3

0,15

 

 

 

 

 

 

157

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

Одышка, легочная недостаточность – ЧД более 25 в 1

15

8,1

17

15,0

0,06

мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧСС более 120 уд/мин

17

9,2

18

15,9

0,08

 

 

 

 

 

 

АД (систолическое) менее 100 мм рт. ст.

15

8,1

15

13,3

0,15

 

 

 

 

 

 

Лейкоцитоз более 14•109

88

47,6

65

57,5

0,10

Число палочкоядерных форм лейкоцитов крови более

58

31,4

48

42,5

0,05

10

 

 

 

 

 

Амилаза более 120 г/(ч•л)

165

89,2

105

92,9

0,28

 

 

 

 

 

 

Гипергликемия более 10 ммоль/л

20

10,8

20

17,7

0,09

 

 

 

 

 

 

Билирубинемия более 30 мкмоль/л

37

20,0

28

24,8

0,33

 

 

 

 

 

 

Мочевина более 12 ммоль/л

40

21,6

35

31,0

0,07

 

 

 

 

 

 

Желудочно-кишечное кровотечение

15

8,1

15

13,3

0,15

 

 

 

 

 

 

Ишемия миокарда или выраженные метаболические

20

10,8

20

17,7

0,09

нарушения, по данным ЭКГ

 

 

 

 

 

Острое жидкостное скопление, «свободная» жидкость

88

47,6

66

58,4

0,07

в брюшной полости (УЗИ) или пальпируемый инфиль-

 

 

 

 

 

трат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эффект от интенсивной комплексной терапии в тече-

145

78,4

78

69,0

0,07

ние 24 часов госпитализации

 

 

 

 

 

Примечание – * использовался классический критерий χ2 по Пирсону

Таким образом, сравнение клинической картины острого панкреатита и данных лабораторных, инструментальных методов исследования в начале заболевания не позволило выделить специфические симптомы, указывающие на то, что у пациента может развиться инфицированный панкреонекроз. Каждый показатель в отдельности не несет статистически значимой информации. Объединение информативных «традиционных» клинико-лабораторных методов исследования для прогнозирования дальнейшего течения заболевания с помощью метода интеллектуального анализа данных в систему поддержки принятия решений явилось основной задачей следующего этапа наших исследований.

158

3.2 Общая характеристика разработанной системы прогнозирования инфицированного панкреонекроза

Прогнозирование инфекционных осложнений острого некротизирующего панкреатита из-за отсутствия специфических, высокоинформативных лабораторных и клинических предикторов ИПН проводилось не по уровню какого-либо отдельно взятого неспецифического показателя, а на основании комплексной оценки результатов клинических, лабораторных, инструментальных методов исследования. На этом этапе исследования для построения первого функционального блока «Системы прогнозирования инфицированного панкреонекроза» (СПИПН), предназначенного для такого прогнозирования в течение первых 24 часов с момента госпитализации пациента, использовались ретроспективные клинические, лабораторные и инструментальные данные 398 больных (период с 1995 по 2005 год). Дизайн исследования: ретроспективное, одноцентровое. Исключены пациенты с фульминантным течением острого панкреатита, посттравматическим и послеоперационным панкреатитом, а также пациенты, у которых на момент поступления имелись явные признаки инфекционных осложнений панкреонекроза (гноетечение из раны, по дренажам) (n=96). Выборка больных разделена на две группы: первая группа – для обучения СПИПН (298 примеров); вторая группа – для тестирования обученной СПИПН (100 примеров).

Входные переменные введены в виде непрерывных (интервальных или относительных) числовых данных (возраст, пульс, систолическое артериальное давление, эритроциты, гемоглобин, гематокрит, ЛИИ и т.д., всего 10 признаков) и номинальных значений (пол – мужской и женский; наличие жидкостных скоплений или пальпируемого инфильтрата в брюшной полости – да или нет, всего 13 признаков). Выходная бинарная переменная – «инфицированный панкреонекроз» имеет два значения: да, нет.

Один из самых сложных вопросов, который приходится решать при разработке систем прогноза, какие признаки взять в качестве входных для искусствен-

159

ных нейронных сетей. Чтобы входные признаки были выбраны наилучшим образом, можно перепробовать все возможные варианты входных наборов данных и архитектур искусственных нейронных сетей и выбрать из них наилучший [91, 137, 149]. Эффективный метод оптимизации набора входных признаков – «генетический алгоритм» [13].

Из 23 показателей (см. табл. 20), отобранных методом экспертных оценок для построения системы прогноза, с помощью генетического алгоритма выделено 12 наиболее значимых (табл. 21).

Таблица 21 – Входные параметры, используемые для создания «Системы прогнозирования инфицированного панкреонекроза»

Входной параметр

Формат данных

Единица измерения

 

 

 

«Ранние» операции

есть / нет

-

в анамнезе

 

 

Индекс массы тела

числовое значение

кг/м2

Наличие инфильтрата

есть / нет

-

(жидкостных скоплений)

 

 

 

 

< 12 часов

Время от начала

номинальное значение

12-24 часов

заболевания

25-48 часов

 

 

 

> 48 часов

Глюкоза сыворотки крови

числовое значение

ммоль/л

Выраженный болевой

есть / нет

-

синдром

 

 

Вздутие живота

есть / нет

-

Частота сердечных

числовое значение

уд/мин

сокращений

 

 

Мочевина сыворотки крови

числовое значение

ммоль/л

Палочкоядерные

числовое значение

%

нейтрофилы

 

 

Частота дыхания

числовое значение

дыханий/мин

Эффект от консервативного лече-

есть / нет

-

ния в течение 24 часов

 

 

На рисунке 31 представлен интерфейс модуля «Генетический алгоритм отбора данных».

160

Рисунок 31 – Интерфейс модуля «Генетический алгоритм отбора данных» пакета

«STATISTICA Neural Networks v1.0» (StatSoft, США)

Для выбора архитектуры сети нами использован автоматический конструк-

тор сети – «мастер решений» пакета «STATISTICA Neural Networks v1.0» (StatSoft, США). Данный «мастер решений» позволяет по сравнению с другим вариантом выбора архитектуры сети – методом проб и ошибок – автоматизировать процесс поиска оптимальной сети, с помощью весьма сложных алгоритмов выделять наиболее перспективные варианты, предлагать исследователю наилучшую из апробированных сетей [13]. Тип используемой сети – «многослойный персептрон» (Multilayer Perceptron) – выбран ввиду его относительной простоты, небольших размеров, относительно быстрой работы [13]. В итоге нами выбрана сеть типа «Многослойный персептрон» с тремя слоями нейронов: 12 нейронов в первом (входном) слое, 11 – во втором, и 1 – в третьем (выходном) слое (рис. 32).

Обучение сети выполнено методом обратного распространения ошибки по материалам основной группы больных (n=298). Суть метода заключалась в последовательном обучении сети на данных из обучающего множества. На каждой итерации (эпохе) все наблюдения из обучающего множества по очереди подавались на вход сети. Сеть обрабатывает их и выдает выходные значения, которые сравниваются с целевыми выходными значениями, и ошибка, т.е. разность между желаемым и реальным выходом, используется для корректировки весов сети так, чтобы уменьшить эту ошибку [91]. В результате обучения СПИПН получены сле-

Соседние файлы в папке диссертации