Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
uchebnik_Ogorodnikov_Ilin.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
25.02.2023
Размер:
14.39 Mб
Скачать

3. Духовная жизнь общества

Роль духовных ценностей, общественного сознания всегда (более или менее глубоко) осознавалась людьми. Существует общественная потребность в создании духовных ценностей и совершенствовании общественного сознания. Это осуществляется в особой деятельности в процессе духовного производства. Если материальное производство направлено на производство материальных благ, то духовная деятельность, духовное производство направлено на производство духовных ценностей, совершенствование сознания.

Но духовная жизнь общества – это не только производство духовных ценностей. Она включает в себя также их сохранение, распространение и потребление. Еще раз подчеркнем, что духовные ценности при их потреблении (восприятии) не исчезают, как это происходит с материальными. Рассмотрим элементы духовной жизни общества.

Духовное производство – это научная, художественная и другие виды деятельности, в результате которой создаются научные и художественные произведения, религиозные тексты, идеологические концепции и т. д. Созданные в духовном производстве социальные чувства и знания сначала существуют в сознании их творцов и непосредственно недоступны другим людям. Чтобы они стали достоянием общества, формировали его сознание, нужны особые средства.

Средством передачи (выражения) идей, знаний является язык (устная и письменная речь, различные специализированные языки). Социальные чувства выражаются в эмоциях – внешних, телесных проявлениях (в мимике лица, жестах, интонации голоса) и изображениях (например, в фотоснимках). На основе этих материальных средств создаются особые социальные явления – информационные объекты и процессы, которые при восприятии и понимании их вызывают у людей знания и чувства, возникшие у тех, кто осуществляет духовное производство.

В процессе духовного производства сформировавшиеся знания и чувства опредмечиваются, иначе они не станут достоянием общества. Здесь следует подчеркнуть, что главный продукт духовного производства – не предметы как таковые, а та информация, которая воплощена в социальных объектах и процессах.

Духовное производство осуществляется научными, художественными, идеологическими и другими кадрами, которые объединяются в специальные институты (научные и идеологические учреждения, коллективы театров и т. д.). В духовном производстве используются материальные ресурсы, специальная техника. Между людьми, осуществляющими духовное производство, устанавливаются свои социальные отношения, поэтому можно говорить о производительных силах и производственных отношениях в духовном производстве.

После того как созданы и зафиксированы (опредмечены) духовные ценности, следующий этап духовной жизни – их распространение. Так, ученые распространяют полученные знания или устно (например, в докладах, лекциях), или письменно (в научных произведениях). В искусстве тиражируется художественная литература, создаются копии фильмов и т. д.

Ведущую роль в формировании культуры общества играет интеллигенция. Одна из основных функций интеллигенции – научное и художественное творчество, профессиональная пропаганда науки и культуры, обучение и воспитание подрастающего поколения. На старшее поколение интеллигенции возлагается особая ответственность за сохранение культурной традиции, подготовку следующих поколений к восприятию духовных ценностей и передачу им этих ценностей. Это далеко не простая задача.

Чтобы духовные ценности оказали свое воздействие на людей, их сознание, у них должна быть сформирована потребность воспринимать и искать эти ценности. Эти потребности и способности развиваются как в процессе повседневной жизнедеятельности, так и в результате целенаправленного образования и воспитания. Образование направлено на формирование знаний, воспитание социальных чувств, общественной психологии (хотя эти процессы нельзя резко разграничивать, они взаимосвязаны).

В процессе потребления духовных ценностей растет индивидуальное сознание, развивается общественное сознание. В идеальном случае полноценный, законченный процесс духовной жизни будет тогда, когда люди не ограничиваются только потреблением созданных другими людьми ценностей, но и сами в той или иной форме включаются в духовное производство, сохранение и распространение духовных ценностей.

Духовные ценности передаются от поколения к поколению. Чтобы это было возможно, продукты духовного производства должны сохраняться (например, книги в библиотеках, картины – в музеях). Но книги, картины, архитектурные сооружения и т. д. постепенно разрушаются. Более того, бывают ситуации, когда духовные ценности скрываются от народа или уничтожаются (в период войн, господства определенных политических режимов), поэтому в обществе всегда актуальна проблема сохранения культурного наследия.

На духовную жизнь общества немаловажное влияние оказывает научно-технический прогресс. Возникают невиданные в прошлом возможности создания и функционирования духовных ценностей в системе культуры (техническое вооружение духовного производства, средства массовой информации, развитие полиграфической промышленности и т. д.).

Заканчивая разговор о духовной жизни общества, еще раз обратимся к состоянию нашего общества.

Социалистическая революция предполагала качественное изменение духовной жизни общества. Говорилось о необходимости культурной революции. С гордостью утверждалось, что быстро удалось ликвидировать неграмотность в стране, оптимистически прогнозировался невиданный расцвет культуры. Но довольно быстро проявилась тенденция – утвердить в обществе духовный и идеологический монополизм. Должна быть единственная идеология (марксизм-ленинизм), должно быть единственное искусство (социалистический реализм) и т. д. Определенные лица, представлявшие господствующую социальную группу, навязывали обществу свои взгляды, оценки, теории как единственно правильные и прогрессивные.

Монополизация духовно-идеологической деятельности имела свои социально-политические корни и предпосылки. Формирование административно-бюрократической системы с характерным для нее стремлением к чрезмерной концентрации власти нуждалось в определенной теоретико-идеологической поддержке и обосновании. Сложился тоталитарный режим, в котором политико-административное всевластие и духовно-идеологический монополизм взаимоусиливали друг друга и друг без друга не могли существовать. Тотальная идеологизация духовной жизни находила свое воплощение в том, что все оценивалось с позиции принципа партийности (речь идет о коммунистической партии); в конечном счете, это сводилось к обоснованию и защите конъюнктурных политических лозунгов и высказываний руководителей партии. Сложились благоприятные условия для извращенного отражения действительности общественным сознанием.

Духовному потенциалу общества в период культа личности и последующего застоя был нанесен огромный урон. Была уничтожена, сослана в концлагеря и отстранена от творческой деятельности значительная часть интеллигенции, уничтожались духовные ценности, разрушалось культурное наследие, деформировались науки. Достаточно вспомнить о негативных официальных оценках генетики, кибернетики, о гонениях на творчество композиторов, писателей, поэтов, живописцев. К счастью, многое из этого – в прошлом.

Состояние нашего общества, переживающего период качественного изменения в экономической, социальной и политической сферах, требует адекватного изменения общественного сознания, духовной культуры общества. Здесь нужно учитывать, что процесс преодоления сложившихся стереотипов, привычек, традиций – сложен и длителен. Конечно, не следует считать, что в нашей духовной жизни все было плохо. И это хорошее нужно сохранять и развить. Не случайно все сильнее звучат призывы к нравственному возрождению нашего общества, развитию духовной культуры. Обращает на себя внимание, что многие политические организации говорят о том, что нашему обществу нужно придать демократический, гуманный, человеческий облик. А ведь не так уж и давно программные цели заключались в постановке задач на добычу полезных ископаемых, сбора урожая, повышения производительности труда на столько-то процентов; сегодня программные цели общества часто формулируются в моральных понятиях.

Отказ от духовного монополизма открыл простор для различных возможностей изменения культуры. Часть общества, приходится констатировать, пошла по пути снижения уровня культуры личности. В чем-то можно согласиться с Е. Щегловой, когда она пишет: «Нам грозит очередное несчастье: нарождение массового психологического типа, ничем не дорожащего, ничему не сострадающего, на все «хмыкающего», типа, ко всему относящегося пренебрежительно, вульгаризирующего человека, напрочь лишенного даже не уважения к чему-либо, а самой способности к уважению. То, что массовое появление такого типа означает разложение личности, видимо, ни для кого не секрет»120.

Широким потоком к нам пришла и распространилась так называемая массовая культура (синонимом термину «массовая культура» в немецком языке является термин «китч», который означает примерно то же, что наш термин «халтура»). К массовой культуре относятся фильмы на определенные темы, многие телесериалы, уголовно-детективные, приключенческие, мелодраматические, «любовные» произведения литературы, комиксы, некоторые явления моды. Как мы уже отмечали, здесь на первом плане развлекательность. При этом, весьма характерно, что многие люди воспринимают то, что демонстрируется на экранах телевизоров как подлинные события. А если еще добавить к этому назойливую рекламу, то становится обидно за тот духовный ералаш, который сегодня в умах многих наших современников.

На первый взгляд может показаться, что массовая культура – вне политики, чисто коммерческое занятие ее распространителей. Но это не так. Массовая культура выполняет вполне определенную политическую задачу. Массовая культура навязывает публике определенные стереотипы мышления и поведения. Она приучает к поверхностности. Господствующие социальные группы заинтересованы в существовании массы как бездумной исполнительницы чужой воли. Конвейер массовой культуры направлен на формирование «массового» человека как политически пассивного человека, чуждого всякого критического осмысления происходящих в обществе процессов. Массовая культура способна иногда снять оппозиционные настроения в обществе. К примеру, студенческие песни конца 60-х годов ХХ века во Франции, по своему духу антибуржуазные, были деформированы, так сказать, «переварены» массовой культурой в обычные шлягеры.

Говоря о массовой культуре, вовсе не следует призывать к ее полному отрицанию. Человек всегда нуждается в разнообразии впечатлений, психологической разгрузке, отдыхе. И здесь массовая культура приносит пользу. Но ориентировать только на нее – значит способствовать, как говорил Г. Маркузе, формированию «одномерного» человека. В равной мере, было бы ошибочно навязывать обществу только в своем роде «элитарные», классические, высокого уровня духовные ценности. Если мы хотим гармонии в духовной жизни общества, необходимо достичь оптимального соотношения различных элементов культуры. Не должно быть резкого дистанцирования «массовой» и «элитарной» культуры.

В культуре должны гармонически сочетаться и моменты развлекательности, и высокие эстетические, моральные и другие ценности.