Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы по философии.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
85.61 Кб
Скачать

21. Пантеизм Николая Кузанского

Одним из характерных представителей ренессансной философии был Николай Кузанский. Он, как и большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако он переосмыслил их учение, начиная с центрального их понятия единого. Он говорит, что единому ничто не противоположно, а из этого следует, что единое есть все, т. е. тождественно бесконечному. Поэтому оно характеризуется как «максимум» и как «минимум». Таким образом он открыл принцип противоположностей. (Чтобы сделать этот принцип более наглядным, он обращается к математике: при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую, где совпадает центр, диаметр, и тем самым точка(минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляет собой одно и тоже).

Для описания бога философ Кузанский использует ту же теорию. Бог Кузанского оказывается единством противоположностей. С одной стороны, он – вся вселенная, абсолютный максимум. Отождествляя бога со всей природой в целом, Кузанский заложил основу новой концепции – пантеизма. Пантеизм (от греч. «все и бог») – это философское учение, отождествляющее бог и мир, что бог слит с природой, как бы пронизывает ее. Но, с другой стороны, бог является также и абсолютным минимумом, самым малым, что может быть, - ведь бог присутствует в каждой пылинке, в мельчайшей частице вещества. Поэтому разум постигает его как единство противоположностей. Этот методологический принцип делает Кузанского родоначальником новоевропейской диалектики. По отношению к строению мира Кузанский говорит, что центр и окружность космоса - это Бог, а потому, хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут.

Характерная для Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, творца с творением.

23. Мыслители Возрождения о структуре вселенной (Коперник, Бруно, Галилей, Кеплер, Ньютон)

Николай Кузанский разрушает конечный космос античной и средневековой науки, в центре которого находится неподвижная земля. Главный удар по ней нанес Николай Коперник, заменивший геоцентризм на гелиоцентризм. Но вскоре протестанты осудили гелиоцентрическую систему. Из нее следовало, что человек вовсе не находится в центре сотворения мира – он лишь одно из живых существ. Теперь человек понимался не как центр сотворения мира, а как рядовая часть природы.

Характерная для Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, творца с творением. Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно, создав последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму.

Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Коперника. Он считал, что бесконечная Вселенная состоит из множества звезд, подобных солнцу, вокруг которых вращаются множество планет, похожих не Землю. Никакого центра, занимающего привилегированное положение, не существует. Он считает, что философия познает не какое-то сверхприродное божественное существо, а природу, которая и есть «Бог в вещах». Он отрицал существование и научной и религиозной истины. Бруно полагал, что право на существование имеет только научная истина, опирающаяся на научный опыт.

Мыслителем, который подвёл итог изучения природы в эпоху Возрождения и проложил дорогу естествознанию Нового времени, был итальянский учёный и философ Галилео Галилей (1564 – 1642). Им был написан «Диалог о двух главнейших системах мира – Птолемея и Коперника», в котором собеседники защищали соответственно геоцентрическую и гелиоцентрическую модели мира. Впервые в философии Нового времени Галилей предлагает механицистскую картину мира, согласно которой космос предстаёт не как одушевлённое и даже разумное целое, а как некая бесконечная бездна, в которой носятся мельчайшие частицы, атомы, взаимодействуя друг с другом по законам механики, которым подчиняется всё в мироздании. В таком космосе уже нет места всеобщей одухотворённости, поскольку материя полностью механистична, и изучать её следует с помощью применения методов, взятых у самой точной науки – математики. Открытия Галилея как астронома явились следствием изобретения им телескопа на основе усовершенствования подзорной трубы. При помощи телескопа Галилею удалось существенно обогатить представления об объектах Солнечной системы. Так, он впервые обнаруживает пятна на Солнце, неровности лунного рельефа, спутники Юпитера и др. Впервые в философии Нового времени Галилей предлагает механицистскую картину мира, согласно которой космос предстаёт не как одушевлённое и даже разумное целое, а как некая бесконечная бездна, в которой носятся мельчайшие частицы, атомы, взаимодействуя друг с другом по законам механики, которым подчиняется всё в мироздании. В таком космосе уже нет места всеобщей одухотворённости, поскольку материя полностью механистична, и изучать её следует с помощью применения методов, взятых у самой точной науки – математики.

Учение Коперника развил Иоганн Кеплер (1571-1630). Его научные идеи стали непосредственной предпосылкой развития науки и философии Нового времени. Занимаясь астрономией, Кеплер составлял гороскопы, которые имели повышенный спрос и давали средства. Предвосхищая открытие закона всемирного тяготения, Кеплер обосновал положение об эллиптичности орбит. Кеплер создал научную астрономию, на которую ориентировались в своём развитии естествознание и философия, с которой пришлось считаться и религии.

Вселенная по Ньютону бесконечна, и, кроме того, вечна. Дви­жение тел в ней описывается закона­ми Ньютона. И так как Ньютон был человеком глу­боко религиозным. Он отстаивал акт пер­вичного сотворения и полагал, что ему удалось лишь открыть основные принципы, управляющие миром.

Философия Ньютона, его система мира долгое время устраи­вала всех. Это был тот редкий случай, когда научная теория (именно теория, система, а не догма) не вызывала возражений со стороны церкви: веч­ный и безграничный мир был создан Творцом.