Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

6 курс / Эндокринология / ENDOKRINOLOGIYa_V_SOVREMENNOM_MIRE

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
14.31 Mб
Скачать

TSAb – антитела, стимулирующие ЩЖ. TSAb

стимулируют рТТГ, запуская аденилатциклазную (активируется аденилатциклаза) и инозитолфосфатную (активируется фосфолипаза А2) системы.

TBAb – антитела, блокирующие ТТГ-стимуляцию ЩЖ.

TBAb связываются с рТТГ, но не оказывают при этом стимулирующего действия. Результатом является нарушение взаимодействия ТТГ со своим рецептором и в тиреоцитах снижается выработка цАМФ.

 

Метод

1-е поколение

2-е поколение

3-е поколение

 

 

Год

1982

1999

2004

 

 

Рецептор ТТГ

свиной

Свиной/челове

свиной

 

 

 

 

ческий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метка

Бычий ТТГ

Бычий ТТГ

М22

 

 

 

 

 

 

 

 

Фаза

жидкая

твердая

твердая

 

 

Метод

РРА

РРА, ИФА, ХЛА

ИФА

 

 

Норма

<10% (8U/L)

<1.0 U/L

<0.3 U/L

 

 

Чувствительность

~80%

>95%

~99%

 

 

для БГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфичность

~99%

~99%

~99%

 

 

для БГ

 

 

 

 

 

Время

~2 часа

~2 часа

~1/2 часа

 

 

 

 

 

 

 

РРА-радиорецепторный анализ, ИФА-иммуноферментный анализ, ХЛА-хемолюминисцентный анализ

190

Оценка продукции цАМФ в FRTL-клетках и СНО-клетках. Основан на количественном определении содержания цАМФ с помощью РИА в ответ на взаимодействия с антителами к рТТГ.

С использованием СНО-клеток, в которые введен ген цАМФзависимой люциферазы. Увеличение аденилатциклазной активности клетки приводит к активизации люциферазы и образованию люциферина, обладающего свойством люминисцировать. Содержание цАМФ определяется при помощи люминометра.

Признаки эндокринной офтальмопатии

 

60%

 

 

ДА

НЕТ

 

Тиреоидстимулирующие антитела

 

80%

 

 

ДА

НЕТ

 

Микросомальные антитела

 

70%

 

 

ДА

НЕТ

 

 

Снижение эхогенности ткани ЩЖ при УЗИ

 

70%

 

 

ДА

НЕТ

Болезнь Грейвса

Тиреодная автономия

 

 

191

 

Аутоиммунное

Отсутствие

заболевание

патогенетической

щитовидной железы,

терапии

обусловленное

Трудности

продукцией антител к

прогнозирования

рецептору ТТГ

течения заболевания

 

Высокой процент

 

рецидивирования после

 

консервативной терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕПАРАТ

МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ

 

 

 

 

 

1.Препараты, блокирующие синтез и секрецию гормонов

 

 

 

 

 

 

 

 

Тиамазол,

Ингибирование тиреоидной пероксидазы, конверсии Т4 в Т3

 

пропилтиоурацил

(только ПТУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

ЙОДИДЫ

Ингибирование органификации йода, ингибирование

 

(раствор Люголя)

синтеза гормонов, снижение васкуляизации железы

 

 

 

 

 

ПЕРХЛОРАТ КАЛИЯ

Ингибирование поглощения йода

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛЮКОКОРТИКОИДЫ

Ингибирование секреции гормонов, ингибирование

 

 

конверсии Т4 в Т3

 

 

 

 

2.Препараты, ингибирующие эффект тиреоидных гормонов в периферических тканях

β- БЛОКАТОРЫ

Ингибирование адренэргического действия гормонов,

 

ингибирования конверсии Т4 в Т3

192

Преимущества

комбинированной

терапии

(тиреостатики + тироксин)

Более стойкое поддержание эутиреоза на фоне высокой дозы тиреостатиков.

Возможный

иммунодепрессивный эффект более высокой дозы тиреостатиков.

Более простая схема наблюдения за состоянием пациента.

Недостатки

комбинированной

терапии

(тиреостатики + тироксин)

Большая частота побочных эффектов тиреостатиков.

Возможность

медикаментозного

тиреотоксикоза при

передозировке тироксина.

Большая стоимость лечения

Показания:

-неэффективность или невозможность консервативного лечения

-рецидив тиреотоксикоза на фоне (или после прекращения) медикаментозной терапии

-сочетание с узлами ЩЖ

-большой зоб или загрудинное его расположение

193

Показания:

-неэффективность консервативной терапии

-рецидив тиреотоксикоза после оперативного лечения

-невозможность проведения длительной консервативной терапии из-за аллергии, лейкопении

-наличие выраженных сердечно-сосудистых нарушений у пациентов с небольшими размерами ЩЖ

-невозможность проведения хирургического лечения

194

Синдрома Кушинга (СК) у женщин с поликистозом яичников (ПКЯ)

Халимова З.Ю., д.м.н., Нурмухамедова И.Х.

РСНПМЦЭ, г.Ташкент, Узбекистан

Целью исследования явилось изучение частоты встречаемости СК у женщин с ПКЯ

Материалы и методы исследования: Обследовано 35 женщин в возрасте 17-39 лет с верифицированным диагнозом СПКЯ, в соответствии с Роттердамским Консенсусом (2003г). I гр. – 26 женщин с ПКЯ и фенотипическим кушингоидом и ИМТ ≥25 кг/м2; и II гр. контроля

– 9 женщин с ПКЯ и ИМТ ≤ 25 – 18 кг/м2. Исследовали эндокринный и гинекологический статус, уровни ЛГ, ФСГ, ДЭАС, кортизола (К), АКТГ, тестостерона (Т), пролактина (ПРЛ), прогестерона (ПРН), эстрадиола (Э2), проводили УЗИ яичников и матки, МРТ гипофиза и КТ надпочечников. При повышении уровня кортизола или АКТГ определяли ритм секреции кортизола, БППД.

Результаты и обсуждения: В I гр возраст больных составил 25,9±2 лет, ИМТ – 29,8±2 кг/м2. Возраст начала болезни 18,4±3 года. У 72,3% заболевание началось с увеличения массы тела, у 21,3% с нарушения менструальной функции (НМФ), 6,4 % не установлено. Средняя продолжительность заболевания от 2 до 7 лет. Гирсутизм по шкале Ферримана - Голлвея, составил у 63,4% больных - 7-10, у 11,2% - более 12, у 6,3% до 7. Основными жалобами больных были увеличение массы тела (86,2%), НМФ (91,2%), увеличение роста волос на теле (45,7%) , сальность кожи и волос (32,6%), появление стрий на коже (28,6%). Объективно у 23,5% больных установлено ожирение, стрии - у 33,5%, сальность кожи и угревые высыпания - у 13,5% больных.

Во II гр возраст больных составил 25,4±1 года, ИМТ - 23,8±2 кг/м2. Свое заболевание больные данной группы связывали со стрессом (32,4%), остальные ни с чем не связывают. Выявлено, что у 43,1% больных имело место персистенция, у 11,2% атрезия фолликула на фоне поликистозной структуры. Основными жалобами больных были НМФ (78,3%), гирсутизм - 31,7% и бесплодие (10,4%). По УЗИ имеет место персистенция фолликула у 65% больных. Картина УЗИ яичников/матки показывает, что у 36% увеличение объёма яичников, у 12% гипоплазия матки I степени, у 32% мелко кистозная структура, у 25% поликистозная структура, у 43% мультифолликулярная структура, у 47% персистенция фолликула, атрезия фолликула у 32%. Более того, у 21% обнаружилась сопутствующая гинекологическая патология миома, эндометриоидная киста и аденомиоз.

В I гр. больных, у 4х женщин выявлено повышение уровня кортизола. При дополнительном дообследовании у 3х из них установлен АКТГ

195

зависимый синдром Кушинга, в 1 случае макронодулярная гиперплазия надпочечников.

Таким образом, больные с СПКЯ являются группой риска для развития СК. Частота СК у женщин с ПКЯ 4/36, составляет 11,1%, намного выше, чем ожидаемая частота встречаемости в общей популяции.

196

ЭКСПРЕССИЯ ДНК-ТОПОИЗОМЕРАЗЫ ІІα В ОПУХОЛЯХ

ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ ФОЛЛИКУЛЯРНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Хоперия В.Г., д.м.н., ст. н.с., Гузь О.А., Коваленко М.А.

Украинский научно-практический центр эндокринной хирургии, трансплантации эндокринных органов и тканей МЗ Украины, г.Киев, Украина

Введение. Гетерогенность опухолей щитовидной железы (ЩЖ) фолликулярного происхождения обуславливает определенные дифференциально-диагностические трудности как при цитологическом анализе аспирата, так и во время окончательного патологогистологического заключения. К данным опухолям относят атипическую фолликулярную аденому, фолликулярный рак (ФР) и фолликулярный вариант папиллярного рака (ФВ ПР). Топоизомеразы - это ДНК-связанные ферменты, контролирующие топологическое состояние ДНК посредством участия в процессах транскрипции, репликации и сегрегации делящихся хромосом. Участвуя в процессах транскрипции и репликации, топоизомеразы могут служить индикаторами метаболической и пролиферативной активности клеток, что успешно используется для оценки прогноза у пациентов со злокачественными заболеваниями. По данным разных авторов, изучавших проблему экспрессии Топо ІІ в различных опухолях человека, была установлена зависимость между агрессивностью клинического течения и уровнем экспрессии данного фермента.

Цель исследования. Определить экспрессию Топо ІІ в опухолях ЩЖ фолликулярного происхождения.

Материалы и методы. Материалом для исследования послужили гистологические препараты опухолей ЩЖ 25 пациентов, прооперированных в хирургической клинике в период 2011-2012 гг. Средний возраст больных составил 44,56±2,88 лет (от 20 до 75 лет). Согласно результатам окончательного патологогистологического заключения атипическая фолликулярная аденома (АА) была установлена в 5 случаях (20%), фолликулярный рак (ФР) – в 10 случаях (40%), фолликулярный вариант папиллярного рака (ФВ ПР) – в 8 случаях (32%), папиллярный рак из Б-клеток (ПР Б-кл)в 2 (8%). Размер опухоли варьировал от 1,2 см до 8 см и в среднем составил 2,74±0,28 см. Иммуногистохимическое исследование проведено с использованием стандартного стрептавидин-биотин-пероксидазного метода с применением моноклональных антител (МоAт) TOPO IIα ANTIBODY (H-231): SC-13058 (SANTA CRUZ BIOTECHNOLOGY) согласно рекомендованной методике. Позитивная реакция оценена полуколичественным методом.

Обсуждение результатов. Согласно результатам иммуногистохимического исследования в 19\20 (95%) злокачественных

197

образований ЩЖ определяется экспрессия Топо ІІ различной степени интенсивности. В 5/10 случаях фолликулярного рака реакция с Топо ІІ была слабой (50%), в 2/10 случаях (20 %) – умеренной, а в 3/10 (30%) – выраженной. В 4\8 (50%) случаев ФВ ПР выявлена умеренная реакция, а в 3\8 (37,5%) – слабая. В 2\2 случаев папиллярного рака из Б-клеток определялась умеренная и выраженная реакция в клетках опухоли. В атипических фолликулярных аденомах независимо от своего гистологического строения экспрессия Топо ІІ была незначительной. Во всех случаях ФВ ПР и ФР определялась выраженная экспрессия Топо ІІ независимо от их гистологического строения и размера. При сравнении экспрессии значимых различий между группами злокачественных опухолей выявлено не было.

Выводы. При проведении иммуногистохимического исследования экспрессия Топо ІІ была разной в злокачественных и доброкачественных опухолях ЩЖ фолликулярного происхождения. Экспрессия Топо ІІ в ФР и ПР Б-кл была выше, чем в случае ФВ ПР. Полученные результаты показывают, что экспрессия Топо ІІ может иметь прогностическое значение в изучении биологичесого поведения злокачественных новообразований щитовидной железы.

198

БЕЛКОВЫЕ ЗАМЕНИТЕЛИ ПИЩИ В КОМПЛЕКСНОЙ ТЕРАПИИ ОЖИРЕНИЯ

Шарафетдинов А.С.

ФГБУ «НИИ питания» РАМН, Москва

Современные знания, основанные на достижениях биологии, медицины и нутрициологии, позволяют рассматривать правильное питание как важнейшую составляющую здорового образа жизни, как важный фактор в обеспечении и укреплении здоровья, хорошей работоспособности, активного долголетия. Исследования последних лет, проведенные во многих странах, в том числе и России, с широким использованием геномных, протеомных и метаболомных технологий, позволили существенным образом расширить представления о роли фактора питания в обеспечении жизнедеятельности организма и его влиянии на здоровье человека. На сегодняшний день доказано значение алиментарных нарушений в развитии сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения, сахарного диабета 2 типа, остеопороза, железодефицитной анемии, некоторых форм злокачественных новообразований и др. – болезней, являющихся причиной ранней инвалидизации и высокой смертности населения в экономически развитых странах.

Ожирение одно из наиболее распространенных хронических рецидивирующих заболеваний, характеризующееся избыточным накоплением жира в организме. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2008 г. во всем мире насчитывалось 1,5 млрд. взрослых людей, страдающих от избыточной массы тела и ожирения. В США более 60% населения имеют избыточную массу тела, из них ожирение выявляется у 31% мужчин и 33% женщин. В странах Европы распространенность ожирения колеблется от 5% до 20% у мужчин и до 30% у женщин. Ожирение приводит к развитию таких хронических заболеваний, как артериальная гипертония, ИБС, сахарный диабет 2 типа, некоторые злокачественные новообразования, приводящих к сокращению продолжительности и ухудшению качества жизни, требующих значительных экономических затрат.

Не вызывает сомнения, что для радикального решения проблемы ожирения требуется системный и мультидисциплинарный подход, включающий разработку персонализированных программ по управлению массой тела, индивидуальных рекомендаций по здоровому питанию, адекватным физическим нагрузкам и долгосрочному изменению образа жизни. Имеющиеся программы контроля массы тела по степени своей инвазивности варьируют от общих рекомендаций по питанию до применения специальных диетологических комплексов, дозированной физической нагрузки, фармакотерапии, поведенческой терапии, хирургических методов лечения ожирения.

199