Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
книги2 / 324.pdf
Скачиваний:
11
Добавлен:
24.02.2024
Размер:
1.68 Mб
Скачать

106

Глава 4. Система права Евразийского экономического союза

Интереспредставляетэволюцияюридическогообоснованияпринципа приоритета (верховенства) права ЕАЭС в практике Суда Союза.

Врешении поделуОкалининградском транзитеСудЕАЭСконстатировалнесоответствиепринципамфункционированияТаможенного­ союза, установленным ст. 25 Договора о Союзе, действий таможенных органов,которые выходят за пределытребованийтаможенного­ законодательства Таможенного союза.

Вконсультативном заключении поделу Осокращении штатаСуд пришел к выводу о невозможности применения к сотрудникам Комиссии гарантий, предоставленных национальным законодательством, если это противоречит п. 3 ст. 9 Договора о ЕАЭС, указав, что Суд исходит из приоритета норм Договора.

Вконсультативном заключении поделу Опрофессиональных спор- тсменах Суд ЕАЭС указал,что при противоречии праву Союза актов национального законодательства,втом числе по вопросу ограничениятрудовойдеятельности,не соответствующих п.2 ст.97 Договора, следует руководствоваться положениями права Союза.

Вконсультативном заключении по делу О применении принципа non bis in idemуказано,чтолюбыедействия уполномоченных органов государств-членов в сфере конкуренции, в том числе по принятию нормативных правовых актов, должны быть совместимы с правом Союза, а противоречия между положениями права Союза и нацио­ нальными нормами в сфере конкуренции разрешаются с учетом приоритета права Союза.

Таким образом, в практике Суда к настоящему времени сложилась устойчивая правовая позиция относительно приоритета Договора о ЕАЭС.

Принимая во внимание положения преамбулы итекста Договора­

оЕАЭС, можно говорить о квалифицированном приоритете права Союза, обусловленном, во-первых, верховенством национальных конституционных прав и свобод, положениями конституций госу- дарств-членов, отражающих общепризнанные принципы международного права, прежде всего суверенного равенства государств, во-вторых, внутренней иерархией актов права Союза.

4.2.3. Прямое действие и непосредственное применение права ЕАЭС

Важной составляющей успешности интеграции, оперативности­ , эффективности норм права ЕАЭС является позиция об их непосредственном применении.Свойство непосредствен­ного применения со-

4.2. Сущностные характеристики права ЕАЭС

107

стоит в том, что оно автоматически становится­ частью национального правопорядка и должно применяться в государствах­ -членах единообразно­ ,как если бы это был источник национального права.

Таким образом, речь идет не о трансформации нормы регионального объединения в национальную правовую систему, а о его применении (исполнении, соблюдении) per se любыми субъектами натерритории государств-членов.Дав согласие на непосредственное применение норм права Союза,государства-члены обязаны нетолько сами исполнятьтакие нормы,но и обеспечитьих исполнение всеми субъектами в пределах своей юрисдикции.

ВДоговоре о ЕАЭС сказано о непосредственномдействии отдельныхактовСоюза,аименнорешенийКомиссии,приэтомвотношении Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза, решений Высшего­ и Межправительственного советовтаких указаний нет. Концепция непосредственного применения нашла отражение в актах Суда Союза­ в более если не широкой,тоточной формулировке.

Одним из первых актов, в котором Суд ЕАЭС начал раскрывать сутьтакой характеристики права Союза,стало решение Большой коллегии поделу О калининградском транзите,где отмечено,что норма Договора или международного договора в рамках Союза будет применяться непосредственно,если она имеетимперативный характер, не содержитизъятий и отсылок.Эти критерии могутбыть применимы для оценки возможности непосредственного применения нормы и на национальном уровне.

Вконсультативном заключении поделу О вертикальных соглаше- ниях Суд ЕАЭС пошел дальше и выявил прямое действие норм права Союза, а именно ст. 76 Договора относительно общих правил конкуренции: если поведение предприятия нарушает ст. 76 Договора, но не подпадает под юрисдикцию Комиссии, то это является основанием для обращения в национальные антимонопольные органы

иприменения ими наднациональных норм,даже в отсутствие соответствующих положений в национальном законодательстве.

Вконсультативном заключении поделу Опрофессиональных спор- тсменах Суд указал,что основаниемдля признания за нормами прямого действия и непосредственного применения служит тот факт, что эти нормы наделяют заинтересованных лиц правами,являются достаточно четкими и ясными, а также не требуют имплементации в национальное законодательство. Как подчеркнул Суд, положения ст. 97 Договора адресованы не только государствам-членам Союза,

Соседние файлы в папке книги2