Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Введение_в_языкозн_текст.doc
Скачиваний:
32
Добавлен:
15.08.2019
Размер:
609.28 Кб
Скачать

Норма и узус

Язык и речь – явления взаимосвязанные и взаимообусловленные, это две стороны речевой деятельности, для производства которой необходимо знание системы и умение ею оперировать. Знание системы предполагает знание языковой нормы.

Языковая норма – это совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации.

Узус – совокупность всех реальных, в том числе некодифицированных, употреблений языка. Это привычка, принятое употребление, речевой обычай.

Норма – неоднородное явление. Оно отражает стабильность, устойчивость языка, проявленные в существовании элементарных и существенных языковых форм, соблюдаемых всеми носителями данного языка.

Саморазвитие языковой семиотики осуществляется через механизм изменчивости и развития нормы. На каждом этапе развития в языке сосуществуют и остатки его прошлых состояний, и зачатки будущего. Наследие прошлого легче всего наблюдать на примере слов и форм, выходящих ныне из употребления, а ростки нового – на разнообразных неологизмах. Важнейшим показателем, свидетельством развития языка является его вариативность. Борьба языковых вариантов за существование происходит в узусе – в стихии речевых реализаций, нормативных и ненормативных с точки зрения языковой системы.

Новшества появляются первично в речи сначала по инициативе отдельных говорящих, потом как приметные и увлекательные новинки, затем, постепенно накапливаясь, становятся общеупотребительными языковыми средствами, переходят из плана речи в план языка, приводя к появлению новых черт в языковой системе. Так складываются отношения языка и речи, нормы и узуса. Язык организует, создает речь. Речь медленно обогащается и изменяет язык.

_______________________________________________________________________________

неоднородное явление

Норма и узус противопоставлены как 1) атрибут языка и порождение речи, 2) как узуальное и совокупность всех речевых проявлений (узуальных и окказиональных), 3) как состоявшаяся реализация возможностей языковой системы и ее обновление, рождение в процессе воспроизведения нового, продолжающееся развитие потенциала языковой системы, 4) как порождение форм по определенным правилам и дифференциация их субъектом по признаку «правильный – неправильный».

элементарных и существенных языковых форм

В нормальной (непарадированной) речи русский человек не скажет Веселый птичк, помахивая хвостик, высвистывает мой стихотворень. Никто не свободен в выборе рода имени, от правил согласования и управления, от определенных способов выражения грамматических значений. Не может быть языка без нормы, иначе бы люди не поняли друг друга. Принцип понимания диктует говорящему выбор известных адресату знаков и правил их комбинирования. Так осуществляется диктат языка. Русский язык диктует назвать стол «столом». Это лексическая норма русского языка. В английском языке стол принято называть «table», в польском – «stół», а словом «biurko» поляки называют письменный стол.

в речи

Местоимения оба образуются формы косвенных падежей обоих, обоим, обоими, а от местоимения обе – обеих, обеим, обеими. Однако в реальной жизни в узусе мы слышим обоими руками, с обоих сторон. Носитель языка не случайно не хочет различать во мн. ч. род этих местоимений, ведь он давно не различает во мн. ч. род имен прилагательных: новые дома – новые двери, крепкие морозы – крепкие ткани.

В русском языке сложные числительные в норме склоняются. Однако в современной речи все чаще это правило нарушается (Робот совершает порядка одна тысяча восемьсот операций в секунду), что свидетельствует о постепенном исчезновении парадигмы склонения числительных. Наблюдается также рост «ошибок» в передаче падежных значений. Например, вместо падежного управления существительных и глаголов используется предложное: оплачивать за проезд вместо оплачивать проезд, опыт в работе вместо опыт работы, уважение к правам человека вместо уважение прав человека.

_______________________________________________________________________________

«правильный – неправильный»

Оценочный подход к речевым употреблениям со стороны критериев «правильно» и «неправильно» связан с потребностью создать образцовые формы речи – язык религии, литературный язык. Норма как совокупность стабильных и унифицированных языковых средств и правил их употребления, сознательно фиксируемых и культивируемых обществом, является специфическим признаком литературного языка.

Отличительные черты литературного языка – регулятивность и кодифицированность нормы. Нормы литературного языка закреплены в словарях современного русского литературного языка и грамматических справочниках. Предполагается, что все члены общества обязаны их знать и соблюдать. С этой точки зрения норма – это «правильное» в речи, а узус – «неправильное», отступление от нормы.

Узус характеризуется интуитивным представлением о правильном и неправильном, ослабленной императивностью, избыточной вариативностью. Норма литературного языка устойчива и консервативна. Узус свободен. Узус как разновидность нормы существует в диалектах, жаргонах, городском просторечии. Это нормы, отличные от кодифицированных, функционирующих в литературном языке. В говорах, как и в литературном языке, действуют свои законы. Каждый говорящий на диалекте знает, как можно сказать, а как нельзя.

Противопоставление двух типов нормы – литературного языка и узуса – для языкознания оборачивается двумя подходами к предмету данной науки.

Один из них фиксирует все, что встречается в речи. Это описательный подход, для которого все факты языка равноправны, одинаково интересны. Речевые «ошибки» (ихнее, местов, мечт, тренерá) представляют особую ценность. Они свидетельствуют о тенденции развития языка.

Нормативный подход основан на разграничении «правильного» и «неправильного» с точки зрения литературного языка. Он реализуется в виде особого направления в языкознании – культуре речи. У каждого из подходов свои преимущества, основания и цели.