Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Самоубийство Социолог. этюд

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
21.76 Mб
Скачать

ние усталости способно породить безнадежное разочарова­ ние, ибо трудно не почувствовать всей бессмысленной пого­ ни за недостижимым.

Ипоэтому с полным основанием можно спросить себя, не

всилу ли вышеуказанных причин морального порядка эконо­ мические кризисы были за последнее время столь плодовиты самоубийствами? В разумно дисциплинированном обществе отдельный индивид легче переносит все удары судьбы. Буду­

чи заранее приучен к воздержанию и умеренности, человек с гораздо меньшим напряжением воли может претерпеть но­ вые необходимые лишения. Но если человеку ненавистны всякие границы как таковые, то может ли более тесное огра­ ничение не показаться невыносимым? Лихорадочное нетерпе­ ние, в котором человек жил до тех пор, менее всего предрас­ полагает к дальнейшему самоотречению. Как больно сознавать, что жизнь жестоко отбросила его назад, если единственной его жизненной задачей является стремление постоянно пре­ восходить тот пункт, которого он в данный момент достиг. Сама дезорганизация, столь характерная для нашего эконо­ мического строя, широко открывает дверь для всякого рода авантюр. Фантазия работает неустанно, и так как над ней нет никакого сдерживающего начала, то она находится все­ цело во власти случая. Вместе с риском растет и процент неудач, и больше всего крахов наблюдается как раз тогда, когда они особенно убийственны.

А между тем, эти наклонности настолько укоренились в об­ ществе, что оно уже вполне привыкло к ним и считает их совершенно нормальным явлением. Часто утверждают, что чувство постоянного недовольства заложено в самой приро­ де человека, что он без отдыха и покоя стремится к неопре­ деленной цеди. Страсть к бесконечному в настоящее время даже считается признаком морального превосходства, тогда как она может зародиться лишь в сознаниях расстроенных, возводящих в закон эту беспорядочность, от которой они страдают. Символом веры сделалась доктрина возможно бо­ лее быстрого прогресса. Но наряду с такими теориями, пре­ возносящими благодеяния неустойчивости, можно наблюдать появления и других, которые, обобщая породившее их поло­

жение вещей, объявляют жизнь дурной, более обильной не­ счастьями, нежели радостями, полной обманчивых соблаз­ нов. Так как этот разлад достигает своего апогея в экономи­ ческом мире, то и более всего жертв приходится именно на этот последний.

Таблица XXIV

Число САМОУБИЙСТВ НА 1 МЛН. ЛИЦ КАЖДОЙ ПРОФЕССИИ

 

 

 

 

Транс­

Промыш­

Земле­

Свобод­

 

Годы

Торговля

порт

ленность

делие

ные про­

 

 

 

 

 

 

фессии*

Франция

1878-1887“

440

340

240

300

Швейцария

1876

664

1514

577

304

558

Италия

1866-1876

277

152.6

80.4

26.7

618*“

Пруссия

1883-1890

754

456

315

832

Бавария

1884-1891

465

369

153

454

Бельгия

1886-1890

421

160

160

10 0

Вюртемберг

1873-1878

273

190

206

Саксония

1878

 

341.59

 

71.71

-

'Когда статистика обозначает несколько различных видов свободных профессий, мы берем за отправной пункт ту, где выше всего показатель самоубийств.

"С 1826—1880 гг. экономические функции, по-видимому, менее сильно способствовали росту самоубийств, но есть сомнение в том, точны ли эти статистические данные.

“‘Эта цифра падает исключительно на долю людей, занимающихся лите­ ратурой.

Промышленные и коммерческие профессии, действительно, насчитывают наибольшее число случаев самоубийств в своих рядах (см. табл. XXIV). Число это почти равняется тому, которое относится к свободным профессиям, а иногда даже превосходит его. Особенно резко чувствуется обилие само­ убийств в этой категории по сравнению с земледельческим населением. Это объясняется тем, что именно в сельском производстве сдерживающие и регулирующие силы больше всего сохранили свое влияние и здесь нет такой благоприят­ ной почвы для всякого рода лихорадочных спекуляций. В этой среде лучше всего сохранились общие основы прежнего эко­

номического порядка. Разница эта была бы еще более значи­ тельна, если бы среди самоубийц из промышленной среды делали точное различие между хозяином и рабочим, потому что вполне вероятно, что первые сильнее вторых захвачены ослаблением социальных уз. Громадный показатель само­ убийств среди так называемых рантье (720 человек на 1 млн.) достаточно убедительно говорит нам о том, что к самоубий­ ству сильнее всего склонны люди, облагодетельствованные судьбой. Все, что требует от людей известного подчинения, ослабляет влияние вышеуказанного состояния. Умственный горизонт низших классов ограничен пределом, поставленным им классами, стоящими выше, и от этого желания их носят более определенный характер. Но те, кто выше себя чувст­ вуют уже одно только пустое пространство, невольно в нем теряются при отсутствии той силы, которая могла бы ото­ двигать их назад.

Поэтому аномия является в наших современных обществах регулярным и специфическим фактором самоубийств. Это одно из тех веяний-, которыми определяется ежегодная сум­ ма самоубийств. Следовательно, можно сказать, что мы име­ ем сейчас дело с новым, отличным от всех других типом само­ убийства. Разница заключается в том, что данный тип зави­ сит от характера связи между индивидами и обществом, но не от того способа, которым эта связь регламентируется. Эго­ истическое самоубийство проистекает из того, что люди не видят смысла в жизни, альтруистическое вызывается тем, что индивид видит смысл жизни вне ее самой. Третий, только что установленный нами вид определяется беспорядочной, не­ урегулированной человеческой деятельностью и сопутствую­ щими ей страданиями. Принимая во внимание его проис­ хождение, мы дадим этому последнему виду самоубийства название аномичного.

Нельзя, конечно, отрицать, что между этим и эгоистистическим видом самоубийства существует некоторое родство. И тот и другой в своем корне определяются отчужденно­ стью, недостаточной близостью общества к индивиду, но «сфе­ ра бездействия», если можно так выразиться, в этих двух случаях совершенно различна. В первом, т. е. при эгоисти­

ческом виде самоубийства, дефект находится в собственно коллективной деятельности, которая лишается своего смысла и значения. Напротив, при аномичном самоубийстве решаю­ щую роль играют исключительно индивидуальные страсти, которые не встречают на саоем пути никакой сдерживаю­ щей силы. Поэтому можно сказать, что эти два типа само­ убийства, несмотря на то, что они имеют целый ряд общих точек соприкосновения, остаются независимыми друг от дру­ га. Можно отдавать на служение обществу все, что только есть в нашем существе по своей природе социального, и в то же время не уметь сдерживать своих желаний. Можно, вовсе не будучи по натуре своей эгоистом, пребывать в аномичном состоянии и наоборот. Эгоистическое и аномичное самоубий­ ства большую часть своих жертв вербуют в разнородных слоях общества: первое распространено по преимуществу среди интеллигенции, в сфере умственного труда; второе наблюда­ ется главным образом в мире торговли и промышленности.

IV

Не одна только экономическая аномия оказывает свое действие на развитие самоу бийств. Те случаи, которые име­ ют место при наступлении критического периода вдовства, объясняются, как мы уже говорили об этом раньше, влияни­ ем домашней аномии как неизбежного результата смерти одного из супругов. Расстройство семейного очага тяжело отзывается на том, кому приходится пережить своего жизнен­ ного спутника. Он не может приспособиться к своему ново­ му одинокому положению, и соблазн самоубийства легче увле­ кает его. Но существует еще одна разновидность аномичного самоубийства, которая должна обратить на себя наше особое внимание как потому, что она в большинстве случаев имеет право считаться явлением хроническим, так и потому, что она бросает новый свет на саму природу и функцию брака.

В «Аппа1ез бе 1а бётодгарЫе т*ета*юпа1е» (сентябрь 1882 г.) г-н Бертильон напечатал замечательно интересную работу по вопросу о разводе, в которой он выдвинул, между

представляет собой только Голландия, где уровень само­ убийств не соответствует числу разводов. Мы получим еще лучшее подтверждение этого закона, если повторим сравне­ ние различных случаев по отношению к различным провин­ циям одной и той же страны. Например, в Швейцарии сов­ падение между двумя рассматриваемыми явлениями порази­ тельно (см. табл. XXVI). Наибольшее число разводов падает на протестантские кантоны, и в той же самой среде наблю­ дается больше всего случаев самоубийств. Затем следуют кантоны со смешанным населением, с обеих точек зрения, и, наконец, кантоны католические. Внутри каждой из этих групп нужно отметить такое же совпадение. Среди католических кантонов выделяются своим количеством разводов Золотурн, Аппенцедь, Иннерроден; то же самое приходится заметить относительно числа происходящих там самоубийств.

Во Фрибурге, который представляет собой французский и католический кантон, наблюдается умеренное число разво­ дов и, в свою очередь, умеренный показатель самоубийств. Среди немецких протестантских кантонов сильнее всего в этом

смысле выделяется Шафгаузен; он же стоит и во главе само­ убийств. Среди кантонов со смешанным населением, за ис­ ключением Ааргау, можно наблюдать тот же порядок в обо­ их отношениях.

Аналогичный результат получается и в том случае, если сравниваются различные французские департаменты. Распре­ делив их на восемь категорий в зависимости их от само­ убийств, мы констатировали, что группы эти сохраняют тот же порядок по отношению к разводу и раздельному жительст­ ву супругов.

Установив это состояние, постараемся объяснить его. Исключительно для напоминания мы приведем сначала то

объяснение, которое дает нам в общих чертах Бертильон. По его убеждению, число самоубийств и разводов варьирует параллельно, потому что то и другое явление зависит от од­ ного фактора: большего или меньшего количества плохо урав­ новешенных людей. В самом деле, говорит он, в стране тем большее количество разводов, чем больше число невыноси­ мых супругов. Эти последние встречаются чаще всего среди

С ра в н и тел ьн а я табли ц а ш в ей ц а р ск и х к а н то н о в

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗВОДА И САМОУБИЙСТВ

 

Число разво­ дов на 10 0 0 жителей

Число самоубийств на 1 млн.

жителей

Число разво­ дов на 10 0 0 жителей

Число самоубийств на 1 млн. жителей

 

I. Католические кантоны

 

 

 

Французские и итальянские

 

 

Тичино

7.6

 

57

Фрибург

15.9

119

Валлис

4.0

 

47

 

 

 

Среднее число

5.8

 

50

Среднее число

15.9

119

 

 

 

Немецкие

 

 

Ури

-

 

60

Золотурн

37.7

205

Верхний

 

 

 

Аппенцель

 

 

Унтервальден

4.9

 

20

Иннерроден

18.9

158

Нижний

 

 

 

Цуг

14.8

87

Унтервальден

5.2

 

1

Люцерн

130

100

Швиц

5.6

 

70

 

 

 

Среднее число

3.9

 

37.7

Среднее число

2 1 .1

137,5

 

II. Протестантские кантоны

 

 

 

1

|

Французские

1

|1

Невшатель

|14 2 ’4

1560

| Ваадт

|14351352

 

 

 

Немецкие

 

 

Берн

47.2

 

229

Шафгауэен

106.0

602

Базель (город)

34.5

 

323

Аппенцель

 

 

Базель (область)

33.0

 

288

Ауссерроден

100.7

213

 

 

 

 

Гларус

83.1

127

 

 

 

 

Цюрих

80.6

288

Среднее число

38.2

 

280

Среднее число

92.4

307

III. Кантоны со смешанным населением с тонки зрения религии

Аргау

40.0

1

195

Женева

70.5

360

Граубюнден

30.9

||

116

С.-Галлеи

57.6

179

Среднее число

36.9

||

155

Среднее число

64.0

269

людей неуравновешенных, с дурным, неустановившимся ха­ рактером, темперамент которых в той же степени предрас­ полагает их к самоубийству. Поэтому параллелизм этих двух явлений объясняется вовсе не тем обстоятельством, что раз­ вод сам по себе имеет влияние на склонность к самоубий­ ству, но их общим происхождением из однох’о источника, который они только разным образом выражают. Совершен­ но произвольно и бездоказательно, однако, связывать таким образом развод с известными недостатками психопатичес­ кого характера. Нет никакого основания предполагать, что в Швейцарии было в 15 раз больше людей неуравновешен­ ных, чем в Италии, и в б или 7 раз больше, чем во Фран­ ции; а между тем, развод в первой из этих стран встречается в 15 раз чаще, чем во второй и приблизительно в 7 раз чаще, чем в третьей. Кроме того, мы теперь прекрасно знаем, на­ сколько чисто индивидуальные причины играют слабую роль по отношению к самоубийству. В последующем изложении Читатель найдет еще более веские доказательства неудовлет­ ворительности этой теории.

 

 

Число самоубийств

Среднее число

 

 

разводов на 1000

 

 

на 1 млн. жителей

браков

 

 

 

1-я группа (5 департаментов)

Меньше 50

2,6

2

-я группа (18 департаментов)

5 1 -7 5

2,9

3

-я группа (15 департаментов)

7 6 -100

5,0

4 группа (19 департаментов)

101-150

5,4

5

-я группа (10 департаментов)

151-200

7,5

6

-я группа (9 департамент)

201 -250

8,2

7

-я группа (4 департамента)

251 -300

10,0

8-я группа (5 департаментов)

Больше 300

12,4

Причину этого любопытного соотношения между двумя данными явлениями надо искать не в органическом предраспо­ ложении субъекта, но во внутренней природе самого разво­ да. По этому пункту может быть прежде всего установлено следующее положение: во всех странах, относительно которых мы располагаем достаточно полными статистическими дан­ ными, число самоубийств среди разведенных супругов значи­ тельно выше, нежели среди остальных членов общества.

Не состоящие Состоящие в

Вдовые

Разведен­

вбраке

браке

ные

старше 15 лет

 

 

 

 

 

Годы

Мужчины

Женщины

 

 

 

 

 

|

Пруссия

1887-1889

360

12 0

Пруссия

1883-1890

388

129

Баден

1885-1893

458

93

Саксония

 

1___________ 1

1847-1858

555,18

Саксония

1876

 

1"

Вюртемберг

1846-1860

-

Вюртемберг

1873-1892

 

251

Мужчины

Женщины

Мужчины

3

Мужчины

3

л

*

 

 

 

5

 

2

 

 

 

Я

 

я*

 

 

 

г

 

X

 

 

 

а»

 

и

 

 

 

V

 

 

430

90

1471

215

1875

290

498

100

1552

194

1952

328

460

85

1172

171

1328

481

120

1242

240

3102

312

821

146

3252

389

226

52

530

97

1298

281

1____

 

 

 

 

 

218

 

405

 

796

 

Итак, разведенные супруги обоего пола лишают себя жиз­ ни о 3—4 раза чаще, чем люди, состоящие в браке, хотя по возрасту своему они являются более молодыми (40 лет вмес­ то 46 лет во Франции), и случаи самоубийств среди первых значительно чаще, чем у вдовых, несмотря на то, что послед­ ние, в силу одного своего возраста, имеют повышенную сте­ пень предрасположения лишать себя жизни. Чем же это объясняется?

Без сомнения, перемена материального и морального ре­ жима как прямое последствие развода не может не оказы­ вать в данном случае известной доли влияния; но одного это­ го влияния недостаточно для объяснения интересующего нас явления. Не надо забывать, что вдовство есть не менее глу­ бокое потрясение личной жизни человека. Последствия его могут оказаться даже еще более прискорбными, поскольку смерть мужа или жены является ударом судьбы, тогда как развод служит желанным освобождением от нестерпимого сожительства, и несмотря на все это, разведенные супруги, которые по своему возрасту должны были бы вдвое реже кончать с собой, нежели вдовые, повсеместно превосходят их в этом отношении, а в некоторых странах почти вдвое. Подобная повышенная склонность, коэффициент увеличения