Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Политология экзамен 2 курс.doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
642.56 Кб
Скачать

48.Современная социал-демократия: теория и практика.

90-е гг. стали десятилетием радикального обновления теоретических доктрин международной социал-демократии в целом и европейской в особенности. Еще в 1989 г. в Стокгольме на ХVШ конгрессе Социнтерна был принят целый пакет новых программных документов, определивших развитие социал-демократического движения на многие годы вперед, а в «Декларации принципов» были закреплены традиционные ценности социал-демократии и определены первостепенные задачи на новое десятилетие – интернационализация экономики, широкий доступ всех стран к информации и новым технологиям, расширение социально-экономического и политического сотрудничества между различными народами, охрана окружающей среды, обеспечение прав человека и социальной справедливости и т.д.

К началу 90- х гг. социал-демократическое движение в Европе претерпело существенные идейно-политические изменения и попыталось найти достойный ответ на все те проблемы, которые были поставлены все более растущей глобализацией и формированием постиндустриального общества на Западе. Современные социал-демократы пришли к отказу от прежней догматической интерпретации как самого института частной собственности, так и ее обобществления в форме всеохватывающей государственной национализации.

Под обобществлением социал-демократы теперь понимают не ликвидацию частной собственности как таковой, а социализацию отдельных ее функций посредством установления жесткого государственного контроля за распределением доходов. В результате на рубеже 80-90х гг. произошло заметное обновление теории и практики межуднародной социал-демократии, что выразилось прежде всего в формировании «нового лейборизма» в Англии, политики «новой середины» в Германии, концепции «либерального социализма» в Италии и т.д.

Идеи так называемого «третьего пути», претендующего на преодоление негативных аспектов как традиционного неолиберализма, так и традиционного социал-демократизма, нашли свое отражение в программном документе «Европа: третий путь, новая середина», подписанном в июне 1999 г. британским лейбористом Т. Блэром и германским социал-демократом Г. Шрёдером. В этом своеобразном манифесте современной социал-демократии предалагаются новые методы решения проблемы трудовой занятости населения, социального обеспечения, увеличения инвестиций в науку образование и новейшие технологии. Кроме того, в нем была четко изложена позиция социал-демократов относительно политического регулирования ряда функций, непосредственно вытекающих из права владения частной собственностью. Это значительно отличает социал-демократию конца 90-х гг. от социал-демократии времен В. Брандта, У. Пальме, Б. Крайского и других деятелей 70-80-х гг.

Вот уже несколько десятилетий существует так называемая «шведская модель» общественного развития, получившая название «функционального социализма» и послужившая образцом для многим теоретических постулатов современной социал-демократии. При таком строе решающее значение уделяется не праву собственности в том или ином ее виде, а политическому управлению отдельными ее функциями, то есть контролю над производством и распределением его продуктов через соответствующую налоговую политику. А из этого вытекает и насущная необходимость регулирования рынка труда.

Именно в этом, надо полагать, и заключается главная особенность современной социал-демократии – в ориентации на конвергентную модель общественного развития, отражающую стремление соединить преимущества либеральных концепций с достоинствами социалистических. Подобные тенденции опираются на ряд чрезвычайно важных социальных факторов – небывалый рост новых средних слоев, сокращение численности традиционного рабочего класса, формирование нового образа жизни большинства населения развитых стран, высокий уровень потребления и высокие требования к качеству жизни. Именно поэтому, выступая на съезде Партии европейских социалистов (ПЕС) в 1999 г., Т. Блэр призвал лидеров социал-демократии изучать опыт американских демократов, добившихся благодаря «новой экономике» заметных успехов в сокращении безработицы и обеспечения высокого уровня благосостоояния простых граждан.

Современные социал-демократы, как, впрочем, и некоторые традиционалисты, проводят довольно существенные различия между «рыночным обществом» и «рыночной экономикой». Первое, то есть капитализм, они по-прежнему отвергают, неизменно ссылаясь на традиционные принципы социальной демократии, а второе используют в качестве важнейшего средства решения множества социальных задач, непосредственным образом вытекающих из той же самой социальной демократии. При этом они не без оснований считают, что если в экономике господствует рынок, а между производителями сохранятеся высокий уровень конкурентности, то социальное пространство развивается преимущественно не ради денежных, а ради человеческих ценностей. Таким образом, они включают в понятие «социальное пространство» не только некоммерческие структуры образования, здравоохранения и благотворительной помощи, но и такие важные сферы, как транспорт, муниципальное жилье, энергетику, телекоммуникации и т.д.

Заметно изменилась в конце ХХ в. и традиционная социал-демократическая концепция равенства. В соответствии с духом времени модернисты трактуют равенство, как равенство первоначальных возможностей, а не формальное равенство, полностью скомпрометировавшее себя в различного рода тоталитарных обществах. Так, например, на последнем Давосском форуме 2000 г. Т. Блэр особо выделил свой главный тезис, что «старая левая идея равенства в смысле одинакового дохода заменена сейчас на идею одинаковой ценности каждой личности. Поэтому современные социал-демократы делают упор не на гарантирование работы, а на гарантирование соответствующего образования, позволяющего человеку найти свое место в жизни и использовать свои знания. Именно образование должно дать каждому человеку возможность благополучно жить в непрерывно меняющемся мире».

Однако главные перемены затронули даже не саму проблему равенства доходов, а отношение социал-демократов к роли государства в современном обществе. Именно государство, по их мнению, призвано навязать рыночной экономике справедливую «социальную ориентацию» и тем самым создать новый тип общества, отличный как от старого капиталистического, так и старого социалистического. Это государство теоретики социал-демократии называют «государством материального благосостояния» или «государством социального обеспечения».

В прошлые годы стремление социал-демократов установить всеобщее социальное равенство неизбежно приводило к навязыванию обществу шаблона «уравниловки», которая подрывала творческий потенциал народа и разрушала веру в социальную справедливость. При этом неустанная борьба за рост зарплаты неизбежно увеличивала издержки производства и тем самым заметно снижала эффективность национальной экономики. Словом, в конце 90-х гг. социал-демократы пришли к выводу, что надо не кормить людей развращающими их подачками, а помогать им действовать самостоятельно, отвечать за свое поведение в жизни и стремиться к наиболее полной реализации своих профессиональных способностей.

А из этого следует тот непреложный вывод, что социальные пособия не должны подавлять или заменять собой личные успехи, предпринимательский дух и индивидуальную ответственность человека за свое место в мире. В противном случае подачки государства развращают людей и приводят к росту социального иждивенчества и паразитизма, что, естественно, не имеет к социализму никакого отношения. Отсюда главный вывод социал-демократов на будущее: «Государство поддерживает предприимчивость, но ни на минуту не поддается иллюзии, что может ее заменить».

Социалистический интернационал. Все эти идеи в той или иной форме обсуждались на ХХ1 конгрессе Социалистического Интернационала, который по-прежнему оставался в рассматриваемый период своеобразным центром социал-демократического движения и «европейской кухней» подготовки и апробации новейших идей. Последний конгресс Социнтерна проходил в Париже в ноябре 1999 г. и включал в себя представителей 143 партий и общественных организаций со всего мира.

Участники конгресса с опасением ожидали, что на встрече развернется уже ставшая привычной борьба между традиционо настроенным французским премьером Л. Жоспеном и модернистами, сторонниками «третьего пути» из Германии и Великобритании, однако конфликта не произошло. Л Жоспену, Т. Блэру и Г. Шрёдеру хватило дипломатического такта не обострять идейные споры и сосредоточиться на общих проблемах и кризисных явлениях в социал-демократическом движении.

А их от прежней эпохи осталось не так уж мало. Это прежде всего массовая безработица, проблемы нелегальной иммигарции, состояние экологии, нарушения фундаментальных прав человека, усиление националистическизх тенденций и так далее. Еще на XVШ съезде Социнтерна в Стокгольме (1989 г.) отмечалось, что необходимо всеми силами бороться с искажениями самой идеи демократического социализма и не забывать о главной задаче всех социал-демократов – защите интересов трудящихся. В конце 90-х гг. эти проблемы звучат не менее актуально, чем десять лет назад.

Разумеется, эти недостатки связаны не с отступлением от каких-то ортодоксальных принципов марксизма, как это считалось ранее, а прежде всего с тем, что в новых условиях конца ХХ в. обнаружилась неэффективность ряда традиционных подходов к решению социально-экономических и общественно-политических задач высокоразвитого гражданского общества. Именно высокоразвитого, так как в обществах слаборазвитых и во многом патриархальных подобные принципы не могут быть реализованы в принципе.

В этой связи весьма показательна позиция американского президента Б. Клинтона, который, выступая перед руководителями ведущих держав Европы на конференции «Реформизм в ХХ1 веке» (Флоренция, 1999 г.), заявил, что европейским социал-демократам следует строже относиться к социальным расходам и поддерживать жесткую дисциплину госбюджета. Слишком большие социальные затраты Европы, по его мнению, не дают ей возможности перестроить экономику и добиться более весомых результатов в социальной сфере. Другими словами, социальная помощь и поддержка малообеспеченных граждан должна быть адресной, взвешенной и ни в коем случае не провоцирующей социальный паразитизм отдельных групп населения.

Подобные взгляды тщательно рассматривались и на 1У съезде Партии европейского социализма (ПЕС), проходившем в марте 1999 г. в Милане. Присутствие на съезде 10 из 11 глав правительств европейских стран, под опекой которых находится 90% населения 370-миллионого Евросоюза, придало этой встрече характер важного международного форума по проблемам социал-демократического управления современным обществом.

Португальский премьер-министр А. Гутерреш представил совместно подготовленный в рамках концепции социального государства «Европейский пакт о занятости», в ктором вновь подчеркивалась главная задача социал-демократов - добиться полной занятости населения при одновремнном повышении экономической эффективности. По сути дела, этот документ явился своеобразным компромиссом между двумя важнейшими течениями в современной социал-демократии – традиционалистами Л. Жоспена и модернистами Т. Блэра, при явном теоретическом превосходстве последнего. И этим «Европейский пакт» значительно отличается от «Декларации принципов» – важнейшим программным документом, принятым на ХУШ съезде Социнтерна в 1989 г.

Помимо всего прочего на ХХI съезде были решены и кадровые вопросы. Португальский премьер-министр А. Гутерреш сменил на посту председателя Социнтерна Пьера Моруа, семь лет возглавлявшего эту авторитетную организацию. За это время число партий-членов Социнтерна выросло с 101 до 170, а география распространения социал-демократических идей охватила практически весь мир. И только Россия продолжает отсутствовать на этом международном форуме, хотя количество социал-демократических партий здесь перевалило за два десятка. Тем не менее руководство Социнтерна не видит в ней той самой партии, чья программа и политика вполне соответствовала бы жестким требованиям демократического социализма.

Важное событие в жизни социал-демократов произошло в весной 2000 г., когда в Брюсселе прошла встреча руководителей более 100 социал-демократических партий, на которой они попытались наметить пути и средства реорганизации Социнтерна. Кроме того, в итоговом документе встречи участники предложили аннулировать до 2001 г. все долги наиболее бедных стран мира, а также начать всемирную кампанию борьбы с бедностью в странах Африки.

Более того, Социнтерн выступил за внесение в Устав ООН поправки относительно «права международного сообщества на вмешательство в случае явного нарушения прав человека». Отныне право на «гуманитарную интервенцию» стало важнейшим политическим требованием этой организации. Кстати сказать, это предложение, а также требование отменить смертную казнь во всем мире было поддержано далеко не всеми участниками встречи.

Таким образом, социал-демократическое движение в Европе продолжает успешно развиваться, демонстрируя не только твердость принципов, что позволяет им оставаться достаточно самостоятельной политической силой современности, но и способность приспосабливаться к новым условиям постиндустриального общества, предлагая народам своих стран вполне современные идеи социальной справедливости, основанные на принципах соблюдении прав человека и эффективной национальной экономики.