Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глобализация и интеграционные процессы в Азиатско.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
684.87 Кб
Скачать

Глава 2. Экономическая глобализация и особенности интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе

§ 1. Дальневосточный регион в социально-экономическом пространстве России: проблемы и пути их решения

А.В. Островский,

заместитель директора Института Дальнего Востока РАН,

доктор экономических наук, профессор

Территория ДВФО составляет 36% всей территории страны, но проживает здесь менее 5% населения РФ, в недрах содержится 30% российских запасов каменного угля, 20% углеводородов, 25% древесины, а также имеются значительные запасы редкоземельных и цветных металлов. Вместе с тем инфраструктура Дальнего Востока и Сибири крайне неразвита. Вплоть до настоящего времени отсутствует единая автомагистраль, по которой можно было бы проехать из Иркутска во Владивосток (отсутствует дорога с твердым покрытием на трассе Чита - Хабаровск). Имеются лишь две железнодорожные магистрали - Транссиб и БАМ, который не загружен в связи с экономической неразвитостью регионов при наличии богатых месторождений полезных ископаемых и прямого выхода к глубоководному порту Советская Гавань, превосходящему по своим естественным природным условиям глубоководный порт Сан-Франциско в США. Недостаточно развито пароходное сообщение по Северному морскому пути, который в свое время обеспечивал большую часть так называемого северного завоза. Следует отметить слабое развитие системы электроснабжения, телекоммуникаций, банковской сферы, а также до недавнего времени отсутствовали линии нефтепроводов и газопроводов. Иными словами, Дальний Восток и большая часть Сибири, по сути дела, оторваны от европейской части России. К тому же следует добавить высокие транспортные тарифы, которые увеличивают разрыв между дальневосточными регионами и европейской частью РФ по уровню социально-экономического развития.

В нынешних условиях подъем Сибири и Дальнего Востока является одной из наиболее сложных стратегических задач территориального развития России. Однако становится очевидным, что для развития дальневосточных регионов России, создания на их территории "полюсов роста", закрепления населения и увеличения численности населения на этой территории необходимо осуществлять всемерное сотрудничество со странами АТР для создания большего количества совместных предприятий, повышения доли продукции СП в объеме ВРП, увеличения душевого объема валового регионального продукта и на этой основе повышения платежеспособного спроса населения и развития розничной торговли и сферы услуг. При этом есть весомые основания полагать, что решение этой задачи, особенно на фоне глобализации и роста роли АТР, во многом, если не в решающей степени, лежит в плоскости активного регионального экономического сотрудничества и включения России в интеграционные процессы в АТР.

Азиатско-Тихоокеанский регион представляет собой наиболее динамично развивающийся регион мира. В этом районе и, прежде всего, в Северо-Восточной Азии формируется новый центр мировой экономики и политики, который по своим масштабам производства, объемам финансовых, производственных, сырьевых, энергетических и информационных ресурсов заметно опережает, к примеру, Европейский союз (ЕС). В этом регионе действуют и сталкиваются интересы крупнейших мировых держав - США, Китая, России, Японии, а также стран АСЕАН.

Главными локомотивами экономической жизни АТР являются экономики таких стран, как США, Япония, Китай, Республика Корея, велика роль транснациональных корпораций перечисленных стран. На АТР приходится свыше 60% мирового ВВП, такая же доля мирового экспорта, а размер ВВП на душу населения на 40% выше среднемирового уровня.

Интересы России как евразийской державы в АТР стратегически существенны и весьма разнообразны. Как показывает беспристрастный анализ, главные из них связаны с возможностью использования экономических связей со странами региона, его огромных инвестиционных ресурсов и емкого рынка для ускорения экономического развития не только Сибири и Дальнего Востока, но и всей страны в целом. Как показывают материалы СОПС и ВсеГинГео им. А. Карпинского, по своему минерально-сырьевому потенциалу Дальневосточный федеральный округ является наиболее перспективным. Из 26 872 объектов геолого-экономического районирования по минерально-сырьевым ресурсам в целом по России на ДВФО приходится 11 927 объектов. Однако для разработки месторождений полезных ископаемых, доходы от экспорта которых составляют весомую долю российского бюджета, доля расходов в государственном бюджете не превышает 0,2%. Для освоения дальневосточных территорий необходимо в разы увеличить финансирование, связанное как с разработкой месторождений полезных ископаемых, так и с развитием инфраструктуры на российском Дальнем Востоке. Эти интересы могут быть реализованы только путем усиления взаимодействия России со странами АТР и его региональными межгосударственными организациями, причем как в экономической, так и в политической сфере.

Иными словами, полноценное включение азиатской части России и, прежде всего, Дальнего Востока и Сибири в систему мирохозяйственных связей представляет собой основное условие нормального социально-экономического развития самого региона и государства в целом, устойчивого наращивания экономического потенциала и укрепления позиций России в мировой экономике. При этом азиатско-тихоокеанское направление естественным образом должно стать основным вектором в стратегии взаимодействия российского Дальнего Востока с мировым хозяйством. Именно эта идея подчеркивалась на Байкальском экономическом форуме в Иркутске еще в сентябре 2000 г., где в аналитическом докладе Совета Федерации Федерального Собрания РФ "Стратегия развития России в АТР в XXI веке" отмечалось, в частности, "первостепенное значение создания международной транспортной инфраструктуры и международной топливно-энергетической системы СВА, охватывающей Сибирь, Дальний Восток и наших соседей по региону" (Стратегия развития России в АТР в XXI веке. Аналитический доклад. М., 2000, с. 33). Всего в вышеупомянутом докладе было выделено четыре основных направления интеграции России в СВА: 1) развитие нефтяных и газовых ресурсов российского Дальнего Востока и Сибири и сооружение на территории СВА сети нефте- и газоснабжения, а также линии передачи электроэнергии, которые стали бы основой будущей экономической интеграции; 2) использование географического положения России как моста между Европой и Азией; 3) привлечение иностранной рабочей силы для освоения Сибири и Дальнего Востока; 4) создание технопарков в странах СВА на основе российского научного потенциала, их капитала и потребностей в наших знаниях (Стратегия развития России в АТР в XXI веке. Аналитический доклад. М., 2000, с. 34-35).

Несмотря на территориальную близость Дальнего Востока и Забайкалья к АТР, поставки энергоносителей на крупнейший в мире энергетический рынок АТР пока не играют основной роли в российском экспорте энергоносителей. Доля экспорта нефти в КНР, Японию, Республику Корея и США составляет менее 15% от российских поставок на мировой рынок, нефтепродуктов - менее 10%, поставки СПГ в Японию, Республику Корея и на западное побережье США - около 7% суммарного экспорта газа. В экспорте угля доля АТР составляет всего 23%, в экспорте электроэнергии - всего 7%. Аналогичная ситуация наблюдается и в поставках продукции горно-металлургического комплекса в АТР, которая, за исключением лома черных металлов, не играет значительной роли во внешнеэкономических связях России. Лишь в поставках российского леса АТР является доминирующим.

Основная причина ограниченности внешнеэкономических связей российского Дальнего Востока и Забайкалья со странами АТР - это отсутствие развитой энергетической и транспортной инфраструктуры, низкий уровень освоения ресурсного потенциала, нерешенность ряд институциональных вопросов, включая слабую законодательную базу, плохой инвестиционный климат, ценовой разрыв между регионами Дальнего Востока и европейской частью России.

По ряду прогнозов, экспорт сырой нефти в страны АТР может быть доведен до 100-110 млн. т к 2020 г., до 112-130 млн. т к 2030 г., экспорт газа - до 103-110 млрд. куб. м к 2020 г. и до 144-170 млрд. куб. м к 2030 г. (см.: прогнозы Росстата, ФТС и Института экономики и организации промышленного производства СО РАН).

Однако интересы стран АТР не ограничиваются только получением доступа к российским энергетическим и сырьевым ресурсам. В частности, развитые страны АТР, такие как Япония, Республика Корея, Малайзия, Сингапур, готовы участвовать в модернизации портового хозяйства на Дальнем Востоке, включая создание инфраструктуры для экспорта зерновых, в повышении эффективности железнодорожного транспорта, в первую очередь - Транссиба, в организации производства горнодобывающей и сельскохозяйственной техники, а также электросилового оборудования (подробнее см.: Аналитический доклад. Сценарий развития Восточной Сибири и Дальнего Востока в контексте политической и экономической динамики Азиатско-Тихоокеанского региона. Москва - Иркутск, 2011, с. 24).

Еще одним серьезным вызовом для развития Дальнего Востока и Забайкалья является сокращение численности населения региона, как за счет естественной убыли, так и в результате миграционного оттока. К 2011 г. население ДВФО сократилось на 1,8 млн. чел. по сравнению с 1990 г., на 0,6 млн. чел. по сравнению с 2000 г. Результатом такого сокращения численности населения в регионе стало сокращение рабочей силы на рынке труда при сохраняющейся безработице в ряде областей и краев: в Забайкальском крае - 11,4%, в Сахалинской области - 9,3% в 2011 г. Также увеличивается разрыв в уровне заработной платы между жителями европейской части России и Дальнего Востока - с 15% в 2000 г. до 30% в 2010 г.

В целом можно выделить следующие основные вызовы в развитии российского Дальнего Востока до 2050 г.: 1) депопуляция, низкая плотность и очаговый характер расселения; 2) недостаточное развитие транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры; 3) замедленное инновационное развитие; 4) в свете всех вышеперечисленных проблем пессимистическое видение будущего в настроениях местного населения.

Решение этих вопросов связано с расширением интеграции российского Дальнего Востока со странами АТР, переноса центра тяжести внешнеэкономической ориентации с атлантического на тихоокеанское направление, движения России на восток, отвечающего стратегическим интересам нашей страны. Государства АТР в целом не выдвигают России неприемлемых требований для широкого участия России в региональном экономическом сотрудничестве.

Сценарии решения стоящих перед Дальним Востоком проблем. Риски по каждому из сценариев. В ходе состоявшегося в августе 2011 г. в Отделении общественных наук РАН ситуационного анализа состоялось обсуждение различных сценариев развития российского Дальнего Востока в рамках развития политической и экономической ситуации в АТР до 2050 г. Было представлено три сценария развития этих регионов, которые условно были названы: "от инерции к стагнации", "падение в пропасть" и "новые возможности" (подробнее см.: Аналитический доклад. Сценарий развития Восточной Сибири и Дальнего Востока в контексте политической и экономической динамики Азиатско-Тихоокеанского региона. Москва - Иркутск, 2011, с. 33-38).

По сценарию "от инерции к стагнации" в случае развития мировой экономики без кризисов в ближайшее десятилетие развитие территории Дальнего Востока и Забайкалья будет продолжаться по инерции на ранее имеющейся технико-технологической базе. Будет происходить медленная переориентации на развивающиеся рынки АТР с преимущественным наращиванием экспорта сырьевых ресурсов при сохраняющемся низком уровне инновационного развития экономики региона. В этом случае в ближайшие 15-20 лет можно будет ожидать приростов валового регионального продукта (ВРП) не более 4-5% годовых. В рамках данного сценария будет продолжаться депопуляция региона, экономическая активность сосредоточена вокруг Транссиба, будут обостряться системные напряжения, что может привести к развитию сценария "падение в пропасть".

Сценарий "падение в пропасть" может быть реализован в случае наступления новой, более глубокой волны глобального экономического кризиса, который приведет к резкому падению цен на энергоносители и другие природные ресурсы. В этом случае объемы добычи сырья и их экспорта будут сокращаться. Большая часть инфраструктурных проектов не будет реализована. Все это создаст проблемы в части формирования и расходования бюджета для центральной и местной власти. В этом случае будут сняты ограничения на доступ иностранных инвесторов к освоению сырьевых ресурсов, будут разрабатываться наиболее эффективные месторождения на основе соглашения о разделе продукции (СРП). В результате будет проходить бессистемное освоение территории и развитие транспортной инфраструктуры с учетом интересов экспортеров.

Наиболее оптимистичным вариантом является сценарий "новые возможности", который предусматривает эффективное соединение ресурсного потенциала, масштаба и комплексности его освоения с потенциалом развития экономики АТР при выделении крупных сырьевых узлов и инновационных кластеров на территории Дальнего Востока. Однако реализация такого сценария потребует от правительства РФ реальных действий, стимулирующих экономический рост, в том числе прямое государственное финансирование, налоговые, амортизационные и таможенные льготы, стимулирующие приток квалифицированных кадров в регион. При этом освоение богатейшего ресурсного потенциала региона может произойти только в результате соединения инвестиционных возможностей бизнеса и государства на основе механизма государственно-частного партнерства. Государство осуществляет инвестиции в инфраструктуру, частный бизнес - в создание добавленной стоимости. При этом необходимо создать качественно новую институциональную структуру, стимулирующую бизнес на освоение ресурсного потенциала с минимальным экологическим ущербом. В рамках этого проекта необходимо создавать соответствующие ведомства и институты развития - институты по распоряжению бюджетными средствами для освоения Дальнего Востока, а также банки развития для финансирования инфраструктурных проектов и проектов государственно-частного партнерства.

Как показал анализ, проведенный в ИЭОПП СО РАН, в случае реализации сценария "Новые возможности" может быть достигнута оптимальная структура инвестиций по источникам финансирования и наиболее оптимально могут быть реализованы крупные инфраструктурные проекты в рамках государственно-частного партнерства, как показано в таблице.