Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Спиваковская - Профилактика детских неврозов.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
1.32 Mб
Скачать

§ 1. Очерк особенностей психического развития детей в преневротических состояниях (в сравнении с основными психологическими новообразованиями в норме)

Аффективно-эмоциональная сфера

Дошкольный возраст — это возраст, в котором чувства господствуют над всеми остальными сторо­нами жизни ребенка. Источником эмоциональных состояний ребенка являются главным образом отно­шения с родителями, а в старшем школьном возра­сте — и со сверстниками. Обычно ребенок находится в состоянии эмоционального комфорта (эмоциональ­но теплые, ровные отношения с родителями, постоян­ная поддержка).

У детей описываемой группы имеются серьезные нарушения аффективно-эмоциональной сферы. Кон­фликт состоит в следующем: с одной стороны это очень сильная потребность в любви, привязанности, с другой — невозможность успешно реализовать данную потребность. Внешне это выражается в повы­шенной аффективности, агрессивности, либо наобо­рот, ребенок становится замкнутым, подавленным. Часто такие дети легко возбудимы, импульсивны или — излишне боязливы. Как правило, для всех детей ха­рактерна повышенная тревожность, устойчивые пере­живания страха. Наличие противоположных эмоцио­нальных переживаний (с одной стороны, повышенная привязанность, с другой — непринятие себя) создает амбивалентное отношение к родителям и определяет противоречивость поведения.

Общение, сфера социальных отношений

К 5—6 годам у ребенка расширяется сфера ею социальных отношений, формируется стойкая потреб­ность общения со сверстниками. Старший дошколь­ник свободно общается с другими детьми. Ребенок-преневротик испытывает серьезные затруднения в контактах со своими сверстниками. В основе таких трудностей также лежат неразрешенные внутренние конфликты. Нельзя сказать, чтобы у данной группы детей не было потребности в контактах со своими сверстниками, но, по-видимому, она ограничивается боязнью потерпеть фиаско, оказаться несостоятель­ным. Поэтому такой ребенок либо сторонится других детей, либо вступает с ними в конфликты. Кроме то­го, барьер в общении препятствует формированию опыта в данной сфере, что вторично приводит к не­умению вступать в контакты с другими людьми. Стра­дает не только область отношений со сверстниками, но и взаимоотношения с взрослыми. Здесь наблю­дается либо полный отказ вступать в контакты, либо сильная привязанность к некоторым людям, чаще всего к одному из родителей, иногда к бабушке.

Морально-волевая сфера (произвольность поведения)

На основе изменения отношений со взрослым, а именно ослабления и изменения той тесной связи, которая характеризовала отношения «взрослый — ребенок» в раннем детстве, ребенок в норме начинает отдаляться от взрослого, стремиться действовать са­мостоятельно, пытается воспроизвести деятельность взрослого в игре. В результате происходит форми­рование произвольного поведения, усвоение образцов поведения, подчинение поступков образцам. Посте­пенно, следуя оценкам взрослого, ребенок начинает сам оценивать свое поведение.

У детей с наличием преневротических состояний из-за нерешенности проблем в области отношений с взрослыми надолго сохраняется сильная привя­занность к родителю, задерживается переход к само­стоятельности. Ребенок не торопится выходить из-под опеки взрослого. Отмечается сильная зависимость ребенка от взрослого, что мешает формированию произвольного поведения. А выбранный ребенком способ самоутверждения носит характер негативных реак­ций, аффективных вспышек, эгоцентризма или других неадекватных способов поведения.

Мотивационная сфера

В дошкольном возрасте происходит формирование мотивационной сферы ребенка. Важным новообразо­ванием в развитии личности дошкольника является соподчинение мотивов. Наряду с мотивами игры, познавательными мотивами, мотивами самоутверж­дения, сохранения положительных отношений с взрослыми и сверстниками все большую роль начи­нают играть нравственные мотивы (общественные). Постепенно они становятся наиболее важными в мотивационной сфере ребенка. Появляется желание сделать что-то полезное для других людей, возникает стремление к серьезной самостоятельной деятельно­сти, формируется готовность к обучению. У детей описываемой группы в психологическом развитии мы наблюдали определенные сдвиги в мотивационной сфере.

Соподчинение мотивов является менее стойким, характерно наличие множества противоречивых тен­денций, иерархия мотивов имеет отличное от нормы строение.

По-прежнему очень большую роль играют моти­вы, лежащие в сфере взаимоотношений с взрослы­ми, и прежде всего с родителями. Видимо, в этой области остается множество неразрешенных проблем. Повышенной значимостью обладает мотив самоут­верждения.

Самоосознание и самооценка

Одной из сторон развития мотивации является по­вышение осознанности мотивов. У старшего дошколь­ника уже формируется начальная самооценка, он начинает понимать, как относятся к нему другие лю­ди и чем вызвано то или иное отношение. Таким образом, старшие дошкольники достаточно верно осознают свои достоинства и недостатки. Для детей с преневрозами характерны нарушения и в этой сфере. Самооценка имеет конфликтное строение. С одной стороны, это высокий уровень притязаний, с другой — неверие в свои силы. Такой ребенок всячески избе­гает ситуаций, требующих проверки его реальных возможностей, уклоняется от соревновательных игр.

Психологическая защита

В целом дети с наличием невротического состоя­ния испытывают гораздо больше трудностей в соци­альной адаптации, чем здоровые дети. Они обнару­живают несостоятельность во многих трудных жиз­ненных ситуациях, компенсация таких детей неудач­на, они используют неадекватные способы защиты. Функцией психологической защиты является предо­хранение ребенка от травмирующих переживаний, с неизбежностью возникающих в ситуациях неуспеха, фрустрации и т. д. Защита может быть успешной и неуспешной. Обычно ребенок со здоровой, нормаль­ной психикой легко справляется с переживаниями, угрожающими его эмоциональному благополучию (например, оказавшись в ситуации неуспеха в ка­ком-либо виде деятельности, он успокаивает себя тем, что достиг высоких результатов в другой области). Самооценка остается адекватной. Ребенок-преневротик не может избавиться от ощущения тревоги и не­уверенности в себе, возникающих в трудных ситуа­циях. Его реакция носит неадекватный характер. Это либо уход без борьбы (но проблема остается во внут­реннем плане, причиняя немало страданий), либо — агрессия (которая также не помогает справиться с проблемой, а лишь порождает новые трудности).

Таким образом, у ребенка с наличием преневротического состояния психологическая защита не вы­полняет своей функции. Ослабление психологической защиты приводит к тому, что внешний конфликт пе­реходит во внутренний, оказывая негативное воздей­ствие на эмоциональное состояние ребенка.

Игра

Специальное изучение игровой деятельности детей в преневротических состояниях (дипломные работы Е. И. Баронской, 1981 и М. Б. Иедлинской, 1982) показало, что спонтанная самостоятельная игра и игра со сверстниками у детей данной группы имеют свои характерные особенности. Во-первых, дети предпочи­тают одиночную игру коллективной, не стремятся к коллективным действиям, не ищут партнеров по игре, а чаще всего активно избегают их. По своей струк­туре игра стереотипна, однообразна, в ней постоянно воспроизводится относительно небольшой репертуар сюжетов, в которых находят отражение конфликты и проблемы ребенка.

Содержание игры воспроизводит чаще всего от­ношения между ребенком и окружающими его людь­ми. Создается впечатление, что главным в игре ста­новится для ребенка не воспроизведение отношений между взрослыми, в которых дети неплохо ориенти­руются, не профессиональные отношения, складываю­щиеся в процессе деятельности взрослых, а эмоцио­нально насыщенные переживания ребенка о себе са­мом. Игра воспроизводит зафиксированный в созна­нии детей эмоционально насыщенный образ «Я». На­пример, такими были игры в «Наташу-хулиганку», «Какой я плохой», «Как я боюсь людей», «Пожар», «Плохой детский сад» и др.

В содержании игровых сюжетов большое место занимают переживаемые детьми конфликты с взрос­лыми и сверстниками, например, в «Маму—бабу-ягу», в «Злую воспитательницу», «Как я ушел от мамы» и др.

На основании наблюдений можно сделать вывод, что в отличие от игры у детей с гармоничным эмо­циональным развитием игра детей в преневротиче­ских состояниях приобретает не только особые сю­жеты, структуру и содержание, но и иные, чем в нор­ме, функции в психологическом развитии.

Если в норме игра ведет за собой развитие, обус­ловливает формирование психологических новообра­зований, то в игре эмоционально-дисгармоничной, невротической главное — это отражение травмирующих переживаний ребенка. Игра приобретает специфическую функцию неадекватной психологической защиты. Игра в силу присущих ей особенностей не только не способствует разрешению конфликта, но, Наоборот, как бы «уводит» ребенка от его адекват­ного разрешения путем сохранения иллюзорного внутреннего благополучия. Игра инкапсулирует конфликт не разрешает его, а лишь дает ребенку некоторое ощущение облегчения, позволяет достигнуть некоторого ослабления тревожности. Именно поэтому столь дисгармоничная игра приобретает черты стереотип­ности и постоянно воспроизводится ребенком. Игра утрачивает свою развивающую функцию, перестает определять собой развитие, еще больше усиливая ха­рактерную для ребенка фиксацию на своем «Я», на своих эмоциональных переживаниях.

Попытки вывести ребенка из этого стереотипного игрового круга встречают нередко значительное со­противление. Так, например, дети неохотно вступают в соревновательные игры со сверстниками, а если удается интересной и живой игрой вовлечь их в кол­лективную деятельность, они, как правило, занимают весьма эгоцентрическую позицию, всячески стараясь упростить задание для себя и усложнить его для партнеров по игре, часто предпочитают выполнять роли организаторов игры или судей, предельно стро­го относятся к выполнению правил другими детьми и чрезвычайно активно нарушают эти правила сами, стремясь получить желаемый успех.

Описанные выше нарушения в психическом раз­витии косвенным образом влияют и на развитие по­знавательной деятельности. Как показали данные па­топсихологического исследования, такие дети часто опережают своих сверстников в развитии умственных способностей. Однако неблагополучие в эмоциональ­ном развитии оказывает тормозящее действие и на развитие познавательных процессов, главным обра­зом в аспекте интеллектуальной активности, живости ориентировки, любознательности, отказа от умствен­ных усилий.

Таким образом, психическое развитие ребенка-преневротика носит конфликтный, противоречивый характер, что находит свое отражение во всех сферах его психической жизни.

На основании обобщения приведенных данных можно сделать вывод, что центральными фокусирую­щими сферами дисгармоний развития данной группы являются сфера самосознания и самооценки и сфера переживания ребенком своих отношений с родителя­ми. Именно эти сферы стали предметом специального экспериментального изучения, предпринятого в дипломных работах К. Лука (1985) и М. Кинбер (1984),