Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Спиваковская - Профилактика детских неврозов.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
1.32 Mб
Скачать

Глава IV

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО КОМПЛЕКСА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ РИСКА ПО НЕВРОЗАМ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

§ 1. Психологическая диагностика во время первых встреч

Установление контакта

На первых встречах с лицами, обратившимися в консультацию по поводу поведения детей, решается в основном задача отбора группы для дальнейшей коррекционной работы. Поскольку правильный от­бор — залог эффективной работы, психологу необ­ходимо соблюдать целый ряд правил. Прежде всего, необходимо с первой же встречи установить верный контакт с родителями.

Этот контакт необходим для того, чтобы родители активно включались в психодиагностическую работу, предшествующую психокоррекции, и, что очень важ­но, сформировали правильную установку на самосто­ятельную психологическую работу.

Существует точка зрения, что контакт и диагнос­тика на первой встрече дают психологу исчерпываю­щую информацию не только об индивидуальном об­лике обратившихся, но даже о внутренних причинах психологической трудности в семье и что материал первой встречи создает условия для точного форму­лирования коррекционной программы.

Мы далеки от такой позиции — наоборот, наш опыт показывает, что дальнейшая диагностика, а также сама коррекционная работа дают основания для все более углубленного понимания проблем семьи и только на этой основе можно строить и в процессе самой работы уточнять коррекционные программы. Вместе с тем нельзя не отметить, что контакт во время первых встреч, а также диагности­ка в самом начале работы необходимы, прежде всего, для разграничения «ситуативных» состояний и «хро­нически действующих» факторов, вызывающих трудности, как у детей, так и у родителей.

Независимо от индивидуальных особенностей обратившихся, Их пола, возраста, характера проблем психолог строит контакт на основе внимательного выслушивания, неторопливости, отказа от поспешных оценок, от дачи советов и при всемерной эмоцио­нальной поддержке. Здесь должна соблюдаться не­обходимая мера эмоциональной нейтральности и эмоциональной вовлеченности, которые содействуют максимально свободному, доверительному самораск­рытию человека. Вместе с тем пестрота и разнообра­зие поведения людей, обратившихся за психологичес­кой помощью, неоднозначность, а порой противоре­чивость мотивов обращения в консультацию застав­ляют психолога использовать разнообразные страте­гии в построении контакта в ходе первых встреч (речь идет о 3—4 встречах). Рассмотрим варианты стратегии поведения обратившихся и соответственно стратегии поведения психолога при установлении контакта на диагностическом этапе работы.

Требование совета по воспитанию ребенка

Обычно после довольно продолжительного расска­за о поведении ребенка, о трудностях, с которыми столкнулись родители, следует запрос: «Дайте совет, как поступать». В этом случае необходимо разъяс­нить, что подобные советы могут быть даны лишь после достаточно продолжительного изучения как ребенка, так и семейных отношений в целом. Поэтому необходимо на следующей встрече заняться изучени­ем ребенка, а также познакомиться с обоими роди­телями (если в консультацию обратился один из родителей). Следует объяснить, что такой предвари­тельный этап знакомства займет 3—4 встречи и что в дальнейшем вопрос о том, как и чем можно помочь, будет повторно обсужден. Если диагностика семьи приводит психолога к выводу, что с данной семьей может быть осуществлена комплексная психологиче­ская коррекция, необходимо дать родителям разъ­яснения о том, что совет в данном случае мало чем может помочь ребенку, и объяснить организацию и условия работы в процессе психокоррекции, предло­жив принять окончательное решение, после того когда Родители посетят специальное родительское собра­ние. Необходимо подчеркнуть, что при запросе «Дайте совет по воспитанию» особое значение имеет способность психолога к установлению контакта с ребенком в процессе диагностики. Когда в присут­ствии родителей ребенок, работая с психологом, оживлен, радостен, когда он просит, чтобы его обя­зательно привели повторно, — это становится наибо­лее убедительным аргументом для родителей в поль­зу участия в дальнейшей диагностической и психокоррекционной работе.

Требование включения в группу

Многие родители обращаются в консультацию, уже кое-что зная о формах и методах работы. Они подчеркивают готовность заниматься, демонстрируют свою осведомленность в психологических методах, свое уважение к психологам. Нередко родители строят свое поведение по типу своеобразного «психо­логического подкупа». Некоторые подчеркивают тя­жесть семейной проблемы, другие акцентируют идею о том, что «только Вы можете нам помочь», нередки и апелляции типа: «Вы справились с таким трудным ребенком наших знакомых, что, конечно же, не мо­жете не помочь нам».

И в этих случаях поведение психолога зависит от того, возможна и показана ли комплексная пси­хологическая коррекция. Если по тем или иным причинам данную семью не следует включать в ра­боту (невропатии или психические заболевания де­тей, психический статус родителей и проч.), следует предложить помощь в другом виде, разъяснив, что включение родителей и ребенка в группу не только не поможет, но и может оказаться вредным, вызвать ухудшение состояния.

Если же данной семье показана психокоррекционная работа, следует придерживаться иной стратегии, связанной с поведением родителей. Поведение такого «подкупающего» типа диктуется установкой полного перенесения ответственности на психолога или психо­логический метод. Опыт показывает, что именно с та­кими родителями психокоррекционная работа осо­бенно трудна. Поэтому основной формой поведения психолога в этих случаях следует считать постоянное подчеркивание ответственности самих обратившихся за эффективный результат психокоррекционной рабо­ты. Здесь вполне уместна стратегия, которая может быть описана формулой: «Докажите, что Вы действи­тельно сможете активно и самостоятельно работать над своими проблемами». Психологу необходимо быть твердым и последовательным в организацион­ных вопросах, четко следить за соблюдением времени встреч, фиксировать всевозможные нарушения дис­циплины (опоздания, перенос встреч, невыполнение инструкций и т. д.). Все инструкции, которые сооб­щаются родителям (например, необходимость зна­комства с другими членами семьи), подаются как проверка готовности к психокоррекционной работе.

Поиск психологической помощи

Наибольшее число родителей приходят в консуль­тацию, когда исчерпали собственные возможности. Они не всегда ориентированы в мотивах, которыми руководствовались при обращении в консультацию, они искренне озабочены состоянием ребенка и своей семейной жизнью. Напряженное ожидание встречи с психологом делает для них особенно трудным этот первый разговор. Он может начаться затяжным молчанием, неконтролируемыми двигательными зна­ками, напряженной посадкой в кресле, слезами бук­вально с первого же произнесенного слова, иногда попыткой снять эмоциональное напряжение, напри­мер, заявлением: «Сама не знаю, зачем я к Вам пришла, только время у людей отнимаю». Опыт по­казывает, что именно за таким поведением во время первой встречи скрывается истинная готовность к глубокой психологической работе. Приход в кон­сультацию определяется безуспешностью самостоя­тельной работы по осознанию сложившейся ситуа­ции, причин неблагополучия в развитии ребенка. Обращение за помощью — выход из заострившегося внутрисемейного кризиса. В первых встречах с таки­ми людьми необходимо в максимальной степени обеспечить психологически комфортную обстановку, строить свое поведение так, чтобы включение обра­тившегося или обратившихся за психологической помощью родителей (часто именно данная часть об­следуемых на первую же встречу приходят вместе) в диагностическую работу привело к некоторому снижению эмоционального напряжения. Здесь не­уместны поспешные подбадривания, успокоения, не следует спешить и с внушением чувства уверенности. Наиболее показано здесь последовательно добиваться расслабляющего и облегчающего эффекта. Это может быть с успехом достигнуто внимательным выслушиванием, эмоциональной поддержкой без слов, на уровне невербальных сигналов, искренним выражением готовности психолога разобраться в му­чающих людей вопросах и, если будет возможно, оказать необходимую помощь. Здесь можно с первой же встречи устанавливать принцип партнерства и равенства в работе, иногда бывает полезным сооб­щить о собственных трудностях, о том, что воспита­ние и семейная жизнь не такое простое дело и очень у многих людей возникают вполне оправданные и закономерные трудности. Обычно в работе с такими людьми удается добиться наибольшего эффекта, они с большой готовностью работают как на диагности­ческом, так и на психокоррекционном этапе.