Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
UMK_UP_Osob__2012spetsial.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
1.42 Mб
Скачать

Тема № 13. Экологические преступления План семинарского занятия

Время: 2 часа

Учебные вопросы, подлежащие обсуждению:

  1. История развития уголовного законодательства об экологических преступлениях. Общая характеристика действующего уголовного законодательства об экологических преступлениях.

  2. Нарушение правил экологической безопасности при осуществлении специальных видов деятельности (ст.ст.246, 247 УК РФ).

  3. Нарушение правил охраны неживой природы (ст.ст. 250, 251, 254, 260 УК РФ).

  4. Нарушение правил охраны живой природы (ст.ст. 256, 258). Отличие от преступлений против собственности (ст.158 УК РФ).

Методические указания

Цель занятий: углубление и закрепление теоретических положений и нормативного материала об экологических преступлениях.

Вопрос №1. История развития уголовного законодательства об экологических преступлениях. Понятие и виды экологических преступлений

В качестве объекта уголовно-правовой охраны экологические интересы сложились в России уже с XIX века. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных наибольшее внимание уделяло во­просам ответственности за посягательства на живую природу. Не­которая часть норм при этом содержалась в главе «О нарушениях постановлений для обеспечения народного продовольствия» и пре­дусматривала уголовно-правовые санкции за «безвременное и из­лишнее истребление служащим в пищу диких животных и рыбы».

Уголовное Уложение 1903 года пошло по пути значительного смещения акцентов в уголовно-правовой оценке социальной направ­ленности многих преступлений. Сконструи­ровав особую главу – «О нарушении постановлений, ограждаю­щих народное благосостояние», законодатель, с одной стороны, объ­единил в ней составы, ранее изложенные в разных разделах Осо­бенной части, а с другой – предусмотрел основания уголовной ответственности за ряд новых деяний.

В отличие от Уголовного Уложения, Уголовный кодекс 1922 го­да упоминал лишь о двух составах преступлений рассматриваемо­го вида. Первый, будучи указанным в главе "Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и пуб­личный порядок", выступал единым основанием привлечения к уголовной ответственности за неизвещение надлежащих властей о заразной болезни вне зависимости от того, кого она касалась: лю­дей или скота. Второй состав объединял деяния, ранее охватывае­мые большинством статей главы «О нарушении постановлений, ог­раждающих народное благосостояние»: "Нарушение законов и обя­зательных постановлений, установленных в интересах охраны ле­сов от хищнической эксплуатации и истребления, а равно ведение лесного хозяйства с нарушением установленного плана; охота и рыбная ловля в недозволенное время, в недозволенных местах и недозволенными способами и приемами; выборка камней, песку и пр. без разрешения надлежащих властей, а равно и разработка недр земли с нарушением установленных правил, – карается...". Полагая, что от такого рода нарушений страдают интересы не столь­ко общества, сколько государства, законодатель включил данное преступление в число посягательств против порядка управления.

Аналогично этот вопрос был решен в УК РСФСР 1926 года, однако нарушение правил охраны леса, производство различного рода за­прещенных водных добывающих промыслов, разработка недр, про­мысел котиков и морских бобров, а позднее (с 1928 г.) и незаконная охота стали рассматриваться самостоятельными составами престу­пления. Вместе с тем о наказуемости за неизвещение о заразной болезни он уже не упоминал.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 года устанавливал отдель­ные санкции за еще более широкий круг деяний против природы, но относил их уже к разным главам Особенной части.

В УК РФ 1996 года законодатель выделил экологические преступления в самостоятельную главу, тем самым подчеркнув, что они затрагивают не столько юридические (чье-либо право собственности) или экономические (народнохозяйственные) интересы, сколько естественные, объективно существующие условия жизнедеятельности отдельных лиц и всего общества. Однако не только это примечательно для нового Уголов­ного кодекса, но и то, что он закрепляет достаточно логичную внут­рисистемную классификацию посягательств на природу. Следуя общепринятому делению ее на неживую (вода, воздух, земля, ее недра, климат) и живую (растения, животные), законодатель выде­лил три основные группы экологически опасных преступлений:

  • Первая из них объединяет посягательства, нарушающие конкрет­ный вид правил: а) производства работ; б) обращения с микробио­логическими, другими биологическими агентами или токсинами; в) ветеринарии или борьбы с болезнями или вредителями расте­ний.

  • Вторую группу составили посягательства на так называемую неживую природу: загрязнение вод, атмосферы, морской среды, несоблюдение законодательства о континентальном шельфе, порча земли и нарушение правил охраны и использования недр.

  • К треть­ей группе отнесены преступления против живой природы (расти­тельного или животного мира): незаконная добыча водных живот­ных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, неза­конная охота, уничтожение критических мест обитании для орга­низмов, занесенных в Красную книгу, незаконная порубка деревь­ев и кустарников, уничтожение или повреждение лесов. К треть­ему виду преступлений приравнивается и такое деяние, как нару­шение режима особо охраняемых природных территорий и при­родных объектов.

Разумеется, как и всякая иная, эта классифика­ция не лишена некоторой условности (и, в частности, потому, что последний состав имеет в виду нарушение правил охраны не толь­ко живой, но и неживой природы). Однако ее можно считать в прин­ципе приемлемой.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]