Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история отечества_Лебедев_2009.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
04.11.2018
Размер:
888.32 Кб
Скачать

4. Социально-экономический и политический строй Российского государства во второй половине XV - начале XVI вв.

Образование единого государства привело к пересмотру ранга и статуса великого князя. В повседневность входит титулование московского князя «государем всея Руси» и «самодержцем». В официальных документах все служилые люди употребляют следующую форму-обращение к государю: «Се аз, холоп твой...». Государство воспринималось как вотчина великого князя, которой он управлял с помощью своих приближенных (двора). Поэтому сложившаяся система управления получила наименование дворцово-вотчинной. Функцию коллективного советчика при великом князе выполняла Боярская дума, состоявшая из самых родовитых княжеских слуг.

Положение при государевом дворе зависело от того, как давно и в каком статусе предки феодала перешли в разряд великокняжеских слуг. На первом месте стояли потомки удельных князей, за ними старомосковское боярство, издавна служившее дому Калиты. Важное место в выстраивании отношений внутри элиты начинает играть институт местничества.

Принадлежность к государеву двору открывала возможность приобщиться к кормлениям. Кормленщик получал доход в качестве наместника, волостеля. За выполнение судебных функций он получал т.н. «присуд», а административных «кормленичий доход». Выполнение административных функций требовало профессионализма. В то же время назначение на административные посты рассматривалось боярами и детьми боярскими как временное поощрение (главной оставалась военная служба). «Чёрную» работу стали выполнять профессиональные администраторы - дьяки (обычно выходцы из бедного дворянства, духовенства и купечества).

Большинство же вольных слуг, ранее состоявших при дворах независимых от Москвы князей, и вовсе не вошло в состав государева двора, став провинциальным дворянством. Земли им все чаще раздавали не в качестве вотчин, а как поместья. Поместье давалось по поводу службы, за службу и при условии службы.

Служба бояр и слуг вольных великому князю обеспечивалась землёй. Но земля, не обрабатываемая крестьянами, не имела для них никакой ценности. Привлечение крестьян приобретает общегосударственный характер. Судебник 1497 г. разрешает крестьянские переходы только в Юрьев день осенний - 26 ноября, за неделю до и неделю после. Это ограничение вовсе не новость для Руси. Просто были законодательно закреплены единые для всей страны сроки, удобные как для крестьян, так и для помещиков. Это ещё не закрепощение, в отличие от следующего столетия крестьяне XV в. не «бегут» от помещика, а «выходят». Не произошло и чрезмерного усиления податного гнёта, это ещё ждёт крестьян при Иване Грозном. По небесспорным подсчётам историков крестьянское хозяйство отдавало около 20-30% своего совокупного продукта в виде налогов и ренты.

Судебник 1497 г. унифицировал судебные и процессуальные нормы. Это была важная попытка организовать на Руси единое правовое пространство, но, по мнению современных историков, опередил время в том смысле, что потребность в общегосударственном законодательстве ещё не подкреплялась достигнутым уровнем централизации. На местах предпочитали опираться на обычное право и уставные грамоты.