Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
антикризисное управление.docx
Скачиваний:
39
Добавлен:
18.03.2016
Размер:
96.53 Кб
Скачать

Краснодарская нефть

Учредителем и одним из крупнейших акционеров нефтяной компании «Краснодарнефтегаз» изначально являлась государственная «Роснефть». Ей принадлежал 51% голосующих акций. В течение нескольких лет краснодарская компания не в полном объеме выплачивала дивиденды, привилегированные акции превратились в голосующие. В результате «Роснефть» осталась всего-навсего с 38% голосующих акций. После этого фактический контроль над «Краснодарнефтегазом» пере­шел к другим структурам. С этого момента и начинается история борь­бы за власть в краснодарской компании, добывающей в год около 1,2 млн. т нефти.

Период свободного плавания региональной компании продлился два года. Все это время «Роснефть» активно скупала акции «Красно-дарнефтегаза». Всего было приобретено около 13% акций региональ­ной компании. По некоторым оценкам, на эти цели было затрачено около 60 млн долларов. После долгой борьбы «Роснефти» все-таки удалось получить в свое распоряжение пять мест из девяти в совете директоров. Преимущество в один голос уже через полтора месяца фактически полностью позволило материнской компании взять «Краснодарнефтегаз» под контроль. Краснодарские нефтяники вернулись в холдинговую структуру «Роснефти».

Однако на этом борьба за «Краснодарнефтегаз» не закончилась. Около года оставшиеся в меньшинстве акционеры выступили с гром­кими заявлениями, что краснодарская компания управляется неэф­фективно, а методы ее управления незаконны.

Разные взгляды

До прихода в Краснодар менеджмента «Роснефти» компания име­ла репутацию динамично развивающегося предприятия. Налоги пла­тились, зарплаты росли, и к началу 2001 г. рабочие получали в сред­нем около 6 тыс. рублей в месяц — это по провинциальным меркам вполне достойная сумма. Заметно ускорились темпы проведения гео­лого-разведочных работ и бурения. Постоянно вводились в эксплуата­цию новые месторождения. Начал реализовываться новый план раз­вития, на котором вскоре пришлось поставить крест.

С приходом московских руководителей ситуация в компании, по мнению некоторых акционеров «Краснодарнефтегаза», резко ухудши­лась. Это отразилось как на ее финансовом положении, так и на раз­мере платежей в местный бюджет.

По одному из решений, принятых новым руководством, вся до­бытая в регионе нефть подлежала обязательной продаже НК «Рос­нефть». Причем, как утверждал бывший менеджмент, нефть продава­лась по заниженным ценам. К примеру, если в 2000 г. тонна нефти продавалась за 4192 рубля, в 2001 г. она «подешевела» почти вдвое — до 2298 рублей. Также «Роснефть» добилась права экспортировать всю добытую краснодарцами нефть. А, как известно, экспорт «черного» золота — самая доходная часть нефтяного бизнеса. Фактически основ­ные денежные средства компании стали концентрироваться не в Крас­нодаре, а в Москве.

Миноритарные акционеры сочли перевод финансовых и нефтя­ных потоков незаконным. По их мнению, контракт с «Роснефтью» относился к «сделкам с заинтересованностью» и его должны былиутверждать независимые члены совета директоров, а не один гендиректор. Кроме того, миноритарные акционеры считали, что им пола­галась доля в доходах «Краснодарнефтегаза», в противном случае «Роснефти» следовало бы выкупить у них акции по рыночной пене. По оценке самой «Роснефти», из расчета котировок акций «Краснодарнефтега­за» за последние полгода стоимость 45%-ного пакета, не принадлежа­щего москвичам, выросла примерно до 200 млн долларов. «Роснефть» не допускала возможности каких-либо компромиссов с прежним ме­неджментом. «Краснодарнефтегаз» встроен в единую централизованную схему и отныне будет работать только по ней», — говорили представи­тели московской компании.

Новый менеджмент тем временем приступил к реализации своего бизнес-плана, предполагавшего в короткие сроки увеличить добычу нефти в Краснодарском крае в 1,6 раза. (Правда, столь радужные пла­ны вызывали у экспертов скептические замечания. Независимых на­блюдателей несколько смущал тот факт, что в компании появилась тенденция сворачивания бурильных работ и, соответственно, умень­шения инвестиций.)

Кроме того, началась реструктуризация «Краснодарнефтегаза». По решению руководства «Роснефти» нефтедобывающие и транспортные активы постепенно переводились с баланса региональной компании на баланс материнской. Помимо этого «Роснефть» получила полный контроль над участком магистрального трубопровода и восемью наи­более перспективными добывающими скважинами. К слову сказать, все эти скважины были введены в эксплуатацию в период с августа 1997 г. по август 1999 г., когда компанией управляло неугодное «Роснефти» руководство.

Миноритарные акционеры «Краснодарнефтегаза» были абсолют­но не согласны с политикой менеджеров из «Роснефти», однако от­стоять свои права без государственной поддержки они были не в со­стоянии. Тем временем инвестиционная привлекательность региональ­ной компании начала снижаться, что негативно сказывалось на всех противоборствующих сторонах.