Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги2 / 398-1

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
25.02.2024
Размер:
8.47 Mб
Скачать

повысился уровень маскулинности (с 11,3 до 17,4 баллов, различия по критерию Уилкоксана статистически значимы на уровне 0,05); 2) изменился статус гендерной идентичности с невыраженной (диффузной) идентичности (15,9 балла) на выраженную активную идентичность (43,1 балла, p < 0,01,) 3) повысился уровень мотивации достижения и в отношении к своему «Я» (c 8,3 до 19,6 балла, p ≤ 0,01).

При этом не выявлено достоверных различий по шкалам «фемининность» (методика BSRI), «чувство гражданского долга», «жизненная установка» и «способность к психологической близости с другим человеком» (методика ТОЛЗ).

Таким образом, гипотеза исследования о том, что участие в групповых занятиях, направленных на развитие мужской идентичности, повышает уровень маскулинности, приближает статус гендерной идентичности к оптимальному и повышает показатели личностной зрелости, подтверждена частично.

Заключение. Специализированные мужские союзы могут явиться мощным средством развития маскулинности в современном обществе. Потребность в закрытом для женщин пространстве общения с себе подобными у мужчин по-прежнему велика, мужское товарищество и дружба остаются предметами культа и ностальгии. Подобная тенденция к обособлению в спорте, музыке и даже в формах проведения досуга не может не накладывать отпечаток на психологию и идеологию современной маскулинности.

Литература

1.Карпов Ю.Ю. Джигит и волк. Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. М., 1996.

2.Клименко Н.С. Гендерная сегрегация и мужские союзы как важные элементы формирования маскулинного самосознания (социально-педагогический аспект) // Вестник КрасГАУ.

2012. №2.

3.Тест-опросник личностной зрелости URL: https://psytests.org/ident/tolz.html.

4.Тихомандрицкая О.А., Мельникова О.Т. Исследование проблемы кризиса маскулинности в гендерной картине мира современной молодежи методом фокус-группы // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3.

310

5.Шнейдер Л.Б. Психология идентичности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М., 2019.

Рациональная и иррациональная потребительская мотивация в области цифровых валют

Зарецкий П.С., Фокина М.В.

ОЧУВО «Московский инновационный университет», Москва, Россия zaretskiy.p.s@gmail.com, maria_fokina@mail.ru

Цифровые валюты набирают популярность, что обеспечивает исследовательский интерес к потребительскому поведению в этой области. В настоящее время отмечается перевес доли экономических исследований криптовалют по сравнению с психологическими [5; 6]. Мы представляем результаты исследования факторов, связанных с потреблением цифровых валют.

Психологическое изучение потребления цифровых валют закономерно ново. Известность приобрела работа Di Wang и коллег о связи субъективной привлекательности криптовалют с выраженностью черт неклинического садизма и «темной триады» [1; 3; 9]. С точки зрения вклада иррациональной мотивации в потребление криптовалют интересно исследование F. Steinmetz, в котором показано структурное сходство азартных игр и спекуляций на рынке цифровых валют [12].

В отечественных исследованиях для описания психологических факторов потребления криптовалют привлекают понятия когнитивных искажений типа боязни потери и ощущения владения ценным объектом. Показано, что отношение к цифровым валютам связано с надеждами на быстрое обогащение, но и со страхами и предубеждениями. Наличие опыта финансовых операций ослабляет опасения и содействует признанию перспективности цифровых валют. Описан характерный для некоторой категории потребителей криптовалют «иррациональный оптимизм» – иррациональная уверенность в быстром обогащении [2; 4; 7].

311

Мы исследовали мотивы потребительского поведения в области криптовалют. Выборку исследования составили 107 участников Telegram-канала «Cryptus Media», из них 22 женщины (21%) и 85 мужчин (79%), возраст от 16 до 32 лет. Исследование проводилось методом анонимного полуструктурированного интервью.

Социально-демографический анализ выборки покупателей цифровых валют открывает неочевидные обстоятельства, связанные с приобретением криптовалют. Преимущественно, покупатель цифровых валют – мужчина 25-28 лет, не женатый, с высшим образованием, чаще в IT-сфере или в экономике, в 31% случаев проживающий заграницей. Эти данные согласуются с результатами зарубежных исследований в том, что криптовалюты входят в топ-5 в портфеле финансовых инвестиционных инструментов мужчин [11; 13], чаще – молодых, имеющих высшее образование, в том числе – безработных [8].

Выявлены рациональные и иррациональные мотивы потребления криптовалют. Рациональная модель покупки цифровых валют связана с логически обоснованной оценкой риска, соразмерностью материальных вложений потенциальной выгоде, опорой на критическое мышление. Рациональные мотивы основываются на оценке покупки как полезной, безопасной, прибыльной, соответствующей осознанным экономическим потребностям. Наши результаты согласуются с данными других исследователей в том, что отношение, осведомленность и предполагаемая возможность контроля, оценка риска и воспринимаемая ценность на рациональном уровне определяют потребительское поведение в области цифровых валют [10].

Иррациональная модель покупки цифровых валют связана с преимущественным влиянием сторонних по отношению к покупке потребностей; эмоций, социальной обстановки, маркетинговых факторов – при незначительном вовлечении критического мышления, рефлексии собственного потребительского поведения и логических с точки зрения выгоды обоснований. К числу иррациональных мотивов относятся направленные на попытку улучшения образа «Я» за счет демонстрации собственного превосходства, отличия или сходства с большинством. Психологической подоплекой этих мотивов, вероятно, выступают фрустированные или неполноценно реализуемые

312

личностные потребности: в личной идентичности; в смягчении комплексов неполноценности; в стремлении к установлению эмоциональных контактов, «имитации» близости с неким авторитетным лицом.

Литература

1.Ванг Д. Исследование связывает черты личности «темной триады» с покупкой криптовалют // URL: https://earth- chronicles.ru/news/2022-04-12- 161113?ysclid=lfclrl5hx1558420334

2.Гагарина М.А., Власенкова Е.А. Какие личностные черты определяют готовность россиян инвестировать в криптовалюты? // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2018. №5 (35).

3.Дериш Ф.В. Симптомокомплекс «темная триада» во взаимосвязи с базовыми чертами личности // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. 2015. №1.

4.Дробышева Т.В., Гагарина М.А., Нестик Т.А. Отношение к криптовалютам у молодежи с разным опытом финансового поведения // Вестник МГОУ. 2021. №1.

5.Коптюбенко Д.Б. Квазиденьги: становление, особенности функционирования и перспективы развития: Автореф. дис…. канд. экон. наук. Москва, 2007.

6.Красильников О.Ю. Преимущества и недостатки развития криптовалют // Изв. Сарат. ун-та. 2018. № 3.

7.Патоша О.И. Мотивация поведения потребителей на рынке товаров бытового потребления: Автореф. дис…. канд. психол. наук. М., 2008.

8.Henry Ch. S., Huynh K.P., Nicholls Gr. Bitcoin Awareness and Usage in Canada // Bank of Canada Staff Working Paper 2017-56. December 2017.

9.Martin B.A.S., P. Chrysochoub, C. Strong, Di Wang, Jun Yao Dark. Personalities and Bitcoin: The influence of the Dark Tetrad on cryptocurrency attitude and buying intention // Personality and Individual Differences. Volume 188, April 2022.

313

10.Ramachandran T., Stella M. Behavioural Intention Towards Cryptocurrency Adoption Among Students: A Fintech Innovation // Journal of Positive School Psychology. 2022, Vol. 6, No. 6, 5046-5053.

11.Senkardes G.G., Akadur O. A research on the factors affecting cryptocurrency investments within the gender context // Journal of business economics and Finance. Vol. 10. Issue 4-2021.

12.Steinmetz F. The Interrelations of Cryptocurrency and Gambling: Results from a Representative Survey. // BRL Working Paper Series No. 25.

13.Sukumaran Sh., Thai Siew Bee, Wasiuzzaman Sh. Cryptocurrency as an Investment: The Malaysian Context. // Risks 2022. № 10 (86).

Связь общечеловеческой идентичности и межэтнического восприятия

Зикеева А.А., Гриценко В.В.

ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия anzzero11@gmail.com, gritsenko2006@yandex.ru

В настоящее время перед психологами стоит острый вопрос необходимости поиска методов изучения и предотвращения разрастающихся по всему миру межнациональных и межэтнических конфликтов. Т. Пейн говорил: «Мир – моя страна, а все человечество – мои братья» [4, с.141]. В последние десятилетия заинтересованные в данном убеждении исследователи все больше углубляются в значение феномена общечеловеческой идентичности и его влиянии на межличностные и межгрупповые отношения. В исследованиях западных ученых общечеловеческая идентичность рассматривается как определение человеком себя как части всего человечества, которое воспринимается им как единая группа, как «одна большая семья». Общечеловеческая идентичность, как правило, сопровождается чувством беспокойства и желанием заботиться о других, стремлением к справедливости, диспозиционной эмпатией и открытостью к новому опыту. При этом общечеловеческая идентичность не исключает и не

314

противоречит наличию национальной или этнической идентичности. По мнению ученых, занимающихся исследованиями на данную тему, развитие общечеловеческой идентичности может являться ключом к предотвращению и уменьшению межгрупповых конфликтов [4].

Цель данной статьи состоит в описании некоторых результатов нашего исследования, направленного на углубленное изучении связи общечеловеческой идентичности и важных аспектов межгрупповых отношений, таких как восприятие экономической угрозы, восприятие физической угрозы, уровень социальной дистанции, воспринимаемые проблемы в адаптации и восприятие культурных различий по отношению к аутгруппе.

Используя методику «Шкала идентификации с человечеством» С. Макфарленда (российская адаптация опросника – Т.А. Нестик) [2; 3, с. 329] на выборке россиян от 19 до 62 лет, идентифицирующих себя как «русские», мы измерили три параметра у респондентов: общий уровень выраженности общечеловеческой идентичности, когнитивный аспект идентичности в рамках общечеловеческой идентичности и эмоциональная вовлеченность (готовность помогать жителям планеты).

На той же выборке, используя методику «Опросник для измерения предрассудков к мигрантам» (российская адаптация опросника – О.А. Гулевич, И.Р. Сариева, И.В. Прусова), мы измерили у респондентов уровень восприятия экономической угрозы, восприятие физической угрозы, социальную дистанцию, воспринимаемые проблемы в адаптации и восприятие культурных различий по отношению к мигрантам из Центральной Азии [1, с.325]. Также респондентам было предложено ответить на вопрос о наличии опыта взаимодействия с представителями других национальностей в формате «нет никакого опыта», «есть небольшой опыт», «есть большой опыт».

В результате исследования мы выяснили, что наиболее высокий уровень по всем трем параметрам общечеловеческой идентичности наблюдался у респондентов, входящих в возрастную группу старше 55 лет. Наименее выраженный уровень общечеловеческой идентичности и глобальной вовлеченности наблюдался у респондентов из группы

18-23 лет.

Для выявления уровня связи общечеловеческой идентичности и перечисленных аспектов межэтнического восприятия, мы провели

315

корреляционный анализ (вычислялся коэффициент корреляции Спирмена). В результате анализа мы обнаружили, что общечеловеческая идентичность связана с 2 аспектами: отрицательная связь с социальной дистанцией (r = -0,273, p < 0,007) и отрицательная связь с восприятием культурных различий (r = -0,243, p < 0,014). Несмотря на то, что связи достаточно слабые, они являются статистически значимыми. Таким образом, можно сказать, что, чем сильнее у индивида выражена общечеловеческая идентичность, тем меньше он ощущает отчуждение по отношению к другим этническим группам и тем менее заметны для него культурные различия. Тем не менее, на данном этапе исследования, мы не можем утверждать, что в этой связке именно общечеловеческая идентификация выступает одной из причин уменьшения социальной дистанции и восприятия культурных различий, а не наоборот.

Стоит заметить, что не выявилось статистически значимой связи между наличием опыта взаимодействия с представителями других национальностей и общечеловеческой идентичностью. Это опровергает предположение о том, что высокие показатели общечеловеческой идентичности свидетельствует о наличии обширного опыта взаимодействия с представителями других национальностей.

Литература

1.Гулевич О.А. Психология межгрупповых отношений. М., 2019.

2.Нестик Т.А. Глобальная идентичность как социально-

психологический феномен: теоретико-эмпирическое исследование, М., 2017.

3.Нестик Т.А., Журавлев А.Л. Психология глобальных рисков,

М., 2018.

4.McFarland S., Hackett J., Hamer K., Katzarska-Miller I., Malsch A., Reese G., Reysen S. Global Human Identification and Citizenship: A Review of Psychological Studies., 2019.

316

Личностные ресурсы как фактор замедления биопсихологического возраста у мужчин и женщин во втором периоде зрелости в Кавказском регионе России.

Зимина А.А.

ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия ziminaaa5@gmail.com

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 19-18-00058.

Вместо с прогрессом, условия современного мира создают большое количество факторов, негативным образом сказывающихся на здоровье человека и его продолжительности жизни. Высокий ритм, непрерывные нагрузки, нарастающий уровень стресса, интенсивность труда, ухудшение таких сфер, как социальная, финансовая и экологическая, постоянные перемены (например, пандемия, самоизоляция или недавняя пенсионная реформа и др.) негативным образом влияют на здоровье человека. В связи с этим продиктована актуальность проблематики сохранения трудоспособного периода и увеличения продолжительности жизни человека. Данная проблематика достаточно активно исследуется учеными, возникают новые технологии работы со здоровьем, принимаются меры для улучшения здоровья населения и увеличения продолжительности жизни [2; 4; 6].

Современные авторы в своих исследованиях выявили взаимосвязи между индивидуально-личностными характеристиками человека, с его биологическим, психологическим возрастами и индексами биологического и психологического старений [1; 3; 5; 7; 9]. Наиболее распространенными, влияющими на здоровье человека и его продолжительность жизни, являются исследования, связанные с изучением образа жизни, наличия/отсутствия вредных привычек, уровня образования, семейного и социального статуса, когнитивного развития, интеллекта, общительности/замкнутости, агрессивности/доброты, оптимизма/пессимизма, наличием различных хобби т. п.) [8; 10; 11]. Наряду с этим, изучение индивидуальноличностных ресурсов, влияющих на замедление старения и

317

способствующих увеличению продолжительности жизни особенно актуально и важно.

Цель исследования: изучение взаимосвязей биологического и психологического возрастов с индивидуально-личностными ресурсами у мужчин и женщин во втором периоде зрелости в Кавказском регионе России.

Испытуемые – 145 человек: 103 женщины в возрасте от 36 до 55 лет и 42 мужчины в возрасте от 36 до 60 лет, представители Кавказского региона России.

Использовались следующие методические средства.

1.Метод самооценки психологического возраста по К.А. Абульхановой и Т.Н. Березиной (ПВ).

2.Анкета жизненного пути, включающая в себя индивидуальные и типологические особенности человека: пол, возраст, профессия, тип телосложения, эмоциональность, функциональная асимметрия, стиль взаимоотношений с миром, место жительства.

3.Методика В.П. Войтенко «Определение биологического возраста», включающая в формулу опросник «(СОЗ) Определение самооценки здоровья» для расчета биологического возраста (БВ).

4.Индекс старения (БВ-ДБВ), включая формулу определения Должного биологического возраст (ДБВ)

5.Индекс относительного психологического старения (ПВ-КВ)

6.Опросник «Ресурсные области».

7.Методы описательной статистики.

8.Методы математической статистики (IBM SPSS Statistics 26). Результаты. У респондентов были изучены индивидуально-

личностные характеристики, биологический и психологический возраст, рассчитаны должный биологический возраст, индекс старения и индекс относительного психологического старения. Следующим этапом был проведен корреляционный анализ для выявления взаимосвязей биологического и психологического возрастов с индивидуально-личностными ресурсами.

Были получены следующие результаты.

Дамы во втором периоде зрелого возраста, уделяющие внимание творческим (в области искусства), интеллектуальным занятиям (в области науки и техники) и увлекающиеся спортом (p p 0,01) биологически моложе сверстниц (p 0,05). Также, занятия спортом,

318

интеллектуальные (p 0,05) и творческие занятия (p 0,01) понижают индекс старения. Целеустремленность, активность, достижения снижают психологический возраст, а духовные практики

изанятие самосовершенствованием повышают его (p 0,05). Доброта

изабота повышают индекс относительного психологического старения (p 0,05).

Мужчины второго периода зрелого возраста, интеллектуалы, оптимисты (p 0,05), целеустремленные, активные, обладающие такими качествами, как точность, порядок, организация; добрые, заботливые, увлекающиеся спортом (p 0,01), биологически моложе сверстников. Спорт способствует снижению индекса старения (p 0,01), а у тех, кого он выше, чаще преобладает желание побыть на природе (p 0,05). Психологический возраст ниже у целеустремленных, активных, добрых, заботливых мужчин, часто проводящих время на природе, увлекающихся духовными практиками, занятиями самосовершенствованием (p 0,05) и спортом (p 0,01). Индекс относительного психологического старения ниже у мужчин, увлекающихся спортом (p 0,05).

Выводы.

1.В Кавказском регионе России личностные ресурсы являются фактором замедления биологического возраста у мужчин и женщин во втором периоде зрелого возраста.

2.На биопсихологический возраст мужчин личностные ресурсы оказывают положительное влияние, также как на индекс биопсихологического старения. То есть постоянное увлечение, какимлибо хобби у мужчин способствует замедлению старения. А ресурсом, замедляющим биопсихологическое старение у мужчин второго периода зрелого возраста, выступает спорт.

3.У женщин во втором периоде зрелого возраста на индекс биологического старения влияют творческие занятия (в области искусства), то есть можно говорить о том, что у женщин творческие занятия выступают фактором замедления биологического старения.

Автор выражает благодарность:

за поддержку руководителю проекта Т.Н. Березиной;

за помощь в организации исследования Л.Г. Олисаевой, С.А. Зиминой, А.В. Зимину.

319

Соседние файлы в папке книги2