Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги2 / 398-1

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
25.02.2024
Размер:
8.47 Mб
Скачать

показывает, что «парадоксы» доверия существуют и должны быть исследованы.

Литература

1.Межличностное доверие / ФОМ [Электронный ресурс]. URL: https://fom.ru/TSennosti/14215 (дата обращения 20.03.2023)

2.Burton L.M., Cherlin A., Winn D.-M., Estacion A. and HolderTaylor C. The Role of Trust in Low-Income Mothers' Intimate Unions// Journal of Marriage and Family. Vol.71.2009. Р.11071124.

3.Kleinert T., Schiller B., Fischbacher U., et al. The Trust Game for Couples (TGC): A new standardized paradigm to assess trust in romantic relationships. PLoS ONE. 2020;15(3):1-17.

4.Yamagishi T., Yamagishi M. Trust and commitment in the United States and Japan// Motivation and Emotion. Vol. 18. 1994. Р.129– 166.

Магические практики и толерантность к неопределенности в психологической работе: экспериментальное исследование

Дунская Е.Ю., Кузнецов И.М.

ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия munarez@gmail.com, ingvar31@yandex.ru

В ситуации труднопрогнозируемого будущего тревога и страхи значительно возрастают, вместе с укреплением религиозности и суеверности [1; 2]. Обращение к магическим практикам во время сильнейших социальных потрясений и нестабильности общества в экономической, политической и социальной сферах остается одним из механизмов саморегуляции, который заставляет искать различные способы, чтобы как-то повлиять на свою жизнь, поверить в себя и завтрашний день.

Под магическими ритуалами и практиками понимаются обряды и действия, связанные с верой в возможность повлиять с помощью

280

воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность.

С декабря 2022 по февраль 2023 года взаимосвязь магических практик с уровнем тревоги и толерантности к неопределённости исследовалась в контексте копинговой функции магических ритуалов внутри формирующего эксперимента. Эффективность магических практик исследовалась ранее лишь в общих чертах в рамках представлений о религиозном копинге. Несмотря на то, что функции совладающего поведения магических и религиозных практик сопоставимы внутри концепции религиозного синкретизма [3], функционал магических ритуалов имеет отличительную черту – предположительную автоматическую мгновенную эффективность, и более выраженную психологическую реакцию, в сравнении с практиками религиозными.

Проведенный эксперимент ставил целью подтвердить гипотезу о существовании прямого эффекта магических ритуалов на повышение уровня толерантности к неопределенности и уменьшение уровня тревоги, ранее экспериментально не исследовавшийся.

Всего в эксперименте приняло участие 44 человека, женщины в возрасте от 30 до 50 лет. 73% из них имели детей, у 78% было высшее образование. 45% респондентов сказали, что никогда не занимались магическими практиками, однако 92% отметили, что имели с магическими ритуалами дело, когда узнали, что может попадать под это определение. Эксперимент проходил онлайн на платформе для общения Telegramm.

Исследование проводилось методом многофакторного дизайна 2х2 с повторными измерениями. Зависимыми переменными стали тревога и толерантность к неопределённости, а независимой – магические практики, которым испытуемые обучались и которые они осуществляли в течение трёх месяцев. Уровень тревоги у испытуемых измерялся по шкале тревоги Бека, BAI (1988), адаптация Тарабрина

(2001). Уровень толерантности к неопределенности измерялся по шкале толерантности к неопределённости МакЛейна, MSTAT-I (1993), адаптация Луковицкой (1998), Осина (2004).

Испытуемые в первую группу были набраны через объявление в соцсетях – предложение улучшить качество своей жизни, обрести внутренние опоры и улучшить психологическое состояние. На

281

начальном этапе испытуемые были поделены на две группы по 22 человека. Всем участникам было предложено пройти шкалирование по уровню тревоги и уровню толерантности к неопределенности. Затем экспериментальная группа была приглашена в закрытый канал на платформе для общения Telegramm и начала прохождение тренинга, который длился три месяца и состоял из трёх этапов по три дня каждый. Обязательными условиями участия было внимание к каналу марафона, внимательное чтение всех заданий и посильное их выполнение, а затем обсуждение результатов в общем чате и стандартизированный самоотчет. По отношению к контрольной группе никакое воздействие не применялось. После прохождения последнего этапа в контрольной и экспериментальной группах были проведены повторные замеры уровня тревоги и уровня толерантности к неопределённости.

Эксперимент конструировался по принципу отмечания важных точек годового сезонного цикла [4]. Участники эксперимента были ознакомлены с концепциями «колесо года» и «шаманское колесо четырёх направлений». Магические практики распределялись по трём точкам таким образом:

На первой точке (Самайн/Хэллоуин/День мертвых/Осенние деды, с 31 октября по 2 ноября) производились ритуалы завершения, отпускания, поиска тотемного животного, поминовения предков и получения силы от предыдущих поколений.

На второй точке (Йоль/Зимнее Солнцестояние/Коляда, 20-23 декабря) – ритуалы загадывания желаний, встречи нового Солнца, колядование, сожжение йольского полена, прохождение лабиринта и «шаманское путешествие за дарами».

На третьей точке (Имболк/Праздник свечей/Сретение 1-3 февраля)

– магические ритуалы начинания, очищения, ухода за собой, ритуальное плетение амулета «Крест Бригитты», практика магической посадки семян и раскладывание карт таро.

Проверка гипотез была осуществлена с помощью непараметрического статистического критерия Уилкоксона. Экспериментально были продемонстрированы статистически значимые различия в уровне тревоги и уровне толерантности к неопределенности в группе, осуществляющей магические практики: был обнаружен прямой эффект использования магических практик на

282

уровень толерантности к неопределённости и уровень тревоги. После занятий магическими практиками выраженность тревоги (22.2) у испытуемых стала ниже (14.5), а толерантность к неопределенности (86.1) выше (96.6). Тогда как в контрольной группе первоначальный уровень тревоги (15) в течение того же контрольного периода остался практически неизменным (14.8), а уровень толерантности к неопределенности (97.1) даже снизился (92.2).

Результаты исследования соответствуют предположениям о копинг-функции магических практик и выступают ее первым экспериментальным подтверждением. Уровень тревоги и толерантности к неопределенности при этом изменяются независимо друг от друга.

Литература

1.Влияние пандемии на российское общество в разрезе данных ВЦИОМ [Электронный ресурс]: ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2020/2020-08- 20_Vlijanie_pandemii.pdf (дата обращения: 09.04.2023).

2.Религиозность в период пандемии [Электронный ресурс]: Настоящий материал (информация) произведен и распространен иностранным агентом АНО «Левада-Центр» либо касается деятельности иностранного агента АНО «Левада-Центр. URL: https://www.levada.ru/2021/04/14/religioznost-v-period-pandemii/

3.Попов А.В. Специфика магии как формы религиозного сознания. Тамбов, 2016.

4.Mosher J. The Healing Circle: Myth, Ritual and Therapy, 1987.

283

Формирование детского коллектива как профилактика школьной травли

Душина И.А.

МБОУ СОШ №2, Великие Луки, Россия

Dushina-Irina@yandex.ru

Травля в коллективе встречается достаточно часто, и в детском, и во взрослом. Есть участники: «Жертва», «Преследователи», «Свидетели». Есть закономерности в этом процессе. В детском коллективе этот процесс сопровождается значимым взрослым – педагогом. Его поведение обусловливает субъективное ощущение безопасности ребенка в классе; учитель — это фигура, способная остановить или поддержать насилие.

Вцелом вырисовываются три основных подхода к работе с травлей.

Первый: внимание сосредоточено на индивидуальных особенностях участников ситуаций травли, внутриличностных предпосылках, которые способствуют тому, что ребенок оказывается в них жертвой или агрессором.

Второй: рассматриваются риски на протяжении жизненного пути и подчеркивается существование периодов эмоционального развития в связи с жизненными событиями, при переживании которых повышается уязвимость ребенка и возрастает риск освоения им роли агрессора или жертвы в ситуациях травли.

Третий: рассматривает роль среды, микроклимата группы и системных процессов в сообществе.

Мы остановимся на последнем, предположив, что хорошо сформированный коллектив не поддержит травлю [1].

У жертвы и агрессора есть, как правило, некие личностные особенности, которые и формируют их поведение. С ними можно поработать психологу, попробовать откорректировать. Но это работа с отдельными личностями. Травля – это проблема коллектива. Травля существует в коллективе. Поэтому и решать ее надо в коллективе.

Вшколе ответственность за это непосредственно ложится на педагога, на классного руководителя. Он негласный лидер в классе.

284

Он организатор коллектива. Он может и спровоцировать травлю в классе, и ее предотвратить.

Какова роль психолога? Психолог может провести диагностику детского коллектива. Психолог может подсказать классным руководителям приемы и способы работы с коллективом. Педагогпсихолог должен находиться в постоянном контакте с педагогами. Это позволит минимизировать риски, уменшитт энергоемкость труда педагога. Это и есть профилактика конфликтных ситуаций в коллективе, профилактика травли.

Работа с коллективом, с классом по профилактике травли представляет собой не одноразовую акцию, не некую программу. Это многолетняя целенаправленная осознанная деятельность по формированию коллектива. И здесь уместно вспомнить педагогические теории. Эта идея легла в основу психологопедагогического семинара, целью которого стало напомнить известные всем стадии развития коллектива по Лутошкину А.Н. и наполнить приёмами и упражнениями.

Как проводился это семинар? На начальном этапе обязательно введение понятий «травля», «Жертва», «Преследователи», «Свидетели». Озвучиваются подходы к работе с травлей. Понятие школьной травли хорошо закрепляется при помощи метафорической игры. Используем сказку Андерсена «Гадкий утенок».

На первом этапе вспоминаем сказку, вернее тот ее фрагмент, когда Гадкого утенка приводят на птичий двор. Далее педагогов делят любым способом на группы: «Мама-утка», «Гадкий утенок», «Птичий двор», «Старая утка». После этого группам даются вопросы:

Группа «Гадкий утенок»: Что нужно сделать, чтобы не чувствовать себя отвергнутым?

Группа «Мама-утка»: Чем помочь Гадкому утенку?

Группа «Птичий двор»: При каких условиях мы не будем отвергать Гадкого утенка?

Группа «Старая Утка»: Что должен сделать Гадкий утенок, чтобы мне понравиться?

Дается время на подготовку, потом общий обмен мнениями, обсуждение [3].

Следующий этап – работа с понятием «коллектив» [7] и со стадиями развития, предложенными Лутошкиным А.Н. [2].

285

Стадия первая – «Песчаная россыпь». Речь идет о людях,

которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. На этом этапе уместны игры на вторичное знакомство. Суть этих игр: узнать чуть больше друг о друге. Когда это стоит проводить? Во вновь сформированном коллективе, когда дети знают друг друга поверхностно. Во время проведения семинара педагогам предлагается работать в рабочих листах и с раздаточным материалом. На этом этапе – игры на знакомство с описанием. Нужно выбрать несколько игр [6]. После этого одна из игр (например, «Интервью) проводится в группе.

Следующая стадия – «Мягкая глина». Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет педагог, наставник, поэтому важна организация. Педагог играет роли советника и генератора идей. На этом этапе проводится «большое общее дело» или большая игра под руководством классного руководителя. Педагогам предлагается познакомится с большими психологическими играми и оценить возможность их использования. А потом предлагается игра «Следопыт».

Третья стадия «Мерцающий маяк». На ней взаимодействие более активное. Появляется желание совместной деятельности, возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры. Педагог сопровождает, консультирует. Дети ситуативно способны на крупное дело. Основные проблемы: выделение лидеров, возможные конфликты внутри группы. Педагогам предлагают познакомьтесь с играми на выявление лидера [4]. А потом сыграть в несколько из них. Например, «Шаг вперед», «Скульптура».

Стадия «Алый парус». Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение коллектива. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Начинают развиваться и обостряются в следующей стадии такие социальнопсихологические феномены как внутригрупповой фаворитизм и внегрупповая враждебность. На этом этапе работы с коллективом важно отследить взаимодействие в группе. Выявить лидеров, особенно скрытых. Для достижения своих целей (объединения под

286

своим началом) лидер может провоцировать конфликты с другой группой. Основные проблемы: враждебность по отношению к другим. Нужно научиться правильно оценивать себя, возможности своей группы в сравнении с другими. Как практическую работу используем социометрию коллектива и драматерапию. Последняя поможет проработать роли лидеров и отверженных. Задача педагога, организатора дать роли так, чтобы лидер выполнял роль отверженного, отверженный – роль лидера. В рамках семинара используется сказка «Золушка» [5].

Последняя стадия – «Горящий факел». Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты педагогу. Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой. Закрепление успеха проходит через творческие задания, работой над общими проектами. Педагогам предлагается следующее задние: назвать не менее 5 дел для группы. Потом выбрать одно и заполнить предложенную технологическую карту внеклассного занятия.

Завершающий этап – это анализ своего класса как коллектива: какие этапы развития коллектива ваш прошел. Отметить, что было интересного за это время. И обязательно обменяться мнениями.

Литература

1.Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2013. Т. 10. № 3. С. 149–159.

2.Лутошкин А.Н. Как вести за собой: старшеклассникам об основах орг. Работы Б.З. Вульфов. 3-е изд. М.: Просвещение,

1986. С. 88-100.

3.Метафорическая деловая игра / под ред. Ж.В. Завьяловой. Речь, Санкт-Петербург, 2010.

4.Методичка игр:

https://koster.nnov.eduru.ru/media/2019/08/18/1263622086/Metod ichka_igr.pdf

5. Перро Ш. Золушка: https://mnogo- skazok.ru/avtorskie/zarubejnie-skazochniki/sharl-perro/zolushka

287

6.Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под общ. ред. М.Р. Битяновой. СПб.: Питер,

2008.

7.Фролова Л.В. Психология коллектива: основные понятия, особенности климата, советы психологов: https://fb.ru/article/452480/psihologiya-kollektiva-osnovnyie- ponyatiya-osobennosti-klimata-sovetyi-psihologov

Влияние менеджмента руководителя на повышение эффективности сотрудников в организации

Елесичева Н.И., Ковалева Т.В.

ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия elesicheva2014@mail.ru, Tkovaleva2007@gmail.com

Вопросами повышения эффективности персонала в настоящее время задается все большее количество руководителей. Несмотря на высокие темпы роботизации многих производств, человеческий фактор по-прежнему является ключевым стратегическим ресурсом любой компании в борьбе с конкурентами и главным условием успешного функционирования любого предприятия или торговой компании. В целях развития организации и повышения ее конкурентоспособности руководителю необходимо постоянно обучаться и углубляться не только в экономические и финансовые аспекты менеджмента, но и в психологические. Это обусловлено нестабильностью современной реальности, которая влияет не на организации в целом, а на каждого сотрудника индивидуально. Также это продиктовано потребностью в максимальном вовлечении сотрудников в работу, повышении приверженности и снижении при этом влияния негативных факторов на их производительность.

Понятие «эффективность» чаще всего рассматривается в литературе как экономическое или связанное с организацией, а не с сотрудниками. Тем не менее в жизни мы чаще сталкиваемся с этим понятием именно относительно персонала. Под эффективностью обычно понимают комплексную взаимосвязанную систему продуктивности, измеряемую в числовых показателях прибыли,

288

выручки, коэффициента трудового участия и пр., и удовлетворенности как психологической, мотивационной детерминанты деятельности. Удовлетворенность сотрудника – это комплексное понятие, включающее в себя и мотивационную удовлетворенность, и лояльность, и профессиональные установки относительно компании и занимаемой должности, и соотношение ценностных составляющих компании и сотрудника, доверие к организации. Часто можно увидеть, что термин «эффективность сотрудника» сопоставляется с термином «успешность сотрудника», что не всегда верно. Успешность деятельности определяется соответствием ее результатов запланированным критериям и ожиданиям потребителей. Эффективность же представляется более сложным понятием и требует изучения дополнительных методов ее контроля [3].

Согласно исследованию Родионовой Е.А., можно выделить несколько условий, способствующих эффективности сотрудников предприятия.

Во-первых, ориентация на удовлетворение потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон организации – от акционеров, руководства, персонала, клиентов до поставщиков и общества в целом.

Во-вторых, ориентация на результат, который сочетает в себе три компонента результативности: организационный, групповой, индивидуальный.

В-третьих, стратегия управления эффективностью ставит задачу развития работников. Это касается как ключевых компетенций в организации, так и способностей команд и сотрудников в отдельности.

Четвертое условие – это коммуникации. Очень важно, чтобы в компании были налажены «вертикальная» и «горизонтальная» ветви коммуникаций. Создание атмосферы, позволяющей выявить ожидания и осуществлять обмен информацией по вопросам организационной миссии, ценностей и целей.

Разрабатывая концепцию стратегического управления человеческими ресурсами, М. Армстронг говорил о направленности стратегий развития на повышение организационной эффективности, улучшение результатов индивидуальных работников и команд, развитие умений, навыков, компетентности, приверженности и мотивации. «Управление эффективностью может трактоваться как

289

Соседние файлы в папке книги2