Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги2 / 398-1

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
25.02.2024
Размер:
8.47 Mб
Скачать

негативные эмоции при попытке родителей «поговорить по душам». Это указывает на то, что родители часто при этом оказывают давление, путают доверительный разговор с нравоучением.

Выявленные проблемные моменты - ситуация оценивания знаний, работа у доски, умение сохранять эмоциональную стабильность при прямом контакте с учителем на уроке, умение без острой реакции воспринимать критику и замечания учителя, ставят перед психологами важную задачу в работе как с учащимися, так и педагогами над формированием позитивного стиля взаимодействия в учебном пространстве.

Большинству родителей необходима поддержка педагогов и психологов для понимания того, как помогать с домашней работай, как преодолевать возникающие затруднения в учебных делах. Также необходима работа по развитию родительских компетенций в поддержании доверительных отношений с детьми, по вопросам режима дня подростка, психологическим особенностям подросткового возраста.

Литература

1.Ломтатидзе О.В. Исследование эмоционального отношения младших школьников к основным видам деятельности / О.В. Ломтатидзе, И.А. Ершова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2014. № 2 (126). С. 149-157.

2.Даниленко О.В. Опыт ведения онлайн группы для подростков из трудной жизненной ситуации в условиях самоизоляции // В сб.: Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти М.Ю. Кондратьева. Москва, 2020. С. 173-174.

3.Савинова Л.Ю. Трудности диагностики эмоционально-

оценочного компонента ценностных отношений младших школьников [Текст]: // Л.Ю. Савинова Комплексные исследования детства. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-diagnostiki-

250

emotsionalno-otsenochnogo-komponenta-tsennostnyh-otnosheniy- mladshih-shkolnikov (дата обращения: 31.03.2023).

Сильные стороны личности как предикторы удовлетворенности жизнью

Даниленко О.И., Быховская А.В.

ФГБОУ ВО СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия danilenko.olga@gmail.com, anna.bykhovskaya@gmail.com

Среди важнейших задач современной научной и практической психологии — помощь человеку в преодолении трудных жизненных ситуаций. Одним из показателей успешности в этом является его удовлетворенность жизнью. К настоящему времени обнаружен целый ряд психологических характеристик, которые рассматриваются в качестве личностного потенциала субъекта в преодолении трудностей, в том числе «сильные стороны личности». Этот концепт получил разработку в рамках позитивной психологии — научного направления, цель которого — помочь выявить и развить позитивные качества человека [1]. Предложенная модель «24 сильные стороны личности» получила эмпирическое подтверждение благодаря разработанному К. Петерсоном и М. Селигманом опроснику «Values in Action Inventory of Strengths» («VIA-IS»). Опросник был адаптирован для русскоязычной выборки в 2021 году. В процессе валидизации опросника выявлено наличие корреляционных связей между показателями данной методики и удовлетворенности жизнью субъекта. Однако нам не удалось найти работ, посвященных сравнительному анализу относительной значимости для психологического благополучия тех или иных сильных сторон личности из модели VIA.

Цель нашей работы – выявить относительный вклад сильных сторон личности в удовлетворенность жизнью субъекта с учетом пола. В исследовании приняли участие 97 человек в возрасте от 24 до 56 лет (М=37,9), среди которых 60 женщин и 37 мужчин. Данные получены посредством русскоязычной версии опросника «VIA-IS120», названной «Ценности в действии: инвентаризация сильных сторон

251

личности» (адаптация А.А. Ставцева, А.А. Реана, Р.Г. Кузьмина) и «Шкалы удовлетворенности жизнью» (SWLS) Э. Динера (адаптация Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева). Сбор эмпирических данных осуществлялся посредством google-формы опросников. Участие респондентов было добровольным и анонимным. Для обработки данных использовались описательные статистики, корреляционный, факторный и регрессионный анализ.

Результаты исследования. В результате корреляционного анализа, который проводился в общей выборке, обнаружено пять положительных корреляций (p < 0,05) показателей опросников «Шкала удовлетворенности жизнью» и «Ценности в действии». Отметим, что в процессе валидизации последнего [2, с. 690] выявлено, что все 24 сильные стороны личности положительно коррелируют с показателем удовлетворенности жизнью. Вероятно, меньшее число значимых корреляций объясняется значительно меньшей по объему выборкой нашего исследования по сравнению с выборкой при валидизации опросника.

Всоответствии с моделью VIA 24, сильные стороны личности объединяются в шесть групп — «добродетелей», которые включают от трех до пяти качеств. Однако такая иерархическая модель не всегда находит подтверждение; сильные стороны личности могут группироваться в факторы, отличающиеся от исходной модели, что делает взаимосвязь 24 сторон личности и 6 добродетелей предметом научной дискуссии [2, с. 690]. Нами был проведен факторный анализ; выбранная 6-факторная модель объясняет 67,48% дисперсии показателей. При этом распределение сильных сторон по факторам существенно отличается от оригинальной модели.

Врегрессионном анализе в качестве независимых переменных использованы показатели факторных весов, в качестве зависимой переменной — показатель удовлетворенности жизнью. Результаты, полученные на общей выборке, свидетельствуют о позитивном вкладе

вудовлетворенность жизнью таких сильных сторон личности, как Оптимизм, Энергичность, Благодарность, Любопытство, Любовь к учению; все они вошли в первый фактор (β = 0,455). Также позитивный, хотя менее значительный, вклад в удовлетворенность жизнью вносят качества, вошедшие в третий фактор (β = 0,192): Критическое мышление, Широта видения, Социальный интеллект,

252

Креативность. Такие результаты представляются вполне закономерными: эти личностные характеристики обеспечивают субъекту сочетание благоприятных характеристик когнитивной сферы, позитивный эмоциональный настрой и активность в достижении цели. Неожиданный результат — отрицательный вклад в удовлетворенность жизнью качеств, вошедших во второй фактор (β = - 0,206): Беспристрастность, Просоциальная активность, Лидерство, Прощение, Доброта, Умение ценить красоту. В исходной модели VIA первые три свойства включены в добродетель Социальность. В соответствии с концепцией VIA, качества этой группы проявляются в общественной деятельности. Они предрасполагают субъекта к заботе о благополучии других людей, проявлениям справедливости, чувства долга, организаторских способностей [1, с. 200-203]. Результаты регрессионного анализа обнаружили как в мужской, так и в женской выборках в качестве позитивного предиктора качества, входящие в первый фактор (β = 0,539 и β = 0,482, соответственно). При этом качества из второго фактора является отрицательным предиктором только у мужчин (β = -0,311). Можно предположить, что негативное влияние выраженности этих качеств на удовлетворенность жизнью обусловлено сложностью в их реализации в социальной жизни субъекта мужского пола.

Таким образом, как для мужчин, так и для женщин позитивным предиктором удовлетворенности жизнью является развитость качеств личности, обеспечивающих позитивный эмоциональный настрой, активность в достижении цели и любознательность. Только в мужской выборке в качестве негативного предиктора выступает развитость качеств, побуждающих к заботе о благополучии других людей в общественной жизни.

Литература

1.Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. М., 2006.

2.Ставцев А. А., Реан А. А., Кузьмин Р. Г. Сильные стороны личности российских педагогов в модели VIA: апробация русскоязычной версии опросника «24 сильные стороны

253

личности» (VIA – IS120) // Интеграция образования. 2021. Т.

25, № 4. С. 681–699.

Функции организационной культуры современного торгового предприятия и факторы ее формирования

Деканова Ю.Н., Пащенко А.К.

ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия qahcr@inbox.ru,a.k.pashchenko@mail.ru

Организационная культура современного торгового предприятия может быть рассмотрена и изучена как целостный социальнопсихологический феномен. К настоящему времени психологи уже пришли к осознанию того факта, что организационная культура не формируется стихийно и не является простой суммой представлений всех сотрудников. Об этом, в частности, в разное время писали такие специалисты в области психологии групп, организационной психологии и организационного поведения, как К. Камерон и Р. Куинн, Г. Хофстеде, Э. Шейн, С.А. Липатов, Р.К. Несмеянова, В.А. Толочек, В.И. Доминяк, Н.Н. Сулим, В.А. Штроо и др. В исследованиях перечисленных авторов подчеркивается «многослойный» ее характер, который обусловливает многоуровневую систему факторов ее формирования. В частности, Э. Шейн представляет организационную культуру предприятия метафорически в виде дерева с корнями, стволом и кроной, которым соответствуют различные уровни проявления культуры в организации

[8].

Организационная культура рассматривается как мощный стратегический инструмент, который позволяет ориентировать всех сотрудников организации на выполнение единых задач, вдохновить их инициативу и творческий потенциал, содействовать общению, развивать чувство общего жизненного и творческого пространства, а также механизмы адаптации в условиях данного пространства.

Согласно ГОСТ, торговое предприятие представляет собой «имущественный комплекс, используемый торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями для осуществления

254

продажи товаров и/или оказания услуг торговли» (ГОСТ Р 513032013, 2016). Для современного торгового предприятия организационная культура имеет особую значимость, поскольку торговые предприятия функционируют в специфических социальноэкономических условиях, к которым относятся [6; 9]:

высокая конкуренция за потребителя: торговые организации, по своей сути, не производят уникальной продукции, они перепродают существующие продукты (товары, услуги), что требует от них создания собственных конкурентных преимуществ;

высокая текучесть среди персонала линейного уровня приводит к необходимости затрачивать колоссальные усилия на формирование и поддержание оптимальной численности сотрудников, для сплочения постоянно меняющегося коллектива;

высокий темп изменений во внешней среде предприятия: условия торговли, цены, технологии и даже рынки сбыта

постоянно меняются, что требует высокой адаптивности и гибкости компании.

Вследствие перечисленных особенностей организационная культура на торговом предприятии играет особо важную роль, обусловленную одновременным выполнением трех функций:

стимулирующей,

интеграционной,

адаптивной.

Соответственно, на торговом предприятии должна быть сформирована организационная культура, которая стимулирует сотрудников к высокой личной результативности и производительности труда, при этом быстро и эффективно интегрирует новых сотрудников в коллектив и способствует удержанию ценных кадров, а также способствует гибкому и быстрому реагированию на любые внешние изменения.

Анализ актуальных исследований, посвященных организационной культуре торговых предприятий, показал, что она действительно обладает рядом особенностей [4; 5]. В частности, установлено, что организационная культура торговых предприятий имеет черты рыночного типа и закрытой парадигмы, которые включают в себя:

255

авторитарность руководства, принятие решений на основе приказов, ориентацию на внешнюю адаптацию, регулирование информационных каналов, конкуренцию.

Большинство авторов согласны с тем, что культура организации представляет собой сложный набор важных предположений (часто не сформулированных), которые члены команды принимают и разделяют без каких-либо доказательств. Как указывается в подавляющем большинстве исследований, посвященных процессу формирования организационной культуры, она формируется не стихийно, а под воздействием сложного комплекса факторов социальнопсихологической и индивидуально-психологической природы [2; 7]. Организационная культура торгового предприятия не является исключением [3]. Только волей высшего руководства или созданием искусственных норм, правил и документов сформировать организационную культуру не представляется возможным, поскольку в процессе ее формирования задействован сложный комплекс трудно управляемых показателей.

Социально-психологические факторы формирования организационной культуры торгового предприятия представлены особенностями взаимодействия сотрудников, их психологическими особенностями, проявляющимися во взаимодействии и общении друг с другом, в совместном решении трудовых задач. Эта группа факторов во многом определяет групповую и микрогрупповую динамику в трудовом коллективе торгового предприятия. Индивидуальнопсихологические факторы формирования организационной культуры торгового предприятия представлены личностными особенностями сотрудников коллектива, спецификой их личностных смыслов, ценностей. Эта группа факторов определяет индивидуальное восприятие норм и правил, особенности поведения и реакций участников трудового коллектива.

Таким образом, организационная культура на современном торговом предприятии выполняет стимулирующую, интеграционную и адаптивную функции, играет крайне важную роль для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости предприятия, а также имеет выраженную специфику (рыночный тип, ориентация на внешнюю адаптацию, закрытость) и формируется под воздействием комплекса

256

социально-психологических и индивидуально-психологических (личностных) факторов.

Литература

1.ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст)

2.Заец Д.А. Социально-психологические основы организационной культуры // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2012. №4. С. 174-178.

3.Карапетян А.Р. Система формирования организационной культуры в сфере торгового предпринимательства // π- Economy. 2010. №2 (96). С. 172-177.

4.Макарченко М.А. Исследование организационной культуры Санкт-Петербургских предприятий // Вестник СанктПетербургского университета, Сер. 8. Менеджмент, 2004. № 3(24). С. 53–77.

5.Мельник Ю.И. Представления об организационной культуре сотрудников торгового предприятия: интеграция, дифференциация или фрагментация? // Организационная психология. 2020. Т. 10. № 1. С. 89–105.

6.Меркулова Т.П. Торговый персонал: проблемы и перспективы развития // Журнал прикладных исследований. 2019. №3. С.

11-13.

7.Сулим Н.Н. Социально-психологические особенности формирования организационной культуры предприятия / Диссертация на соискание степени к.п.н. Белгород. 2009. 225 с.

8.Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер. 2006.

9.Российская экономика: Аналитическое исследование [Электронный ресурс] / ООО «НКР» от 15.06.2022. URL: https://ratings.ru/files/research/corps/NCR_Resilience_150622.pdf

(дата обращения 11.03.2023)

257

Связь жизнестойкости и копинг-стратегий у студентов

Делиденок А.А., Волк М.И.

ФГАОУ ВО РУДН, Москва, Россия

Anuta15619@mail.ru, volk-mi@rudn.ru

Жизнестойкость является ключевым фактором способности студентов переживать трудности, противостоять стрессовым ситуациям и не поддаваться тяжелым обстоятельствам.

С. Мадди исследовал жизнестойкость и описывал ее как определенную систему представлений личности о себе и окружающем его мире. Современные исследования жизнестойкости подтверждают тот факт, что она является ресурсом личности и определяется требованиями внешней среды. Иными словами, жизнестойкость – внутренняя сила, определяющая готовность удовлетворять собственные потребности и пользоваться внешними ресурсами [6]. Т.В. Наливайко определяет жизнестойкость, как личностную характеристику, сформированную ввиду человеческого опыта, которая позволяет ему избежать личной и профессиональной дезадаптации [9]. На формирование жизнестойкости влияет процесс социализации и уровень трудностей, которые индивид смог преодолеть [2; 4].

Всвоем ситуационном подходе Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют копинг как процесс совладения со стрессовыми ситуациями. Они рассматривают определенный механизм, который вынуждает человека выбирать стратегии поведения. Исследователи считают, что копинг реализуется в виде широкого спектра реакций, обусловленных риском. Он влияет на то, какую поведенческую стратегию выберет для себя человек. Иными словами, это когнитивные поведенческие проявления, задача которых управлять внешними или внутренними требованиями, которые человек расценивает как собственный ресурс

[10].

Всвоем исследовании Е.В. Битюцкая проводит линию, что для создания целостности представления о копинге, необходимо проводить полный анализ параметров: оценивать виды и типы отдельных случаев, реакции и черты личности, оценку ситуаций в которых находится человек, реакции и поведение. Таким образом,

258

оценка комплексного подхода даст возможность иметь более четкие представления об адаптивном поведении личности [1]. Как и другие авторы, А.А. Киселёва обращает внимание в первую очередь на когнитивные составляющие копинга, нацеленные на решение проблем. Это может быть как планирование попыток преодоления проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, так и её обдумывания, поиск всех возможных решений и т.д. [8]. Современные исследователи описывают копингстратегии как индивидуальные особенности и ресурсы личности, эмоциональные состояния, которые находятся в постоянном изменения и борются с внешними или внутренними конфликтами, обстоятельствами и стрессовыми ситуациями [6].

Выборку нашего исследования составили 75 студентов-психологов РУДН. Были использованы следующие методики: «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций «(SACS)» (С. Хобфолл в адаптации Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой) [2] и «Тест жизнестойкости» (С. Мадди в адаптации Д. Леонтьева) [7].

Описание первичной статистики показали, что на первом месте у студентов такая стратегия, как поиск социальной поддержки (23 балла), что относится к положительным адаптивным стратегиям. На втором и третьем месте у студентов агрессивные (22 балла) и асоциальные действия (21 балл), что относится к негативным стратегиям копинга. Общая жизнестойкость характеризуется низким уровнем (50 баллов), при этом, выраженность вовлеченности – 28 баллов, контроля – 26 баллов и принятия риска – 17 баллов.

Исследования связей между изучаемыми свойствами (использовался критерий Спирмена) показало наличие как положительных, так и отрицательных интеркорреляций внутри них [3]. Общая жизнестойкость оказалась значимо положительно связанной с фактором вовлеченности (0,68) и фактором контроля (0,65) на уровне p ≤ 0,001. Обнаружены значимые, интеркорреляции в копинг - стратегиях студентов: положительно связаны стратегии агрессивных действий со стратегиями асоциальных действий (0,32) на уровне p ≤ 0,01, стратегии асоциальных действий со стратегиями манипулятивных действий (0,27) на уровне p ≤ 0,05, стратегии осторожных действий обнаружили прямую связь со стратегией социального контакта (0,25) на уровне p ≤ 0,05. Также обнаружена

259

Соседние файлы в папке книги2