Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги2 / 398-1

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
25.02.2024
Размер:
8.47 Mб
Скачать

возможность молодежи тратить деньги породила источник фэндомов

– развлекательную культуру для молодых людей. До появления развитой сети интернет она носила достаточно локальный характер, развиваясь в рамках отдельных стран и культур. После же появления сети интернет, разными развлекательными продуктами начали интересоваться люди из иных культур. Знающие язык и достаточно увлеченные люди занялись некоммерческими переводами и распространением контента за пределы страны создателя. Это впоследствии послужило толчком для глобализации развлекательной продукции, официальные переводы и издания, мировые релизы. Достаточно ярким примером этой ситуации можно назвать аниме в России [5] или пиратские переводы игр. Задолго до официальных портов в России, энтузиасты занимались переводом и выпуском западной и японской продукции посредством болванок, сеть интернет же придала этому процессу скачкообразный рост и заметно снизила порог вхождения в фэндомы, что и стало во многом причиной текущего состояния данного явления. Поликультурные большие социальные институты, существующие в большинстве случаев в сети интернет и там же развивающиеся. В то же время, молодежные субкультуры, которые медленно, но верно замедляют свой рост и исчезают из нашей жизни, предпочитали оставаться в реальном мире, а не в цифровом пространстве.

Таким образом, фэндом – это большая социальная группа, возникшая в рамках постиндустриального общества и использующая как ключевой элемент связи внутри группы сеть интернет. Так же является специфичным социальным институтом, реализующим запрос молодежи на проявление социальной активности.

Литература

1.Глотов М.Б. Социальный институт: определение, строение, классификация // Социологические исследования. 2003. №. 10.

2.Кочетова Т.В., Кузнецов С.А. Социальная психология болельщиков спортивных команд: эволюционная парадигма исследования // Социальная психология и общество. 2013. Т.

4. №. 1.

3.Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. 2000.

230

4.Поляков С.И. Мастер исторической реконструкции на сцене и в жизни // Этнографическое обозрение. 2017. №. 4.

5.Шишкина ЕВ. и др. Японское аниме: исследование его влияния на психологическое здоровье школьников и студентов младших курсов высших учебных заведений России // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. №. 1 (30).

6.Lee E. Always Fans of Something: Fandom and Concealment of Taste in the Daily Lives of Young Koreans //Korean Anthropology Review. 2021. Т. 5.

7.Edwards P., Chadborn D.P., Plante C.N. Meet the Bronies: The Psychology of the Adult My Little Pony Fandom, Jefferson, North Carolina: McFarland & Company, Inc., Publishers, 2019

8.Reysen S., et al. Optimal distinctiveness and identification with the furry fandom // Current Psychology. 2016. Т. 35. №. 4.

Исследование социальной дистанции старших подростков г. Москвы

Григорян А.Г., Павлова О.С.

ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия alvina.grigoryan@yandex.ru, os_pavlova@mail.ru

В зависимости от возрастных характеристик, социальное становление личности происходит под влиянием различных институтов, механизмов, способов социализации. В процессе социализации старших подростков определяющая роль принадлежит неформальным группам сверстников. Общение со сверстниками приобретает исключительную значимость, поскольку является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте, в ходе реализации которого вырабатываются навыки социального взаимодействия, увеличивается набор социальных ролей, формируется в определенных условиях социальная дистанция к «своим» и «чужим».

Под подростковым возрастом понимается период перехода от детства к взрослости, традиционно рассматриваемый как ключевой в

231

жизненном, личностном и профессиональном самоопределении и развитии человека, его социализации и индивидуализации [2, с. 6]. В анализе современного научного и медийного пространства прослеживается тесная связь между понятием «подростковый возраст» и определениями «трудный», «переходный», «переломный», «критический». Это было актуально и во второй половине XX в., о чем пишет Л.И. Божович, это также остается актуальным в условиях современности [1].

В исследовании, проведенном в РГУ им. А.Н. Косыгина, РГГУ и МАИ, проанализированы ответы 100 старших подростков, в возрасте 16-17 лет; 69% выборки представлял собой русскую молодежь и 31% выборки представлял иноэтничную молодежь; 74% выборки составляли респонденты мужского пола, 26% - респонденты женского пола.

Этнический состав опрашиваемых старших подростков сравнительно однородный, поскольку большинство респондентов определили себя как русские. Ярко выраженных межэтнических конфликтов в исследуемой среде не наблюдается, в результате интервьюирования о наличии опыта межэтнических конфликтов указали не более 8 человек.

Методикой исследования выступила «Шкала социальной дистанции» Э. Богардуса, которая измеряет различную степень близости людей к другим членам различных социальных, этнических или расовых групп. Она измеряет степень теплоты, враждебности, безразличия или близости между этими группами.

На начальном этапе реализовывалось исследование старших подростков о наиболее приемлемой для них дистанции по отношению к 17 этническим группам и одной вымышленной. Студентам предлагался опросник, построенный на основании шкалы социальной дистанции Э. Богардуса. Социальная дистанция была замерена для 17 национальностей, список которых включал такие этнические группы, как – татары, армяне, украинцы, евреи, чеченцы, русские, арабы, китайцы, казахи, монголы, белорусы, турки, корейцы, грузины, азербайджанцы, афроамериканцы, цыгане.

Согласно результатам проведенного исследования, минимальная социальная дистанция (средняя социальная дистанция от 1,41 до 1,52 балла) – слияние, отмеченная в отношении двух этнических групп –

232

русских и татар. То есть, в числе наиболее предпочитаемых старшими подростками групп, оказались русские и татары, с ними, опрашиваемые студенты, готовы вступать, как в родственные, так и в дружеские отношения. Все остальные этнические группы расположились в диапазоне от 3,31 и до 5,47.

Внаибольшей степени старшие подростки дистанцировались от цыган, чеченцев, украинцев и китайцев. На данные тенденции, вероятно, оказали свое влияние различные факторы. Так, в процессе интервьюирования, старшие подростки отмечали, что у них возникали конфликтные ситуации с представителями чеченской этнической группы.

Наиболее интересен феномен дистанции с китайцами, который, вероятно, вызван их более активным присутствием в условиях и мегаполиса, и университетской среды.

Относительно этнической группы – цыган, здесь на степень социальной дистанции с ними могли повлиять негативные этнические стереотипы, подпитываемые СМИ, либо отрывочные знания и представления о группе.

Представители этносов Южного Кавказа (грузины, азербайджанцы

иармяне) оказались для опрашиваемых респондентов на достаточно близкой социальной дистанции.

Вшкале социальной дистанции Э. Богардуса нами добавлена к списку реально существующих 17 этнических групп одна вымышленная (акталийцы). Такой прием в исследованиях получил название «методический прием Хартли». В результате исследования старших подростков выяснилось, что вымышленная группа у респондентов характеризуется меньшей социальной дистанцией и определяется толерантностью.

Согласно Шкале Богардуса, ответы в цифровом диапазоне 3-4 говорят о возможности видеть данные этнические группы соседями по дому, коллегами по работе, т.е. завязывать достаточно близкие с ними контакты.

Диапазон социальной дистанции от 4 до 5 означает для большинства респондентов возможность иметь представителей данной этнической группы в качестве коллег по работе или знакомых. В эту категорию попадают, согласно нашему исследованию, афроамериканцы и турки. Результаты исследования показывают, что

233

представители таких этнических групп, как корейцы и казахи оказались по социальной дистанции для старших подростков ближе многих других национальностей, включая некоторые этнические группы РФ, Южного Кавказа и Ближнего Востока.

Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать вывод о наличии латентной этнической напряженности и необходимости профилактики ксенофобии и конфликтов на этнической почве у старших подростков.

Литература

1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М., 1968.

2.Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для академического бакалавриата. М., 2016.

Особенности временной перспективы современных подростков и юношей

Гриднева Д.А., Толстых Н.Н.

ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия grda.msk@gmail.com, nnvt@list.ru

В жизни современного общества образование играет одну из главных ролей, поскольку является основным источником генерирования, совершенствования и развития человеческого капитала, а, следовательно, и ресурсом социально-экономического развития стран и прогресса. В связи с постоянными и быстрыми обновлениями технологий, в мире и в России происходят значимые изменения в сфере образования. Перед школьниками встает сложная задача – принять важное решения, связанное с их настоящим и будущим.

Актуальность изучения особенностей временной перспективы будущего современных подростков в контексте их мотивации обусловлена регулярными социальными, культурными и экономическими переменами, поскольку в выполнении деятельности

234

человек часто мотивирован непосредственными или настоящими целями, а также будущими целями. А в подростковом и юношеском возрасте временная перспектива имеет решающее значение, так как в этом возрасте принимаются важные решения, касающиеся задач развития, например, выбор школы или университета [3]. Кроме того, навыки планирования и принятия решений развиваются с возрастом, когда решения молодых людей могут привести к важным будущим результатам для их карьеры, личной жизни и социальной активности.

Временное расстояние до близких и далеких целей может варьироваться от короткого, например, поплавать сегодня днем, до длительного, например, подготовка к вступительным экзаменам в колледж, чтобы стать успешным хирургом. Постановка мотивационных целей в довольно отдаленном будущем и разработка долгосрочных поведенческих проектов для достижения этих целей создают долгосрочную, или расширенную, перспективу будущего.

Вкачестве общей гипотезы исследования выступает предложение

отом, что имеются различия во взаимосвязях между особенностями временной перспективы и мотивации у лиц подросткового и юношеского возраста. В частности, можно думать, что у лиц юношеского возраста обнаруживается большее количество взаимосвязей между временной перспективой и мотивацией, что отражает больший уровень сформированности представлений о своем будущем. А также у лиц юношеского возраста наблюдается большая устремленность в будущее и большая направленность на саморазвитие, чем у лиц подросткового возраста.

Целью эмпирического исследования является изучение особенностей временной перспективы у современных подростков и юношей с разной степенью зрелости в представлениях о будущем, а также проверка гипотезы о том, что лица юношеского возраста имеют более развернутые представления о своей временной перспективе.

Исследование проводилось с сентября по декабрь 2022 года. В нем приняли участие 155 человек в возрасте от 11 до 18 лет. Из них: 74 человека подросткового возраста (11-14 лет), 37 девочек и 37 мальчиков; 81 человек юношеского возраста (15-18 лет), 37 девочек и 44 мальчика, обучающихся в общеобразовательных школах города Химки.

235

Для изучения особенностей интенциональности личности подростков и юношей использовался опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI) [1], а также метод мотивационной индукции (ММИ) Ж. Нюттена [2], предназначенный для изучения временной перспективы будущего.

В результате были выявлены значимые различия между двумя исследовавшимися возрастными группами как в выраженности факторов по методике ZTPI, так и в особенностях временной перспективы будущего, выявленных по методике ММИ, а также специфику связей между показателями, полученными с помощью этих двух методиках в каждой из подвыборок.

Литература

1.Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь / Зимбардо Ф., Бойд Дж. // Науч. ред. Ю.Б. Гатанов. СПб.: Речь, 2010. 352 с.

2.Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 608 с.

3.Толстых Н.Н. Развитие индивидуального хронотопа в детстве и юности // Вопросы психологии. 2010. № 2. С. 30-45.

К проблеме профессиональных кризисов у женщин

Гритченко М.А.

ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия marygritch@yandex.ru

Профессиональная сфера является одной из наиболее значимых в жизни человека. Профессия позволяет удовлетворить материальные потребности, проявить свои способности, реализовать свой потенциал, достичь признания, внести свой вклад в общество. Профессиональная деятельность нередко является одним из ключевых компонентов ценностно-смысловой структуры личности.

В процессе жизни личность человека, его мировоззрение, отношения с собой и миром претерпевают изменения. Часть из этих

236

изменений менее заметные, другие же – достаточно сильные и значимые, сопровождающиеся существенной перестройкой смыслов, ценностей, мировоззрения человека. Эти изменения отражают состояние психологического кризиса, который является неотъемлемым и закономерным этапом психического развития [5].

Если содержание кризиса представлено пересмотром ценностей в профессиональном и трудовом аспекте, изменением отношения к своей деятельности, профессиональной роли, вкладе в профессию, то речь идет о профессиональном кризисе [3]. Таким образом, профессиональный кризис – это период, характеризующийся субъективным чувством нестабильности, рассогласованности в смыслах и ценностях относительно профессиональной сферы.

Наш исследовательский интерес сосредоточен на проблеме профессиональных кризисов у женщин. Причины профессиональных кризисов могут быть как внутренними (изменение приоритетов, интересов, ценностей), так и внешними (изменения условий жизни и деятельности) [2]. Ввиду этого, обозначим особенности социальной ситуации в жизни женщины, которые могут определять специфику профессиональных кризисов. Профессиональное и карьерное развитие женщины может прерваться или значительно корректироваться ввиду длительного отпуска по уходу за ребенком – в этот период профессиональная активность женщины снижается или полностью приостанавливается. Возвращение к профессии после декрета сопряжено с рядом трудностей, таких как проблема поиска работы, адаптация к работе и изменениям в процессах социализации после длительного перерыва, снижение эффективности деятельности. Все это может вызывать кризис, основанный на конфликте между притязаниями женщины к профессиональному развитию и внешними ограничениями.

Также рассмотрим внутренние факторы. Приобретение новой роли матери нередко приводит к изменению приоритетов и ценностей в жизни женщины, что также может привести к профессиональному кризису (в особенности, если карьера ранее занимала ключевое место в жизни) [4]. Замужество также может привести к профессиональному кризису за счет того же самого механизма – обретение новой роли и пересмотр ценностей и приоритетов. Отметим, что для женщин в настоящее время замужество все еще остается более значимым и

237

влияющим на жизнь событием, в сравнении с мужчинами, чем объясняется больший эффект в формировании профессиональных кризисов.

Кризис представляет собой комплексное явление, поскольку затрагивает ценностно-смысловую сферу человека, что отражается на самоощущении, оценке пройденного пути и перспектив будущего, психоэмоциональном состоянии [4].

Следовательно, диагностика кризиса также должна быть комплексной, и включать изучение различных психологических аспектов, связанных с состоянием кризиса.

Как было отмечено, кризис является этапом пересмотра ценностей и смыслов – разрушением прежней системы и конструированием новой. Следовательно, одним из основных направлений диагностики является исследование смысложизненных ориентаций человека [1].

Следующим направлением диагностики кризиса является исследование эмоционального и психологического состояния, поскольку выраженное кризисное состояние сопровождается эмоциональным дискомфортом, а также возможным снижением концентрации внимания или работоспособности.

В контексте профессиональных кризисов важно также изучить те особенности работы, с которыми связано возникновение кризиса. Так, некоторые характеристики работы и профессии могут сохранять осмысленность и важность для человека, в то время как другие характеристики будут являться основными в содержании кризиса.

Таким образом, профессиональный кризис является одним из этапов профессионального развития человека, и может быть вызван как внутренними, так и внешними причинами. Особенностями причин профессиональных кризисов женщин являются такие условия, как обретение новых социальных ролей, профессиональные ограничения, вызванные рождением ребенка и декретным отпуском, а также вызванное этим рассогласование между притязаниями женщины и внешними условиями. Диагностика профессиональных кризисов должна включать исследование смысложизненных ориентаций, психоэмоционального состояния, а также удовлетворенности различными аспектами профессиональной деятельности.

Литература

238

1.Головей Л.А. Кризисы профессионального развития и ресурсы личности в периоды юности и ранней взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2013. №. 2.

С. 31-39.

2.3еер Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. Т.18. № 6. С.35-44.

3.Канаева Н.А. Кризисы, их роль в профессиональном становлении личности // Психология: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). Уфа: Лето, 2012. С. 67-71.

4.Петраш М.Д. Психологическое содержание и факторы возникновения кризисов профессионального развития на этапе начала профессиональной деятельности // Экспериментальная психология. – 2011. Том 4. № 4. С. 88-100.

5.Садовникова Н.О. Конфликт профессионального самоопределения и профессиональный кризис личности как психологические барьеры профессионального развития // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. №. 10 (66). С. 115-125.

Использование дистанционного обучение и интернет-технологий как инновации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Давыденко А.П.

МБДОУ «Ясли-сад общеразвивающего типа №3 «Радуга» города Ясиноватая» Ясиноватая, Россия

777nastya1@mail.ru

Современные реалии требуют от работников сферы образования часто совмещать, а иногда и частично заменять традиционные подходы к обучению на инновационные [1; 2]. Новая социальнообразовательная ситуация призывает специалистов системы образования находить новые решения для реализации педагогических задач образовательного процесса и взаимодействия с детьми и

239

Соседние файлы в папке книги2