Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БИЛЕТЫ патопси.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
16.01.2024
Размер:
1.8 Mб
Скачать

17. Теоретические проблемы патопсихологии.

В центре патопсихологии (да и клинической психологии в целом) – проблема нормы и патологии!

ВОЗ: норма – это этический стандарт, модель поведения, рассматриваемый как желаемое, приемлемое или типичное для той или иной культуры. Уже в этом определении заложена относительность! Может быть конфликт норм, смена взглядов на модели поведения

Расплывчивость границ нормы: «нет ничего в патологии, чего не было бы в норме». Пр.: сдвиг мотива на цель (норма) является механизмом формирования патологии личности. Пр.: неверное суждение. В норме – постоянно встречается, в патологии приобретает форму бреда!

Взгляды на проблему нормы:

1. Статистический подход. Быть нормальным значит быть как все, т.е. соответствовать некому среднестатистическому нормативу. Пр.: МКБ-10, умственная отсталость (F-7). Если IQ < 20 – глубокая умственная отсталость; 20-24 – выраженная; 30-49 – умеренная; 50-70 – легкая; 71-84 – близкое к норме; 85-114 – норма; 115-124 – выше нормы; 125-134 – высокий интеллект; более 135 – гениальность. Самый высокий IQ = 228. В идеале возможно получение стандарта, напр., объем слухоречевой памяти (7± 2). Но если все будут как все, то мир не будет развиваться, он погибнет от большого количества посредственностей.

2. Адаптационный подход. Быть нормальным значит быть приспособленным. Адаптация здесь понимается очень узко как адаптация к социальной среде, поэтому многие возражают. По мнению многих авторов, умение адаптироваться свидетельствует о неразвитости личности. Но это пассивная адаптация, а ведь есть и активная адаптация. Некоторые авторы рассматривают психические расстройства как форму адаптации к изменившимся условиям жизни. Пр.: в современном обществе: неврозы, алкоголизм и т.п. Проблема психологических защит. «Научно-технический прогресс оплачен человеческим регрессом».

3. Психопатологический подход. Если ничего не болит, если всё в порядке, то это норма. Галлюцинации – особый дар в некоторых культурах J. В этом подходе только оцениваются границы нормы, в рамках этого подхода нормы вообще не осталось (~ 80% населения имеет отдельные симптомы психических расстройств).

4. Сравнение себя с самим собой. Отношение между собой сейчас и тогда. Но тогда норма сужается до границ индивида, т.е. проблема нормы снимается.

5. Культурно-релятивистский подход.Нормальный тот, кто соответствует представлениям о норме в данной конкретной культуре. Понятия:

1) Поведенческая норма.

2) Ранговая норма. Это идеальные стандарты поведения, ожидаемые от лица, имеющего особую социальную роль и статус.

Есть некоторые общие критерии, которые, в сущности, не зависят от культурной принадлежности и времени. ВОЗ: «универсальные психические расстройства».

6. Гуманистический подход. Оценка нормы самой по себе (вне патологии). Множественные попытки показать, что такое нормальная личность. Норма – человек самосовершенствующийся и самоактуализируюшийся (А. Эйнштейн, М. Вертгаймер, А. де Сент Экзюпери). Характеристики таких личностей:

- Эффективное и свежее восприятие реальности

- Принятие себя, других и природы

- Непосредственность и простота

- Центрированность на цели

- Независимость

- Автономия

- Спокойное отношение к социальным поощрениям

- Разграничение целей и средств

- Философское чувство юмора

- Креативность

7. Подход Э. Фромма. Критерии нормы:

I. Продуктивность деятельности

II. Связь с внешним миром через эмоции, т.е. переживания (Франкл)

III. Постижение объективной реальной реальности своим интеллектом

IV. Осознание собственной неповторимости при наличии связи с ближними людьми

V. Непризнание иррациональных авторитетов, но охотное подчинение рациональным

VI. Нормальный человек постоянно возрождается

VII. Жизнь – величайшее из дарованных благ.

8. Концепция Сиржиштевой. Понимание нормы в связи с понятием адаптации (≠ адаптационный подход). Адаптация – динамическое равновесие между организмом (с психикой) и средой. Адаптация как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека. Для нормы характерно наличие жизненной цели, а за этим стоят потребности. Наличие устойчивых структурных черт личности и наличие изменчивых черт личности в развитии человека. Динамическое равновесие между энергетическим потенциалом человека и уровнем напряжения потребностной сферы. Норма/не-норма – это всегда процесс, в ходе которого личность достигает/ не достигает своего функционального оптимума (оптимального психического функционирования).

9. Концепция Б.С. Братуся. Уровневый подход к психическому здоровью. Уровни:

1) Индивидуально-исполнительский: уровень реализации деятельности.

2) Личностно-смысловой. А.Н. Леонтьев: богатство личности (нормальность личности) определяется:

§ Богатством операций

§ Богатством смыслового поля

3) Психофизиологический уровень: особенности нервных механизмов.

Другой блок теоретических проблем патопсихологии связан с её методологией (подробнее см. вопрос № 5). Проблемы:

I. Изучение условий и психологических механизмов возникновения сложных патологических явлений. Требования к методу: он должен создавать условия, провоцирующие возникновение тех или иных патологических феноменов + варьирование условий и контроль за ними. Провоцируя патологические феномены, надо соблюдать основное деонтологическое правило – «не навреди!». Методологическая основа проблемы: Положение о социо-культурной детерминации и прижизненном формировании ВПФ.

II. Изучение той новой структуры психической деятельности, которая возникает у больных с различными формами патологии. Требования к методу: не только создавать условия, провоцирующие нарушения, которые далее оцениваются количественно, но и проводит качественный анализ. Методологическая основа проблемы: Распад психики не есть негатив её развития, но всегда некое новое качество её развития (Выготский).

III. Изучение соотношений этих двух линий в структуре дефекта; изучение компенсаторного потенциала, который сохранен и содержится в психике больного. Требование к методу: он должен создавать условия для выявления как распада, так и развития. Изучение обучаемости больного – ЗБР. Методологическая основа проблемы: Психика человека имеет сложное системное строение.

IV. Изучение механизмов формирования вторичного симптомокомплекса. Требования к методу: создание условий для дифференциации первичных и вторичных нарушений. Методологическая основа проблемы: В структуре дефекта могут быть выделены как первичные, так и вторичные нарушения; природа их различна.

18. Нарушения мотивационного компонента мышления.

В мыслительной деятельности помимо операционального и процессуального компонентов выделяют еще и личностный аспект. Личностный аспект мышления в первую очередь составляет его мотивация. Причем мотивация мышления (т. е. отношение субъекта мышления к решаемой задаче, его побуждения к мыслительной деятельности), как и интеллектуальные операции, формируется в этом процессе, а не привносятся в него извне уже в готовом виде С. Л. Рубинштейн, определяя мышление как деятельность, отмечала, что эта деятельность опирается на систему понятий, направлена на решение задач, подчинена цели и должна учитывать условия, в которых задача осуществляется. Существенным этапом мыслительной деятельности является сличение получаемых результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. Для этого человеческая мысль должна быть активной, направленной на объективную реальность. Утеря целенаправленности мышления приводит не только к поверхностности и незавершенности суждений, но и к тому, что мышление перестает быть регулятором действий человека.

Однако несмотря на то, что мышление является мощным регулятором поведения человека, оно не является источником, движущей силой этого поведения. Как известно, источником человеческого действия являются осознанные потребности. Потребность, осознанная человеком, выступает для него в виде конкретных жизненных целей и задач. Реальная деятельность человека, направленная на достижение этих целей и задач, регулируется и корригируется мышлением. Мысль, пробужденная потребностью, становится регулятором действия. Для того чтобы мышление могло регулировать поведение, оно должно быть целенаправленным, критичным, личностно-мотивированным. Не существует мышления, оторванного от потребностей, мотивов, стремлений, установок, чувств человека, т. е. от личности человека в целом. Естественно, что измененный личностный смысл мыслительной деятельности должен сыграть существенную роль в ее строении и протекании. В клинике психических заболеваний нередко наблюдаются нарушения мышления, обусловленные нарушениями личности.

Связь нарушений мышления с изменениями личности, ее мотивационной сферы, наблюдается при разных формах душевных болезней. Уже при анализе искажения уровня обобщения можно говорить о нарушении мотивационного компонента мышления. Как отмечалось ранее, больные, у которых отмечалось искажение процесса обобщения, опирались в своих суждениях на признаки и свойства предметов, не отражавшие реальные отношения между объектами. Такие больные могли объединить ложку савтомобилем «по принципу движения», шкаф — с кастрюлей, потому что «у обоих есть отверстия», а ботинок — с карандашом,так как «оба оставляют след». Таким образом, у больных слишком легко актуализировались случайные, маловероятные связи, которые сосуществовали в их мышлении с существенными признаками предметов.

Как известно, значимым, существенным для человека является то, что приобрело смысл в его жизнедеятельности. Существенность признака и свойства, значимость самого предмета или явления зависят от того, какой смысл они приобрели для него. Причем, как указывал А. Н. Леонтьев, в разных жизненных условиях одни и те же явления, события, предметы могут приобретать разный личностный смысл для человека. Но кроме личностного смысла любой предмет или явление имеет еще и свое значение, т. е. устойчивую общественно выработанную совокупность знаний о нем.

Наше отражение мира всегда включает в себя и смысловое отношение к нему, и его предметно-объективное значение. В различных обстоятельствах могут превалировать то одна, то другая сторона, но обе они гармонично слиты в единстве. Конечно, и здоровые люди в определенных ситуациях (например, в аффекте) могут руководствоваться при решении задач преимущественно личностными смыслами, отчасти изменяющими значение предметов и явлений. Однако при проведении экспериментального исследования, например, классификации предметов, несмотря на индивидуальные различия, здоровые испытуемые руководствуются общепринятыми значениями, а не своими личностными предпочтениями, интересами и т. п. Поэтому у здоровых испытуемых ответы носят достаточно устойчивый, стандартный, даже банальный характер. У ряда больных шизофренией эта устойчивость объективного значения вещей оказывается нарушенной. Единство значения предмета и смыслового отношения к нему у таких больных оказывалось утраченным благодаря изменениям в сфере мотивов и установок.

Нарушение мышления, обозначаемое как разноплановость, заключается в том, что суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях. Такие больные при выполнении экспериментальных заданий в состоянии правильно усвоить инструкцию, они могут обобщить и сравнить предлагаемый материал на основе существенных признаков, актуализируемые ими знания о предметах могут быть адекватными. Вместе с тем больные не выполняют задания в требуемом направлении: их суждения протекают в разных руслах.

Например, при выполнении методики классификации предметов больные объединяют карточки в течение выполнения одного и того же задания то на основании свойств самих изображенных предметов, то на основании личных вкусов, установок, обрывков воспоминаний. Процесс классификации, таким образом, протекает у испытуемых в разных руслах. Направленность на объективное содержание действия утрачивается, в мышлении больных переплетаются адекватные логические суждения и обрывки представлений, элементы воспоминаний, желаний.

Резонерство определяется клиницистами как бесплодное мудрствование, непродуктивные многоречивые рассуждения. Для психиатра резонерство выступает как одна из форм нарушения мышления. Патопсихологические экспериментальные исследования позволили вскрыть механизм феномена «резонерства»: резонерские рассуждения больного определяются не столько нарушением его интеллектуальных операций, сколько повышенной аффективностью, неадекватным отношением, стремлением подвести любое, даже незначительное явление под какую-то концепцию. Нередко неадекватные суждения отмечаются даже у больных, у которых вообще эксперимент не выявляет нарушений познавательных процессов, это характерно, например, для больных с психопатиями.

Резонерство выражается в претенциозно-оценочной позиции больного и склонности к большему обобщению по отношению к мелкому объекту суждений. Аффективность проявляется в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Грамматический строй речи отражает эмоциональные особенности резонерства: своеобразен синтаксис, лексика резонерских высказываний, часто используются инверсии и вводные слова.

Разноплановость и резонерство больных находят свое отражение в речи, которая приобретает характер «разорванности». Нередко наблюдается симптом монолога — больные говорят независимо от присутствия собеседника. При внешне упорядоченном поведении и правильной ориентировке в обстановке они могут часами произносить монологи, не проявляя при этом никакой заинтересованности во внимании собеседников.

Анализ разорванной речи выявляет следующие ее основные характеристики: 1) в довольно длительных высказываниях больных нет никакого рассуждения; 2) в речи больных нельзя обнаружить определенный объект мысли; 3) больные не заинтересованы во внимании собеседника; они не выражают в своей речи никакого отношения к другим людям. Таким образом, «разорванная» речь больных лишена основных, характерных для человеческой речи признаков. Она не является ни орудием мысли, ни средством общения между людьми.

Искажение процесса обобщения. Экспериментальные факты и их теоретическое обоснование.

Классификация нарушений мышления (по Зейгарник)

I. Нарушения мыслительных операций:

  • снижение уровня мыслительных операций

  • искажение мыслительных операций

II. Нарушения динамики мыслительной деятельности:

- лабильность мышления

- инертность мышления

III. Нарушения мотивационного аспекта мылшения

  • некритичность

  • разноплановость

  • резонерство

Искажение мыслительных операций изучается через исследование процессов обобщения, которые более доступны для экспериментального изучения. Предполагается, что нарушения процессов обобщения отражает нарушение и других мыслительных операций.

Искажение процесса обобщения выражается в объединении предметов с опорой на их случайные, несущественные, "латентные" свойства.

Чаще всего встречается у больных шизофренией (галлюцинаторно-параноидная форма) и психопатов.

Основные методики, выявляющие искажение процессов обобщения:

1.Классификация предметов. Производится на основании:

- слишком общих признаков (жук, лопата - оба роют землю; вилка, стол, лопата - твердые)

- чисто внешних, несущественных (шкаф, кастрюля - наличие отверстия; цветок, ложка, лопата - вытянутые в длину)

- по составу слова (лошадь, лопата - на букву л)

Суждения носят бессодержательный, выхолощенный характер.

2.Пиктограмма.

Составление пиктограммы осуществляется легко, но она по смыслу не связана со словом-стимулом.

Связь может быть по созвучию (сомнение-сом, разлука-лук) или совсем без связи изображаются символы (стрелки, кружки и т.д.). Т.е. происходит чрезмерное отвлечение от конкретного содержания понятия.

3.Ассоциативный эксперимент. Ассоциации по типу эхолалий, по созвучию, ответы типа речевых штампов. Т.о. происходит уход от содержательной стороны задания.

Слово для больного с искажением процессов обобщения выступает в различных значениях и отбор адекватного смысла не происходит. Преобладают формальные, случайные ассоциации. Это является одной из причин возникновения феномена резонерства, тенденции к непродуктивным многоречивым рассуждениям (хотя основной причиной является нарушения личностного компонента мышления)

4.Исключение предмета. Также объединение 3-х оставшихся предметов происходит по несущественному по отношению к человеческой практике, латентному признаку:

самолет, пчела, вентилятор, гвоздь- гвоздь, т.к. он монолитен.

5.Сравнение понятий (выявление сходств и различий). Механизм аналогичен.

Мышь-кошка. сходство: поддаются дрессировке, видят в темноте, используются в научных целях.

Т.о., в мышлении больных доминируют связи, неадекватные конкретным отношениям между предметами. Речь не является инструментом обобщения и доходит до уровня бессодержательной абстракции.

Механизмом искажения процессов обобщения может являться снижение уровня избирательности мыслительной деятельности, недостаточная опора на социальный опыт. Кроме того, важный фактор - отсутствие потребности быть понятым (характерно для больных шизофренией).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]