Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

896

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
09.01.2024
Размер:
10.16 Mб
Скачать

Представителями дворян-землевладельцев, живших вне Пермской губернии, в земских собраниях выступали заводские управляющие и, так называемый, «третий элемент» – учителя, врачи, инженеры, игравшие в местном самоуправлении на Урале большую роль, чем в европейских губерниях России.

Среди частных землевладельцев было немало зажиточных крестьян, стоящих по своему имущественному положению наравне со средними дворянами центральных губерний

икупцами-промышленниками. Такие крестьяне могли быть избранными в земское собрание как от сельских обществ, так

иот землевладельческой и городской избирательных групп. Самые передовые из этих крестьян понимали необходимость применения новых достижений в сфере аграрного производства и аграрного образования.

Наличие в земствах лиц, осознававших свою просветительскую миссию, также способствовало распространению аграрной грамотности среди населения губернии.

Уральские земства довольно быстро и качественно наладили основные отрасли земского хозяйства (агрономию, статистику, медицину, народное образование) и смогли вывести их на передовые позиции во всей земской России.

Кначалу ХХ века на Урале сложился высококвалифи-

цированный штат земских специалистов – врачей, учителей, агрономов23, статистиков, техников, численно превышавший состав правительственных учреждений. Земские деятели стремились опереться на народную инициативу, привлечь общественные силы к сознательной работе в земствах. Для этого в губерниях создавались специальные общественные организации: экономические общества, ссудо-сберегательные товарищества, сеть мелких сельскохозяйственных обществ,

21

санитарные и вольные комиссии, вольные пожарные дружины.

Благодаря деятельности земств в Прикамье стали распространяться образование и просвещение, в мелкотоварном производстве получили распространение новые прогрессивные технологии.

Органы земского самоуправления губернии выбрали путь интенсификации сельского хозяйства, внедрения агрономических достижений, механизации крестьянского хозяйства и широкого знакомства населения с основами рационального земледелия.

Средством наглядного ознакомления населения с рациональным ведением сельского хозяйства служили агрономические фермы24 и опытно-показательные поля25. В 1880 году Верхотурское земство начало устройство опытных полей, а на III съезде агрономических смотрителей губернии было признано, что «метод наглядного обучения крестьян разумному ведению хозяйства является единственно целесообразным».

Обучение крестьян приносило свои плоды. Наиболее передовые из них сами проводили опыты. Крестьяне Кунгурского уезда, например, экспериментировали с морожеными озимыми. Их интересовал вопрос: могут ли озимые, в случае выпадения снега, ожить и восстановиться? Результат проведенного эксперимента оказался положительным.

Самым первым учебным заведением в Перми, имеющим отношение к сельскому хозяйству, стала школа ветеринарных фельдшеров, открывшаяся осенью 1872 года. При школе работала амбулатория с лечебницей для домашних животных.

Деятельность школы проходила в достаточно сложной социально-психологической обстановке. К ветеринарии кре-

22

стьяне Прикамья относились недоверчиво. Они неохотно шли к таким специалистам, скрывали болезни скота и точное его количество, так как боялись повышения налогов26.

Всѐ это имело место в то время, когда борьба с эпизоотиями была одной из самых важных задач в сфере сельскохозяйственного производства. В 1887 году для борьбы с чумой в губернии был объявлен карантин.27 Принятые государством меры не находили понимания среди местных жителей, которые воспринимали их как досадные помехи. Ямщики сопротивлялись осмотру экипажей28. Крестьяне подделывали документы об отсутствии заболеваний у скота и разрешения, полученные у ветеринара29. Популяризация ветеринарии требовалась для того, чтобы исключить подобные ситуации.

Земствам не хватало квалифицированных кадров. Шадринское земство даже выплачивало обучающимся в разных городах будущим ветеринарам стипендии с надеждой на то, что молодые специалисты вернутся на свою малую родину.

Борьбу с аграрной неграмотностью земства пытались вести через общеобразовательные учебные заведения. При губернском земстве была разработана первая программа преподавания сельского хозяйства при народных школах в рамках четвѐртого учебного года. Программа состояла из следующих разделов: 1. Почва и подпочва. Строение. Виды. 2. Обработка почв. Вспашка, бороньба, прикатывание, обработка пара. 3. Удобрение почв. Плодородие, богатство и истощение почв. Навоз. Удобрение торфом, болотными кочками, компостом, фосфоритом, костной мукой. Известкование. 4. Возделывание зерновых хлебов. 5. Возделывание картофеля. 6. Полевое травосеяние. 7. Луговодство. 8. Скотоводство. 9. Вредные животные. 10. Лесоводство30.

23

За казѐнный (государственный) счѐт и деньги частных лиц в губернии открывались и сельскохозяйственные школы31. Такие школы делились на общеобразовательные и специализированные (например, по пчеловодству).

Общеобразовательные сельскохозяйственные школы были двух разрядов, с трехлетним курсом обучения. Выпускники школ пользовались льготой по воинской повинности (срок службы сокращался с шести лет до трех – четырех).

Сельскохозяйственные школы первого разряда предусматривали более широкую программу обучения. В них принимались мальчики, окончившие 2-х-классное народное училище Министерства просвещения (т.е. казѐнное учебное заведение). Программа школы первого разряда включала географию, всеобщую и русскую историю, историю края, закон Божий, объяснение простейших способов измерения земли, необходимые для земледелия сведения из естественных наук, практическое земледелие, скотоводство и птицеводство, простейшие способы «скотоврачевания», законы крестьянского быта, церковное пение.

Если для данной местности была характерна специализация по пчеловодству, птицеводству и огородничеству, то включались соответствующие предметы.

Такая школа в Оханском уезде начала работу осенью 1900 года. Приготовительный класс существовал и за счет земства, и за счет казны. Для жителей уезда обучение и содержание было бесплатным, а для жителей других уездов – платным. Ежедневно ученики посещали два-три урока. Основное учебное время было занято практикой. Зимой учащихся отпускали на каникулы. Успешно окончившие школу награждались сельскохозяйственными орудиями и семенами. Предполагалось награждать их и племенными животными.

24

После окончания школы можно было продолжать обучение в

средних и высших сельскохозяйственных учебных заведениях32.

Вшколы второго разряда принимались выпускники земских народных училищ. Программа школ второго разряда, кроме общеобразовательных, включала в качестве обязательных предметов следующие: явления природы, и объяснение простейших из них для земледельца, учение о полезных и вредных для хозяйства растениях и животных, основные понятия о правильных способах возделывания земли и способах ухода за полезными растениями и животными данной местности, церковное пение.

С 1896 года в губернии существовали сельскохозяйственные отделения при начальных школах: Устиновское, Кочѐвское, Коневское, Юсьвинское, Верх-Теченское в Шадринском уезде; Кочневское Камышловского уезда. В 1898 году были открыты также Байкаловское отделение в Ирбитском уезде и Поташинское, которые, просуществовав не-

сколько лет, закрылись, так как не смогли приобрести поддержку местного населения33.

В1905 году в Пермской губернии работало шесть сельскохозяйственных отделений при начальных школах: Шалашинское – в Оханском уезде, Юсьвинское – в Соликамском, Кочѐвское – в Чердынском, Невьянское – в Ирбитском, Устиновское –в Осинском, Коневское –в Екатеринбургском уездах.

Вначале ХХ века сельскохозяйственные школы содержались Осинским, Оханским, Соликамским, Чердынским и Шадринским уездными земствами. В Осинском уезде при Горском, Комаровском и Крюковском училищах велись школьные хозяйства с научно организованным севооборотом.

25

Соликамское и Чердынское земства также содержали опыт- но-показательные хозяйства, Шадринское – ферму.

Для бедных детей и сирот в двух сельскохозяйственных колониях Шадринского уезда преподавались огородничество, земледелие, пчеловодство. Эти колонии находились в ведении Министерства государственных имуществ34.

В 1904-1905 гг. губернское земство организовало при начальных земских школах дополнительные сельскохозяй- ственно-технические отделения. Опытом создания этих школ заинтересовались Минское и Екатеринославское35 губернские земства36, Клинское уездное земство37.

Всем вновь созданным школам земства оказывали постоянную материальную поддержку. В Пермском уезде земство содержало десять опытных школьных хозяйств. Ежегодно на них ассигновалось триста рублей, которые распределялись учительскими советами38.

Одно из лучших школьных хозяйств работало при народной школе с. Сенькинского (на пути от Добрянского завода к селу Ильинскому). Инициатором его создания был учитель Я.К. Морозов. Крестьяне из соседних уездов приезжали в это село за советами. На выделяемые земством средства школа содержала большое хозяйство, в котором имелись лошадь, четыре коровы, тридцать кур, молотилка, шведский однокорпусный плуг, борона «Зигзаг», луговая борона Лакке, два одноконных плужка, веялка-сортировка, корчевальная машина, жнея, веялка, соха-курашимка, два англоамериканских улья, два улья Левитского, три - Берлепша, пять простых колод, сорок порожних ульев и медогонка. На школьном поле проводились опыты по костяному и фосфоритному удобрениям, освежению дерновины боронованием луговыми боронами39.

26

Появление сельскохозяйственных школ и отделений при школах свидетельствует о начале складывания системы аграрного образования в губернии.

Земские учреждения пытались приблизить к агрономическим знаниям местное население, поощряя возникновение мелких сельскохозяйственных обществ. К 1900 году Пермская губерния имела тридцать девять подобных общественных организаций, занимая по их числу 3-е место после Полтавского и Самарского земства40. Общества имели свои сельскохозяйственные склады, показательные поля, фермы и мастерские. Привлекая к работе крестьян, они дополняли земскую агрономическую деятельность и проводили большую воспитательную работу.

С конца 1890-х гг. в губернии стали устраиваться ежегодные съезды сельских хозяев-крестьян41.

Уже в 1883 году в губернии были заведены первые в России должности земских агрономических смотрителей, в обязанности которых входило распространение улучшенных семян, новых сельскохозяйственных машин и оборудования, устройство сельскохозяйственных выставок и школ, организация образцовых ферм. Инициатива по введению таких должностей в управленческой структуре губернии принадлежала директору Красноуфимского реального училища Н.А. Соковнину. Он признавал необходимым связать школу с жизнью крестьян, с ростом их благосостояния; предложил российским земствам способ улучшения материального обеспечения сельских школ. Каждая школа должна была, с его точки зрения, иметь полезные и доступные по цене для мелких крестьянских хозяйств сельскохозяйственные орудия и машины. Эти орудия производства за небольшую плату школы могли сдавать в аренду крестьянам. Деньги, полученные от

27

аренды, следовало использовать на укрепление материальнотехнической базы школы.

Согласно подготовленному Н.А. Соковниным бизнесплану, покупка школой, например, машины для сортировки семян, окупалась бы в течение года. Деятельный инспектор нашѐл даже фабриканта земледельческих машин, который был готов снабжать школы в кредит на сумму до двадцати тысяч рублей единовременно.

«Полное и деятельное посредничество, пока дело не окрепнет и не получит поддержки в народе», Н.А. Соковнин брал на себя, предлагая адресовать все заявки в Москву, в канцелярию попечителя учебного округа.

Тридцатилетний Н.А. Соковнин в 1872 году выпустил книгу «Популярный курс начальных оснований земледелия».

Почти десять лет (с 26 января 1880 до 1 сентября 1889 гг.) Н.А. Соковнин проработал на посту директора Красноуфимского реального училища, открытого 1 июля 1875 года. Из обычного 6-классного реального училища он создал первое в России промышленное, в состав которого вошли 6- классное реальное и два 4-классных средних технических училища: горнозаводское и сельскохозяйственное.

При училище действовала ферма. Занятия на ней проходили с 4 июня по 7 августа под личным руководством директора. Ферма была хорошо технически оснащена. Оборудование составляли: веялки Эккерта, дисковая борона Ранфаля, конные грабли, сортировка для льна, соломорезка, веялка для клевера, жнея-сенокосилка, точило, локомобиль с паровиком в 3 силы, сеноворошилка, земляной бурав, конная молотилка с приводом, окучник Эккерта, плуг Эккерта, почвоглубитель и запашник его же, плуги Рансона, корнерезка Бенталя, борона Говарда, кочкорезы и лугорезы.

28

Учащиеся имели возможность наблюдать за развитием 64 сортов растений. На ферме культивировались: рожь обыкновенная, рожь альпийская, овѐс пробштейнский, овѐс австралийский, овѐс обыкновенный, лѐн псковский, горчица белая, горчица чѐрная, рапс яровой, картофель обыкновенный, картофель Белая роза, картофель кормовой, конопля

обыкновенная, конопля гигантская, кормовые травы (тимофеевка)42.

Ученики принимали участие во всех видах сельскохозяйственных работ: пахоте, посеве озимых, сенокосе, уборке зерновых.

Много внимания в процессе практического обучения на ферме уделялось техническим новинкам и передовым технологиям в сельскохозяйственном производстве. Ученики привлекались к постройке молотильного сарая и помещения для парового двигателя. Они собирали паровую машину и конные приводы; проводили эксперименты по замачиванию льна; осуществляли геодезические работы (съѐмку участков фермы и нивелировку); изучали вредных насекомых.

Большой заслугой фермы в 1880-е гг. можно считать деятельность по распространению молотилок. Эта работа способствовала преодолению предубеждений местных крестьян относительно техники. Крестьяне были убеждены, что машины портят солому. Сеялок тогда крестьяне тоже боялись43.

Эта, по сути своей, общеобразовательная деятельность приносила ферме финансовый доход.

Красноуфимское земство подарило губернии и других видных общественных деятелей, много сделавших для развития сельского хозяйства в губернии. В первую очередь, следует назвать Владимира Николаевича Варгина (1866 – 1936),

29

с 1889 по 1899 годы работавшего земским уездным агрономом.

Родоначальник уральской агрономии В.Н. Варгин вырос в провинциальной мещанской семье. Его отец, Николай Андреевич Варгин, сын крепостного крестьянина, держал в Спасске Казанской губернии бакалейную лавку и слыл известным в округе оптовым торговцем спиртными напитками. Владимир помогал отцу, и с детства на практике учился вести хозяйственные расчѐты. Родители послали его учиться в Екатеринбург, где Владимир Николаевич в 1884 году окончил с серебряной медалью местную классическую гимназию. Потом он учился в Москве, в Петровской (ныне Тимирязевской) земледельческой академии. В 1888 году успешно окончив ее, вскоре был удостоен степени кандидата сельскохозяйственных наук за сочинение «Зелѐное удобрение и значение его для крестьянских хозяйств Пермской губернии».

Втечение последующих десяти лет – с 1889 по 1899 гг.

Владимир Николаевич трудился земским агрономом в Красноуфимске. Он заведовал фермой и одновременно преподавал специальные дисциплины в Красноуфимском сельскохозяйственном училище (которое сейчас носит его имя). Позднее он работал здесь завучем.

Работая на ферме, Владимир Николаевич продолжал активную научно-исследовательскую деятельность. Впервые на Урале он применил осеннюю зяблевую вспашку. Традиционное трехполье В.Н. Варгин заменил на многопольные севообороты. Он выработал типичные севообороты – 9-полье с приусадебным клином земли для Предуралья, 4-полье с пятым выводным клином земли для Зауралья. Инновационными можно назвать его опыты по применению минеральных удобрений.

30

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]