Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебное пособие 800284

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
1.28 Mб
Скачать

в России утрачивает свой сакральный характер, а процесс секуляризации становится все более интенсивным.

Почему эти процессы не просто активно развиваются, но и не встречают эффективного противостояния церкви? Почему церковь не сопротивляется процессам секуляризации? Почему государство своей высшей целью провозглашает улучшение земной жизни своего народа, не обретением им Царства Божия и спасения души? Религия, церковь и духовенство наделились статусом социального института, работающего на достижение всеобщего благоденствия, а новая элита российского общества выбрала новый путь развития.

По нашему мнению, можно назвать следующие причины. Первая причина заключается в том, что при Петре I была создана регулярная армия, был сформирован бюрократический аппарат на современной основе. Это укрепило самодержавие настолько, что оно уже не нуждалась в поддержке Боярской Думы и Патриарха. Во-вторых, церковная реформа XVII века спровоцировала «Раскол» среди верующих, сформировала оппозицию официальной церкви и поколебала убежденность в том, что главная опора идеи самобытности и особого предназначения России – истовая религиозность и вера. В-третьих, в среде киевского духовенства, возвышенного с легкой руки Петра I, было много людей, симпатизировавших протестантизму и, соответственно, активно поддержавших его реформы в этом направлении. В-четвертых, в результате реформ Петр I закрепил за дворянством статус привилегированного сословия с наследственным и потомственным характером (по западноевропейскому образцу).

Закрепление привилегированного социального статуса дворянского сословия в России происходит в период правления дочери Петра I, императрицы Елизаветы. За период ее царствования дворянство было наделено преимущественными правами во владении землей и крепостными крестьянами (указ 1746 г.). Так как крепостные являлись основной рабочей силой, то указ 1746 г., закреплявший монопольное право дворян на владение крепостными крестьянами, закреплял

81

исключительное положение дворян в экономической жизни страны и, как следствие, способствовал обретению определенного уровня независимости от центральной власти.

Исключительное положение дворянского сословия в политической и экономической сферах жизни Российского

государства

было окончательно

установлено

Манифестом

о вольности

дворянства (1762 г.)

Петра III и

«Жалованной

грамотой» («Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» 1785 г.) Екатерины II. Эти законодательные акты освобождали дворян от обязательной гражданской и военной службы, те, кто состоял на государственной службе, могли выходить в отставку. Важнейшими преимуществами дворянства перед другими сословиями объявлялись: право владения землей и крепостными крестьянами, свобода от службы и личных податей, от телесных наказаний, неприкосновенность дворянского достоинства, лишение звания лишь по суду, право создавать губернские и уездные дворянские собрания для избрания ряда чиновников (судей, исправников), отстаивания своих интересов перед верховной властью, введение родословных дворянских книг. «Жалованная грамота» Екатерины II, вводившая в России дворянское самоуправление, заложила основы для формирования дворянской корпорации, в которой решались проблемы внутри сословного взаимодействия.

Прежде всего эти документы не только освобождали дворян от обязательной службы, но и давали им внутреннюю свободу. Дворяне могли свободно определять свой жизненный путь и путь самореализации, хотя «служба Отечеству» являлась

приоритетом.

 

 

 

 

Значительным

вкладом

в

развитие

процесса

секуляризации является научная и общественная деятельность М. В. Ломоносова и друга и покровителя графа И. И. Шувалова. Прежде всего это касается открытия Московского государственного университета, который стал

новым, после Академии

наук, центром

российской науки

и культуры. Московский

государственный

университет был

82

задуман М. В. Ломоносовым и И. И. Шуваловым как светское учебное заведение. Изначально в его состав входили три факультета (юридический, медицинский, философский) и не один из них не был богословским. Московский университет на тот период был самым демократическим высшим учебным заведением и был доступен «всякого звания людям».

Процесс секуляризации, начатый Петром, не только был поддержан передовыми мыслителями того времени. Государственная власть в лице императоров российской империи продолжила политику секуляризации. Это касается преобразований, проводимых на протяжении XVIII–XIX веков.

Императрица Елизавета Петровна в начальный период своего царствования не очень уверенно ориентировалась в делах государства. Но она умела окружать себя компетентными и умными людьми. Поэтому плохо разбиравшаяся в государственно-церковных делах, но при этом глубоко верующая и воцерковленная, управление Церковью Елизавета доверила вначале архиепископу Амвросию, который своей честностью и неподкупностью заслужил ее искреннее доверие. Сам архиепископ Амвросий (к сожалению, в 1745 г. он скончался) был порядочным и деятельным и, соответственно, подбирал себе таких же преемников. Одним из них был выдвинутый им на епископскую кафедру Арсений Мацеевич, ставший главным инициатором реформ церковного управления. Лично знакомый с Елизаветой Петровной еще до ее восшествия на престол, митрополит Арсений становится после ее воцарения членом Святейшего Синода и, соответственно имел большое влияние на ход церковных дел и взаимодействия церкви и государства.

Не сразу императрица Елизавета решилась на полную секуляризацию церковных земель. На эти решительные меры её подтолкнул острый денежный дефицит, вызванный началом Семилетней войны. В октябре 1757 г. выходит указ, который реорганизовывал управление церковными имениями и продолжал государственный курс по секуляризации монастырских вотчин и их крестьян. Так, согласно указу,

83

епархии и монастыри были разделены на три класса, была введена и трехмерная градация их содержания. Государственное содержание получили далеко не все монастыри, часть вынуждена была перейти на положение приходских церквей, а часть вообще закрыться.

В 1762 г. пришедший к власти после смерти Елизаветы Петровны император Петр III подписал «Манифест о секуляризации церковных и монастырских земель». Согласно Манифесту у церкви (а точнее – у Правительствующего Синода) изымали их «независимые» земли в пользу государства. Этот Манифест не вступил в силу из-за драматических обстоятельств, прекративших царствование Петра III, и, по сути дела, мог кануть в лету при новой императрице.

Однако достаточно быстро Екатерина II в 1764 г. подтвердила этот Манифест и начала проводить радикальную церковную реформу по изъятию церковных владений и упразднения части монастырей. Эта реформа превзошла все предыдущие проекты.

26 февраля 1764 г. был подписан «Манифест о секуляризации», который подвел черту под многовековое противостояние Русской Православной церкви и государства и определил имущественно-правовое положение Русской церкви до конца синодального периода. А так как к этому времени появилось слишком много свободных от налога церковных земель, то их упразднение положительным образом сказалось и на доходах государственной казны.

Во второй половине XVIII века процесс секуляризации, сопровождавшийся крушением старой культуры (отходу от ортодоксального православия), спровоцировал в общественном сознании дворянства определенный кризис духовных и религиозных ценностей. Наиболее ярким проявлением этого кризиса было распространение вольнодумства (вольтерьянства) в России. Идеи французских просветителей, и не только Вольтера, стали крайне популярны среди образованных членов российского общества. Сама Екатерина была настолько

84

увлечена философией Просвещения, что почитала за честь личное знакомство с его представителями. Она вела активную переписку с Вольтером, по ее приглашению Россию посетили Дидро, Рейналь, Гримм.

Одной из краеугольных идей французского Просвещения было поклонение человеческому разуму, выбор естественной религии, основанной не на откровении и учении церкви, а на наблюдении поразительного разнообразия и красоты природы, «храмины чистого естества».

Распространение идей Просвещения, «вольнодумства» приводит к понижению авторитета церкви. А это повлекло за собой увлеченность мистическими идеями (масонство), распространение оккультизма, астрологии, магии и т.д.

Популярность в России масонского движения вызвана неким поиском некой альтернативы светского образа жизни, некой новой формы игровой культуры в виде таинственных обрядов, сложного ритуала, избранности, посвященности в мистическую сферу. Хотя нельзя не отрицать и такого стимула, как протест против бюрократизации церкви и формализации религиозной жизни. Среди дворян, приближенных ко двору и императору, многие были увлечены идеями масонства. В непосредственных связях с масонством

состоял и Павел I.

 

 

 

 

Политика

Павла,

даже

относительно

процесса

секуляризации, была очень противоречивой. С одной стороны, она издала порядка 70 законодательных актов, улучшающих материальное положение представителей духовенства и Русской Православной церкви. Павел I отдавал должное духовенству, как главному хранителю народной нравственности. Указы 1796–1797 гг. значительно подняли моральный престиж духовенства, были учреждены специальные знаки отличия для духовенства (украшенный драгоценными камнями крест, бархатная камилавка и малиновая скуфья).

Эти же законодательные акты увеличивали контроль светских и духовных властей над низшим духовенством, и, как

85

следствие, превращали церковь в составную часть бюрократического аппарата абсолютной монархии. Это означает, что император Павел проводил неукоснительную политику государства, начатую еще Петром I, стремившегося полностью контролировать Русскую Православную церковь.

Внук Екатерины II, император Александр I, был человеком глубоко религиозным и относился к монастырям и монашеской жизни с искренним благоговением. В этом аспекте он не разделял взгляды Екатерины и Павла относительно монастырей. Император Александр I редко отказывал монастырям в просьбах о пособиях; многие обители при нем восстановились и обстроились заново.

Однако государственную политику секуляризации, проводимую на протяжении XVIII века, Александр I полностью поддержал. Основные Законы Сперанского (статья 42) зафиксировали статус императора как «верховного защитника и хранителя догматов господствующей веры и блюстителя правоверия и всякого в церкви святой благопочитания». В акте о наследии император именуется «Главою Церкви». Таким образом, государство закрепило за собой религиозное главенство. В 1803 г. обер-прокурор Синода стал непосредственно подчиняться царю, а личные доклады членов Синода царю были отменены. С 1817 г. статус Синода снизился, поскольку Синод был включен в состав Министерства на правах отделения департамента. Эта реформа соединяла дела просвещения и церкви, уравнивала Православную церковь со всеми другими исповеданиями. Синод вновь обрел суверенитет только в 1824 г.

На процесс секуляризации российского общества существенное влияние оказало движение декабристов, которые впервые в истории Российского государства предприняли практические действия по десакрализации государственной власти, что явилось одним из проявлений процесса

секуляризации. Государственная власть, власть

монарха

в России, исторически наделена сакральным

смыслом.

86

Происхождение государственной власти – Божественное и монарх – священная особа, получающая власть от Бога.

Историческим и идеологическим корнями взглядов декабристов было то самое вольнодумство и вольтерьянство, т.е. либерально-просветительская концепция «общественного договора», которая отрицала божественное происхождение государственной власти, проповедовала изначальное равенство людей в правах и перед законом. В XVIII веке этих взглядов открыто придерживались А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, Н. И. Панин. В начале XIX века либерально-просветительской

идеологии придерживались М. М. Сперанский,

а затем

и декабристы.

 

 

Элементы

либерально-просветительской

идеологии

декабристов были продолжением новиковско-радищевской традиции, утверждавшей, что человек – категория социальная, что функция власти – исполнение воли народа, что «естественное право» может быть восстановлено лишь в результате революции. Эти постулаты были поддержаны декабристами и положены в основу их политико-правовых взглядов, которые явились значительным вкладом в процесс секуляризации. А отражены они были в конституционных проектах будущего государства: «Конституции» Н. М. Муравьева и «Русской правды» П. И. Пестеля.

При Николае I вновь было улучшено положение монастырей. По сути дела, он продолжил политику Александра I относительно духовенства. Монастырям было разрешено покупать пустующие земли, некоторые категории земельных участков освобождались от поземельного налога, под обители отводились пустующие лесные участки. Как следствие, вновь открываются ранее закрытые обители и храмы, строятся новые. К 1896 г. было окончено строительство известного Новоафонского монастыря.

Только в отношении населенных земель Николай I сохранял позицию законодательства 1764 г., которая выражалась в изъятии у монастырей западных губерний населенных земель (указ 1842 г.).

87

Таким образом, на протяжении порядка трех столетий шел процесс становления дворянства как сословия, выполнявшего наиважнейшие государствообразующие функции. Одной из них, несомненно, является формирование светского государства по западному образцу. Важнейшее значение в этом формировании играет процесс секуляризации, который, уже начиная с правления Алексея Михайловича, инициируется в правящих кругах и становится основой государственной политики. Наиболее активно политика секуляризации общества и радикального преобразования государственно-церковных отношений происходила в период правления Петра I и Екатерины II. Более лояльное отношение к церкви демонстрировалось в период царствования Елизаветы Петровны, Павла I и Николая I.

Начиная с Петра I, происходит постоянное вмешательство светской власти в дела церкви, все более и более превращая всю церковную организацию в разновидность государственного аппарата. В результате реформ церковь утрачивает свою политическую функцию – она не имеет права и возможности вмешиваться в государственные дела. Литература, живопись, музыка и другие искусства выходят из-под контроля церкви и становятся светскими. За церковью остаются следующие функции в российском обществе: культовая (богослужения, таинства, требы), духовного окормления верующих, ограниченная государством функция социальной интеграции, строго контролируемая и ограниченная государством экономическая, воспитательная (в духе поддержки и защиты самодержавия), а также функция социального служения в форме благотворительности.

К тому же, государство обязывает церковь выполнять новые функции: полицейскую (выведывать на исповеди и доносить о совершенных и планируемых преступлениях

против

государственной

власти,

о

раскольниках,

о неисповедующихся, непричащающихся

прихожанах);

благотворительную (поселение на прокормление в монастыри инвалидов, солдатских вдов и сирот); образовательную

88

(организация при архиерейских домах цифирных школ, в т.ч.

идля духовенства).

Исамое значительное, что произошло внутри церковной организации – церковь потеряла самостоятельное каноническое управление, была лишена функции законодательства и суда.

В связи с потерей самостоятельности и независимости от государственной власти, фактически сведена к нулю функция морально-нравственного контроля в обществе.

В результате целенаправленной политики российских правителей в области церковно-государственных отношений, при поддержке самого преданного власти сословия – дворянства, Российская империя сформировалась как светское государство, в котором церковь являлась лишь составной частью бюрократического аппарата самодержавия.

ТЕМА 6. РЕВОЛЮЦИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА В РОССИИ: ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ИЛИ СЛУЧАЙНОСТЬ?

В настоящее время в связи с возросшим интересом к нашему историческому прошлому в научном мире и в целом

вобществе обострилась дискуссия по вопросу о произошедших

вначале ХХ века в России поэтапно 3-х революций. Одни участники обсуждения считают, что все они были закономерны, другие – что это произошло случайно. Объясняется это в первую очередь тем, что социальноэкономическое развитие России в тот период носило противоречивый характер. Страна испытывала как подъем, так и спад. Здесь были как достижения, так и катастрофические провалы в развитии.

Россия вступила в период монополистического капитализма, когда темпы ее развития были очень высокими. Она еще не догнала по уровню развития США, Германию, Англию, но поравнялась с Францией.

Монополистические тенденции

уже

проявлялись

тогда

в России в промышленности и

в

финансовой

сфере.

89

Их развитию способствовали промышленный подъем 90-х гг.

икризис 1900–1903 гг. В этом отношении российский капитализм развивался в общем русле мировой экономики. Но каждая страна, в том числе и Россия, имела свои условия

иособенности перехода к империализму. Это во-первых.

Во-вторых, в России капитализм «насаждался» самодержавием, являвшимся орудием власти старого помещичьего класса. Самодержавие вынуждено было использовать для его укрепления новейшие достижения буржуазного прогресса и поощрять поэтому строительство железных дорог, крупных промышленных предприятий и т.д. Результатом усиленного вторжения государства в экономическую жизнь страны явились сжатые исторические сроки развития русского промышленного капитализма, высокие темпы его развития. По темпам развития страны и уровню концентрации промышленности и рабочей силы Россия занимала первое место в мире.

За последние 40 лет XIX века объем промышленной продукции в России вырос в 7 с лишним раз, в то время как

вГермании – в 5, во Франции – в 2,5, в Англии – в 2 с лишним раза. Крупные предприятия к 90-м гг. составляли всего 7 %, но давали больше половины промышленной продукции.

Быстрое развитие русского промышленного капитализма проходило без необходимой для этого перестройки низших звеньев экономической структуры. Поэтому основные этапы складывания крупного капиталистического производства, через которые прошли страны, рано вставшие на путь буржуазного развития, оказались в России сдвинутыми и как бы уплотненными. По сравнению со странами Западной Европы, система крупного индустриального производства складывалась

вРоссии в иной последовательности. На Западе потребовался «долгий инкубационный период» развития, чтобы добраться до машин, машинного производства, пароходов, железных дорог. В соответствии с этим процессом шло формирование буржуазного общества. В Западной Европе буржуазия возглавляла борьбу за более прогрессивный буржуазный путь

90

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]