Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Uspenskaya_E_Kotin_I_Sikkhizm

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
4.97 Mб
Скачать

ГЛАВА 2. Сикхское вероучение и идеология жизни

181

помощь в исполнении своих даже тайных, невыска­ занных надежд, и глубоко сокрытой мечты увидеть наказание тиранов и мучителей. Эта актуализация и конкретизация одного из аспектов Божественной власти сделала сикхского Бога более личностным, более персонифицированным и доступным для кон­ такта. Можно, по-видимому, сказать, что сикхский монотеизм нашел свое самое яркое воплощение в учении гуру Гобинд Сингха с его идеей Божествен­ ного разящего клинка.

Автобиографическая книга гуру Гобинд Сингха «Бачитар Натак» («Пестрая пьеса [жизни]») начи­ нается с приветственных и хвалебных слов Богу как мечу:

Почтительно приветствую Тебя, о Меч, с любо­ вью и благоговением.

Молю, даруй мне свою Божественную милость, чтобы эту книгу смог закончить.

К Тебе взываю, Всепобеждающий Меч, Разру­ шитель Зла, Украшение храброго.

Тверда Твоя рука и велика Твоя слава, Твое ве­ личие сияет, как свет солнца.

О Радующий вверившегося Тебе и Наказываю­ щий злодеев, Победитель грешников, ищу Твоей за­ щиты.

Слава Создателю и Хранителю мира, защищаю­ щему меня Непобедимому Покровителю Мечу!

Меч, к которому гуру обращает свое приветствие, это не обычный меч. Для Гобинд Сингха сикхский Бог остается обладателем всех отмеченных предыду­ щими гуру качеств, но в своей философской концеп­ ции он особенно выделяет аспекты Вечности-во-вре- мени и Разрушения, или Смерти как наказания. Речь здесь идет не о разрушении всего мира ради раз­ рушения и гибели, а об уничтожении отдельных на­ рушающих гармонию фрагментов картины мира. Бог

182

E. H. УСПЕНСКАЯ, И. Ю. КОТИН. Сикхизм

в концепции гуру Гобинда — Акал Пурукх. О Нем сказано так: «Время —вот единственный Бог. Начи­ нающий и Завершающий, Создатель и Разрушитель. Как могут обычные слова описать Его». Эти фило­ софские вопросы тесно связаны с действием Закона кармы, и человек не может определять, подлежит ли злодей наказанию. Но человек апеллирует к Тому, кто может это решать: предполагается воздаяние справедливости злодеям. Кроме того, поскольку Бог наделяет долей благ все свои создания, не оглядыва­ ясь на личности (как говорил гуру Нанак, «Злодеи тоже нужны в этой пьесе жизни»), то, «что получено ими при рождении, то получено». Например, пади­ шах Аурангзеб получил возможность править стра­ ной. Но надо контролировать, как ведут себя тираны в жизни, и взывать к справедливости Бога. Только Он принимает решения о времени жизни каждого су­ щества.

«Я жил в суровой простоте, я почитал Великую Смерть», —говорил гуру Гобинд Сингх. Он объявил меч и вообще сталь (железо) символами функции разрушения, и Бог в его трактовке — «ПолностьюЖелезный» Сарблох, непобедимый разящий клинок. Почтение к железу и стали как символу уничтоже­ ния сочетается здесь с идеей чистоты и святости рожденного в огне металла. «О Вечный Бог, Ты наш Щит, наш Кинжал, Нож, Меч, который мы имеем в руках. Нам дан Защитник, Вечный Божественный Господин небес. Нам — мощь и непобедимая сила Полностью-Железного. Для нас —Бег Вечного Вре­ мени. Единый и Истинный, Ты спасешь Твоих вер­ ных слуг».

Идеи Гобинд Сингха, строго говоря, не звучат в сикхской проповеди вероучения в обязательном по­ рядке, так как его сочинения не входят в Ади Грантх. Воинственный дух гуру Гобинда представлен в «Кни-

ГЛАВА 2. Сикхское вероучение и идеология жизни

183

ге Десятого Гуру» Дасам Грантх и сочетается в ней с текстами вполне индуистского характера. Однако со­ ответствующие отрывки из нее непременно читаются во время обряда вступления в хальсу.

Таким образом, позицию гуру Нанака и трактов­ ку Гобинд Сингха нельзя считать ни противополож­ ными, ни даже разными. Учение гуру Гобинд Синг­ ха о Вечном Боге, персонифицированном как меч, Полностью-Железный Акал Пурукх Сарблох, пред­ ставляет собой логическое завершение идей гуру Нанака и его преемников об изначально справедли­ вом устройстве мира как Божественного творения. Вместе с тем учение гуру Гобинд Сингха о необхо­ димости активной борьбы за торжество справедли­ вости и истины не противоречит ни этическим, ни мировоззренческим основаниям раннего сикхизма.

Гуру Гобинд Сингх, вооружив себя и свою паству в предстоящих реформах этими идеями, занялся тем, что он называл «я научу воробьев охотиться на яст­ ребов, я научу одного человека сражаться с целым войском».

• Хальса Пантх

Хальса Пантх, или хальса, — это название, данное гуру Гобинд Сингхом сикхской общине, реформиро­ ванной его нововведениями. Хальса Пантх — воин­ ственное бескастовое, готовое к самопожертвованию братство сикхов. Название «хальса» происходит от арабского слова со значением «чистый», означающе­ го также «собственность, удел (Бога)». Организо­ ванная гуру Гобинд Сингхом и существующая по его заветам хальса состоит из сикхов, признающих уче­ ние всех десяти гуру и принимающих особую ответ­ ственность за существование общины. Эта ответст­

184 E. H. УСПЕНСКАЯ, И. Ю. КОТИН. Сикхизм

венность проявляется в том, что они всегда подчерк­ нуто выказывают свою принадлежность к сикхизму, никогда не отрекаются от своей веры и всегда гото­ вы положить за нее жизнь.

Вступление в хальсу совершается во время обря­ да инициации амрита самскар, или пахалъ, и сопро­ вождается клятвой принятия формального кодекса дисциплинарных наказов гуру Гобинд Сингха, кото­ рые носят название рахит.

Первое посвящение в хальсу, как уже говори­ лось, провел сам гуру Гобинд Сингх 30 марта 1699 г. Драматическая история с первыми Панч Пьяре, ко­ торые составили начальное ядро сообщества сикх­ ских воинов, повторяется в несколько редуцирован­ ном виде в сценарии обряда посвящения в хальсу до наших дней.

Гуру Гобинд Сингх говорил, что хальса создана им по прямому указанию Вечного Бога —Акал Пурукха. Самого себя гуру провозгласил одним из рав­ ных и был принят в хальсу вместе со всеми осталь­ ными, согласными с ее условиями. Как гласит пре­ дание, в этот день гуру Гобинд обратился к сикхам с такой речью: «Пусть все примут одну веру и по­ кончат с религиозными различиями. Пусть откажут­ ся от индуистских каст, предписывающих разные нормы поведения, и станут братьями. Пусть никто не чувствует превосходства над другими. Пусть ни­ кто не будет отдавать дань Гангу и другим местам паломничества, о которых с почтением говорят пиа­ стры, или поклоняться воплощениям, таким как Ра­ ма, Кришна, Брахма или Дурга, а уверуют в гуру Нанака и других гуру. Пусть все примут мое посвя­ щение, едят с одного блюда и не чувствуют друг к другу ни отвращения, ни презрения». По мысли гуру Гобинд Сингха, момент посвящения в хальсу озна­ чал для сикхов полный разрыв со своим прошлым

ГЛАВА 2. Сикхское вероучение и идеология жизни

185

и обретение новых привязанностей и ценностей в жизни. Во время церемонии инициации, как счита­ ется, сикхи отрекаются от своих прежних семейных связей, от занятий, которые ранее определяли их ме­ сто в обществе, от своих до-сикхских верований и выполнявшихся прежде обрядов. Их религиозное чувство и служение отныне должны быть направле­ ны только на Акал Пурукха. Это было абсолютно необходимое требование во времена гуру Гобинд Сингха, когда община пополнялась индуистами раз­ ных каст и мусульманами. Позднее столь строгие клятвы были несколько смягчены и вообще приоб­ рели характер обрядовой формулы.

Члены хальсы продолжали жить в миру, и само сикхское общество со временем сделалось почти пол­ ностью состоящим из прошедших посвящение муж­ чин и женщин. Но процесс признания нововведений гуру Гобинд Сингха был долгим, не все приняли тре­ бования жизни в хальсе, а многие и вовсе отступили перед лицом клятвенного принятия на себя трудных обязанностей воина и защитника, в те времена еще и смертельно опасных. Некоторые не могли решиться даже однозначно провозгласить себя приверженцем сикхизма и предпочли воспринимать его как вариант индуизма.

С этого времени в сикхизме выделяются два основных подразделения: хальса и сахадждхари сик­ хи. Эти последние, буквально «те, кто выдерживает время», не становятся членами хальсы. Сахадждхари не приемлют воинственности хальсы, лояльно отно­ сятся к индуистскому влиянию и так далее. Они иногда подчеркнуто называют себя Нанакпантхи, то есть «следующие по пути Нанака». Они отличаются от хальсы не только концептуальными особенностя­ ми трактовки сикхского вероучения, но и внешним видом.

186 E. H. УСПЕНСКАЯ, И. Ю. КОТИН. Сикхизм

Приняв посвящение в хальсу, сикх отныне имеет право посещать самые священные места сикхов. Члены хальсы должны всегда носить пять знаков принадлежности к хальсе, имея которые легко быть узнанным и трудно отречься от своей веры. Все эти эмблемы обозначаются словами, начинающимися на букву «к», и поэтому обычно называются «пять К». Это кеш — длинные волосы, борода и усы, никогда не стриженные и не бритые; кангха — деревянный гребень в волосах, который помогает аккуратно их уложить, а не распускать в беспорядке, как это де­ лают порицаемые сикхами аскеты; кода —стальной (железный) браслет на правом запястье; канчха — короткие штаны, какие носили солдаты того вре­ мени (в отличие от набедренной тканевой повязки дхоти индийских крестьян); кирпан — кинжал. Все вступившие в хальсу мужчины получают дополне­ ние к имени, нечто вроде единой для всех фамилии или титула — «Сингх» (буквально: «лев»), как знак общего братства и равенства, знак принадлежности к одной семье. Аристократический титул «Сингх» до этого был распространен только в среде воинских сословий. Учитывалось и то, что принятие титулафамилии Сингх имело значение отмены прежнего кастового наименования или фамилии, по которой каста видна. Женщины получают имя-титул «Каур» (буквально «принцесса») и не меняют его в замуже­ стве, чем очень гордятся.

Гуру Гобинд Сингх не объяснял, почему он вво­ дит символы принадлежности к хальсе. Существует множество интерпретаций символического значения «пяти К». Чаще всего нестриженые, то есть не ли­ шенные магической силы волосы рассматриваются как главный знак отличия хальсы. Сикхи хальсы иногда так и называются кешдхари — «носящие во­ лосы». Свои длинные волосы сикхские мужчины

ГЛАВА 2. Сикхское вероучение и идеология жизни

187

держат в исключительном порядке. Они укладывают их высоко на голове с помощью гребня, на который волосы накручиваются и потом им же закрепляются. Гребень —символ чистоты и аккуратности, который, как считается, члены хальсы носят в подражание самому гуру Гобинд Сингху. Прическу закрывают муслиновой повязкой-платком и сверху надевают тюрбан; борода и усы завиваются в веревочку и уби­ раются под тюрбан тоже. Это действительно придает сикхам очень характерный облик. Совсем маленькие мальчики, тоже не стригущие волос, носят обычно две косички, закрученные баранками или улитками над ушами, а мальчики постарше и юноши, еще не имеющие бороды и усов, носят скрученную на ма­ кушке прическу, которую тщательно накрывают не­ большим квадратным кусочком ткани и перетягива­ ют резинкой, хотя считается, что тюрбан можно но­ сить уже с пяти лет. Повзрослевшие (имеющие усы и бороду), а также все женатые мужчины появляют­ ся на людях непременно в тюрбане. Его снимают только дома. Тюрбан стал практически неотъемле­ мым дополнением к эмблеме кеш. Тюрбан накручи­ вается из полосы тонкого муслина длиной 3—6 м и может иметь множество фасонов, наиболее распро­ страненным из которых является тот, где полосы ровно и аккуратно навиваются под углом друг к дру­ гу, образуя красивую драпировку надо лбом. Цвет сикхского тюрбана имеет символическое значение. Так, розовый надевается на свадьбу (не только соб­ ственную, но и в гости), белый — траурный. Яркожелтый цвет горчицы символизирует весну и умес­ тен во время праздника Байсакхи. Черный долгое время носили члены воинственного ордена Акали, которые теперь перешли на серо-голубой, стальной цвет. Красный всех оттенков, включая бордо, ярко­ синий, голубой, темно-зеленый и фиолетовый умеет-

188

E. H. УСПЕНСКАЯ, И. Ю. КОТИН. Сикхизм

ны во многих бытовых и официальных ситуациях. Белоснежный тюрбан, накрученный надо лбом пря­ мо, без угла, носят представители секты намдхари. Тюрбан цвета хаки составляет непременную принадлежность формы сикха —служащего индий­ ской армии.

Ношение брюк, а не характерной для индуистов набедренной повязки дхоти, считается символом по­ стоянной готовности к действиям и означает быст­ роту и проворность. Браслет символизирует сдер­ жанность характера и подчинение гуру. Меч являет­ ся символом силы, храбрости и, конечно, орудием самозащиты.

Кодекс дисциплины рахит содержит обязатель­ ные для сикха заповеди. Они такие: не стричь и не брить волос на теле; воздерживаться от курения, употребления алкоголя и других интоксикантов (ко­ нопли и мака); не есть мяса животных, убитых при­ нятым у мусульман способом (халал), хотя мож­ но употреблять мясо животного, убитого одним ударом; воздерживаться от интимных отношений с мусульманами. В хальсе запрещаются характерные для индийского традиционного воинского кастового сообщества раджпутов сжигание вдовы на костре умершего мужа (сати), затворничество женщин и инфантицид девочек. Кроме того, последователи учения сикхских гуру должны помогать слабым, бо­ роться с угнетателями, верить в единого Бога и счи­ тать всех людей равными независимо от касты. За­ писанные версии кодекса поведения для хальсы на­ зываются рахит-нама.

Гуру Гобинд Сингх гордился своей хальсой и го­ ворил: «Хальса часть моего тела, это его сердцевина, и я часть тела хальсы». Хальса Пантх, по завету гу­ ру Гобинд Сингха, является представителем гуру. Сикхские гуру, хотя их было десять, несут один свет

ГЛАВА 1. Сикхское вероучение и идеология жизни

189

и являются как бы одной личностью — во времени представленной этими десятью формами. Сикхские теологи и религиозные просветители обычно пишут о своих гуру в единственном числе, не уточняя, кто из них именно сказал те или иные мудрые слова. Последний их них, гуру Гобинд Сингх, как верят сикхи, перешел телесно в общину Пантх, и теперь она представляет собой воплощение сикхских гуру. По словам гуру Гобинд Сингха: «Там, где есть Ади Грантх и любые пять сикхов, представляющие хальсу, — там будет гуру». Панч Пьяре как символ гуру и как представители общины избираются в разных ситуациях: закладывать новый храм, для особо важ­ ных церемоний и так далее, чтобы присутствовать на них, проводить их, как это сделал бы живой гуру.

Вера сикхов в коллективный разум общины, в истинность общего решения находит свое вопло­ щение в демократических традициях управления в этом сообществе. Резолюция-решение мата, приня­ тое выборными представителями общины, становит­ ся гурумата — «приказом гуру». Стихи Гурдаса го­ ворят об этом так: «Там, где один сикх, —там один сикх, там, где два сикха, —там собрание святых, там, где пять сикхов, —там Бог». Очень важно обратить внимание на то, что с тех пор, как линия гуру пре­ кратилась, при столкновении с разными внешними и внутренними вызовами именно Пантх принимает решения. И они, принятые по заведенной процеду­ ре, имеют для всех силу приказа к выполнению и остаются для сикхов важными и действенными так долго, как это необходимо.

Пантх — сообщество всех сикхов. Сангат — ло­ кальная сикхская община, содержащая свой храм. Сангат —часть Пантха. Сангат занимается тем, что проводит общинные моления и организует служение на благо общины сева. Каждый сикх входит в тот

190

E. H. УСПЕНСКАЯ, И. Ю. КОТИН. Сикхизм

или другой сангат по месту своего храма и таким образом непосредственно приобщается к общинной ипостаси гуру.

Считается, что своего рода манифест хальсы гуру Гобинд Сингх представил в своем знаменитом пись­ ме Зафар-Нама, адресованном падишаху Аурангзебу и теперь входящему в состав «Книги Десятого Гу­ ру». В нем гуру выразил открытое неповиновение и даже вызов врагам хальсы. Это дало нужный резуль­ тат, и с тех пор метод признается успешным. Но речь идет не просто о вооруженном неповиновении. Праведная война за справедливость служит Божест­ венной цели, является выполнением Его воли. Надо отметить, что воинственность хальсы не была обра­ щена против мусульман. Сам гуру Гобинд Сингх, потерявший от рук моголов отца, всех четверых сы­ новей, мать и большинство самых близких соратни­ ков, никогда не говорил о том, что нужно отомстить убийцам или свести с ними счеты. Он, и это широко известно, всегда имел много мусульман-помощни- ков, в том числе даже солдат, сражавшихся на его стороне. Он не провозглашал борьбы с мусульмана­ ми. Он считал, что его миссия началась после гибели отца, гуру Тегх Бахадура, и состояла в том, что он продолжил его дело защиты веры тем, что вел пра­ ведную войну дхарм-юдх. Такая война ведется не для собственной выгоды, не для грабежа и не для захвата территорий — она ведется за принципы ве­ ры. В «Бачитар Натак» Гобинд Сингх говорит о сво­ ем отце: «Гуру Тегх Бахадур погиб, защищая тилаки и священные шнуры индуистов». О себе же говорит так: «Защищать правду в любом месте, пресекать грех и наказывать зло я пришел. Чтобы праведность торжествовала, чтобы хорошие люди могли жить, а тираны были бы искоренены с земли». В справедли­ вом противостоянии с врагами главный помощник

Соседние файлы в предмете Международные отношения Индия