Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История русской литературы 20 века 3 часть.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
07.09.2019
Размер:
343.04 Кб
Скачать

Драматургия

Драматургия в контексте современной общественной и литературной ситуации. Роль театрального эксперимента в творческих поисках драматургов.

Появление новой исповедальной струи в сценарном искусстве (произведения Г. Шпаликова, Б. Ахмадулиной и др.). Мировоззренческие искания в кинодраматургии 70—80-х гг. Творчество новой плеяды кинодраматургов (Г. Полонский, А. Гребнев, В. Трунин, Н. Рязанцева, Р. Ибрагимбеков и др.). Самобытная кинодраматургия В. Шукшина.

Освоение новых социальных и психологических конфликтов и развитие нетрадиционных форм литературного сценария в кинодраматургии постсоветского периода (А. Кабаков, Ю. Арабов, Л. Петрушевская и др.). Возвращенная сценарная литература. Публикации сценариев А. Платонова.

Обращение сценаристов непосредственно к читателю. Альманах «Киносценарии».

Драматургия и театр в годы перестройки. Кризис «производственной» драмы 1970-х — начала 80-х годов. Отказ драматургии от абсолютизации «делового» героя и приоритет нравственных понятий, духовных критериев в оценке общественной значимости человека.

Драматургия т. н. «новой волны» (Л. Петрушевская, В. Славкин, В. Арро, А. Галин и др.), ее бытовой «непричесанный» реализм. Трагедия безверия и неприкаянности, ее решение на уровне сугубо бытовой проблематики. Мотив несостоявшейся судьбы, ностальгии по прошлому («Три девушки в голубом» Л. Петрушевской, «Взрослая дочь молодого человека», «Серсо» В. Славкина, «Восточная трибуна» А. Галина и др.) как развернутая драматургическая метафора неисполненных желаний, нереализованного духовного потенциала личности. Изображение новых «хозяев жизни», раскрытие их духовной ущербности, ограниченности интеллектуального мира («Смотрите, кто пришел!» В. Арро).

Драматургия «новой волны» и театр А. П. Чехова: освоение традиций классики. Л. Петрушевская как лидер этой драматургии. Художественный мир ее пьес — мир «узников быта», выявление его связей с исторической и социальной реальностью. Зависимость эстетики драматургов «новой волны» от традиции А. Вампилова, от найденного им типа «антигероя» (Зилова, Шаманова), вторичность художественных решений. Спад «новой волны» в драматургии к началу 90-х годов. Социально-психологическая драматургия Э. Радзинского («Спортивные сцены 1981 года», «Она в отсутствии любви и смерти», «Наш Декамерон»). Проблема «женской судьбы» («Звезды на утреннем небе» А. Галина, «Пришел мужчина к женщине» С. Злотникова, «Я стою у ресторана» Э. Радзинского). Психологизм драматургии 80-х годов и его значение для исследования духовной атмосферы общества.

Перемены в типе конфликтной ситуации. Конфликт старшего поколения и вступающего в жизнь («Гнездо глухаря», «Кабанчик» В. Розова, «Виноватые» А. Арбузова, «Дорогая Елена Сергеевна» Л. Разумовской и др.) как конфликт мировоззренческий, нравственный. Обращение драматургов к конкретной истории тоталитарного государства, к проблеме трагических последствий тоталитаризма для нынешнего поколения («Холодный дом» А. Хазанова, «Волчица», «Вожди» Г. Соловского).

Вхождение в литературу для театра нового поколения писателей на рубеже 80-х—90-х годов, их творческие искания в радикально изменившейся социально-политической и духовной атмосфере. Отступление от жизнеподобия, от форм внешней реальности как негативная реакция на советские эстетические стандарты. Художественное преобразование яв­лений обыденной жизни для обнаружения сущностных, бытийных проблем, для постановки «вечных» вопросов. Черты сюрреалистической эстетики в драматургии Н. Коляды («Рогатка», «Канотье»), соединение лирически возвышенного с грубым натурализмом. Проникновение в дра­матургию элементов театра абсурда («Сны Евгении» А. Казанцева, «Черная звезда» Я. Верещака). Тема распада коммуникативных связей человека, стирания связей между реальностью и игрой; персонажи как марионетки в абсурдистской ситуации, восприятие мира как сумасшедшего дома, как «дурацкой жизни», населенной людьми-фантомами, оборотнями («Чудная баба» Н. Садур, «Вальпургиева ночь, или Шаги командора» Вен. Ерофеева).

Постмодернизм в современной русской драматургии («В землянке», «Пельмени» В. Сорокина, «Русский инвалидъ» за 18 июля...» М. Угарова, «След осьминогов», «Ла фюнф ин дер люфт» А. Шипенко, «Как я съел собаку» Е. Гришковец и др.). Переплетение быта и фантасмагории, жизни, превращенной в миф, низведенной до сказки («Русский сон» О. Михайловой, «Как старики умирать ходили» Б. Гаврилова). Современный русский авангардный театр и западная абсурдистская драма.

Жанровая палитра современной русской комедиографии: сатирическая комедия («Цитата», «Лузган» Л. Зорина, «Кресло» А. Алтаева), комедия-памфлет («Сдвиг по фазе» М. Казовского), эксцентрическая комедия («Бдым», «Сцены у Фонтана» С. Злотникова), комедия-лубок («Печка на колесе» Н. Семеновой), «черная» комедия («Медовый месяц в лагере смерти» А. Козловского, «Бес...» А. Иванова) и др. Расширение жанровых параметров комедиографии, «смешение» жанров, тяготение комедии к драме, ее насыщение мелодраматическими и трагикокомедийными мотивами.