Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
РОЗДІЛ ІІІ.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
26.08.2019
Размер:
1.74 Mб
Скачать

Риновирусы

Риновинрусы человека принадлежат к сем. Picornaviridae, роду Rinovirus, в состав которого входят также риновирусы лошадей и крупного рогатого скота.

Риновирусная инфекция (заразный насморк) — острое вирусное заболевание дыхательных путей, протекающее с преимущест­венным поражением слизистой оболочки полости носа.

Этиология. В настоящее время известно более 120 серотипов риновирусов, между отдельными серотипами выявлены перекрестные серологические реакции. Риновирусы принадлежат к простым РНК-содержащим вирусам, по химическому составу, морфологии и структурным особенностям почти идентичны энтеровирусам. Риновирусы от энтеровирусов отличаются лишь низкой устойчивостью в диапазоне значений рН от 3,0 до 5,0 (т.е. кислоточувствительностью) и холодолюбием (оптимальная температура для их репродукции составляет 33оС). Пиновирусы устойчмвы к многократному заиораживанию и оттаиванию. Диаметр вириона 20-30 нм. Мало устойчивы в окружаю­щей среде.

Эпидемиология. Риновирусная инфекция распространена повсеместно, но наиболее часто встречается в странах с умеренным и холодным климатом. Регистрируется в виде эпидемических вспышек, особенно в крупных городах, обычно в холодное и сырое время года (осень, зима). Спо­радическая заболеваемость регистрируется круг­лый год. Источником инфекции являются боль­ные и вирусоносители. Путь распространения — воздушно-капельный и, возможно, контактно-бытовой при попадании отделяемого из носа больного, загрязненных рук в нос или глаза здо­рового человека. Передача инфекции через пред­меты обихода, игрушки, хотя и возможна, но реализуется редко из-за нестойкости вируса. Дли­тельность заразного периода — 5 дней.

Восприимчивость к риновирусной инфекции поголовная. Наибольшая заболеваемость регист­рируется среди детей, особенно организованных в детские коллективы (детские сады, школы). При заносе вируса, ранее не циркулирующего в данной местности, заболевают практически все контакти­рующие с источником инфекции, в том числе и дети первых месяцев жизни. После перенесенного заболевания формируется типоспецифический непродолжительный иммунитет. Предполагается, что резистентность к инфекции определяется как сывороточными IgG, так и секреторными IgА, а также — продукцией интерферона

Патогенез. Входные ворота инфекции— сли­зистая оболочка носа. Размножение вируса в эпи­телиальных клетках верхних дыхательных путей приводит к возникновению местного очага воспа­ления, что сопровождается отеком слизистой обо­лочки, выраженной гиперсекрецией.

В тяжелых случаях возможно проникновение вируса из места первичной локализации в общий кровоток, возникает вирусемия, что клинически сопровождается появлением общей слабости, разбитости, мышечными болями. Вследствие ослабления местной защиты, может активизиро­ваться бактериальная инфекция, что ведет к появ­лению осложнений — отитов, трахеобронхитов, пневмонии.

Клинические проявления. Инкубационный период составляет от 1 до 5 дней, чаще — 2-3 дня Заболевание начинается остро, с общего недомо­гания, познабливания, субфебрильного подъема температуры тела, заложенной полости носа, чихания, чувства инородного тела в горле или неловкости, царапания, покашливания. Часто мучает легкая головная боль в области переносья и ломота во всем теле. Уже к концу первых суток нос полно­стью заложен, дыхание через нос невозможно. Появляются обильные водянисто-серозные выде­ления. Слизистая оболочка полости носа гиперемирована, отечна. Вследствие обильного выделе­ния из носа и частого пользования носовыми платками, в преддверии носа появляется мацера­ция кожи, характерно обильное слезотечение. Часто на губах и в преддверии носа возникают герпетические высыпания. Вероятны жалобы больных на полное отсутствие обоняния, вкуса, понижение слуха. У части больных может усилиться кашель, появля­ется осиплость голоса, а также явления трахеита и трахеобронхита. На 2-3 день болезни выделения из носа становятся более густыми, слизисто-гнойными, что свидетельствует о присоединении бактериальной инфекции. Продолжительность болезни — 5-7 дней.

Осложнения обычно обусловлены бактери­альной инфекцией. Чаще встречаются синуситы, отиты, гаймориты.

Диагноз обычно ставится на основании обильных слизистых выделений из полости носа, наличия мацерации кожи в преддверии носа, легкого не­домогания и покашливания при нормальной или субфебрильной температуре тела. Большое значе­ние имеют эпидемиологические данные — ана­логичные заболевания в окружении больного.

Лабораторная диагностика. Для лабораторного подтверждения использу­ют выделение вируса на первичной культуре клеток почек и легких эмбриона человека, диплоидной культуре клеток легких эмбриона человека. Материалом для исследования являются смывы с носовой части глотки и мазки из плости носа, которые берут в первые три дня заболевания. Индикацию риновирусов в зараженной клеточной культуре проводят по ЦПД и с помощью МФА.

Серологическая диагностика осуществляется путем исследования парных сывороток крови в реакции нейтрализации.

При быстрой диагности­ке используется метод иммунофлюоресценции, с помощью которого обнаруживают антиген в эпителиальных клетках носоглотки.

КОРЬ

Корь — вирусная инфекция, передающаяся воздушно-капельным путем, характеризующаяся цикличностью течения, синдромами интоксика­ции, катарального воспаления и экзантемы.

Корь до применения антибиотиков характеризовалась всеоб­щей заболеваемостью и большой тяжестью с высокими показателями летальности и смертности, вполне оп­равдывая название "детской чумы". Так, потери от кори за 10 лет (1900-1910) в одной только Европе составили около миллиона человек. Давно было из­вестно, что тяжесть течения и неблагоприятный исход кори определяются в основном осложнениями. По мере накопления микробиологических, патоморфологических и клинических данных было установлено ведущее значение в развитии осложнений различной бактери­альной флоры — патогенной и даже условнопатогенной: пневмококковой, стрептококковой, стафилококко­вой и др.

Антибактериальная терапия позволила уменьшить летальность от кори в десятки и сотни раз, резко сни­зив частоту и тяжесть осложнений кори. Однако забо­леваемость корью, по-прежнему, оставалась высокой, в связи с чем корь на данном этапе все еще продолжала играть существенную роль в патологии детей.

В условиях широкого проведения активной иммунизации удалось добиться значительного и стабильного снижения заболеваемо­сти, произошло также дальнейшее снижение показате­лей тяжести кори.

Таким образом, использование эффективных ле­чебных и профилактических средств обусловило суще­ственные изменения в эпидемиологической характери­стике кори, сделало ее управляемой инфекцией.

Этиология. Фильтрующаяся природа возбудите­ля кори была доказана в 1911 г классическими опыта­ми Андерсена и Гольдбергера, которым удалось полу­чить экспериментальную корь у обезьян при заражении их фильтратами слизи из носа больных корью.

Возбудитель кори относится к группе крупных миксовирусов (семейство Paramyxoviridae, род Morbillivirus), имеет неправильную сферическую форму с диаметром вириона 130-240 нм. Иссле­дование химического состава выявило наличие в нем рибонуклеиновой кислоты и наружной липопротеиновой (суперкапсидной) оболочки с гликопротеидными выступами. В род коревых вирусов входят также возбудители чумы собак, чумы крупного рогатого скота и вирус подострого склерозирующего панэнцефалита.

Геном вируса представлен одной молекулой однонитчатой «-« РНК с молеклярной массой 5-6х106D и коеффициентом седиментации 52S.

Структурные белки представлены 6-8 полипептидами: гемагглютинином (НА) – 76 kD, F1 – 42 kD, F2 – 20kD, мембранным белком (М) – 37 kD, нуклеокапсидным 9NP) – 58 kD и белком полимеразного комплекса (Р) – 62 kD. Внешние белки оболочки вириона – НА и F гликозилированы. Коревой вирус имеет сложную антигенную структуру и обладает ин­фекционными, комплементсвязывающими, гемагглютинирующими и гемолизирующими свой­ствами. Гемагглютинирующая, гемолизирующай и симпластобразующая активность вируса связана с функцией гликопротеидов. Изучение штаммов вируса кори, выде­ленных в различных странах мира, показало их полную идентичность в антигенном отношении. В ответ на воздействие антигенов вируса кори в ор­ганизме больного или вакцинированного ребенка вырабатываются соответствующие антитела (ви-руснейтрализующие, комплементсвязывающие, антигемагглютинирующие, антигемолизирующие), которые могут быть выявлены соответст­вующими серологическими реакциями.

Резистентность. Возбуди­тель кори неустойчив во внешней среде, чувстви­телен к ультрафиолетовым лучам и видимому свету: при дневном свете в капельках слюны по­гибает в течение 30 минут, при высыхании — сразу же. Устойчив к антибиотикам. Не утрачивает активность в диапазоне рН от 5,0 до10,5. Вирус может быть выделен из крови и носоглоточных смывов больных корью в катаральном периоде и в первые часы появления сыпи. Ряд авторов показали воз­можность его выделения и из других материалов — кала, мочи, спинно-мозговой жидкости, отде­ляемого конъюнктив, лейкоцитов крови. После длительных пассажей на тканевых средах из некоторых штаммов полу­чаются аттенуированные непатогенные штаммы с высокой антигенной активностью, которые могут быть использованы для иммунизации против кори.

Эпидемиология. Источником коревой ин­фекции является только больной человек. Вирусоносительство при кори не установлено. Зарази­тельность больного начинается с последних дней инкубационного периода и продолжается в тече­ние периодов катарального и высыпания. Наибо­лее заразительным больной является в катараль­ном периоде, к 3-4 дню от начала высыпания его эпидемическая опасность резко снижается. С 5-го дня высыпания больной считается незаразным и его изоляция может быть прекращена. Реконвалесценты кори эпидемически безопасны.

Путь передачи вируса кори от больного к здоровому человеку воздушно-капельный. Вирус в большом количестве попадает в окружающую среду в виде капелек слизи при кашле, чихании, разговоре. Он может распространяться на значи­тельные расстояния от больного, проникать в соседние помещения, расположенные по общему коридору, в группы детского учреждения, имею­щие общий вход, и даже на другие этажи (при наличии общей лестничной клетки или через ще­ли). Через предметы и третье лицо передача ин­фекции практически отсутствует, вследствие ма­лой устойчивости вируса во внешней среде. Одна­ко в исключительных случаях возможность такой передачи все же следует учитывать (при непо­средственном переходе в течение короткого срока от больного к здоровому, восприимчивому к ко­ри).

Естественную восприимчивость к кори можно считать всеобщей (индекс восприимчи­вости приближается к единице). Единственной возрастной группой с временной естественной защищенностью против кори являются дети пер­вых трех месяцев жизни с врожденным иммуни­тетом, полученным от матери, перенесшей корь или прививку. После 3 месяцев иммунитет снижа­ется и в возрасте 6-10 месяцев жизни дети стано­вятся восприимчивыми к кори. Однако, если мать корью не болела и не привита, ребенок оказыва­ется восприимчивым к кори уже с первых дней жизни. Может быть даже внутриутробное зараже­ние ребенка, если мать заболевает корью во время беременности.

Лица, не болевшие корью и не привитые против нее, остаются высоко восприимчивыми к кори в течение всей жизни и могут заболеть в любом возрасте.

Патогенез. Воротами инфекции служит слизистая оболочка верхних дыхательных путей. С кровью вирус разносится по организму, размножаясь и накапливаясь в ретикулоэндотелиальной системе. В конце инкубационного периода вирус поражает кожные покровы, конъюнктивы, слизистые оболочки респираторного тракта и ротовой полости. В отдельных случаях вирус может заноситься в головной мозг и, персистируя в его клетках, вызывать медленную инфекцию со смертельным исходом - подострый склерозирующий панэнцефалит. В этом случае клетки мозга содержат огромное количество вирусных нуклеокапсидов, способных передаваться в здоровые клетки по межклеточным мостикам и вызывать новые циклы репликации, приводящие к постепенной дегенерации нервных клеток. Вирус кори, возможно, вызывает и другую тяжелую латентную инфекцию - множественный склероз.

Иммунитет после перенесенной естественной коревой инфекции стойкий. Повторные заболевания встречаются редко. Иммунитет после прививок живой вакциной обеспечивает защитный эффект в течение около 15 лет.

Диагностика.

Для установления диагноза кори в периоде высыпания существенную помощь оказывает анамнез болезни — данные о сочетании симпто­мов интоксикации (лихорадка, вялость, слабость) и катарального воспаления (кашель, конъюнкти­вит, заложенность носа), с их постепенным нарас­танием до максимального уровня к началу высы­пания. Важный диагностический признак — по­явление сыпи (обычно на 3-4 день болезни), вна­чале на лице, с этапным распространением в те­чение 3-4 дней и переходом в пигментацию. Наряду с сохраняю­щимися и в этом периоде изменениями слизистых оболочек полости рта они позволяют с полной достоверностью диагностировать корь. Типичным является также вид больного — одутловатость лица, отечность век, сыпь на лице крупная, пятнистопапулезная, занимает область носогубного треугольника

Эпидемиологический метод в современных условиях, при спорадической заболеваемости корью, почти утратил свое значение. В условиях очаговых заболеваний данные эпиданамнеза должны учитываться с известной осторожностью, так как очаги в детских коллективах нередко имеют смешанный характер с наличием как кори, так и краснухи и других вирусных инфекций, сопровождающихся экзантемой (ЕСНО, Коксаки)

Лабораторная диагностика кори включает несколько методов: гематологические данные, цитологическое исследование отделяемого из носа (цитоскопический метод), выделение вируса (вирусологический метод), выявление антител (серологический метод).

Гематологические данные при коревой ин­фекции характеризуются определенной типично­стью и зависят от периода болезни. Уже в ката­ральном периоде имеет место лейкопения, уменьшение нейтрофилов и лимфоцитоз, в перио­де высыпания лейкопения может быть еще более выраженной, число эозинофилов и моноцитов значительно снижено, СОЭ умеренно увеличена.

Цитологическое исследование носового отде­ляемого (цитоскопия) позволяет обнаружить ха­рактерные для кори многоядерные гигантские клетки.

Вирусологический метод в виде выделения вируса в культуре ткани в целях диагностики кори используют в ограниченных случаях, что связано со сложностью и длительностью исследования Обнаружение вируса кори методом иммунофлюоресценции позволяет диагностировать корь уже в ранние сроки заболевания. В то же время быстрое исчезновение вируса кори из организма больного делает невозможным его использование в периоде высыпания, хотя именно в эти сроки обычно воз­никает необходимость в точной диагностике кори. Кроме того, методы иммунофлюоресценции, с успехом применяемые при специальных исследо­ваниях, еще не разработаны для широкого прак­тического применения.

Серологический метод исследования (с по­мощью РТГА и РПГА) получил широкое распро­странение в связи с доступностью и достоверно­стью. Для получения четких результатов необхо­димо соблюдение сроков обследования. Кровь для первого исследования следует брать как можно раньше — не позже третьего дня от появления сыпи и даже — в катаральном периоде. Обследо­вание больных после 5-6 дня от высыпания, когда антителообразование может уже закончиться, не всегда позволяет установить достоверное нараста­ние титров к моменту второго обследования. Для точности результатов существенное значение имеет также интервал между первым и вторым взятием крови. Чем он более продолжителен, тем больше вероятность выявления выраженных раз­личий в титрах антител В связи с этим повторное взятие крови следует проводить через 10-14 дней. В отдельных случаях (преимущественно после введения гамма-глобулина) наблюдается замед­ленное нарастание титра антител, что определяет необходимость повторного обследования детей через 4-8 недель и даже позже.

Перспективным методом диагностики кори является иммуноферментный анализ (ИФА), с помощью которого определяют антитела к вирусу кори класса 1gМ и 1gG. Обнаружение противокоревых антител класса 1gМ всегда указывает на острую коревую инфекцию, тогда как антитела класса 1gG свидетельствуют о перенесенном забо­левании.

Вирусы герпеса (семейство Herpesviridae, три подсемейства: Alphaherpesvirinae, Betaherprsvirinae, Gammaherprsvirinae) (табл. 3) являются возбудителями герпеса простого, ветряной оспы и опоясывающего герпеса у человека, а также рядом заболеваний животных и птиц (первая подгруппа), цитомегалии человека, обезьян, морских свинок, мышей и других грызунов (вторая подгруппа). Вирус простого герпеса является одним из самых распространенных вирусов людей. Инфекция простого герпеса клинически про­является поражением многих органов и тканей, сопровождается появлением группирующихся пузырьковых высыпаний на коже и слизистых оболочках. Имеет наклонность к длительному латентному течению с периодическими рециди­вами.

Морфология. Вирионы с диаметром 150-220 нм. обладают суперкапсидом, содержащим липиды клетки-хозяина и вирусспецифические гликозилированные белки. Сердцевина вириона представлена нуклеокапсидом кубической симметрии (икосаэдром), состоящим из 162 капсомеров.

Геном вируса - линейная двухцепочечная ДНК, содержащая помимо прочих генов и онкогены (гены, отвечающие за трансформацию клеток). Белки суперкапсидной оболочки вирусов герпеса модифицированы (гликозилированы, фосфорилированы).

Культивирование. Вирус простого герпеса культивируется в хорион-аллантоисной оболочке куриного эмбриона, вызывая образование воспалительно-некротических очагов. Вирус ветряной оспы и опоясывающего герпеса хорошо развивается в культуре человеческой эмбриональной легочной и почечной ткани. В инфицированных клетках формируются внутриклеточные включения, образуются симпласты.

Таблица 3