Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
диплом (1).doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
457.73 Кб
Скачать

Глава 3. Деятельность иностранной фабрики «Жорж Борман».

3.1. История кондитерской фабрики «Жорж Борман»

Первые кондитерские появились в Петербурге и Москве в XVIII в. Крупные фабричные производства кондитерских изделий возни­кали во второй половине XIX в. Из дореволюцион­ных кондитерских предприятий Петербурга наи­более известной была фабрика Жоржа Бормана в Петербурге и Харькове. Но даже на этих относительно круп­ных предприятий производство в начале организации носило полу­кустарный характер. Применялись варочные огневые печи, ручные прессы, котлы с ручными мешалками, изделия за­вертывались вручную.

Интересным является и модификация названий предприятия, связанное с изменением и расширением деятельности фабрики. В самом начале заведение значилось как «Шоколадная фабрика Ж.Бормана», с установкой новейшего и современного оборудования в документах стало фигурировать название «Паровая фабрика Жоржа Бормана», с открытием бисквитного корпуса название также видоизменилось и стало: «Шоколадная и бисквитная фабрика Ж. Бормана».

История фабрики началась в 1862 году, когда Георгий (или на французский манер Жорж) Николаевич Борман основал фирму «въ весьма скромных размерахъ»1. На Невском проспекте был открыт небольшой магазин и при нем мастерская с ручной машиной для выделки шоколада. Тогда паровые машины и огромные цеха существовали только в мечтах учредителя. За 8 лет фирма Бормана добилась настолько серьезных успехов, что в 1870 году на Всероссийской выставке в Петербурге ее продукция получила бронзовую медаль.2 За 2 года построены фабричные корпуса, специально для фабрики на Английском проспекте. В 1876 году, предприятие Жоржа Бормана было удостоено звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества с предоставлением права изображения государственного герба на своих этикеткахъ».1 К 1895 фирма Бормана имела уже три золотые медали и международные сертификаты. Эту продукцию знала и любила вся Россия. Обороты настолько выросли, что Георгий Николаевич Борман в 1895 году решил учредить Товарищество. В этом же году товарищество участвовало во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде и получило высшую награду – право изображения государственного герба. С того времени на всех изделиях товарищества появился двуглавый орел и цифры «1896». Несколько позднее открылась бисквитная фабрика наряду с шоколадной, было подано ходатайство о разрешении открыть бисквитную фабрику с установкой парового двигателя и «на основании статьи 71 Устава о промышленности не обнаружено препятствий к удовлетворению ходатайства «Товарищества Жорж Борман»»2

Здание состояло из пяти этажей, на первом этаже находились шоколадный, мармеладный, бисквитные отделы, на втором этаже – карамельное, мармеладное, бисквитное, укладочное, столярное, ящичное, на третьем – конфектное, мармеладное, бисквитное, какао-дробное, заверточное, на четвертом этаже – дрожжевое, вафельное, кофейное, на пятом этаже укладки конфет, котельное и машинное отделения.

Фабрика была настолько рентабельна, что с 1899 г. вплоть до 1916г. (когда предприятие было национализировано) ежегодно страховалась, включая оба корпуса: шоколадный и бисквитный, прилежащие постройки и включая все оборудование, находящееся на предприятии3.

Имя Георгия Бормана прочно связывалось в сознании современников не только с огромным количеством сладостей марки, но и с грамотным и успешным ведением дел, с передовыми технологиями производства.

В начале XX века широкую известность в Петербурге приобрела коммерческая деятельность Георгия Григорьевича Бормана, сына Григория Николаевича Бормана. Около двух лет стажировался в Германии, где изучал кондитерское производство. В 1893г. он вернулся в Петербург, включившись затем в деловые операции отца. На рубеже XIX–XX веков Г.Г.Борман модернизовал и значительно расширил производство конфет, увеличил число рабочих на семейной фабрике на Английском проспекте.

Своё производство Григорий старался оборудовать по последнему слову техники, не жалея средств. Фабрикой Жоржа Бормана впервые в России осуществлялось производство шоколада с применением паровых машин, в 1894 году уже была установлена первая паровая машина и два паровых котла1. На его фабрике работали восемь больших меланжеров, двадцать четыре установки по обработке какао, четыре гидравлических пресса. Для охлаждения шоколада использовались холодильные установки – удовольствие в то время очень дорогое. Карамель, монпансье и мармелад производили двадцать два вакуумных аппарата. Время от времени появлялись и внедрялись в производство: «мялки и чистилки для миндаля, трещетки для утряски шоколадной массы в формочки, глазурно-мешалка для варки и кипячения какао, жестяные формы для молочного шоколада, вауумный аппарат для сахарной помады, дробилки, валик для монпансье, кастрюли для протирки фруктов)».2 Это были мелочи, но дорогостоящие, которые могла позволить лиши фабрика, обладающая большими капиталами. Ручной труд был максимально механизирован и, как сказали бы сегодня, на фабрике быстро добились выполнения санитарных норм, что не раз подтверждал осмотр состоящих при фабрике врачей и следящих за прохождением мероприятия приставов.3 "Достигается главное условие выделки всех подобных продуктов, без чего они теряют половину своей прелести, - это безусловная чистота, трудно достигаемая при ручном производстве этого продукта".

Ежедневно изготавливалось до 90 пудов шоколада. Применялись только лучшие сорта какао, ванили и сахара. Продукция Бормана, в общем-то, могла обходиться и без рекламы - вокруг фабрики на Английском проспекте стоял такой аромат, что пройти мимо, не заглянув в находившийся тут же магазин, было невозможно.

Большим спросом пользовался национальный продукт – пастила и мармелад. Чтобы ежегодно изготавливать их до 30 тысяч пудов, осенью в Курской и Могилевской губерниях закупалось огромное количество яблок.

К 1889 году фабрика выпускала до 2,4 млн.кг продукции в год: шоколад, мармелад, пастилу, карамель, монпансье, леденцы, конфеты. Наследница производства Бормана – фабрика имени Самойловой в настоящее время выпускает порядка 3,5 млн. кг продукции в год. Но история марки «Жорж Борман» 1889-м годом не заканчивается. Производство в дальнейшем наращивалось, расширялся ассортимент.

Специально для аристократии открылось отдельное производство для ежедневного изготовления свежих конфет. Ассортимент насчитывал 200 наименований: "Аленушка", "Ушки", "Реванные головки", "Якши", "Цукатики", "Сампьючай", "Жмурка", один из самых популярных сортов конфет - "Жорж", "Лоби-Тоби", печенье "Мария", "Альберт", "Тю-тю", "Олли", "Князь Игорь", вафли "Хоровод"... Какао от «Жоржа Бормана» стало серьезным конкурентом кофе.

В «Ведомостях о фабрично-заводских промышленных заведений с производительностью более 1000 рублей»1 на 1894 год о предприятии значатся следующие цифры: выработанная продукция была всевозможных видов: шоколад, шоколадные конфеты, какао, карамель, монпансье, пастила, пряники, драже, яблочный мармелад, какао, миндаль, орехи, фисташки, ягоды и фрукты. Через четыре года, в 1898 фабрика имела более четкую специализацию – это кондитерские товары: шоколад и бисквиты, по стоимости шоколад – 900 000, а бисквиты- 200 000 рублей. Общая производительность предприятия была 1 100 000 рублей.

В 1895 году совместно с отцом он преобразовал дело в товарищество на паях, чаще всего они создавались для развития предприятий, ранее находившихся в индивидуальной или семейной собственности. Совместно с другими руководителями – швейцарским гражданином Оскаром Карловичем Дюрстом, иностранными специалистами Оскаром (Ивановичем) Керстеном и Эмилем (Михайловичем) Микалком1, Г.Г.Борман делает акцент на изготовлении недорогих, доступных широкому кругу потребителей кондитерских изделий. Одновременно Борман вступил в партнерские отношения с промышленниками Моисеем Кокой и Меером Бирманом, владевшими предприятием по изготовлению жестяной упаковки на набережной Ободного канала в Петербурге. В конце XIX века компаньоны открыли в Харькове новый завод жестяных изделий. С того времени производимая на фабрике Бормана кондитерская продукция имела неповторимую упаковку в виде ярко раскрашенных коробок самой различной формы и вместимости. В 1903 г. капитал фабрики увеличивается, и Г.Г.Борман инициировал решение о создании в российской столице сети специализированных кондитерских магазинов2.

Обслуживанием всех фабричных механизмов занимались около 800 рабочих. Персонал магазинов и складов насчитывал более 100 человек. С расширением производства на фабрике появилась нехватка в узкопрофильных специалистах. Так на 1896 г. на фабрике Жоржа Бормана были представлены представители следующих профессий: карамельные мастера, пряничные, шоколадные, мармеладные, мастера драже, мастера широкого профиля и различный обслуживающий персонал (кучера, конюхи, дворники, уборщицы, механики и техники).1 Трудовое право регулировалось соглашениями между рабочими и правлением фабрики. На самой фабрики все было устроено самым лучшим образом, неоднократные проверки не раз подтверждали сей факт. Так, во всех каменных, заводских фабричных зданиях за исключением заводов винокуренных лестницы должны были быть из несгораемого материала2. Осмотр шоколадных и бисквитных корпусов не раз показывал, что эти требования выполнялись3.

Отдельно стоит сказать об оформлении продукции фабрик Жоржа Бормана. Продукция с клеймом "ЖБ" отличалась яркостью и неординарностью решения этикеток. Оформление многих серий продуктов имело целью повысить народное образование. Вот несколько примеров оформления: фабрика Ж.Бормана выпускала монпансье, на этикетках которого были помещены портреты русских писателей (Гоголь, Достоевский, Толстой) с цитатами из их произведений. Еще были серии шоколада: Географический атлас, Коллекция жуков, Народы Сибири, Спорт и т.д.

Сами коробки в даль­нейшем могли исполь­зоваться в хозяйстве. Так, в прейскуранте фирмы Ж. Бормана ука­зывали, что для печенья «Смесь для хозяек» заказаны коробки двух размеров с названия­ми не самого печенья, а продукта, который впоследствии должен был там храниться - на них имелись надписи «Мука», «Сахар» и т.п. Это побуждало хозяек приоб­ретать новые коробки этой се­рии.

Кондитеры заботились о том, чтобы оградить себя от недобросовестных произво­дителей, для этого на коробке помещалась фа­бричная марка, которую надо было зарегистриро­вать в Департаменте тор­говли и мануфактур.4

В 1896 году товарищество основало фабрику в Харькове. Почему выбор пал именно на Харьков? Возможно потому, что с этим городом были связаны детские годы Григория Бормана. В 1895 году на Коцарской, 24 в Харькове Борман купил дом, тут же его снес, чтобы заложить фабрику, которую потом многие поколения харьковчан будут называть «кондитеркой». Там тоже всё было механизировано. Другие предприниматели говорили: "Этот немец перепортит нам всех рабочих". Действительно, рабочие цехов должны были всегда ходить в свежевыстиранных, отутюженных белых халатах. За нарушение этого правила могли и уволить. На производстве всегда царила дисциплина.

А что он творил со своим товаром? Витрины его магазинов повергали в шок: бонбоньерки из атласа и бархата, водопады искусственных цветов. Выпускались серии коробок монпансье, на которых были помещены портреты великих писателей с цитатами из их произведений.

Шоколадные плитки украшали изображения национальных костюмов народов разных губерний Российской империи. В коробки вкладывались бумажные заготовки и инструкции, по которым юный покупатель своими руками мог создать поделку, которую сегодня назвали бы «оригами». Впервые в истории торгового дела тара стоила чуть ли не дороже того, что в ней находилось. Предполагалось, что сама упаковка в дальнейшем может использоваться в хозяйстве. Для печенья «Смесь для хозяек» изготовлялись коробки с названиями не самого печенья, а продукта, который впоследствии должен был там храниться - «Мука», «Сахар» и т.п. Это побуждало хозяек приобретать новые коробки с печеньем из этой серии.

На упаковку фирма Жоржа Бормана расходовала большие суммы. Причем, практически всё необходимое закупалось у русских мастеровых, и, только хромолитографированные картинки заказывались во Франции.

В 1888 году был установлен первый торговый автомат, изготовленный фабрикой Г. Бормана. Опустив в него монетку, можно было получить шоколадку. Смотреть на чудо техники всегда собиралась огромная толпа.

Газета «Петербургский листок» сообщала: «Вчера, 4 ноября, на углу Неженской улицы и Невского проспекта «объявилась» новинка. Здесь фирма «Жорж Борман» выставила первый из автоматических аппаратов для продажи плиток шоколада». На всех его наружных стенках красовалась выполненная крупными буквами надпись: «За опущенную в аппарат 15-копеечную монету (непробитую) полагается плитка шоколада; просят не опускать других монет, кроме 15-копеечных: при других монетах аппарат не действует, а монета не возвращается». 1 О происхождении автомата: неизвестно произведен ли был автомат в компании «Жорж Борман» или же был где-то заказан.

Таким образом, основанная в 1862 г. фабрика в «весьма скромных размерах» к началу XX века помимо шоколадных и бисквитных корпусов имела филиал в Харькове. Количество рабочих, задействованных в производстве, увеличивалось, ассортимент расширялся, так же, как и появлялись новые специализации. В 1896г. успехи фабрики были подтверждены на всероссийской выставке. К концу XX века предприятие было преобразовано в товарищество, но по-прежнему оставалось семейным бизнесом.