Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
психолингв.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
22.04.2019
Размер:
622.59 Кб
Скачать

2.2. Звуковой уровень

Ранее говорилось о том, что в памяти человека имеются звукотипы, которые помогают воспринимать и различать единицы на том языке, которым он владеет. Это система фонем и их сочетаемости, а также более крупные единицы. На чужом языке мы не можем безоши­бочно выделять и распознавать слова. При поступлении звукового сигнала возникает ориентировочный рефлекс. Он был подтвержден в экспериментах О.Виноградовой и А.Лурии (1979): у испытуемых вы­зывалась болевая роакция (сужение сосудов головы и руки) на стимул кошка. Так же они реагировали на молоко, котенок - и не реагирова­ли на лампа. Если предлагали стимул: кружка, крышка (фонетически близкие), - появлялся ориентировочный рефлекс (расширение сосудов на голове и сужение на руках), а болевая реакции отсутствовала.

Эксперименты по различению звуков и восприятию речи служат основой для утверждений об организации звуковой памяти (Фланаган Дж., 1968). Единицами звуковой памяти являются звукотипы, слоги, слова, иногда даже предложения.

Следует признать, что в иерархии единиц звуковой памяти гла­венствующее место принадлежит слову, так как слоговое и звуковое произношение происходит не так часто в живой речи, но только в за-труднительных случаях: при переспросе, новом слове и т.п.; распо­знавание, идентификация звука идет но линии акустической (сонор­ность и назализация по преимуществу) и артикуляционной (губные, язычные). Вместе с тем экспериментально установлено, что изолиро­ванные звуки распознаются слабо. Ведущим фактором является лингви­стический опыт.

Вероятно, многим читателям в беседе с телеграфистами по теле­фону приходилось передавать "грубую", непривычную фамилию по бук­вам (Брик - Борис, Рита, Иван, Коля). Если же слово вписывается в систему, фонема будет угадана, "высчитана". Например, справочная служба дает вам номер телефона: сорок ... и - семнадцать - двадцать восемь. Второе слово звучит неразборчиво и при переспросе, так как телефонистка картавит, и третий раз переспрашивать уже оскорбитель­но. Но ваши лингвистические знания подсказывают, что односложное числительное на и - только три. С вашим уточнением: 43-17-28 -телефонистка радостно соглашается.

2.3. Семантический уровень памяти

Семантические сущности в языке -это те концепты, которые по­лучили вербализованную форму. Вербализованная часть нашей языковой памяти называется обычно внутренним лексиконом. Центральной едини­цей внутреннего лексикона является слово.

2.3.1. Словесные формы в памяти. Поскольку психолингвистика имеет дело с речью, а не с языком как системой, в ней существует особое понимание слова - основной единицы, которая номинирует фраг­мент объективного мира, заменяет его, является как бы ярлыком. Это «слово-значение». Так мы будем употреблять его далее. Как же хра­нится слово в языковой памяти? Во-первых, оно хранится в виде сло­воформ, объединенных, однако, в одну сущность, т.е. их семантиче­ское тождество признается. Доказательством данного положения явля­ется, с одной стороны, легкость оперирования формами в речи, а с другой,- трудность ее образования в случае отсутствия твердого "следа" в нервно-мозговой ткани; ср. даже в публичных выступлениях употребление числительных в номинативе, набор форм типа: хотятхочу и т.п.

Во-вторых, слова хранятся также в виде морфем (понятно, глубина членения зависит от образованности и языкового чутья). Доказательство тому - непрерывное словообразование в языке, народное эти­мологизирование, игра словами и т.п.

В-третьих, слова хранятся в виде сем. Неоспоримость данного факта вытекает из перебopa синонимов в речи в фигурах уточнения, усиления, противопоставления, например: не красный, а коралловый.

В-четвертых, слова хранятся в языковой памяти не изолированно, не хаотично, но в "определенной системе (обзор этой проблемы см. в упоминаемой ранее работе А.Залевской).

Семантическая организация языковой памяти представлена в боль­шинстве современных концепций в свете теории фреймов, полей, про­позициональных моделей, классификаторов, т.е. пристальное внимание ученых привлекает иерархический аспект структурирования лексикона, хотя, конечно же, нельзя игнорировать линейность как фактор упоря­дочения слов в памяти, о чем свидетельствуют стойкие ассоциаты по принципу синтагмагическому: белаябереза; душистыйгорошек и т.п.

Прежде чем кратко охарактеризовать данные теории, отметим фактор многообразия в организации семантической памяти. По-видимому, все описываемые структуры индивидуально варьируются в человеческом сознании.

2.3.2. Теорию фреймов мы предлагаем в интерпретации Ч.Филлмо­ра. Слова в языковом сознании образуют группы, которые схематизи­руют опыт человека, его знания. Они - эти схемы - и называются фреймами. Так, группа имен родства (отец, мать, сын и т.п.) строит­ся на знании ситуации женитьбы, рождения и т.п. Мы можем знать зна­чение слов, если знаем отношения между предметами. Сеть отношений в этой группе определяется в терминах деторождения (мать), детопроизводства (отец), наличие тела, способного к той или иной функции (мужчинаженщина), института брака (семья).

По мнению Ч.Филлмора, фреймы могут быть:

А) врожденными, т.е. они естественно и неизбежно возникают в процессе когнитивного развития ребенка, например, знание о лице;

Б) из обучения - артефакты, социальные нормы;

В) из языка - система мер (метр, сантиметр, дюйм, локоть).

Концепция фрейма перекликается с теорией поля (Э.Трир). Классический пример - система оценок в Германии в различные периоды и значение каждой:

«А»

«В»

«С»

отлично

отлично

отлично

хорошо

хорошо

хорошо

удовлетворительно

удовлетворительно

удовлетворительно

неудовлетворительно

не вполне удовлетворительно

достаточно

неудовлетворительно

не вполне удовлетворительно

неудовлетворительно

Ясно, что оценка "удовлетворительно" выше в системе "С", чем в "В" и "А", так как за ней идут еще три степени, т.е. в поле семантика определяется через отношение слов, а фреймы строятся на знании яв­лений. Так, царапина в системе фреймов ясна сама по себе (а в тео­рии поля ей противопоставлены рана, порез и т.п.).

При определении значения в системе фреймов возможны сбои, когда на неизвестные особые ситуации переносится знакомый фрейм, вместе с тем теория поля не должна быть отброшена. Слово несомнен­но включено в ряд. Об этом свидетельствуют не только многочислен­ные эксперименты А.Лурии с болевыми реакциями, но и непосредствен­ные наблюдения. Так, всем известны муки поиска слова в рамках поля (фрейма), ср., например, ситуации из "Лошадиной фамилии" А.Чехова. Понятным образом, семантические поля, фреймы индивидуально разли­чаются как количеством единиц, так и структурированностью.

За словом стоят звуковые, ситуационные и понятийные связи, но ведущую роль играют смысловые.

Характер поля у умственно отсталых детей другой. Очень отста­лые - ибецилы - семантического поля практически не имеют; в экс­перименте А.Лурии они реагируют только на фонетическое сходство. Дебилы везде дают ориентировочную реакцию, умеренно отсталые при свежем состоянии - семантическую, а уставшие - звуковую.

Семантическое значение слова зависит от контекста. Так, если в ряд на выработанный стимул скрипка ввести единицу труба, она во­спринимается как "музыкальный инструмент" , а если на дом, то как "дымоход".

Человек способен к перестройке полей, но если поле перестраи­вается очень часто, возможен аффективный срыв.

Проблема припоминания – «феномен кончика языка» (Р.Браун, Д.Мак-Нил) - вызвана уравнением сильных и слабых следов, т.е. это не недостаток памяти, а ее «избыток».

2.3.3. Теория классификаторов. Дж. Лакофф ("Мышление в зеркале классификаторов"), изучавший проблему классификации семантических

элементов, рассматривает структуру знания в вице 4 моделей:

1) пропозициональные модели - так организована большая часть нашего знания, например, модель экзамена (включает все элементы), т.е. пропозициональная модель приблизительно соответствует фрейму;

2) схематические модели образов - это, например, вместилище, что-либо длинное и тонкое, квадратное и т.п.;

3) метафорические модели - это переход от одной пропозицио-нальной и схематической модели к другой, информационный канал на основе знания о других каналах;

4) метонимические модели - переход по типу замещения. Органи­зация элементов в группировку по моделям основывается на феномене прототипа (архетип, стереотип), который является основой, ядром классификаций. В качестве прототипов могут выступать:

A. Типичные примеры: яблоки - типичные фрукты; их использование, как правило, не осознается.

Б. Социальные стереотипы: типичная мать, типичный холостяк, типичный японец (трудолюбив, вежлив).

B. Идеалы: идеальный муж - хорошо зарабатывает, не пьет, не гуляет.

Г. Образцы: еще один Чкалов, Второй Горбачев, тоже мне Мерелин Монро.

Количество прототипов не конечно.

Таким образом, прототипы выступают основной базой для форми­рования классификаторов, которые в cвою очередь определяют ту или

иную категорию; такими классификаторами могут быть пол, время, форма, съедобность, живой/неживой, перья и т.п.

Прототипичность противопоставлена размытости, которая имеет место в том случае, если мы говорим о большей или меньшей степени принадлежности к категории (это градуированность). Однако Ч.Филлмор определяет как размытое и холостяк. Он показывает, что это понятие определяется относительно идеологизированной модали мира, в котором есть институт брака, моногамного, разнополого. Эта модель не предполагает развода, не учитывает священников-католиков, гомосек­суалистов, двоеженцев, евнухов, не расписанных. По этой модели каждый зрелый мужчина либо женат, либо нет, а если нет, то он холостяк.

Семантические функции классификаторов состоят в том, чтобы распределять объекты по классам. Независимо от языка, по Дж. Денни, есть три семантических типа классификаторов, играющих важную роль в жизни людей: 1) физическое взаимодействие; 2) функциональное взаимодействие (использование предмета); 3) социальное взаимодействие. Категоризация на базовом уровне зависит oт рода повседнев­ного человеческого взаимодействия как в вещественном мире, так и в куль­туре. Так, по Р.Диксону, в языке австралийского племени дьирбала все предметы ващественного мира делятся на 4 класса:

1-й класс - человеческие особи мужского пола, животные;

2-й класс - человеческие особи женского пола, вода, огонь, битва;

3-й класс - вегетарианская пища;

4-й класс - все остальное.

Исходя из этого принципа все, что входит в сферу названных классификаторов, относится к соответствующему классу. При этом известную роль играет не только сфера опыта, но и мифы. Так, к 1-му классу относятся мужчины, луна (по мифу муж), ко 2-му - женщины, солнце (по мифу жена), болото (вода), волосатый червь (который обжигает, как солнце) и т.п. Принцип ясен, но чтобы им овладеть, на­до овладеть культурой народа дьирбала.

Семантическая память включает не только единицы смысла, но так называемые процессоры, которые приводят эти единицы в действие, осуществляют процесс поиска, отбора, активизации, подавления и т.п. Устройство таких процессоров науке пока известно только в отдель­ных фрагментах.