Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИОГП.doc
Скачиваний:
48
Добавлен:
24.03.2015
Размер:
962.56 Кб
Скачать

Тема 15. Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.).

Утвердившаяся в 30-е годы командно-административная система государственного управления, в целом политическая система общества была органическим следствием отказа от нэпа и поворота к форсированной индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства.

В конце 20-х годов была поставлена задача осуществления сверхвысоких темпов индустриализации (за 10 лет пройти путь, на который развитые страны потратили 100 лет) Это потребовало коренного изменения ранее осуществлявшейся политики в экономической сфере, основывавшейся на нэпе.

Нужно было найти пути и средства реализации форсированной индустриализации.

Такими средствами были:

1) Непосильная «дань» с крестьянства при помощи резкого снижения уровня потребления основной массы населения.

2) Использование "дешевого" труда заключенных и спецпереселенцев. Создание в стране широкой системы исправительно-трудовых лагерей ОГПУ.

3) Свертывание товарно-денежных отношений и замена гражданско-правовых методов регулирования народного хозяйства административно-командными .

4) "Вычищение" из государственного аппарата не только старой интеллигенции, но и коммунистов с большим партстажем. Снижение общего культурного уровня управленческого аппарата. Усиление централизации и бюрократизации государственного аппарата. Возрастание роли партийного контроля за государственным аппаратом. Повышение удельного веса репрессивных органов (ОГПУ-НКВД), превращение их во всесильный, бесконтрольный аппарат.

Рост централизации экономической жизни обусловил непрерывное усиление административных методов хозяйственного руководства. В 1930 г. проводится кредитная реформа, по которой ликвидируется коммерческий кредит и вводится централизованное кредитование через Госбанк.

В 1930-1931 гг. множественность налогов с государственных хозяйственных организаций заменяется одним налогом с оборота, а также таким платежом, как отчисление от прибыли.

В управлении экономики происходит переход к производственно-отраслевой системе управления. В 1932 г. ВСНХ СССР, объединявший все отрасли производства, упраздняется и вместо него создается три общесоюзных наркомата - тяжелой, легкой и лесной промышленности. Республиканские, краевые, областные совнархозы были преобразованы в наркоматы (в республиках) или управления легкой промышленности (в краях и областях).

В дальнейшем происходит еще большая дифференциация отраслевого управления. Так, в 1934 г. Наркомснаб СССР был разделен на Наркомвнуторг СССР и Наркомпищепром СССР. В 1936 г. из Наркомтяжпрома был выделен Наркомат оборонной промышленности СССР, в 1937 г. - Наркомат машиностроения СССР. К концу 30-годов функционировал уже 21 индустриальный наркомат.

Командно-административные методы распространялись и на область планирования. Если в первой пятилетке детальные плановые задания были определены примерно по 50 отраслям крупной промышленности, то во второй - по 120 отраслям крупной и мелкой промышленности.

Командно-административные методы проецировались и на аграрный сектор. В плане первой пятилетки сельскохозяйственная программа сводилась главным образом к мерам экономического регулирования крестьянских хозяйств и подготовке материальных условий для их производственного кооперирования. Вторая пятилетка в области сельского хозяйства, составлявшаяся после проведения коллективизации, включала конкретные задания по росту колхозного и совхозного производства, его технической реконструкции, развитию животноводства. Начиная с 1930 г. разрабатываются государственные годовые посевные планы, с 1932 г. - планы работ МТС, с 1935 г. - государственные планы развития животноводства.

С конца 20-х годов резко ужесточается внутрипартийный и внутрипартийный и внутрисоветский режим, свертываются остатки партийной и советской демократии. В 1934 г. ЦКК-РКИ, правомочная контролировать партийные и государственные органы всех ступеней, преобразуется в Комиссию партийного контроля при ВКП(б) и Комиссию советского контроля при СНК СССР, т.е. в органы, не контролирующие ЦК и Совнарком, а им подчиненные, обеспечивающие контроль "центра" над "переферией".

Главной опорой режима были репрессивные органы. Была проведена реформа административно-политической системы в направлении ее централизации. В 1930 г. республиканские наркоматы внутренних дел упразднили, милицию передали в ОГПУ. В составе ОГПУ был образован ГУЛАГ. В 1934 г. был образован НКВД СССР, который был выведен из-под контроля государственных и партийных органов. При НКВД СССР существовали органы по применению внесудебной репрессии – Особое совещание в центре, "тройки" – на местах.

Одновременно были реформированы прокуратура и суд. Положение о прокуратуре 1933 г. резко усилило ее централизацию. Верховный суд СССР лишили права конституционного надзора, но расширили права по контролю деятельности судебных органов союзных республик.

В связи с провозглашением победы социализма руководство страны вынуждено было демонстрировать некоторую демократизацию политической системы. Принятая в 1936 г. Конституция СССР изменила структуру высших органов государства (Верховный Совет СССР. Верховные Советы союзных и автономных республик), избирательную систему, расширила права и свободы граждан.

Право в рассматриваемый период все более приобретает роль инструмента укрепления административно-командной системы, установившегося в стране авторитарного режима. Хотя формально декларировался принцип законности, на практике он не только не соблюдался, но постоянно нарушался. Характерным является постановление ЦИК и СНК СССР от 25 июня 1932 г. о революционной законности. В нем указывалось на наличие нарушений законности, особенно в деревне. В постановлении говорилось о фактах, имевших широкое распространение (факты наложения твердых заданий раскулачивания, допущенные в отношении отдельных колхозников и единоличных середняцких хозяйств) и не пресекавшихся должным образом.

Постановление предлагало государственным органам, прокуратуре обеспечить проверку поступивших заявлений о фактах нарушения революционной законности и принять решительные меры к их устранению.

На практике же многие нарушения законности совершались самими государственными органами. Таковыми были, например, судебные процессы 1928, 3930 гг. – Шахтинское дело, дело Промпартии, а также процессы 1936-1938 гг., широко проводившиеся массовые репрессии невинных людей.

В уголовном праве был принят ряд явно репрессивных законов, предусматривавших суровые наказания за некоторые преступления. 7 августа 1932г. издается постановление ЦИК и СНК СССР "Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и коопераций и укреплении общественной (социалистической) собственности". Постановление предусматривало возможность применения высшей меры наказания – расстрела с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией имущества за хищение государственного и общественного (колхозного и кооперативного) имущества. Существенным изъяном постановления, делавшим его крайне репрессивным, являлось отсутствие четкого разграничения между мелкими и крупными хищениями.

22 августа 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление "О борьбе со спекуляцией". В нем так же, как и в законе от 7 августа 1932 г., отсутствовало разграничение между мелкой, средней и крупной спекуляцией. Это приводило зачастую к наказаниям, несоизмеримым с содеянным.

26 июня 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР были введены восьмичасовой рабочий день и семидневная рабочая неделя, а также установлена уголовная ответственность за самовольный уход с работы и опоздание на работу более чем на 20 минут.

Серьезные отступления от принципов демократического правосудия имели место в уголовно-процессуальном праве. 1 декабря 1934 г. и 14 сентября 1937 г. ЦИК СССР установил особый порядок рассмотрения дел о террористических организациях и террористических актах, о вредительстве и диверсиях. Обвинительное заключение по этим делам вручалось обвиняемым за сутки до их рассмотрения в суде, отменялось участие прокурора и адвоката, кассационное обжалование по делам не допускалось. Приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно.