Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Молодежь в информационно-инновационном обществе

..pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
6.87 Mб
Скачать

пусть и разной степени выраженности, должно быть рассмотрено как наследие индустриального общества и культуры. К аналогичным заключениям склонялись и другие группы исследователей по сходной тематике. «Самым распространенным мотивом при выборе будущей профессии среди… студентов является мотив престижности профессии. [В дальнейшем] …студенты довольно часто начинают менять свое отношение к своей будущей профессии в пользу более высокооплачиваемых специальностей»12.

Исследуемые автором тенденции изменения в социальной структуре на примере группы студенческой молодежи могут быть охарактеризованы не только положительными, но и негативными моментами. Главным негативным моментом, по нашему мнению, является обострение противоречий между так называемыми «информационными бедняками» и «новыми профессионалами». Данная тенденция формирует предпосылку для становления информационного неравенства.

Базовый социальный конфликт видоизменяется, поверхностно характеризуется как менее массовый и острый, но не по причине ослабленности социальных противоречий, а вследствие уменьшения стихийности социоструктурных колебаний, становления фундаментальных принципов социальной дифференциации информационного общества, построенного вокруг антагонизма «новых профессионалов» и «информационных бедняков». «Возрастает значение индивидуальной состязательности в процессах социального продвижения людей к более высокому социальному статусу, формируются устойчивые связи, консолидирующие социальный потенциал общества»13.

12Макарова М.Н., Ермилов Д.А. Основные характеристики профессиональных ориентаций студентов // Вестн. Удмурт. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. № 3–4. С. 42–44.

13Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Основные характеристики социальной динамики наемных работников в России // Вестник ВЭГУ. 2015. № 1 (75). С. 23.

241

В тех областях, где стихийность преобладает, опасность конфликтов налицо. Стихийность адаптационных стратегий современной личности к происходящим системным институциональным изменениям может приводить к потере идентичности, чувству одиночества, нервным болезням, мифологизации общественного сознания и другим страданиям личности. Вне устойчивой институционализированной заботы о повышении информационной компетентности наемного работника общество окажется вовлеченным в новые острые социальные противоречия. Источником этих противоречий будет возникновение таких низших страт среди «информационных бедняков», как прекариат.

Поскольку все без исключения акторы оказываются под воздействием этих рисков, вне зависимости от их социального положения в классовом делении общества, «страхование» от стихийных угроз объединяет социальные группы, формируя единые общечеловеческие интересы. Объективный процесс глобализации через сетевое обустройство и расширение влияния информационных технологий, объединяющий страны и континенты, предъявляет для разрешения новые острые опасные противоречия (войны, экологические и техногенные катастрофы, кризис здоровья населения, нищета, неравенство, миграции и другие демографические проблемы, и т.д.), но в то же время и потенциал их преодоления. «Развитие сетевой формы организации способствует в экономической сфере росту эффективности внутрифирменного менеджмента и межорганизационных взаимодействий. <…> Новая сетевая структура позволяет максимально полным образом использовать возросший образовательный потенциал современной высококвалифицированной рабочей силы, а также возможности современных информационных технологий»14.

Очевидно, что сегодня новый тип межнациональных, межцивилизационных отношений – открытых и равных, свободных

14 Бразевич Д.С., Герасимова А.Ю., Заварицкая О.В. Трансформация менеджмента как результат воздействия новых информационных технологий на современное общество и экономику // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер. Экономика и экологический менеджмент. 2015. № 2. С. 278.

242

от экономического и социокультурного эгоцентризма, становится все более настоятельной потребностью. При этом включение личности на субъектном уровне в глобальное информационное пространство требует формирования соответствующей терминальной ориентации, отражающей её адаптивность и способность соответствовать требованиям информационного общества и как к личности, и как к работнику.

На текущий момент процесс перестройки системы социальных институтов в рамках становления информационного общества провоцирует многочисленные кризисные проявления. Современные личности с самыми высокими образовательными статусами (кандидаты, доктора наук), не имеющие интереса и идейного каркаса для того, чтобы судить о праве, морали, являются образцами негативных элементов становящегося информационного общества. Для студентов такое безразличие и нигилизм в отношении духовных ценностей являются еще более выраженными, становясь зачастую общественно оправданными.

Для производства услуг информационного плана такая ущербность интересов в отношении «человека к человеку» играет разрушительную роль: коммуникация по принципу рыночных (вещных) отношений недостаточна для учета разносторонних запросов потребителей. Нарастают противоречия между знаком об образовании (диплом) и реальной образованностью.

В связи с этим существенно возрастает актуальность высшей школы как ключевого регулятора и источника преодоления противоречий и кризисных проявлений, вызванных трансформационными процессами в обществе. Дееспособность высшей школы в плане обеспечения направленной социализации, формирования социальных ориентаций и развития социальных типов личности, усиливающих адаптивность студенческой молодежи к трансформациям в обществе, – это условие обеспечения результативности и эффективности институциональных изменений в рамках перехода к информационному обществу.

243

§4.СОЦИАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В современном обществе существует множество позиций – свобода действий, выбора, с которыми сталкиваются молодые люди. Молодежи в огромном многообразии профессий достаточно сложно сделать свой выбор, «найти себя», самоопределиться. Поступая в высшее учебное заведение, скорее всего, каждый студент спрашивал себя: «Кем мне стать? Какую профессию выбрать?» С одной стороны, данные социологических исследований свидетельствуют о феномене «отложенного профессионального самоопределения» молодежи, с другой – в связи с трансформационными процессами, происходящими в обществе, претерпевают изменения и социальные институты общества, в частности система высшего образования.

Ученые фиксируют кризис идентичности в связи с формированием общества другого типа. Так, Дж.К. Гэлбрейт развивает теорию «нового индустриального общества»1, Д. Белл – теорию постиндустриального общества2, М. Кастельс – теорию «информационного общества»3, Ж. Бодрийяр говорит об обществе потребления4. Последний при этом делает вывод о конце трансцендентного в человеческом мире. Миф, указывающий на трансцендентное, сменяется современным мифом, миром знаков, в котором исчезает сам человек. Человек перестает быть индивидуальностью, он состоит лишь из знаков социального статуса. «Мы живем, таким образом, под покровом знаков и в от-

1 Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: АСТ, 2004. 602 с. 2 См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 1999; Белл Д., Иноземцев В. Эпоха разобщенности. М.: Центр исследований

постиндустриального общества, 2007.

3 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Изд-во ГУ ВШЭ. 2000. 608с.

4 Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. с фр. Е.А. Самарской. М.: Республика, культурная революция, 2006. 272 с.

244

казе от действительности»5. Современное общество, по мнению З. Баумана, можно охарактеризовать высокой степенью неопределенности, незащищенности, которая приводит его в хаос, на

смену долгосрочным

отношениям приходят

краткосрочные.

Э. Гидденс определяет

современный мир как

рефлексивный

и утверждает, что «рефлексивность современности проникает внутрь личности… личность становится рефлексивным проектом»6. При этом Э. Гидденс подчеркивает фундаментальную «нависающую угрозу личностной бессмысленности»7.

По мнению отечественного социолога В.Я. Ядова, со временем будут возникать новые «кризисы» идентичности, что связано с множеством факторов: переход к высоким технологиям, проблема толерантности к «другим», привлечение к работе мигрантов, преодоление синдрома советской и российской великодержавности, неконтролируемые природные и социальные риски в миросистеме, требующие самоопределения по критериям «потерпевшие – избежавшие риска», «получившие/оказывающие помощь – не получившие/не оказывающие таковой». Согласно В.Я. Ядову, неустойчивое, лабильное состояние социальной идентичности становится нормой современных обществ, российского в том числе.

В условиях нестабильности и неопределенности возрастает потребность в отнесении себя к «кому-либо», результатом чего и становится идентификационный синдром, благодаря которому активизируется процесс социальной самоидентификации личности. Особенно специфична самоидентификация студенческой молодежи – группы, с одной стороны, являющейся достаточно многочисленной в своей кагорте, а с другой стороны, находящейся на том этапе жизни, когда совершается

5 Бодрийяр Ж. Указ. соч. С. 15.

6 Giddens A. Modernity and Self-Identity. Self and Society in the Late Modern Age. Cambridge: Polity Press.1991. P. 32.

7 Giddens A. Op. cit. Р. 201.

245

важный выбор своего жизненного пути. В связи с этим большой интерес представляют проблемы самоидентификации студентов, а особенно вопросы социально-профессионального самоопределения студентов. Эти вопросы актуальны для современного общества и требуют глубокого анализа; изучение данного феномена важно как в теоретическом, так и эмпирическом аспектах. Проблема идентификации личности носит междисциплинарный характер; вопросы профессионального самоопределения изучаются в психологии, философии, социологии и ряде других наук.

Философское изучение социальной идентификации и идентичности изначально акцентировало внимание на проблемах их тождества и различия (Аристотель, Р. Декарт, Ф.В.Й. Шеллинг)8. Впоследствии самотождественность дополняется соотнесенностью с другим. Близки к таким взглядам идеи Э. Гуссерля9, А. Шюца10. В философии проблему идентификации связывают с вопросами свободы человека, с возможностью выбирать (М. Хайдеггер, К. Ясперс), а также с вопросами взаимодействия свободы и ответственности за свой выбор. О конституировании идентичности из общества размышляет Д. Юм11. Обычно философы, в частности Д. Локк, понимают идентификацию как процесс создания, конструирования идентичности12.

8 См.: Декарт Р. Соч. в 2 т.: пер. с лат. и фр. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 72; Антология мировой философии: в 4 т. М.: Мысль, 1971. Т. 3. Буржуазная философия конца XVIII в. – первых двух третей XIX в. С. 245.

9 Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. Минск: Харвес; М.: ACT, 2000 (Классическая философская мысль). С. 290–323.

10Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. № 10. С. 117.

11Юм Д. Трактат о человеческой природе. Книга первая: О познании. М., 1995. С. 345.

12Локк Д. Соч. в 3 т. М.: Мысль, 1985. Т. 1. 622 с.

246

В психологии идентификацию рассматривают на личностном уровне (З. Фрейд13, Э. Эриксон14) как результат соотнесения себя со «своими» в противовес «чужим» или как фактор социализации личности (Дж. Марсиа, А. Ватерман)15. Социальная идентификация интерпретируется так же, как личное переживание успехов и неудач «своей» группы (Р.У. Браун16, Дж. Тернер17, Г. Тэджфел18).

Итак, исходя из философских и психологических теорий можно утверждать, что социальная идентификация обусловлена потребностями в принадлежности к группе, в признании со стороны других, в групповой защите, в самоуважении, самореализации, позитивной оценке со стороны «других».

13Фрейд З. Я и Оно: [Сочинения] / Зигмунд Фрейд. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. 1039 с.

14Эриксон Э.Г. Детство и общество: пер. с англ. СПб.: Ленато: АСТ: Унив. кн., 1996. 590 с.

15Marsia J.E. Identy in Adolescence // Handbook of adolensent psychology. N.-Y., 1980. P. 213–231.

16Recognising Group Diversity I n d i v i d u a l i s t Collectivist and Autonomous Relational Social Orientations and their Implications for Intergroup Processes/R.J. Brown, S. Hinkle,P.G. Ely,L. Fox-Cardamone, P. Maras, L.A. Taylor // British J of Social Psychology. 1992. Vol. 318. P. 327–342.

17Turner J.C. Social Categorization and the Self-Concept. A Social Cognitive Theory of Group Behaviour // Advances in Group Processes. Ed. by E.J. Lawler. Greenwich (CT): JAI Press, 1985. Vol.2. P. 77–122; Rediscovering the social group. A self-categorization theory / J.C. Turner, M.A. Hogg, P.J. Oakes, S.D. Reicher, M.S. Wetherell. Oxford: Basil Blackwell, 1987; Turner J.C., Onorato R.S. Social Identity, Personality and the Self-Concept: A Self-Categorization Perspective // The Psychology of the Social Self. Ed. by T.R. Tyler, R. Kramer, O. John. Hillsdale (NJ): Lawrence Erlbaum, 1999. P. 11–46.

18Tajfel H. (ed.) Differentiation between social groups: Studies in the social psychology of intergroup relations. London: Academic Press, 1978; Tajfel H. Human groups and social categories: Studies in social psychology. Cambridge: Cambridge University Press, 1981; Tajfel H., Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup relations. Ed. by S. Worchel, W.G. Austin. Chi-

cago: Nelson-Hall, 1986. P. 7–24; Социальная идентичность самокатегоризация и группа / Дж. Тернер, П. Оукс, С. Хэслем, В. Дэвид // Иностранная психология. 1994. Т. 2. № 2 (4). С. 8–17.

247

Нас в большей степени интересует социологический подход к проблеме социальной идентификации; его специфика видна из сравнения с другими научными подходами к данному процессу. Особенность социологического подхода к идентификации состоит в концентрации внимания преимущественно на рассмотрении того, какие социальные институты оказывают наибольшее влияние на самоопределение личности, а также каковы социальные последствия наличия или отсутствия процесса идентификации.

Термин «идентификация» соответствует социологическому видению индивида как представителя конкретной социальной группы. Значение категории «идентификация» связано с обнаружением индивида себя среди других людей, в сложной социальной организации общества, в том числе с нахождением человеком у себя характеристик референтной группы.

Всоциологической науке существуют различные подходы

канализу социальной идентификации. Среди них – структурнофункциональный подход (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Луман и др.), конфликтологический подход (К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, Р. Дарендорф), феноменологический подход (А. Шюц, М. Шелер), а также парадигма социального действия (В. Парето, М. Вебер, Т. Парсонс, Ю. Хабермас, В. Шлюхтер), структурный конструктивизм (П. Бурдье) и др. Опишем некоторые из них подробнее.

Структурно-функциональный подход акцентирует внимание на макроструктурных механизмах социализации, на детерми-

нированности идентификации и идентичности объективными факторами развития общества19. Опираясь на структурно-функ- циональный подход, можно проанализировать факторы социальной идентификации. Но при этом роль личности в идентификационных процессах рассматривается как пассивная, не учитывается, что индивид может влиять на данные процессы. Отметим,

19 Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000. 879 с.

248

что социальная идентификация подвержена влиянию общества (в виде социальных норм, ценностей), но в условиях изменчивости, многовариативности, неопределённости социальная идентификация вариативна и подвержена изменениям.

К. Маркс как представитель конфликтологического подхода в социологии рассматривает обратную сторону идентификации – отчуждение, связанное с отчуждением труда20. Таким образом, процессы идентификации и отчуждения рассматриваются как совместно детерминирующие становление идентичности.

Согласно символическому интеракционизму идентификация не мыслится вне коммуникаций21. Идентификация, определяясь символьными значениями, позволяет усваивать ценности, нормы, образцы, идеалы, стереотипы, модели поведения «обобщенных других» и «значимых других».

Вфеноменологии социальная идентификация – это формирование способности индивидов к адекватным реакциям на ожидания и намерения взаимодействующих с ними людей, обладающих различным социальным статусом. В феноменологической теории идентификация понимается как интериоризация

ценностей, значений и символов, как один из механизмов субъ- ективно-личностного освоения мира22. Благодаря идентификации формируется система личностных смыслов. Идентификация со стороны других и самоидентификация формируют социальную идентичность. Феноменологический и этнометодологический подходы минимизируют роль объективных социальных структур в процессе социальной идентификации.

Вструктурном конструктивизме П. Бурдье социальная идентичность выступает как сугубо индивидуальный комплекс глубоко интернализованных социальных черт как объективного, так и субъективного характера. Социальная идентификация за-

20Маркс К. Сочинения. Т. 46. М., 1968.

21Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация: Введение в интерпретативную социологию: пер. с нем. СПб.: Алетейя, 1999. С. 28–29.

22Там же. С. 122.

249

висит от оценки индивидом своего социального положения и габитуса23.

Ю. Хабермас выделяет в идентичности два аспекта: социальную идентичность – возможность выполнять различные требования в ролевых системах; личностную идентичность – связность истории жизни. Осваивая различные техники взаимодействия (ключевая из которых – язык), человек стремится следовать социальным нормам, но в то же время выразить свою индивидуальность, сохранить свою уникальность24.

Несмотря на различия в социологических подходах к проблеме, можно считать установленным, что общество задает индивиду социально-культурные рамки идентификации; потребность включения в социальные связи является коренным свойством человеческой личности, которая вынуждена пассивно или активно самоопределяться в системе многообразных групп и общностей; степень активности субъекта зависит и от соци- ально-культурных норм общества (представлений и свободе, терпимости к индивидуальным позициям и взглядам), и от индивидуальных особенностей.

Мы под идентификацией будем понимать процесс соотнесения индивидом себя с другим человеком или социальной группой, а также принятие его (их) социальных норм, и ценностей.

В научной литературе выделяются следующие уровни идентификации:

общечеловеческий (осознание себя как представителя человечества);

социетальный (отождествление с обществом в целом, государством, нацией и т.п.);

23Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // THESIS. 1993. Вып. 2. C. 137–150.

24Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 35–41.

250

Соседние файлы в папке книги