Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Молодежь в информационно-инновационном обществе

..pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
6.87 Mб
Скачать

новациям и среде существования, но и активно влиять на неё, перестраивая в соответствии со своими убеждениями, принципами и ценностными ориентациями.

Один из вызовов современного времени – увеличивающиеся потоки информации, которую предстоит не просто быстро усвоить, активно использовать, но и преобразовывать, трансформировать в новый продукт. Роль информации и её место

вжизни конкретного человека, социальной группы и общества

вцелом существенно усиливается по сравнению с предыдущими этапами. Данная ситуация ставит вопросы, которые ранее можно было не выделять: «как люди относятся к информации?», «как её воспринимают?», «какие действия с информацией они предпочитают совершать?», «как выстраивают взаимодействие с информационными потоками?».

Для поиска ответа на вопрос, как современная молодёжь

относится к информации, было проведено разведывательное социологическое исследование2. С помощью интернет-опроса было опрошено 97 человек возрастной группы 17–25 лет, получающих высшее профессиональное образование, поскольку именно эта социальная группа не просто погружена в информационный поток, но и должна по виду своей основной деятельности постоянно воспринимать, анализировать и осуществлять некие действия с получаемой информацией.

Несмотря на то, что логично было бы предположить популярность учебной и научной информации, она находится только на 2-м и 4-м месте соответственно, а лидирующую позицию занимает информация рекреационной направленности (81,4 %). В качестве предпочитаемых источников доминируют Интернет (100,0 %) и книги (59,8 %); лидерство первого источника можно объяснить местом расположения исследовательской площадки (интернет-пространство).

2 Исследование проводилось коллективом студентов: И.А. Боровков, М.З. Ганиев, Е.С. Разумовский под научным руководством Т.А. Топеха.

221

Для определения социальной зрелости молодых людей в отношении информационных потоков были выделены две модели поведения: демонстрирующая социальную зрелость (склонность проверять информацию на её достоверность, надёжность) и социальную незрелость (принятие получаемой информации на веру, не обременяя себя необходимостью перепроверять её в других источниках).

Значительная часть (62,9 %), но всё же не подавляющее большинство молодых людей демонстрирует социальную зрелость в ситуации взаимодействия с информационными потоками. Они имеют привычку сопоставлять информацию в разных источниках на предмет наличия или отсутствия совпадения сведений, таким образом, вырабатывая собственное отношение к конкретной информации. Отличаются умением более объективно оценивать свой уровень владения общекультурными знаниями. Они уверены в себе, но это здоровая уверенность с определённой долей самокритичности, поскольку они склонны при самооценке своих общекультурных знаний сомневаться. При объективной проверке они показывают уверенные результаты. Так, только чуть больше половины посчитали свои знания высокими, а 4,9 % даже оценили их как низкие, в то время как по объективной шкале высокие результаты были выявлены у большей части.

Относительно данной группы молодых людей можно говорить о наличии единения интересов членов семьи в их родительских семьях (табл. 1, 2), чего не наблюдается в группе молодых людей, демонстрирующей социально незрелую модель поведения в отношении информации.

Можно предположить, что молодые люди, отнесённые ко второй группе, имеют в качестве среды своего социального становления разлаженную, разбалансированную систему – семью. В ней нет точек пересечения интересов для составляющих её людей, вследствие чего взрослеют молодые люди в таких условиях намного медленнее, поскольку имеют слабо

222

Таблица 1

Интерес молодых людей к видам информации, в зависимости от модели поведения по отношению к информации (в % от числа опрошенных по модели поведения

по отношению к информации)

 

Рекре-

Учебная

Сплетни,

Науч-

Эконо-

Поли-

Спор-

 

ацион-

слухипро

мичес-

тичес-

 

ная

 

«звёзд»

ная

кая

кая

тивная

Модельповедения

 

 

 

 

 

 

 

респондента«про-

78,7

70,5

14,8

52,5

45,9

63,9

37,7

веркаинформации»

 

 

 

 

 

 

 

Модельповедения

 

 

 

 

 

 

 

респондента«вера

86,1

69,4

13,9

41,7

13,9

30,6

38,9

винформацию»

 

 

 

 

 

 

 

Ʃ ≠ 100 %, так как респонденты могли дать несколько ответов.

Таблица 2

Предпочитаемые родителями виды информации (по мнению детей-респондентов, с разной моделью поведения по отношению к информации) (в % от числа опрошенных

по модели поведения по отношению к информации)

 

 

Рекре-

 

Сплетни,

Науч-

Эконо-

Поли-

Спор-

 

 

ацион-

Учебная

слухипро

мичес-

тичес-

 

 

ная

 

«звёзд»

ная

кая

кая

тивная

 

 

 

 

 

Модель

Мать

 

 

 

 

 

 

 

поведения

 

55,7

21,3

18,0

21,3

31,1

29,5

8,2

респондента

 

 

 

 

 

 

 

 

«проверка

Отец

45,9

8,2

6,6

31,1

45,9

57,4

42,6

информации»

Модель

Мать

47,2

52,8

5,6

22,2

44,4

36,1

16,7

поведения

 

 

 

 

 

 

 

 

респондента

 

 

 

 

 

 

 

 

«веравин-

Отец

52,8

27,8

0,0

30,6

44,4

55,6

41,7

формацию»

 

 

 

 

 

 

 

 

Ʃ≠100 %, так как респонденты могли дать несколько ответов.

223

представленную ситуативную возможность в обыденной жизни, в кругу близких, в доверительной среде высказать свою позицию, услышать на неё возражения и, соответственно, подкрепить аргументами свою позицию. Вероятно, именно эти молодые люди, которых в нашем исследовании оказалось 38,1 %, представляют ту часть молодёжи, испытывающей трудности при выработке собственной позиции, демонстрирующей различные проблемы, связанные с социальной зрелостью, из-за которой поднимается вопрос о необходимости «удлинения» периода внешне организованной социализации.

Процессы преобразований, протекающие в современном обществе, находят своё отражение и в трансформации ценностных ориентаций у современной молодежи, в том числе представления об успехе и успешной личности. Во время аудиторной работы студентам 2–3 курсов ПНИПУ3 в микрогруппах предлагалось разработать совместный проект «Что такое успех и успешный человек в современном мире?», смоделировав единый (коллективный) образ «успеха» и «успешного человека». Обобщая полученные результаты, можно выделить некоторые типичные элементы в содержании представления молодых людей обуспехе.

В качестве основного критерия, определяющего успех, звучит «достижение» в первую очередь материальных благ, гарантирующих комфортную жизнь без ограничений, возможность не считать средства, приобретать дома, машины и т.п. Наряду с этим молодые люди делают акцент на достижении определенного положения вобществе, статуса и популярности. Так деньги и статус становятся главным ориентиром, основным мотивом жизни современной молодежи,а«главнымкачествомчеловекасчитаетсяумениеделатьденьги и с их помощью обеспечивать себе статус, признание окружающихистановитьсявсеболеебогатымизнаменитым»4.

3 Приняло участие 150 студентов.

4 Дворецкая М.Я., Вострикова О.А. Эталонный образ успеха // Психология и психотехника. 2014. № 5. С. 538–545, С. 540.

224

Вторым элементом успеха называется «реализация себя, достижение поставленной цели». Ориентация молодежи на результат, на самостоятельное конструирование своей жизни является значимым условием личностного развития и самореализации, а значит, и маркером социальной зрелости. Но насколько желание достичь цели совпадает с реальным умением выстроить и реализовать свою стратегию по её достижению, остается открытым вопросом.

Третьим неотъемлемым атрибутом успеха становится «счастливая семья», образ которой часто дополняется не только второй половинкой и детьми, а еще и наличием какого-либо животного (кошечкой, собачкой). В то же время представители старшего поколения (бабушки, дедушки, собственные родители) не отображаются в образе «моей семьи». Хотелось бы особо обратить внимание, что успех ассоциируется именно со счастьем в семье, а значит с доверительными, гармоничными отношениями, где опять же можно чувствовать себя комфортно. Но насколько в реальности молодежь готова к сотрудничеству, к учету мнения других, к ответственному конструированию диалога? Высокий уровень разводов свидетельствует, что в сфере семейных отношений проявляется проблема социальной незрелости, связанная с неготовностью брать на себя ответственность за выстраиваемые отношения. Ведь не зря из образа семьи «выпадают» представители старшего поколения. Они другие, часто не понимают молодежь, и надо прилагать усилия, чтобы договориться, уметь выстраивать партнерское взаимодействие, учитывающее интересы, эмоции, переживания другой стороны. А вот домашний питомец другое дело! До недавнего времени законодательство рассматривало животных как имущество: ими можно было распоряжаться на свое усмотрение, как хочется, но ситуация «с безответственным обращением с животными» породила широкий круг социальных проблем и привела к необходимости регулирования с помощью правовых инструментов.

225

Личность, как субъект социальной активности и коммуникации, складывается из разных компонентов: ценностей, норм, правил, установок и других элементов, которые, соединяясь вместе и преломляясь сквозь типичные социальные условия, образуют определённые типы социального поведения, в частности, в ситуации напряжённой, связанной с переживанием фрустрации. Широкое распространение при изучении особенностей поведения в подобных условиях получила «методика рисуночной фрустрации», предложенная С. Розенцвейгом5. Она позволяет выделить тип реакции и направление реакции. По направлению С. Розенцвейг выделяет реакцию, направленную вовне, в виде осуждения внешних причин, создающих сложную, напряжённую ситуацию, – экстрапунитивную реакцию. Реакцию, направленную на самого себя – интропунитивную реакцию. Ненаправленную реакцию, когда человек игнорирует сложную, фрустрирующую его ситуацию, – импунитивную реакцию.

Среди типов реакций С. Розенцвейг выделяет еще три реакции. Реакция с фиксацией на препятствии, когда человек максимально фокусирует своё внимание именно на препятствии, вызывающем напряжение, фрустрацию. Второй тип реакции связан с самозащитой, когда человек делает акцент на защите своего «Я». Третья реакция связана с потребностью найти решение, для выхода из сложившейся напряжённой ситуации.

По данным нашего исследования6, для современных студентов, с одной стороны, характерна попытка искать причину (вину, ответственность) происходящих событий в череде внешних условий, в том числе и людей (эта модель поведения харак-

5 Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / под ред. В.Н.Панферова. Псков: Изд-во Псков. обл. ин-та усовершенство-

вания учителей, 1994. С. 223–224.

6 Исследование «Студенчество как первая ступень взрослой жизни» проводилось в 2016г среди студентов, проживающих в общежитиях ПНИПУ, было опрошено 608 студентов из 6 общежитий.

226

терна преимущественно для юношей), с другой стороны, не замечать, игнорировать фрустрирующую ситуацию (в большей мере эта модель поведения свойственна девушкам). И только небольшая часть опрошенных студентов – 2,1 % (преимущественно девушки) склонны видеть собственный вклад в сложившиеся обстоятельства, т.е. собственную ответственность.

Студенты более склонны либо к экстрапунитивной (46,5 %) либо импунитивной (44,2 %) направленности реакции на стрессовую, напряжённую ситуацию. Большинство опрошенных студентов в напряжённой, фрустрирующей ситуации главное внимание отводит защите собственного «Я» (47,5 %) (преимущественно юноши) или зацикливаются на препятствии (36,0 %) (свойственно в равной мере как девушкам, так

июношам). Вместе с тем практически каждый десятый (10,5 %) опрошенный студент (более характерно для девушек) всё же ориентирован на разрешение сложившейся напряжённой ситуации.

Врезультате большинство студентов, проживающих в студенческих общежитиях, не склонны к конструктивному восприятию напряжённых, сложных обстоятельств, вместо этого они либо занимают позицию обороны, либо застревают на препятствии, не видя за ним всей ситуации, а следовательно, и возможности выйти из неё.

С. Розенцвейг при наложении типа реакции и направленности реакции выводит 9 возможных факторов. Для студентов, опрошенных нами, типичны две реакции – экстрапунитивная сфиксацией на самозащите (40,5 %) (более свойственна юношам)

иимпунитивная реакция с фиксацией на препятствии (33,7 %) (распространена в равной степени среди юношей и девушек), каждый семнадцатый (5,9 %) опрошенный студент старается не замечать напряжённой ситуации, уповая на то, что она «сама рассосётся». Каждый двадцатый (4,9 %) фокусируется на препятствии, с которым столкнулся, и видит в её природе сугубо внешние причины, полагая, что лично он к сложившейся ситуа-

227

ции никак не причастен. Практически каждый пятидесятый опрошенный студент видит свою вину в сложившейся ситуации, но всячески старается оправдать и защитить себя, своё «Я» или настроен на разрешение сложившейся ситуации, но считает, что её должен разрешать кто-то другой, а не он. Ещё меньшее число (1,6 %) опрошенных студентов игнорирует проблемы и сложные ситуации для того, чтобы защитить себя, они верят, что смогут «спастись», если не будут обращать внимание на проблемы. Этакая мантра: если я не буду обращать внимания на сложности в социальной реальности, то им станет неинтересно и они исчезнут, уйдут (отстанут) от меня. И только 1,0 % опрошенных студентов видят свою вину и ответственность в сложившихся обстоятельствах и готовы принимать необходимые меры для их разрешения (в основном это девушки).

Мы сталкиваемся с феноменом социально-психологической зрелости, которая наступает не вследствие биологического развития организма или принятых локальных актов: например, согласно закону РФ уголовная ответственность наступает с 14 лет, а дееспособным в полной мере человек становится лишь в 18, социальная зрелость личности является результатом опыта межличностных отношений в различных социальных ситуациях.

Опыт современной студенческой молодёжи преимущественно представлен позициями «господин», «контролёр», «гость», поскольку, оказываясь в новых социально-бытовых условиях (студенческое общежитие), многие стараются отстраниться от них: «Я здесь временно». Поэтому все, что здесь происходит, даже если им это не нравится и доставляет дискомфорт и страдания, их не касается, они не осознают и не ощущают необходимости и целесообразности в каком-либо воздействии на ситуацию. Парадоксально, но вместе с такой позицией они испытывают сильное негодование, потому что им мешают жить так, как они хотят и привыкли.

Другая часть считает, что эти новые условия – их настоящая жизнь, хотя она и имеет элементы внешней организации, но

228

с возможностью вносить изменения. Интересно, что они видят своей задачей в этих условиях как оказание помощи друг другу, так и контроль соблюдения принятых норм и правил с возможностью применять карательные меры. Вместе с тем они не готовы лично включаться в решение возникающих проблем, поскольку у них «нет времени и опыта». Мы видим частичную (когнитивную) зрелость: они осознают и понимают, но не проявляют социальной активности – конкретных действий.

Лишь небольшая часть, порядка 2 %, не только осознают и понимают, что сколь бы временными, непродолжительными ни были условия – это твоя настоящая жизнь, но и готовы это понимание реализовать на практике. Примечательно, что и они не могут быть признаны социально зрелыми, поскольку, с одной стороны, воспринимают эту ситуацию условно, как учебную площадку, а значит, всякая ответственность снимается – «я ещё учусь…». С другой – они видят свою социальную активность не в ключе решения проблем, а в «умении предъявлять претензии ответственным лицам».

Резюмируя, можно сказать, что для существенной части студенческой молодёжи характерна ярко иждивенческая позиция, с самоустранением от какой-либо деятельности по решению возникающих проблем либо стеснительность в проявлении собственной активности. Те, кто активно проявляет себя в социальной жизни, всё же ориентированы не на решение социальных проблем, а скорее на собственное движение вверх по социальной лестнице.

Для большинства студентов с «активными» жизненными взглядами и принципами характерна оборонительная позиция. Им свойствен крен в сторону правдоискательства с уходом в обвинения: они готовы искать и показывать проблемы, но не решать их, а наблюдать за другими, которые будут решать проблему, и делать им замечания, давать указания.

Часть студенчества не умеет видеть за деревьями леса: они готовы работать над проблемами, но только если им точно

229

скажут ЧТО, КОГДА и КАК им делать; с утратой направляющей силы они дезориентируются.

Лишь 1 % современных студентов могут быть признаны социально зрелыми людьми: они способны на критичное восприятие ситуации, но не являются критиканами и готовы к самостоятельной социальной активности. Хотя и они испытывают неуверенность в себе, готовы действовать самостоятельно, но желательно с поддержкой «старших товарищей».

Можно ли решить проблему социальной зрелости молодежи, только лишь увеличивая возрастные рамки, в надежде, что со временем они «созреют»? Следует признать, что современное общество испытывает серьезный кризис институтов социализации. Так, в семье мы видим глобальный разрыв поколений «отцов и детей», который связан с процессами информатизации, протекающими в современном обществе и проявляющимися в широком круге социокультурных явлений: глобализации, миграционных и мультикультурных процессах, развитии и доминировании массовой культуры. Институт образования, находящийся в последние десятилетия в процессе реформирования, в большей степени ориентирован на обучающую функцию и практически упускает из виду формирование мировоззрения молодого человека – системы его нравственных ориентиров, жизненной стратегии личности.

Таким образом, чтобы социальное созревание человека

впоследующем не заняло весь период его жизни, стоит обращать внимание на анализ социальных технологий, реализуемых

впроцессе первичной социализации, а не ограничиваться простым увеличением возрастных границ, отодвигая период ответственного зрелого отношения к себе, к своей жизни на более поздние сроки.

230

Соседние файлы в папке книги