Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебники 60123.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
999.42 Кб
Скачать

3. Экономическая мысль Средневековья

Экономическая мысль Средневековья, судя по дошедшим до нас литературным источникам, носит ярко выраженный богословский характер. Но под религиозной оболочкой порой скрывались своеобразные экономические идеи. Кратко остановимся на тех, которые были сформулированы в Западной Европе.

Там к эпохе раннего Средневековья завершился процесс распространения и закрепления христианства как ведущей религии. Первоначально христианство возникло как секта внутри иудаизма. Окончательное размежевание произошло в II-III вв. н.э. по проблемам теологии и христологии. Но многие духовные ценности, в том числе нормы хозяйственной этики иудаизма, вошли в идеологию христианства. Кроме того, еврейская Библия сыграла значительную роль в формировании протестантских движений на исходе Средневековья. Поэтому, прежде чем перейти к изложению «монастырской науки Средневековья», рассмотрим хозяйственную этику Пятикнижия Моисея и других книг еврейской Библии.

В основе Моисеева закона лежат два начата – справедливость и праведность.

Справедливость, в применении к нашей теме, означает признание и неприкосновенность шести основных прав человека: на жизнь, собственность, одежду, жилище, труд и отдых.

Праведность предполагает выполнение человеком своих обязанностей. По отношению к ближнему это, прежде всего, помощь бедным и больным. По отношению к земным благам –понимание, что любое из них доверено человеку Богом. Человек – не хозяин своей собственности, а управляющий по доверенности. Земля вся принадлежит Богу.

Запрещалось использовать нужду ближнего своего для собственного обогащения, брать уплату долга с лихвой, задерживать плату за труд наемного работника, обмеривать и обвешивать.

Каждый седьмой год требовалось прощать все долги и отпускать на волю рабов, которые сами продали себя в рабство из-за долгов. Через каждые пятьдесят лет объявлялся «юбилейный» год. Человек, который вынужден был продать наследственный участок земли или дом, имел право выкупить их обратно. Но если такой возможности у него не было, то в «юбилейный» год его надел должен быть ему возвращен. Суббота была обязательным днем отдыха для всех, включая рабов и даже скотину.

Судьям предписывалось судить только по справедливости, независимо от имущественного состояния истцов и ответчиков. Перед законом были равны все – и свободный, и раб. Если хозяин нанес рабу увечье, то обязан был немедленно отпустить его на волю. Нельзя было возвращать на прежнее место беглого раба. За имущественные преступления нельзя было наказывать смертной казнью. Сын не отвечал за преступления отца.

Как уже отмечалось выше, христианство приняло многие нормы хозяйственной этики иудаизма. К ним относятся утверждение достоинства человеческого труда как основного источника богатства, идея принципиального равенства людей перед Богом, служебное положение материальной деятельности по отношению к духовной жизни человека, обязательная благотворительность и положение, что все имущество есть собственность Бога, – «Бог дал, Бог взял».

Было окончательно сломано психологическое противопоставление между свободным и рабом, между аристократом и бедняком. Уже в III веке н.э. церковь разрешила браки между свободными и рабами. Рабовладельцы были обязаны относиться к рабам как к своим братьям и, умирая, отпускать их на волю. В первые столетия своего существования христианство осуждало имущественное неравенство, ростовщичество. В крайних формах это доходило до отрицания частной собственности.

Августин Блаженный (Святой Августин) считал частную собственность причиной ссор, вражды, ненависти. Климент Александрийский, Киприан Медиоланский, Иероним, Григорий Богослов (их называют отцами церкви), Василий Великий, Иоанн Златоуст и их последователи осуждали праздность, восхваляли труд и заработок от собственного труда. Только на этой основе допускалось владение имуществом.

Деньги рассматривались как неизбежное зло. Только благотворительность могла оправдать их наличие, Отношение к торговле было подозрительным. Торговец ничего не прибавляет к ценности товаров и если он получает за них больше, чем заплатил, то его прибыль есть чей-то убыток, – рассуждал Иероним. Поэтому раннехристианские авторы допускали торговлю только в пределах своих потребностей, но не для наживы. Отношение к ростовщичеству также было резко отрицательным. Василий Великий называл процент «чудовищным зверем» и «порождением ехидны». Церковные сборы начиная с IV века запрещали духовным лицам заниматься ростовщичеством под угрозой отлучения от церкви. Мирянам делалось послабление: на первый раз прощалось, при условии покаяния, но при повторе – отлучение.

Как мы видим, экономически мысль Пятикнижия Моисея и христианства не пытается объяснить экономическую действительность как она есть (этот метод называется позитивным, и таков метод Аристотеля), а предписывает, какой ей следует быть (такой метод называется нормативным). Понятно, что реальная экономическая жизнь людей далеко не всегда согласовывалась с хозяйственной этикой христианства. Можно даже сказать, что для всей эпохи средних веков характерным бало то, что хозяйственная жизнь развивалась сама по себе, а экономическая мысль – сама по себе.

Однако не надо думать, что из-за неизменности религиозных принципов экономическая мысль не могла развиваться. Она не только развивалась, но в ней даже стали появляться элементы анализа, т.е. науки в современном смысле слова. Яркий тому пример – труды доминиканского монаха Фомы Ак-винского (Аквината) (1225-1277).

Но прежде чем познакомиться с экономическими взглядами Аквината, разберемся с экономическими воззрениями канонистов, представителем которых он является.

В период раннего (V-XI вв.) и позднего (XII-XIV вв.) Средневековья церковные ученые разрабатывали кодекс законов, известный под названием «каноническое право». Этих авторов и называют канонистами.

Экономическая мысль ранних канонистов категорически осуждала торговую прибыль и ростовщический процент, видя в них результат неправильного обмена и присвоения чужого труда. Эквивалентный обмен считается возможным только при установлении «справедливых цен». Под «справедливой ценой», по существу, имели в виду цену, равную затратами труда, и учили, что «несоблюдение пропорционального равенства поведет к распадению общества».

В период позднего Средневековья, когда усилилась сословная дифференциация общества, возросли число и мощь городов, в которых стали процветать ремесло, промыслы, торговля и ростовщичество. Все большее значение стали приобретать товарно-денежные отношения. Поэтому поздние канонисты как бы расширили круг аргументов, объясняющих экономические проблемы и причины сословного неравенства. Это видно, в первую очередь, из суждений Аквината.

В своем трактате «Сумма теологии» он писал о том, что человек обязан трудиться для своего существования. Цели труда состоят в удовлетворении потребностей, в устранении праздности и в благотворительности. Отдельный человек не может создать все необходимое для удовлетворения своих потребностей. поэтому Бог установил разделение труда и множество различных профессий. Частную собственность он не осуждал, но собственник должен был помнить, что он только управляющий тем имуществом, которое принадлежит всем. В то же время он хорошо понимал, что собственность является хорошим стимулом к труду и общество собственников всегда хочет мира и порядка. Владение собственностью требует благотворительности.

Как и Аристотель, Аквинат выделял два типа торговли: для собственного потребления и для наживы. Первое естественно, второе – нет, так как страсть к наживе не имеет естественных границ и поэтому греховна.

Но, развивая мысль дальше, Аквинат приходит к выводу, что бывает много случаев, когда продавать дороже не грех. Во всех этих случаях между покупкой и продажей с вещью может произойти разное: от улучшения внешнего вида до перемещения во времени и пространстве. Например, вещь надо перевести из одной местности в другую. Это требует определенных издержек, которые допустимо прибавить к первоначальной цене. Кроме того, перевозка сопряжена с риском потерять товары и понести убыток. То есть здесь мы впервые сталкиваемся с понятием прибыли как «платы за риск» предпринимателю. Это понятие занимает большое место в современной экономической науке.

Рассуждая дальше. Аквинат указал, что сам факт продажи дороже, чем купли, еще не грех. Важно намерение. Если прибыль извлекается ради содержания семьи, помощи или пожертвований на оборону Отечества, то это не нажива, а плата за труд купца. Истолкование прибыли как вознаграждение труда предпринимателя также сыграло свою роль в развитии экономической науки.

На вопрос, что считать необходимой величиной для содержания семьи, у Аквината есть ответ. Каждый человек принадлежит к определенному сословию, которому соответствует определенный образ жизни и уровень дохода. Преступить этот уровень – грех. Отсюда следует, что «справедливая цена» – это такая цена, которая дает нормальный для данного сословия доход. Таким образом, в отличие от ранних канонистов, Аквинат отошел от затратного подхода к назначению «справедливой цены» и считал, что продавец может «по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе», и при этом она «не будет продана дороже, чем стоит владельцу», в противном случае ущерб будет нанесен и продавцу, который недополучит соответствующее его положению в обществе количество денег.

В вопросе о деньгах Аквинат разделял взгляды авторов Древнего мира и ранних канонистов. Он считал, что причиной их появления является волеизлияние людей для обладания «вернейшей мерой» в торговле и обороте. Взимание процента за деньги, взятые взаймы, он, называл продажей того, чего нет. Он сравнивал это с тем случаем, когда хотят продать вино и еще продать право пить это вино. Деньги придуманы для удобства обмена. Поэтому брать дополнительную плату за пользование деньгами является грехом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]