Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 3000516.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
30.04.2022
Размер:
9.17 Mб
Скачать

Общественная активность

Общественная активность бывает разной. Это может быть организация спортивных мероприятий, походов в театр или кино, работа в политических партиях и многое другое. В чем я только не участвовал в силу особенностей времени, обстоятельств и собственного темперамента. Но были два случая, когда я попытался повлиять на ход больших событий в стране.

В начале 80-х годов американский президент Рональд Рейган развернул работы по так называемой Стратегической оборонной инициативе, предполагавшей создание рентгеновских лазеров, способных уничтожать советские ракеты в космосе. Наши руководители страшно всполошились и начали аналогичные крупномасштабные работы. Все это подробно освещалось в печати. Одним из детищей такой программы у нас стал проект космического корабля Буран и ракеты Энергия. Я не имел доступа ни к каким секретным документам и технологиям, но мне, как специалисту по сверхсильным лазерным полям, было очевидно, что проект нереализуем, поскольку противоречит многим физическим явлениям и законам, но может разорить нашу страну. Накал страстей, тем временем нарастал, и советские военные требовали адекватного ответа. Я написал письмо в ЦК КПСС по этому вопросу, в котором доказывал, что американский проект пустышка и передал его в запечатанном конверте в Воронежский обком партии. Недели через две последовала реакция. Меня вызвали в соседнее с обкомом здание, где меня ждал для беседы сотрудник КГБ. Слава богу, это оказался мой одногруппник по физфаку, который в это время курировал от КГБ вузы Воронежа. Поскольку Петя всегда был уравновешенным, разумным и образованным человеком, то наша беседа прошла мирно и спокойно, больше для протокола. По существу моего письма он мне вопросов не задавал, а спросил, доволен ли я жизнью, нет ли у меня обид. Т.е. предполагалось, что такое письмо мог написать человек только в погоне за карьерой и деньгами. В итоге, огромные средства были все равно потрачены на советский аналог СОИ, хотя несколько позднее появилась книга «Космическое оружие: дилемма безопасности» Е.П. Велихова, Р.З. Сагдеева и А.А. Кокошина, в которой авторы, по сути, пришли к тем же, что и я выводам. СОИ провалилась и у США и у нас, но ускорила кончину СССР.

Второй раз я не на шутку разволновался, когда М.С. Горбачев приступил к перестройке без ясной цели и плана. Я тогда имел еще весьма незначительные представления о системном анализе, но достаточные, чтобы понимать, что подобная затея для успешной реализации требует огромных материальных и интеллектуальных усилий. Без этого нас ждет катастрофа. Я долго внутренне метался и написал письмо Горбачеву. Суть письма состояла в том, что для успешной реализации перестройки нужен общегосударственный проект экономических изменений, масштабы которого были бы сопоставимы с атомным проектом СССР с использованием всех имеющихся у страны научных, технологических и материальных возможностей. Усилия научного сообщества, по моему мнению, должны были быть всецело сосредоточены на разработке программы экономических преобразований и математическому моделированию их последствий, благо работы Дж. Форрестера в нашей стране были известны, да еще был жив академик Н.Н. Моисеев. На этот раз реакции просто не последовало.

Так безрезультатно и бесславно закончились мои скромные попытки предотвратить катастрофу распада СССР. Больше я таких писем руководству страны не писал.

Что касается научных общественных организаций, то в разные годы я состоял в таких из них как Международная ассоциация спектроскопистов, Ассоциация «Евронаука», Российское физическое общество, Академия естественных наук (РФ), Нью-Йоркская академия наук, Американское оптическое общество, Американское физическое общество, SPIE (Международное общество оптики и фотоники). Пожалуй, наиболее полезной из них была Международная ассоциация спектроскопистов благодаря неутомимой работе Л.А. Буреевой, которая помогала в организации и проведении конференций, в публикации научных трудов и координации работ в области спектроскопии и атомной физики. Наверное, и остальные организации, в которых я состоял, тоже весьма полезны, но мне этого не удалось особо ощутить.