Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Типовые вопросы на экзамен по Методологии.docx
Скачиваний:
122
Добавлен:
16.04.2023
Размер:
897.79 Кб
Скачать

5. Научное и обыденное знание.

Научное знание - это объектный вид знания, удовлетворяющий следующим требованиям: определенность, доказанность, системность, проверяемость, полезность, рефлексивность, методологичность, открытость к критике, способность к изменению и улучшению. Знание (информация), не удовлетворяющее этим критериям, не имеет права находиться в системе научного знания и является ненаучным.

Обыденное знание - знание, полученное в повседневной жизни, которое обладает следующими особенностями:

  • субъектом знания являются широкие массы людей, а его объектом – явления жизненного опыта и трудовой деятельности;

  • в качестве методов выступает непосредственная жизненная практика;

  • содержание знания не проникает в сущность;

  • знание выражается естественным языком и описывает практические действия человека.

Научное познание отличается от обыденного познания своей системностью и последовательностью, как в процессе поиска новых знаний, так и упорядочения всего известного, наличного и вновь открытого знания. Каждый последующий шаг опирается на шаг предыдущий, каждое новое открытие получает свое обоснование, когда становится элементом определенной системы знания. Чаще всего такой системой служит теория, как развитая форма рационального знания.

В отличие от этого, обыденное знание имеет разрозненный, случайный и неорганизованный характер, в котором преобладают не связанные друг с другом отдельные факты, либо их простейшие индуктивные обобщения. Дальнейший процесс систематизации знания в науке находит свое продолжение в объединении теорий в рамках отдельных научных дисциплин, а последних - в междисциплинарных направлениях исследования.

6. Научная картина мира и ее мировоззренческая роль.

Из самого определения научной картины мира как целостной системы представлений об общих свойствах и закономерностях природы, основывающейся на синтезе знаний, вытекает ее мировоззренческая функция. Научная картина мира подвержена изменениям, уточнениям со стороны научной теории, ее определяющей, вследствие чего является важнейшим фактором формирования мировоззрения. Научная картина мира выполняет функцию системности, реализуя целостный взгляд на мир, синтезируя дифференцированное знание частных наук с учетом фундаментальной теории, которая и является главным системообразующим фактором. Онтологическая функция научной картины мира связана со способом задания предметной области исследования и расчленением объектов исследования (например, объекты макромира в классической механике, микромира - в квантовой физике).

Особенности научного знания сохраняются и при включении его в мировоззрение. Научное знание несет с собой научную картину мира, способы познания, оценки, принятия и отвержения знаний. Помня, что мировоззрение - это представление человека о мире и своем месте в нем, приходится считаться с возможностью антропоцентризма и даже субъективизма в нем.

Человек объясняет и выбирает картину мира, в частности, решает, в какой степени можно довериться научной картине мира. Не прослеживая глубинных психологических оснований выбора, легко видеть диапазон отношений к научной картине мира: от ее безоговорочного принятия до ее полного подчинения вне-научным представлениям.

 

Принятию научной картины мира сопутствует принятие философии науки, предопределяющей отношение к вненаучным знаниям. Вненаучные знания расцениваются ею в качестве ложных, фантастических и в лучшем случае лишь вуалирующих нечто непознанное наукой. Если мировоззрение руководствуется философией науки, оно исключает явные вненаучные, особенно антинаучные, представления.

Нет недостатка в психологических, эмоционально-волевых определениях выбора мировоззрений, сочетающих научные и вне-научные представления либо вовсе подчиняющих первые вторым. Все они субъективно эквивалентны, т.е. эквивалентны по субъективному предпочтению (у каждого есть право на предпочтение). Не оправдано, однако, стремление считать их объективно эквивалентными, т.е. эквивалентными в отнесении к объективному миру. Как известно, объяснительные, предсказательные и преобразующие мир возможности научного и вненаучного знаний остаются несоизмеримыми.

 Предложенные доказательства объективной эквивалентности альтернативных мировоззрений основаны на непроверяемых допущениях, ложных тезисах либо ошибках в умозаключениях. К примеру, со времен Г. Спенсера принято отождествлять науку и религию по неясности или непостижимости первореальностей: материи с ее бесконечностью, непрерывностью и прерывностью, с одной стороны, и Бога с его всемогуществом, триединством, чудотворством, - с другой. Но нельзя не замечать принципиальной разницы как между первореальностями, так и между соотвествующими им неясностями и непостижимостями.

 Материя в ее представленности свойствами и формами - результат научного познания со всеми его особенностями, Бог - результат откровения, постижения в экстатическом состоянии. Неясность и непостижимость материи преодолеваются или отодвигаются прогрессом научного познания, неясность и непостижимость Бога непреодолимы либо углубляются познанием Бога в творчестве (например, с точки зрения Н.А. Бердяева).

Не следует забывать также, что в то время, как свойства материи определимы в утвердительных высказываниях, свойства Бога в традиции Плотина определимы лишь в отрицательных высказываниях, так как положительные высказывания, опирающиеся на тварный мир, дают самопротиворечивую характеристику творца (в терминах всемогущ - не всемогущ, добр - зол, прекрасен - безобразен и т.п.). Но отрицательные высказывания не дают характеристик объекта познания и не доказывают его существование.

Не лишне повторить, что обретение мировоззрения может обусловливаться сугубо субъективными предпочтениями, воплощающими своего рода свободу совести или вероисповедания. Однако отсюда не следует всесторонняя равноценность обретенных мировоззрений.

Таким образом, научное знание обладает особенностями, идеалами и критериями, накладывающими отпечаток на окружающий духовный и практический мир.