Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
OxPPMFn9ox.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
15.04.2023
Размер:
891.83 Кб
Скачать

Первичная гипотеза должна быть проверена в процессе аналитического описания всего текста, чтобы определить, насколько она подтверждается другими фрагментами. Качественно-насыщенное описание служит ценной базой для дальнейшей интерпретации. Даже простая хронологическая систематизация материала может иногда привести к построению первичных гипотез.

Основные требования к качественному описанию:

1.Субъективные значения и смыслы повествования описываются и анализируются в определенном пространственно-временном контексте.

2.Прежде чем фиксировать эти смыслы и значения, полезно обсудить транскрипт с другими участниками исследования.

3.Не следует пренебрегать возможностью несколько раз вернуться к респонденту и уточнить, какой смысл имело для него то или иное явление, событие, поступок.

4.Субъективные намерения респондента сами по себе не могут служить достаточной основой для интерпретации и гипотез.

5.Текстовый материал всегда содержит в себе данные о процессах изменений в жизни человека и условиях его жизнедеятельности.

6.Изменение может быть проанализировано через определенные фазы, ключевые события и их последствия или же комплекс скрытых взаимодействующих факторов, которые влияли на происходящие события.

Этап 4. Концептуализация

(Анализ данных на основе «плотного» описания)

Первичная классификация данных

Классификация, или номинация данных – это объединение содержания текстовой информации в некоторую обобщенную категорию – в один класс. Это необходимо для сопоставления одного случая с подобными. Так, высказывания о родителях могут быть объединены в класс «отношение к семье». Или можно выделить класс «культурная среда»; «мы – идентификация», «личностная идентификация».

Иногда возникает необходимость ввести дополнительные номинации. Обобщение номинаций – это метод, посредством которого частные данные соединяются в определенную совокупность аналогичных явлений, которые можно выразить в системе социологических понятий. Происходит взаимодействие между проблемно-теоретическим «полем» исследователя и фрагментом социальной реальности, в процессе которого «примеряются» разные категории и происходит окончательный выбор парадигмы.

147

Пример классификации высказываний о роли и авторитете отца в семье

(из исследования Е.Ю. Мещеркиной, 1996) [41]

Транскрипт

 

Классификация

«…Конфликты с отчимом? Нет, были, ко-

Отношения с отцом (применение

нечно, иногда. Но вот, кстати, он никогда

 

силы в воспитании, «жесткая» практи-

не любил меня учить чему-нибудь или там

 

ка);

мораль читать. В основном, мать, конечно.

роли отчима и матери в воспитании

Она заставляла меня даже ремешком сте-

 

(периферийная роль отчима, активная

гать, но это редко было. Я на них не злюсь.

 

 

– матери);

А он считал, что я должен сам все понять,

изменение в семейных отношениях по

за что я ему благодарен… Он мне не наса-

 

мере взросления сына (занятия спор-

ждал свое мнение, но когда я уже подрос,

 

 

том, реализующие агрессивность, до-

уже окреп… К тому же я тогда года два,

 

 

минантность);

так 9–10 класс, занимался каратэ, чего-то

ответная реакция сына по отношению

умел. Помню, даже пару раз было – я его

 

к отчиму (ответное применение силы

побил. И с тех пор он вообще уже ко мне не

 

 

в споре с ним).

приставал. Ну, так поорет…»

 

 

 

Не исключено, что какие-то категории будут уточнены, укрупнены, но именно первичные классификации этого интервью станут основой анализа отношений «отец-сын» в других текстах.

Классификации не должны пересекаться, они напоминают неупорядоченную номинальную шкалу в количественном подходе: описываемые фрагменты либо «включены», либо «исключены» в данной номинации. Впоследствии каузальные связи (связи зависимости) между классифицированными фрагментами могут быть выявлены только при соблюдении данного требования.

Правила классификации:

Классификация является первым шагом концептуального анализа.

Она предусматривает разрыв непрерывного текста и его новое построение теперь уже на основе обобщенных понятий.

Классификация осуществляется на основе совмещения здравого смысла с аналитической интуицией исследователя.

Главная цель классификации – сравнение фрагментарных данных, их обобщение.

Многократный пересмотр выбранных категорий способствует более адекватной номинации.

Итоговая концептуализация должна соответствовать проблемным целям исследования.

Именно классификация лежит в основе выявления зависимостей. Теперь, когда обыденные понятия классифицированы, мы можем выявить закономерности, вариации и отклонения в данных, обнаружить общие смыслы и образцы поведения в рамках одной и той же общности.

Кластеризация и метод аналитической индукции

Далее категориальный анализ предполагает соединение номинальных классификаций в кластеры. Кластеры объединяют внутренне тождественные и не связанные между собой категории в более емкие «образы».

Примером является исследование о передаче социально-культурных ценностей от поколения к поколению, в результате которого появилась первичная гипотеза о «культурной функции бабушек» в русских семьях (раннее знакомство с грамотой и затем получение высшего образования внуками). Было обнаружено отклонение некоторых результатов от первоначальной гипотезы. В «отклоняющейся» семье функции бабушки сводились к уходу за внуком, к функциям «няни». Это касалось бабушек из необразованных семей.

Таким образом, мы прошли путь аналитической индукции:

первоначально упоминавшиеся в нескольких биографических текстах разнохарактерные занятия бабушек с внуками были классифицированы как «культурные функции бабушек в семье»;

затем эта классификация по функциям была соединена с, казалось бы, несвязанными с ней классификациями: «уровень образования бабушки» и «социальная среда бабушки»;

в результате мы получили два окончательных кластера: «функции бабушек из образованных семей» и «функции бабушек из необразованных семей». Первый образ – «бабуш- ка-воспитатель», второй – «бабушка-няня»;

первый образ характеризуется передачей духовного капитала бабушкиной семьи, тогда как второй – лишь функцией ухода за внуками.

Таким образом, мы выявили, по терминологии Ф. Знанецкого, логические классы, хотя репрезентативно бабушек не изучали. Таким образом, произошло восхождение к мини-теории. Используется логика аналитической индукции. Это метод, который предполагает интенсивное изучение отдельных случаев в качестве доказательства, что некоторая закономерность имеет общий характер и распространяется на всю совокупность.

Методология теоретической концептуализации случая

Американские социологи А. Страусс и В. Глэйзер предложили иную концепцию качественного анализа, которую назвали grounded theory, то есть интерактивное построение мини-теорий в процессе сбора и анализа эмпирических данных.

Цель исследования – построение теории данного феномена, наблюдаемого в жизненной практике. Тактика состоит в следующем: исследова-

149

тель собирает многоаспектные сведения о событиях, действиях и отношениях людей; группирует и связывает разнородные данные с обобщающими понятиями и, поэтапно поднимаясь к все более абстрактным категориям и концепциям, конструирует абстрактный теоретический «случай», что позволяет представить его в виде самостоятельной теории или же теоретических предположений относительно природы данного феномена.

Основное назначение исследовательских идей, возникающих в процессе наблюдений, интервью, как раз и состоит в концептуализации обыденного опыта, по мнению Глэйзера и Страусса. В качественных методах акцент ставится на создании мини-теорий, а не верификации, проверке более общих теорий. Здесь теории и идеи проверяются только в одном аспекте – насколько они адекватны по отношению к конкретным данным.

Восхождение от фактов к теории достигается благодаря тому, что:

непосредственные данные наблюдения содержат информацию о структурах, отклонениях, нормах, процессах, образцах поведения и их результатах;

полевые данные могут считаться конечным продуктом изучения некоторой ограниченной области социальной реальности, в рамках которой обычно действует не так много исследователей;

эти сведения наиболее адекватны как информация обо всех сторонах жизнедеятельности объекта в единстве его сложностей, противоречий, то есть в реальной ситуации бытия;

проблема состоит в том, чтобы правильно систематизировать собранные данные, обозначить и закодировать, а затем

– проанализировать так, чтобы в результате полученная информация приобрела теоретический смысл.

Рассмотрим, как возможно теоретическое построение из анализа отдельного случая на примере исследования судеб людей в советской России 30–40-х гг. Мы начинаем с «плотного» описания профессиональной карьеры одного респондента и концептуализируем транскрипт в понятиях социальной мобильности. Далее мы сравниваем стратегию профессиональной мобильности этого респондента с профессиональной биографией другого человека и находим, что за внешней похожестью здесь обнаруживаются принципиально разные жизненные стратегии. Это обстоятельство требует теоретической интерпретации. Дополнительный источник информации (интервью с дочерью респондента) позволил понять субъективный смысл социальной мобильности респондента как «стратегию убегания» от репрессий за свое происхождение. Выдвинутая идея о жизненной стратегии выходцев из «нетрудовых слоев» в описанные годы может претендовать на статус «мини-теории».

Классическим примером поэтапного восхождения от фактов к теории может служить исследование Э. Гоффмана о «моральной карьере пси-

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]