Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
53.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
13.11.2022
Размер:
821.25 Кб
Скачать

6.3. Модель эндогенного экономического роста Дж. Гроссмана и Дж. Хэлпмана

В модели Дж. Гроссмана и Е. Хэлпмана рассматривается экзогенное влияние наукоёмких продуктовых инноваций на темпы экономического роста [23].

Дж. Гроссман и Э. Хэлпман построили трёхсекторную модель: 1) сфера НИОКР; 2) производство промежуточных товаров; 3) производство товаров для конечного потребления). В данной модели допускается перераспределение человеческого капитала между двумя странами.

Дж. Гроссман и Е. Хэлпман на базе модели двух торгующих между собой стран, в частности, выявили, что субсидии в сферу НИОКР страны, обладающей относительным научно-техническим превосходством, увеличивают общие темпы экономического роста. Аналогичные субсидии в стране, где более развито производство конечной продукции, а не инновационная деятельность, могут дать обратные результаты. Протекционистская торговая политика способствует экономическому росту в том случае, если проводится страной с менее высоким уровнем развития сектора НИОКР. Но оказывает противоположный эффект, если осуществляется страной, обладающей преимуществами в сфере НИОКР. Их модель учитывает возможность перелива капиталов для инвестирования НИОКР и прогнозирует при определённых условиях, формирование транснациональных корпораций по мере приближения к равновесной траектории экономического роста.

6.4. Модель экономического роста ф. Агийона и п. Хоувитта

В модели экономического роста с эндогенным технологическим прогрессом Ф. Агийона и Хоувитта [23] использованы идеи Й. Шумпетера о роли созидательного разрушения в процессе экономического развития. Они применяют графики кривых экономического роста, в которых он определяется техническими характеристиками и поведением агента, как и у Й. Шумпетера.

В модели Ф. Агийона и П. Хоувитта экономический рост обусловлен технологическим прогрессом, который в свою очередь поддерживается за счёт конкуренции между фирмами, генерирующими и осуществляющими перспективные продуктовые и технологические инновации. В модели также описывается экономический механизм реализации инноваций. Любая инновация выводит на рынок новый промежуточный товар ( продукты, технологию), который может быть пригодным для более качественного, чем прежде, производства товаров конечного потребления.

Определяющей мотивацией для исследовательских фирм служит перспектива получения монопольной инновационной ренты. За счёт этой ренты покрываются издержки, связанные с разработкой и осуществлением инноваций. Размер инновационной ренты зависит от уровня конкуренции на рынке НИОКР, рынках технологий и их размеров, а также государственной политики регулирования НИОКР. Появление следующей инновации ведёт к моральному износу существующих до него промежуточных товаров [23; 25].

Продолжительность периода между двумя последовательными эффективными инновациями является случайной величиной в силу стохастической природы инновационного процесса.

Основные посылки модели Ф. Агийона и П. Хоувитта

Модель изучает условия равновесия между тремя видами предлагаемых на рынке объектов: 1) рабочей силы; 2) товарами конечного потребления; 3) промежуточными товарами, необходимых для производства товаров конечного потребления. Для всех рынков характерна совершенная конкуренция, кроме рынков промежуточных товаров.

В данной модели рассматривается три категории рабочей силы: 1) неквалифицированная рабочая сила М, которая может использоваться только для производства товаров конечного потребления; 2) квалифицированная рабочая сила N, которая может быть использована как в процессе проведения НИОКР, так и при производстве промежуточных товаров; 3) специалисты R, которые заняты только в секторе НИОКР.

Товары конечного потребления выпускаются с использованием перманентно обновляющихся промежуточных товаров и ограниченных ресурсов неквалифицированной рабочей силы М. соответствующая производственная функция имеет вид:

где y – объём выпуска товаров конечного потребления, x – количество используемых промежуточных товаров (технологий), А – параметр, характеризующий производительность промежуточных товаров.

Производство промежуточных товаров предполагает квалифицированную рабочую силу. Соответствующие трудовые ресурсы распределяются между промежуточным сектором и сектором НИОКР. В данных условиях общий объём ресурсов квалифицированной рабочей силы в моделируемой системе остаётся равным N.

Производственный процесс промежуточного сектора носит линейный

характер

где L – поток квалифицированной рабочей силы, занятой в промежуточном секторе экономики.

Поток инноваций генерируется случайным образом в секторе НИОКР. Интенсивность этого потока событий подчиняется распределению Пуассона и равна для любого момента времени выражению где величина n, характеризует ту часть квалифицированной рабочей силы, которая занята в секторе НИОКР;  – постоянный параметр;  – вогнутая производственная функция для всех n. Наличие квалифицированной рабочей силы в секторе НИОКР является необходимым условием функционирования модели, то есть

Значения  и  определяются особенностями функционирования сектора НИОКР, количеством и качеством используемых ресурсов. Допускается, что все количественные величины и цены в промежутке между двумя событиями (появлением инноваций) остаются постоянными. Лаги, связанные с диффузией инновационных технологий, отсутствуют.

В промежуточном секторе производится самый последний промежуточный товар. Производственное использование новых промежуточных товаров увеличивает параметры производительности А в секторе производства товаров конечного потребления в раз

где А0 – некоторое значение, отвечающее начальному моменту времени, t – представляет в данном случае порядковый номер инноваций.

Ценность инноваций определяется временем его жизни, которое, в свою очередь, зависит от количества специалистов, работающих в секторе НИОКР над осуществлением очередной инновации. Каждый момент времени в пределах моделируемой системы общество принимает единственное решение ─ как распределить ограниченные ресурсы квалифицированной рабочей силы между сектором НИОКР и производством. В определении темпов экономического роста решающую роль играет возникающий эндогенно переток специалистов между секторами производства промежуточных товаров и сектором НИОКР. Средний темп роста также возрастает в этой модели с увеличением размеров экономической системы (измеряемых общим количеством занятых).

Рассматривая условия равновесия Ф. Агийон и П. Хоувитт приходят в конечном итоге к выражениям

где AGR – средний темп роста экономики, VGR – дисперсия среднего роста, n*- доля квалифицированной рабочей силы, занятой в производстве промежуточных товаров.

Следовательно, рост интенсивности потока инноваций , масштаба влияния инноваций на экономику и доли квалифицированной рабочей силы n*, занятой в производстве промежуточных товаров (по сути, человеческого капитала в секторе НИОКР), ведёт на равновесной траектории к увеличению среднего экономического роста. При этом повышение ставки процента приводит к обратному эффекту. Модель Ф. Агийона и П. Хоувитта, также как и модель П. Ромера, прогнозирует эффект масштаба от увеличения в секторе НИОКР человеческого капитала [23].

Сглаживанию этих недостатков способствуют такие меры, как межфирменная кооперация и прямое участие государства в НИОКР.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]