Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Gosudarstvo_Katar-otrazhenia_vo_vremeni

.pdf
Скачиваний:
7
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
1.45 Mб
Скачать

230

И. П. СЕНЧЕНКО. ГОСУДАРСТВО КАТАР

 

 

Воспользовавшись скандалом, вызванным отказом эмира Ахмада созвать Косультативный совет, шейх Халифа при полной поддержке со стороны членов правящего семейства (число мужчин в нем, к слову, составляло в то время 500 человек) и армии совершил дворцовый переворот (22.02.1972). Объявил шейха Ахмада низложенным, и с согласия Семейного совета клана Аль Тани, провозгласившего его новым эмиром Катара, взял власть в свои руки.

Толчком к принятию шейхом Халифой решения об отстранении шейха Ахмада от власти послужило намерение эмира лишить шейха Халифу титула наследного принца и именовать таковым собственного сына, ‘Абд ал-‘Азиза ибн Ахмада.

Шейх Ахмад находился в это время в Иране. Занимался своим «любимым делом», как шутят историки, – охотой с ловчими птицами. Основанием для переворота послужила «отдаленность шейха Ахмада от народа», использование им значительной части доходов Катара от нефти на собственные нужды. Тратил он на себя, напомним, до четверти этих доходов (от 12,5 млн. до 17,5 млн. фунтов стерлингов в год). Численность населения Катара в 1972 г. не превышала 30 тыс. человек.

Скончался шейх Ахмад ибн Али Аль Тани 25 ноября 1977 г.,

ввозрасте 55 лет, в Лондоне, где лечился от рака. Захоронили его

вКатаре, на кладбище в Эль-Раййане. Жены шейха Ахмада, шейха ал-Ануд бинт Фалах Аль Тани и шейха Марйам бинт Рашид Аль Мактум, принцесса из правящей династии Дубая, подарили ему 9 детей (7 сыновей и 2 дочерей).

Â Ë Û Ü å D5

ГМФЯ АЛЦУЮЛ УПа АЛЧЛТ «Це ½ЛаУ

ЩЪЛРУЦ %# # " %%! ½ЪМРШНазМ СШТз

ºЪМРЪЛЬаШЫЬУ ЫЭТеПз

Шейх Халифа ибн Хамад ибн ‘Абд Аллах ибн Джасим ибн Мухаммад Аль Тани, сын шейха Хамада ибн ‘Абд Аллаха Аль Тани (ум. 1947 г.), родился 17.09.1932 г. в Эль-Раййане. До 1960 г. работал начальником сил безопасности по охране нефтяных месторождений, руководителем гражданских судебных органов, министром образования.

24 октября 1960 г. был объявлен наследным принцем и заместителем главы государства, а спустя две недели получил в управление еще и два министерства – финансов и нефти. До прихода к власти в стране занимал посты премьер-министра (стал первым в истории Катара премьер-министром, 29 мая 1970 г.) и министра иностранных дел. В 1966 г., с введением в оборот катарско-дубайского риала, единой денежной единицы для Катара и Дубая, являлся председателем Валютного агентства Катара и Дубая.

Принимал активное участие, как уже упоминалось в предыдущей части этого исследования, в создании федерации девяти шейхств Прибрежной Аравии.

22 февраля 1972 г. шейх Халифа стал эмиром Катара (в ходе бескровного переворота); сохранил за собой посты премьер-министра и министра обороны. Пост министра иностранных дел перешел к его брату, шейху Сухайру ибн Хамаду. Созвал Консультативный совет (1 мая 1972 г.), получивший право обсуждать бюджетно-

232

И. П. СЕНЧЕНКО. ГОСУДАРСТВО КАТАР

 

 

финансовые вопросы и обращаться к кабинету министров с интерпелляциями (запрашивать отчеты по разным направлениям деятельности правительства, включая финансово-бюджетные). 19.04.1972 г. реорганизовал правительство. Делал это впоследствии еще дважды: 18.07.1989 г. (состояло из 15 министров) и 01.09.1992 г. (включало 17 министров). Провел перестановки должностных лиц в министерствах и ведомствах. Сместил с поста главкома ВС Катара брата экс-эмира, шейха Касима, и с поста министра сельского хозяйства – сына бывшего эмира Ахмада, шейха ‘Абд ал-‘Азиза. Учредил три новых министерства (апрель 1972 г.). Должность министра внутренних дел доверил своему брату, шейху Халиду ибн Хамаду Аль Тани; министра по делам муниципалитетов – шейху Мухаммаду ибн Джабиру Аль Тани. Министром информации назначил Ганима ал-Кувари, представителя влиятельного в межплеменной структуре Катара племени ал-бу-кувара. Старшего своего сына, шейха Хамада, произведенного в генерал-майоры (февраль 1972 г.), утвердил на пост командующего вооруженными силами (31 мая 1977 г. объявил его наследным принцем с полномочиями премьер-министра и министра обороны).

Во внутренней политике главное внимание акцентировал на развитии хозяйственной деятельности, модернизации экономики и повышении уровня жизни населения страны. Провел преобразования в сфере финансов. Отделил государственный бюджет от доходов правящего семейства. Ограничил привилегии членов клана Аль Тани; сократил размер выдававшихся им пособий и субсидий. Ликвидировал так называемый цивильный лист эмира, дававший ему право использовать на личные нужды четверть ежегодных доходов страны. Половину доходов от нефти распорядился переводить на его личный счет, и с него оплачивал деятельность правительства. Любой чек свыше 50 тыс. долл. США подписывал лично. Сформировал Администрацию денежного управленя и Совет по инвестициям. В 1974 г., когда вся добыча нефти в стране и доходы от нее перешли под полный контроль государства, увеличил расходы на социальные нужды (на 30%) и правительственные программы в областях жилищного строительства (в течение года было построено и распределено среди коренных катарцев 2 500 домов), здравоох-

ЧАСТЬ XI. ШЕЙХ ХАЛИФА ИБН ХАМАД АЛЬ ТАНИ

233

 

 

ранения и образования. Надбавил пенсии по старости (на 25%) и поднял заработные платы военным, полицейским и госслужащим (на 20%) (1).

Вобласти экономики, модернизацией и диверсификацией которой он целенаправленно занимался, одним из крупных его достижений стало создание первого в зоне Персидского залива индустриального кластера – Умм Са’ид.

Годы правления шейха Халифы ознаменовались началом разработки (лето 1988 г.) крупнейшего в мире газового месторождения «Норт Филд» («Северное поле»), открытого геологами компании «Шелл», с подтвержденными запасами природного газа на нем в 250 трлн. куб. футов (оценочные – 500 трлн. куб. футов).

Энергетический кризис 1973-1974 гг. вызвал стремительный рост цен на нефть, что положительно сказалось на доходах Катара; в 1974 г. они дали в казну $1,6 млрд. (1973 г. – $463 млн. ), в 1977 г. – $2 млрд. (добыча нефти составила 2,5 млрд. барр.). Нарушая хронологию повествования, отметим, что в 1981 г. Катар получил от продажи нефти уже около 5,5 млрд. долл. США.

Были приняты меры по увеличению доли правителства в Катарской нефтяной компании. Если в 1973 г. она составляла 25%, то

в1974 г. – 60%.

В1974 г. эмир утвердил 10-летний план экономического развития Катара, предусматривавший ввод в строй ряда промышленных объектов: нефтехимического комбината в Умм Са’иде (с годовой мощностью в 280 тыс. тонн этилена и 140 тыс. тонн полиэтилена); завода по производству серы (мощностью в 50 тыс. тонн в год) и металлургического комбината, рассчитанного на выпуск до 500 тыс. тонн стали в год.

Содержался в нем и пакет мер по выстраиванию новой инвестиционной политки – с акцентом на приобретение доли акций в ведущих западных компаниях.

В1976 г. эмир Халифа национализировал нефтяной сектор и заменил концессии на контракты.

В1977 г. открылся первый в стране университет.

При шейхе Халифе расширись связи Катара с внешним миром, экономические и политические. Были установлены дипломатиче-

234

И. П. СЕНЧЕНКО. ГОСУДАРСТВО КАТАР

 

 

ские отношения на уровне послов в целым рядом стран. Повышенное внимание Катар уделял контактам с ведущими государствами Арабского Востока. Совместно с Саудовской Аравией предпринимал усилия по подрыву сотрудничества арабских стран с Советским Союзом. Подтверждением тому – визит в Каир, в мае 1973 г., саудовского короля Файсала, во время которого была достигнута договоренность о том, что Саудовская Аравия ассигнует 250 млн. ф. ст. на перевооружение египетской армии. Часть этой суммы изъявили готовность предоставить Кувейт, Абу-Даби и Катар. Цель акции – пошатнуть и разрушить советско-египетское военное сотрудничество (в июле 1972 г. президент Садат потребовал отозвать из Египта советских военных специалистов) (2).

1980-е годы – это время становления и стремительного выхода на авансцену мировой политики Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), политического феномена современного Арабского Востока. Созданный в 1981 г. , Совет сотрудничества в составе шести монархий Аравии (Бахрейна, Катра, Кувейта, ОАЭ, Омана и Саудовской Аравии) превратился во влиятельную региональную организацию многоплановой направленности.

Инициировал налаживание механизма взаимодействия и сотрудничества в рамках «аравийской шестерки» Кувейт. Деятельным сторонником основания ССАГПЗ выступил Катар. Толчком к формированию «союза шести» стала цепь событий, обостривших военно-политическую обстановку в Персидском заливе. Речь идет о приходе к власти в Иране аятоллы Хомейни (1979), вводе советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.) и о начале ирако-иран- ской войны (сентябрь 1980 г. – август 1988 г.), вооруженном противостоянии Ирака и Ирана, двух крупнейших в то время «центров силы» в зоне Персидского залива. Затяжная ирако-иранская война крайне отрицательно сказалась на политико-экономической ситуации в бассене Персидского залива вообще и в Катаре в частности. По данным страховой компании «Ллойдс», в акватории Персидского залива за время ирако-иранской войны было атаковано 546 танкеров и торговых судов, погибло 420 моряков и еще 452 получили ранения (3).

ЧАСТЬ XI. ШЕЙХ ХАЛИФА ИБН ХАМАД АЛЬ ТАНИ

235

 

 

До конца 1982 г. аравийские монархии Персидского залива предоставили Ираку финансовую помощь в размере 24 млрд. долл. США, и Тегеран стал рассматривать их как участников антииранской коалиции.

Объявление об образовании Совета сотрудничества состоялось на встрече глав государств шести монархий Аравии в АбуДаби (ОАЭ, 25–26.05.1981).

Создание ССАГПЗ явилось отражением на практике объективной потребности монархических стран Аравии в сотрудничестве и координации действий в целях противостояния вызовам времени. Учредив Совет сотрудничества, его участники укрепили их роль и место в системе международных отношений, нашли действенную форму общения с внешним миром. Взаимодействие и совместное – в рамках ССАГПЗ – развитие дает каждой из стран-членов «аравийской шестерки» те или иные дивиденды, либо политического (для Саудовской Аравии, Катара, Кувейта, ОАЭ), либо финансово-эко- номического (для Бахрейна и Омана) характера.

Совет сотрудничества – это организация, действительно, обладающая сегодня достаточно весомым влиянием в ЛАГ, ОИК и ОПЕК. Она способна заставить прислушаться к своему мнению по тем или иным актуальным для зоны Персидского залива вопросам ЛАГ и ОИК, США и Великобританию, ЕЭС и БРИК, равно как и другие промышленно развитые государства мира, политико-эконо- мические блоки и международные организации (4).

С экономической точки зрения «аравийская шестерка» представляет собой один из значимых компонентов энергетического, финансового и торгово-коммерческого потенциалов мирового сообщества. На долю шести государств-участников Совета сотрудничества приходится 43% общемировых подтвержденных запасов нефти, 23% общемировых запасов газа и свыше 50% мировой торговли нефтью. Суммарные активы за рубежом составляют примерно в 2,5 триллионов долл. США; более половины из них (1,3 трлн. долл.) размещены в США. Накопления государственных сберегательных фондов будущих поколений оцениваются в 4 трлн. долл США, а зарубежные активы банков (по состоянию на конец 2015 г.) – более чем в 400 млрд. долл США. Если учесть, что 50%

236

И. П. СЕНЧЕНКО. ГОСУДАРСТВО КАТАР

 

 

активов суверенных сберегательных фондов мира тоже представлены активами сберегательных фондов участников Совета сотрудничества, то вполне обоснованно можно утверждать, что страны-чле- ны ССАГПЗ играют сегодня весьма заметную роль в поддержании рабочего ритма мировой экономики, торговли и финансов.

В 1984 г. появились коллективные военные формирования ССАГПЗ – «Щит полуострова».

В сентябре 1983 г. силы безопасности Катара раскрыли заговор, имевший целью убийство эмира Катара, и даже покушение на глав других аравийских монархий в ходе встречи в верхах стран-членов ССАГПЗ в Дохе (ноябрь 1983 г.). Сведения о готовившейся акции предоставили Катру спецслужбы Египта. Было арестовано 70 человек. В ходе следствия выяснилось, что заговорщиков поддерживала Ливия, и поэтому временного поверенного в делах Ливии в Катаре объявили персоной нон грата.

В августе 1985 г. шейх Сухайм ибн Хамад Аль Тани, один из братьев эмира, недовольный тем, что наследным принцем шейх Халифа провозгласил своего сына, шейха Хамада, учинил новый заговор. Собрал группу своих сторонников из нескольких племен на севере страны и вооружил их. Но вскоре шейх Сухайм неожиданно скончался. Кое-какие действия после этого намеревались предпринять его сыновья. Замышляли, в частности, убийство министра информации и культуры Ганима ал-Кувари. Но об этом стало известно спецслужбам, и их арестовали.

Самыми влиятелными в стране и наиболее приближенными к эмиру и его дивану (двору) лицами того времени историки Катара называют:

шейха Хамада ибн Халифу Аль Тани, старшего сына эмира, наследного принца и министра обороны;

шейха Халида ибн Хамада Аль Тани, брата эмира, министра внутренних дел;

шейха Мухаммада ибн Хамада Аль Тани, брата эмира, министра образования и культуры;

-шейха Файсала ибн Тани Аль Тани, министра промышленности и сельского хозяйства (один из наиболее пожилых на то время и уважаемых членов семейства Аль Тани; родился в 1900 г.);

ЧАСТЬ XI. ШЕЙХ ХАЛИФА ИБН ХАМАД АЛЬ ТАНИ

237

 

 

шейха Джасима ибн Мухаммада Аль Тани, министра электричества и воды (родился в 1917 г.; его сын, шейх Хамад ибн Джасим, занимал пост начальника полиции);

шейха Ахмада ибн Сайфа Аль Тани, госминистра (с 1978 г.) по иностранным делам (родился в 1946 г.; обучался в Лондоне, где в 1971 г. получил диплом по специальности «общественное управление» ; с 1971 по 1977 гг. являлся послом Катара в Англии);

шейха ‘Абд ал-‘Азиза ибн Халида ал-Ганима, спикера Консультативного совета.

Что касается авторитетных и именитых семейно-родовых кланов, тесно связанных к тому же с правящим семейством Аль Тани, то таковыми, по мнению хронистов, выступали ал-Аттийа, ал-Ма- на, ал-Кувари, и ал-Манаи. Старейшины этих кланов занимали министерские посты и должности руководителей ключевых государственных организаций и компаний. Некоторые из них являлись крупными промышленниками и бизнесменами. Вес и влияние их в Катаре по-прежнему остаются значимыми и в наши дни.

Семейно-родовой клан ал-Аттийа считается наиболее влиятелным в Катаре после семейства Аль Тани; происходит из того же легендарного аравийского племени бану тамим. Клан поднялся и укрепил свое положение в межплеменной структуре Катара в 1960-е годы, когда решительно поддержал шейха Халифу ибн Хамада в его схватке за власть с соперничавшими группировками внутри семейства Аль Тани.

Хамад ал-Аттийа дружил с третьим правителем Катара, шейхом ‘Абд Аллахом ибн Джасимом. Его дочь, Марьйам, вышла замуж за первого сына шейха ‘Али ибн ‘Абд Аллаха, четвертого правителя Катара. Его сын ‘Абд Аллах ибн Хамад ал-Аттийа в 1980-е годы являлся самым влиятельным членом этого клана. Был близок

кэмиру Халифе и его колену ал-Хамад (бану Хамад) в правящем семействе, боровшемуся за власть в 1960-е годы с коленом ал-‘Али (бану ‘Али). Как только шейх Халифа стал наследным принцем, ‘Абд Аллах ал-Аттийа и его братья заняли важные посты в правительстве

исущественно расширили предпринимательскую деятельность их клана. По размеру бизнеса семейство ал-Аттийа входит в двадцатку крупнейших катарских финансово-торговых групп.

238

И. П. СЕНЧЕНКО. ГОСУДАРСТВО КАТАР

 

 

‘Абд Аллах ибн Хамад ал-Аттийа занимал должность начальника секретариата (канцелярии) шейха Хамада ибн Халифы, наследного в то время принца и министра обороны, и практически контролировал деятельность данного министерства. Одновременно с этим он возглавлял административный совет копмании «Галф Хелекоптерс Лимитид», филиала компании «Галф Эйр», ключевыми держателями акций которой являлись Катар, ОАЭ и Бахрейн. Основанная в 1970 г., компания «Галф Хеликоптерс Лимитид» располагала большим парком вертолетов и предоставляла широкий спектр транспортных услуг. ‘Абд Аллах ибн Хамад ал-Аттийа обладал крупной недвижимостью в Катаре и солидным портфелем инвестиций за рубежом.

Сын ‘Абд Аллаха, бригадный генрал Мухаммад ибн ‘Абд Аллах ал-Аттийа, занимал должность заместителя командующего ВС Катара. Летом 1895 г. органы госбезопасности пресекли попытку похищения генерала. Каких-либо версий о цели заговора и его участниках не сообщалось. Генерал Мухаммад контролировал военные закупки и строительство объектов Министерства обороны. Являлся крупным бизнесменом. Владел строительно-подрядной фирмой.

Другой сын ‘Абд Аллаха, Халид ибн ‘Абд Аллах ал-Аттийа, занимал пост (с 1976 г.) министра общественных работ. Был другом детства эмира Халифы и деловым партнером крупнейшего катарского бизнесмена Ахмада ал-Манаи.

Среди других влиятельных братьев ‘Абд Аллаха из колена ал-Хамад в семействе ал-Аттийа, следовало бы назвать: ‘Али ибн Хамада ал-Аттийа (занимался бизнесом) и ‘Абд ал-Рахмана ал-Ат- тийа, посла Катара во Франции. Кстати, в июле 1988 г. именно он подписал соглашение об установлении дипотношений с СССР.

Большим весом и авторитетом в те годы пользовались в Катаре еще два члена этого семейства: ‘Али ибн Насир ал-Аттийа, основной акционер и член совета директоров «Доха Бэнк»; и Халифа ал-Аттийа, предприниматель (в 1964 г. основал «Ал-Аттийа Контрактинг энд Трейдинг Компани» с отделениями в ОАЭ и других странах ССАГПЗ).

Могущественным семейно-родовым кланом в Катаре был и остается клан ал-Кувари из влиятельного в межплеменной струк-

ЧАСТЬ XI. ШЕЙХ ХАЛИФА ИБН ХАМАД АЛЬ ТАНИ

239

 

 

туре Катара племени ал-бу-кувара. Клан этот связан родственными узами с семейством Аль Тани. Представители клана ал-Кувари занимали и занимают важные должности в государственных министерствах и ведомствах, владеют крупными предприятиями.

Так, ‘Иса ибн Ганим ал-Кувари во времена правления эмира Халифы являлся министром информации и директором канцелярии эмира. В течение ряда лет работал, рука об руку, с главным советником эмира, доктором Хасаном Камалем (египтянином). Родился в 1942 г. Образование получил в Американском университете в Бейруте, который закончил с научной степенью «магистра политических и экономических наук». Поддерживал контакты с видными палестинскими общественными деятелями. Трудился в компании «Шелл» в Катаре. В 1971 г. стал политическим советником главы государства. В 1972 г., после прихода к власти шейха Халифы, ‘Иса ал-Кувари получил назначение на пост министра информации. Исполнял функции представителя эмира в советах директоров основных государственных компаний, включая Катарскую нефтяную компанию. Был, по воспоминаниям современников, человеком умным и проницательным. Обладал незаурядной памятью, за что и получил среди катарских чиновников прозвище «Живой справочник эмира». Выступал за поддержание Катаром сбалансированных отношений с Востоком и с Западом.

Среди других видных представителей этого клана, громко заявивших о себе во времена правления шейха Халифы, следует назвать:

Джасима ибн Ганима ал-Кувари, младшего брата ‘Исы, служившего генеральным секретарем МИД;

Ахмада ибн Рашида ал-Кувари и Мухаммада ибн Шахина ал-Кувари, бизнесменов;

доктора ‘Али ибн Залифа ал-Кувари, одного из именитых экономистов Аравии (возглавлял специальную группу по изучению газовых ресурсов Катара);

‘Али ал-Кувари, директора Катарского информагентства, и ‘Умрана ал-Кувари, директора Департамента гражданской авиации Катара.

Еще один влиятельнейший семейно-родовой клан в Катаре, громко заявивший о себе в годы правления эмира Халифы, – это клан ал-Мана.

Соседние файлы в предмете Международные отношения Катар