Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПЛ Экзамен.docx
Скачиваний:
99
Добавлен:
22.12.2020
Размер:
158.53 Кб
Скачать

Усвоение грамматических категорий имени прилагательного (разряды, склонение, степени сравнения, краткая форма).

Если проанализировать состав лексикона ребенка полутора-двух лет, то окажется, в нем преобладают существительные, на втором месте глаголы, а прилагательных очень мало. Конечно, ребенку важнее выделять предметы и обозначать действия, с ними связанные, чем указывать на качества этих предметов. Качество ведь есть нечто второстепенное по отношению к предмету.

Высказывания ребенка на втором году жизни еще элементарны и не могут вмещать более одного-двух синтаксических отношений. Обратимся сначала ко второй структуре, которая является базовой для образования основного разряда прилагательных — прилагательных качественных.

При анализе диалогов взрослых с детьми раннего возраста обнаруживается, что взрослые обращают внимание ребенка на две основные характеристики предмета: его общую оценку (положительную или отрицательную) и его размер.

Соответственно и в детском лексиконе появляются слова, служащие для выражения общей положительной или отрицательной оценки — во многих семьях это слова, которые назвали словами языка нянь: БЯКА (или КАКА) ~ для отрицательной оценки обычно неодушевленных предметов и ПАЙ — для выражения одобрения, положительной оценки человека и его поведения. Эти оценки чрезвычайно существенны для ребенка, так как формируют его этические и эстетические эталоны, помогают классифицировать предметы и события в соответствии с принятыми в обществе установками.

На ранней стадии возникают и первые определения — маленький и большой. Указание на большой размер предмета вначале происходит с помощью жеста: ребенок показывает размер предмета руками, часто сопровождая это вокализациями с очень характерной интонацией. В речи взрослых, обращенной к ребенку, большой произносится низким тоном, а маленький — высоким.

На втором году в речи некоторых детей встречаются случаи не вполне осознанного употребления прилагательных в сочетаниях с существительными, при этом можно видеть, что подобные сочетания составляют единый комплекс и в сознании ребенка не расчленяются на элементы. «Замороженными», однако, могут быть не только формы слов, но и словосочетания, и даже целые предложения.

Первые прилагательные, сознательно употребляемые детьми, это слова, обозначающие размер, вкус, цвет, вес, температуру, разного рода оценки. О том, что они уже являются самостоятельными лексическими единицами, свидетельствует тот факт, что они могут употребляться не с каким-то одним, а с разными существительными.

Многие из прилагательных появляются сразу в составе антони­мических пар (большой — маленький, горячий — холодный и т.д.). Ребенок усваивает общие компоненты значения, объединяющие антонимы или члены одной тематической группы, например цветовой, но при этом не может выбрать нужный член пары или член тематической группы.

Ребенком сначала усваивается принадлежность слова к определенной тематической области (например, цвет, размер.) и уже позднее — место, занимаемое данным словом в составе тематической группы. Очень многие дети в течение определенного периода понимают, что-то или иное слово обозначает цвет, но различий между цветовыми обозначениями постигнуть еще не могут при том, что воспринимают различия и сходство в цвете очень рано.

Около двух лет (а у многих и раньше) в речи детей появляются случаи изменения прилагательного по падежам, родам и числам, т. е. одно и то же слово может быть употреблено в разных формах. При этом согласование прилагательного с существительным по числу и падежу усваивается гораздо раньше, чем согласование по роду. Это связано с тем, что и сама категория рода существительных усваивается поздно. Замечено, что дети склонны употреблять вначале все прилагательные в форме либо мужского, либо женского рода.

Только позднее начинается дифференциация по родам, при этом период колебаний и ошибок занимает достаточно много времени. Относительные прилагательные появляются гораздо позднее, чем качественные. Это и понятно — любой язык, представляет возможность передать идею отношения к предмету, действию или месту путем прямой отсылки к соответствующему существительному, глаголу или наречию, т. е. вместо молочный кисель всегда можно сказать кисель из молока, а вместо., купальный костюм — костюм для купания. Относительные прилагательные составляют как бы второй эшелон слов и не входят число первой необходимости.

Обратимся теперь к рассмотрению проблем собственно грамматических. Дети практически не делают ошибок в образовании форм прилагательных. Для них не составляет особого труда образовать любую из 24 (для относительных и притяжательных) или 30 (для качественных) прилагательных форм. В словоизменении прилагательных ошибок очень мало. Это объясняется простым построением парадигмы прилагательного: в нашем языке все формы образуются от единой основы, ударение неподвижно, запретов и ограничений на образование форм нет. Самостоятельно образуя форму, ребенок действует в соответствии с данным правилом, и его форма неизбежно совпадает с уже имеющейся в языке, пространства для формотворчества не остается. Это лишний раз подтверждает запрограммированность детских инноваций: они возможны там, где налицо иерархически организованная система правил, а также имеются запреты и ограничения на действие правил. Если же система устроена простым и непротиворечивым способом, то даже ее громоздкость не является препятствием для быстрого и безошибочного усвоения. Сейчас мы говорим о конструировании формы, а не о выборе прилагательных. Выбор может быть ошибочным вследствие неусвоенное техники согласования с существительным.

Сложность для ребенка представляет лишь одна языковая операция — образование сравнительной степени (компаратива). В соответствии с внутренними системными закономерностями языка компаратив возможен только у слов, обладающих качественной семантикой и к тому же таких, которые обозначают качество, способное к «градуальному» изменению, т. е. к постепенному его уменьшению или увеличению. Поэтому в нормативном языке невозможен компаратив от относительных прилагательных. Детей это, однако, не останавливает: «Я бы тебе ПОШОКОЛАДНЕЕ конфету дал, да у меня нет».

Известно, что в нормативном языке не образуется форма компаратива от большей части цветовых прилагательных. Несмотря на это, в речи детей нам приходилось слышать не только ЗЕЛЕНЕЕ и ЖЕЛТЕЕ, но и КОРИЧНЕВЕЕ, ОРАНЖЕВЕЕ.

Еще одно явление детской речи — предпринимаемые детьми попытки образовать формы компаратива от существительных. В современном литературном языке такие формы отсутствуют. Известно, что они существуют в некоторых русских народных говорах, однако нельзя предположить, чтобы ребенок, их употребивший, заимствовал их из диалектной речи взрослых. Скорее всего, здесь реализуется чрезвычайно глубокая потенция языка, которая осталась нереализованной в языковой норме. Знаменательно, что такой модификации может подвергнуться отнюдь не любое существительное, а лишь такое, в котором ребенок чувствует качественное значение: «ЯПРИНЦЕСЕЕ, чем ты».

Еще чаще встречаются случаи, когда дети своим словообразованием заполняют относительные лакуны — во взрослом языке компаратив есть, но образован иначе.

Анализ детских инноваций позволил выявить следующее. Детьми используется почти исключительно (в 99\% случаев) формообразовательный суффикс -ЕЕ/-ЕЙ. Детские окказиональные формы часто отличаются от нормативных эквивалентов только этим аффиксом:), «Скоро буду ТОНЬШЕЙ Мариночки» (тоньше), а также местом ударения.

Детская форма может отличаться от нормативной не только формообразующим аффиксом, но в большей или меньшей степени — основой. В ней, как правило, отсутствуют чередования: «Сталь ТВЕРДЕЕ, чем железо» (тверже — с чередованием Д/Ж).